Батик роспись по ткани

Батик: роспись по ткани для начинающих, мастер-класс с фото и видео

В художестве раскрашивание текстиля является целой отраслью творческого занятия по созданию картин, дизайнерских элементов гардероба и соединяет в себе несколько способов нанесения краски. В данной статье мы рассмотрим роспись по ткани батик для начинающих.

Батик зарождался в Индонезии и техника изготовления цветных тканей с узорами существует по наши дни. Многие особенности нанесения рисунка в большей степени схожи с методами традиционного окрашивания шелка и хлопка в Японии и Индии. Некоторые отличаются по своему инструментарию, набору материалу и технологии окрашивания.

В наше время окрашивание тканей на дому — распространенное хобби, и мастера занимаются росписью по текстилю ради художественного удовлетворения. Также техника батика применяется для реставрации безнадежно испачканной одежды или вовсе для получения эксклюзивных платков, футболок, платьев и так далее.

Горячий батик

Художественная роспись с помощью резервирующего вещества – расплавленного воска. Такое вещество делает рисунки на ткани с помощью специального инструмента чантинга, медный резервуар на ручке, в который помещается кипяченый жидкий воск, а на конце резервуар имеет тонкое сопло, из которым собственно и рисуют узоры. Для бензинового резервирующего средства используют стеклянную трубку. Таким способом ткань опускается в краску для текстиля, это могут быть анилиновые красящие порошки, которые разбавляются водой или наносится кистью, а разрисованные места останутся не тронутыми.

На высохшую краску можно продолжать наносить средство и окрашивать еще одни слоем, в производстве, воск наносятся штампами, что дает возможность сделать повторяющийся мелкий ажур.

Воск, когда уже не нужен в работе, выпаривается с помощью утюга и бумажных полотенец или газетной бумаги.

Холодный способ

Ручная роспись в холодном окрашивании с применением резервирующих веществ на основе бензина или акрилового контура по ткани применяется широко в живописи по шелку. С помощью этой техники создают изящные картины или часто используют в окрашивании шарфов.

В росписи шелка чаще применяются анилиновые красители, так как их структура очень легкая, а в росписи хлопка можно использовать акриловые краски, которые создают пленку. В любом случае, в продаже есть всевозможные краски по ткани, а в инструкции всегда указывают, на какие виды текстиля они рассчитаны, а также каким способом следует закрепить краску.

Рассмотрим наглядный мастер-класс по росписи шелка красками. В данном примере выполняется роспись палантина на морскую тему.

Работа выполняется анилиновыми красителями с применением солевого секрета. О нем вы узнаете в конце работы.

Для полноценного палантина нам нужны такие материалы и инструменты:

  1. Эскиз рисунка на бумаге;
  2. Кусок натурального шелка размером 150*50см;
  3. Резервирующий состав черного цвета;
  4. Анилиновые красители для батика;
  5. Кисти;
  6. Стеклянная трубочка для резерва;
  7. Соль;
  8. Подрамник из деревянных палок;
  9. Кнопки.

Первым делом туго натягиваем мокрую ткань на раму с помощью кнопок. Наполняем шприцом резервирующую жидкость, до заполнения шарика. Наносим контур резервом уже на сухой холст, подложив под низ шаблон рисунка.

Линии состава должны быть замкнутыми, чтобы краска не убегала за границы через трещинки. А сделает она это очень быстро и бесповоротно, если мы оставим ей ход.

Линии должны немного просохнуть, теперь берем кисти и начинаем колдовать над расцветкой. Заполняем полости. Пригодятся навыки из детского возраста, когда мы разрисовывали раскраски, только резервирующий контур не даст растекаться краске.

Несколько приемов художественной росписи на ткани, применимых также в данной работе:

  1. Краски можно разбавлять водой и смешивать для определенных оттенков и насыщенности цвета;
  2. Внутри «островков» допускается применение нескольких цветов для плавного перелива цвета;
  3. Солевым раствором капаем на фон шарфа, чтобы получились красивые водные капли.

Закрепление результата. Анилиновые красители в конце работы нужно запарить. Но до этого подождать сутки, затем снять работы с рамки, завернуть в газетную бумагу или кальку, подвесить в какую-нибуть большую емкость, ведро или кастрюлю. Привяжите сверток на палку длиннее диаметра емкости, налейте небольшое количество воды, накройте это все плотным полотенцем. Закрывать тканью тоже имеет свое значение, чтобы конденсат в крышки не закапал изделие, так как на раскрашенный шелк не должна попадать влага.

Выпаривать работу нужно примерно от 40 минут до полутора часа. Затем нужно будет прогладить ткань утюгом и постирать с мылом при температуре воды до 40 градусов.

Батик — это художественное искусство, но применение его очень широко, начиная от индивидуального создания вещи своими руками. Современные дизайнеры одежды используют собственноручную разрисовку тканей в погоне за эксклюзивом своих коллекций. Фото для вдохновения:

Видео по теме статьи

Батик: техника росписи на ткани

Батик — искусство росписи на ткани , которое набирает всю большую и большую популярность среди художников и рукодельниц. Изучаем необычную технику рисования на текстиле вместе.

Слово «batik» означает «восковая живопись». Своими корнями техника, какой мы ее знаем, уходит в индонезийскую культуру. Именно на острове Ява она переживала свой расцвет. На создание одного полотна могли уходить месяцы. Роспись была трудоемким и затратным делом, поэтому вещи, расписанные в технике батик, были предметом аристократии. В Индонезии до сих пор высоко ценятся расписные ткани, но теперь ремесло острова Ява стало всеобщим достоянием и вещи, изготовленные в технике батика, популярны по всему миру.

Что такое батик

Батик одновременно можно назвать и ремеслом, и искусством. Это особая техника рисования на ткани при помощи резервирующих составов. Однотонная ткань натягивается на деревянную раму и расписывается по заранее подготовленному рисунку. Это довольно тонкая и кропотливая работа, хотя не обязательно быть художником, чтобы освоить это мастерство.

Разновидности батика

Техника горячего батика используется обычно для грубых тканей. Резервирующий состав в данном случае состоит из воска или парафина и наносится на ткань в горячем виде, после того как рисунок готов, резервирующий состав снимается. Горячий батик подразумевает многослойную покраску ткани, поэтому изображения получаются более размытые и в них нет четко прорисованных границ.

Холодный батик — самый частый способ росписи шелка. В отличие от горячего, резервирующий состав не нагревается перед нанесением. Прежде чем начинать роспись, границы рисунка обводятся резервирующим составом, который можно купить в художественном магазине. Эта техника считается наиболее подходящей для новичков и напоминает чем-то детскую раскраску. Для росписи ткани в холодной технике требуется намного меньше материалов и дополнительных приспособлений.

Батик в интерьере

Расписная ткань часто используется в домашнем интерьере. Необычные и интересные узоры, забавные рисунки или полноценные картины придадут свежести любой квартире. В технике батик так же часто расписывают покрывала или постельное белье.

Батик в гардеробе

Этой техникой можно воспользоваться не только в целях декорирования своей квартиры. Кроме панно или покрывал можно расписывать палантины и другие предметы гардероба. Шелковые блузы с необычным орнаментом или даже детские футболки с несложными рисунками пользуются большой популярностью.

Учимся технике холодного батика

Поскольку эта техника лучше всего подходит для начала освоения росписи, мы остановимся именно на холодном батике.

Что понадобится

Почти все материалы для батика можно легко приобрести в художественном магазине.

  • Ткань. Традиционно для холодного батика используются натуральные ткани, потому что специальные красители плохо закрепляются на искусственных материалах. Лучше всего подойдет шелк.
  • Рама. Идеальным вариантом будет раздвижная, поскольку такую раму удобнее подогнать под размеры полотна.
  • Кисти. Кисти для батика лучше подбирать в художественном магазине. Там вам могут подсказать, какой инструмент подойдет лучше.

  • Краски. Краски для батика тоже можно найти в художественном магазине. Для начала можно обойтись самыми простыми наборами
  • Резерв. Резерв можно как приготовить самостоятельно, так и купить готовый
  • Трубочки для нанесения резерва. Трубочки можно купить в специализированном магазине. Но часто резерв продается в емкости с удлиненным носиком, многие мастера сразу наносят его на ткань
  • Бумажный рисунок. Прежде чем начать, определитесь, какое изображение вы будете наносить на ткань, сделайте бумажный эскиз в размер вашего полотна
  • Канцелярские кнопки, чтобы закрепить ткань на раме

Что необходимо знать

Прежде чем приступать к изучению техники на практике, сначала нужно усвоить несколько важных нюансов росписи на ткани.

  • Ткань должна быть плотно закреплена на раме. Если полотно будет двигаться или пойдет волнами, контур получится неудачным и краска может растечься
  • Перед началом заполнения контура стоит попробовать материал на кусочке ткани
  • До того, как вы взялись за краски, необходимо проверить контур на целостность и убедиться, что он замкнут. Для этого аккуратно промокните область губкой, смоченной водой с каплей шампуня. Если вода не вытекает, то контур нанесен хорошо
  • Линии контура не должны быть слишком толстыми

Как изготовить батик

Подготовка ткани

Перед работой нужно тщательно прополоскать ткань в теплой воде и избавиться от веществ химической обработки.

Подготовьте раму

Пока ткань сохнет, подготовьте к работе раму. Заклейте раму малярным скотчем перед тем, как натягивать полотно.

Начало работы

После того как ткань полностью высохла, натяните полотно на раму и закрепите его канцелярскими кнопками. Чтобы плотно натянуть ткань, сначала закрепите ее четырьмя кнопками, по одной на каждую сторону. Далее можно закрепять ткань по всей раме.

Нарисуйте эскиз на ткани

Под ткань подложите заранее заготовленный рисунок и перенесите его простым мягким карандашом на ткань как по трафарету.

Нанесите резерв

Аккуратно нанесите резерв по контуру вашего эскиза. Для этого наберите резерв в специальную стеклянную трубочку и плавно ведите ею по контуру рисунка. Важно следить за тем, чтобы линия не прерывалась. Рисовать специальным приспособлением или купить резерв с аппликатором, зависит только от вас.

Нанесите краску

После того, как резерв подсох, можно приступать к нанесению краски. Чтобы краска легче ложилась, можно смочить участок водой.

Завершение работы

Теперь, когда краска высохла, нужно снять изделие с рамы и аккуратно прогладить его с обратной стороны утюгом на подходящей для ткани температуре. После этого оставляем изделие примерно на сутки и вручную стираем его в мыльном растворе. Осталось только обработать края полотна и работа закончена.

Обработка срезов шелкового платка

Для большего понимания техники мы подобрали для вас несколько мастер-классов.

Мастер-класс. Холодный батик:

Холодный батик. Роспись полотна:

Освоив холодный батик, можно не ограничиваться только рисунком на полотнах. Вы сможете расписывать себе платья или блузы.

Техника и виды батика для начинающих – мини-энциклопедия для ищущих новое хобби

Интересуетесь интересными хобби? Не упустите возможность попробовать одну из древнейших техник рисования – батик. Немного усилий и в руках окажется настоящий шедевр.

История магического ремесла

Первые ткани с рисунками появились еще в 4 веке до н. э.. Это были материи, которые египтяне использовали для ритуального погребения мумий. В 7 веке н. э. батик начал распространятся в Китае и Японии. Это искусство стало широко известным в Персии, Шри-Ланке, Малайзии, Перу.

Пожалуй, наиболее известная своим неповторимым батиком страна это Индонезия, где искусство художественной росписи по ткани пустило корни еще в 12 веке. Вариаций традиционных изображений для батика здесь насчитывается около трех тысяч! Узоры наносятся воском – индонезийская технология относиться к горячему батику. К этому виду искусства у местных жителей отношение особое – здесь до сих пор верят в его магические и целебные свойства.

Так, например, в свадебном обряде батиковым платком принято связывать молодых, дабы объединить их души воедино. А младенцев в этих краях заведено носить, обернув в расписной шарф, переброшенный через плечо. Индонезийцы также верят, что батик имеет мощную энергетику и способен даже исцелить от недуга.

Большое значение также придается цветовой гамме – считается, что каждый цвет батика может определенным образом влиять на человеческую натуру. К примеру, сиренево-розовый помогает сохранить красоту и продлить молодость.

В начале 20-го века искусство батика стало особенно популярным среди некоторых племен Африки, в частности проживающих в Нигерии и Сенегале. Традиционный батик народности йоруба носит название адире – он до сих пор широко популярен среди нигерийцев.

Следуя многовековой традиции, узоры наносят крахмальной массой при помощи перьев, затем ткань окрашивают натуральным красителем в цвет индиго. Из такой ткани шьют как повседневную, так и праздничную одежду. При этом рисунки являются своеобразным кодом, несущим в себе историю племени.

Также среди африканских народностей популярен и другой способ орнаментирования материи: до погружения в краску ее прошивают или завязывают определенным образом – так мастера получают причудливые узоры на ткани. Этот способ называют также «узелковым» батиком.

Огромной популярностью он пользовался в 60–70-е годы 20-го века среди представителей движения хиппи. Благодаря такому окрашиванию ткани на одежде молодых людей появлялись яркие психоделические разводы с эффектом сияния.

Виды и классификация батика

В зависимости от техники исполнения, различают такие виды батика:

  • холодный – для этой техники контур рисунка наносится резервирующим веществом на основе бензина, резинового клея и парафина;
  • горячий – рисунок наноситься жидким восковым составом (горячим) не только на контур, но и на каждый цвет; после окончания работы воск снимают при помощи бензина;
  • узелковый – узор получают, завязывая ткань определенным способом (без использования резерва) и либо окуная в краситель, либо нанося его кистью.

Иногда в отдельный вид выделяют свободную роспись, в которой контурная жидкость (резерв) не используется, а рисунок просто наносится краской.

Технология горячего батика более сложная и трудоемкая, поэтому новичкам лучше остановиться на холодном варианте. Что касается узелкового батика, то эксперименты с этой техникой в домашних условиях могут оказаться весьма интересными, причем получить впечатляющие результаты можно уже с первого раза.

Особенности техники холодного батика

Батик как хобби подойдет собранным и терпеливым людям, так как процесс этот довольно трудоемкий и длительный. Однако получив первые результаты своего творчества, вы не пожалеете ни на минуту, что выбрали именно роспись по ткани. Техника батика для начинающих мало чем отличается от техники для профессионалов. Существует ряд требований, которые необходимо выполнить прежде, чем браться за работу.

Для холодного батика хорошо иметь отдельное рабочее место – идеально подойдет балкон, или другое хорошо-проветриваемое помещение, так как вдыхать пары резервирующего вещества не слишком полезно для здоровья (в его состав входит бензин).

Если вы планируете использовать расписанную ткань для практического применения (в виде шарфа, скатерти и т.п.), то имейте в виду, что в этом случае потребуется дополнительный этап по закреплению краски – иначе при первой же стирке все краски смоются.

Существует несколько способов закрепления в домашних условиях:

    запекание изделия в духовке при температуре

150 градусов в течение 15-20 минут (ставить изделие нужно в холодную духовку, предварительно обернув в белую хлопковую ткань, после выключения духовки батик не стоит доставать в течение часа);

  • запаривание на водяной бане без контакта изделия с водой или конденсатом (в этом случае батик оборачивается в ткань и в бумагу несколько раз, а затем помещается в кастрюлю с кипящей водой так, чтобы до воды было около 5-ти сантиметров: либо привязывается к ручкам кастрюли за веревочки, либо крепится на сетку сверху);
  • закрепление утюгом происходит так: каждые 10 см кв. проглаживаются в течение 3-х – 5-ти минут (режим глажки должен соответствовать ткани);
  • Успех закрепления цветов зависит также от качества самих красок, однако в любом случае, стирать батик стоит только в прохладной воде с небольшим добавлением уксуса.

    Что нужно приготовить для первых занятий

    Пяльцы или рама

    Если вы собираетесь наносить рисунок на небольшую площадь ткани, вам подойдут пяльцы для вышивания. Если же вы хотите работать с большим форматом, вам понадобится специальная рама для батика или обычный подрамник, на котором нужно будет закрепить ткань.

    На раме ткань крепится на специальные крючки, которые обычно идут с ней в комплекте. На подрамнике можно закрепить ткань с помощью нитки и иголки так, чтобы сама ткань не соприкасалась с рамой. Возможен и более простой вариант: закрепить ткань кнопками или мебельным степлером (естественно с шелком так поступать не стоит).

    Для батика лучше всего использовать тонкие натуральные ткани: шелк, батист, двунитку. Плотная ткань не подходит, так как резерв может не пройти сквозь толстые волокна и в этом месте затем возникнет «взрыв» краски – один цвет будет затекать на территорию другого. Для начинающих художников лучше остановить свой выбор на батисте.

    Для предварительного эскиза вам потребуется лист тонкой бумаги такого же размера как область рисунка на батике.

    Материалы и инструменты

    Краски, резервирующее вещество, стеклянная трубочка для резерва – обычно все это есть в наборе для батика. Иногда можно встретить контурную жидкость, уже готовую к нанесению, – в виде тубы с тонким наконечником. В таком случае стеклянная трубочка не понадобится.

    Можно пойти и более сложным путем – сварить резерв в домашних условиях, а вместо трубочки приспособить бутылочки с подходящими насадками. Однако варить смесь из бензина и резинового клея – занятие не только не из приятных, но еще и пожароопасное.

    Поэтому приобрести готовый набор материалов из всего, что нужно для батика – наилучший вариант. Краски в нем чаще всего идут в виде жидкости, реже в виде порошка, который нужно развести с водой.

    Для работы с батиком лучше всего надевать рабочий халат или одежду, которую не жалко запачкать, так как с выведением пятен от краски могут возникнуть проблемы. Кисти для батика должны быть не жесткие – идеально подходят мягкие синтетические или беличьи.

    От подготовки к шедеврам

    Этапы работы над батиком:

    1. На первом этапе нужно натянуть ткань так, чтобы она не провисала; часто мастера батика предпочитают натягивать материю в мокром виде – после высыхания она становится более упругой;
    2. на втором этапе ведется подготовка эскиза – его рисуют на бумаге карандашом, хорошо надавливая на стержень.
    3. На третьем этапе эскиз переводится на ткань – бумагу закрепляют под материей, чтобы линии рисунка можно было обвести на ткани карандашом (для этой цели подойдет мягкий карандаш).
    4. На четвертом этапе следует обвести контуры резервом – он останется белым (при желании можно окрасить резерв с помощью подходящего пигмента); резерв набирается таким образом: носик стеклянной трубочки опускается в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставляется резиновая спринцовка, с помощью которой жидкость всасывается в трубочку.
    5. На пятом этапе нужно провести проверку контура – после полного высыхания резерва на батике нужно кистью смоченной в воде пройтись по всему рисунку по одну сторону от контура, и через несколько минут проверить, не перешла ли вода за линию резерва; если вы обнаружили места, где контур оказался слабым, нужно после полного высыхания ткани снова пройтись резервом по этим местам;
    6. На шестом этапе происходит окрашивание батика.
    7. На седьмом этапе батик снимается с рамы и закрепляется при помощи запекания, запаривания или проглаживания.

    После окончания сеанса, резерв нужно выдуть обратно в емкость и прополоскать трубочку в бензине, иначе остатки резервирующего вещества затвердеют, и инструмент будет не пригоден для дальнейшего использования. Готовую работу хорошо оформить в раму с широким паспарту.

    Интересный эффект получается от нанесения крупной соли на влажную окрашенную ткань – она оставляет белесые разводы, впитывая в себя часть краски. Иногда, мастера батика умудряются создавать интересные композиции, пользуясь исключительно этим приемом, даже без использования резерва.

    От хобби к профи

    Занимаясь росписью ткани, вы непременно почувствуете свою причастность к высокому искусству. Батик в качестве хобби сегодня особенно популярен. Это связано, прежде всего, с тем, что этот вид творчества открывает перед начинающим художником огромные возможности для самореализации. Посвящая время батику, вы будете постоянно находиться в поиске новых идей, тем или приемов. А ощутив прелесть растекания красок по материи, рисование по бумаге покажется вам скучным занятием.

    При серьезном подходе к работе вы сможете вскоре стать настоящим профи в этом деле. Большинство людей, для которых батик является основным доходным занятием, когда-то начинали с него в качестве хобби. К тому же роспись по шелку и сейчас ценится очень дорого и, воспользовавшись нашими советами, вы сможете заработать на этом хобби.

    Автор: Рита Бергман, специально для интернет-журнала Женские увлечения.

    Что нужно знать художнику техники холодный батик?

    Вещь, расписанная вручную, помогает своему хозяину подчеркнуть индивидуальность, личные предпочтения и даже рассказать об эмоциональном состоянии. Особенно помогает в этом холодный батик — техника, благодаря которой каждый мастер получает возможность почувствовать себя волшебником, создающим яркие рисунки удивительной красоты.

    История техники

    Само слово «батик» пришло к нам из Индонезии — дословно его можно перевести как «капля воска». Такое название стиль тканевой росписи получил благодаря особенностям нанесения рисунка. Чтобы краски с определенных деталей на эскизе не растекались по всему полотну, мастера придумали маленькую хитрость – резервировать цвета с помощью специальных составов, главный ингредиент которых — воск.

    Холодный батик имеет родственное направление — технику горячей росписи, при которой краски и воск нужно разогреть перед нанесением. В отличие от горячего стиля, в данном случае растапливать ничего не нужно.

    Техники холодного батика

    Существует несколько способов рисования батиком в холодном стиле. Их не используют во время горячего нанесения потому, что в этом нет необходимости: многие из них не предполагают обозначения контура резерватором — только краски, и ничего больше.

    К примеру, в Японии и Индии придумали такие интересные разновидности, как бандан и сибори. Обе техники основываются на сворачивании ткани и нанесении на нее краски в сложенном виде — из-за складок окрашивающая жидкость растекается по материи неравномерно, образуя мраморный рисунок, как в калейдоскопе.

    Различие сибори и бандан в том, что в первом случае ткань складывают определенным образом — эту традицию японцы взяли из оригами. Второй же способ предполагает многократное образование узелков на ткани и похож на японское искусство фурошики.

    Иногда мастера отпускают фантазию в полет — так появилась техника свободной росписи батика, при которой резерв не используют совсем или используют в очень ограниченном количестве, чтобы чуть-чуть подчеркнуть контур фигуры.

    Тем не менее, основной способ рисования — классический с применением резервирующих жидкостей.

    Необходимые инструменты

    Профессионалы чаще всего советуют именно холодный батик для начинающих — не нужно тратить время на огнеопасный процесс подогрева резерва. Перед началом работы удостоверьтесь в том, что у вас есть все необходимые инструменты.

    Стеклянная палочка

    Главный прибор при работе с резервирующей жидкостью. У нее довольно необычное строение — полая прозрачная соломинка длиной 15-20 сантиметров с круглым резервуаром на конце, из которого выходит закругленный острый носик.

    Такой внешний вид обуславливается функциями инструмента — носик окунается в емкость с резервом и с помощью вытягивания воздуха с обратной стороны в палочку закачивается вещество, которое сохраняется в шаре.

    Во время работы палочку слегка отклоняют, прижимают носик к контуру и проводят по линиям, рисуя резервирующий скелет. При этом угол наклона должен быть не больше 135 градусов, иначе жидкость выльется с обратной стороны.

    Если вы не можете найти такой инструмент в своем городе, не отчаивайтесь! В качестве инструмента легко приспособить баночки от жидкого клея с тонким носиком, на который надет сужающийся колпачок, или медицинские спринцовки. Здесь вы сами сможете регулировать толщину нарисованной линии за счет нажима на емкость.

    При непосредственной работе с красками вам понадобятся кисти разного диаметра и размера. Желательно выбирать кисточки с натуральным ворсом — к примеру, из беличьей шерсти.

    Тонкие инструменты нужны для обработки мелких деталей с резным строением, более широкие подойдут для нанесения основных цветов и получения цветовых переходов в одной ячейке — градиентов.

    Широкие фоновые пространства можно окрашивать с помощью ватных дисков или тампонов — слегка смочите диск в цветовом пигменте, отожмите его, чтобы избавиться от излишков, и начните протирать легкими движениями ткань.

    Выбор материалов

    Как правило, холодный батик выполняется на таких тканях, как шелк, хлопок, шерсть, иногда — синтетические материи. Однако, в последнее время многие художники отходят от этого, подбирая новые рабочие материалы — к примеру, более толстые и грубые ткани.

    Если вы работаете с плотными нестандартными материалами, мастера советуют делать более широкий резервирующий контур, которым нужно обводить рисунок как с лицевой, так и с изнаночной сторон. Эти меры предосторожности помогут ткани пропитаться резервом наверняка.

    Приобретите специальные краски для батика — их можно найти во многих крупных магазинах товаров для изобразительного искусства. Внимательно смотрите на свойства красителя — некоторые виды подходят для крашения одних определенных видов ткани, тогда как другие универсальны. Во время обучения вам достаточно купить набор из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного.

    И не забудьте о резервирующем составе! В зависимости от того, на какой ткани и в какой технике вы работаете, выбирайте вещество с бензином, резиной, воском или вазелином в составе.

    Холодный батик — техника выполнения

    Технология холодного батика довольно проста. Изначально мастер должен растянуть ткань на раме и нанести эскиз будущего рисунка — желательно использовать водорастворимые или исчезающие со временем карандаши.

    Дальше по основным линиям рисунка специальным резервирующим составом наносится сплошной контур. Основная задача мастера заключается в том, чтобы в контурном обрамлении не было разрывов и зазоров, иначе краска, нанесенная на следующем этапе, растечется и испортит работу.

    Профессионалы придумали маленькую хитрость — правильность нанесения резервирующего состава можно проверить с помощью воды. На обратную сторону ткани в каждую ячейку, образованную резерватором, брызгают несколько капель воды. Если в каком-нибудь месте вода просачивается сквозь резерв в следующий элемент рисунка, нужно подсушить это место и добавить каплю вещества, замкнув контур.

    Такая процедура несколько замедляет рабочий процесс, но дает возможность выполнить работу более качественно.

    Далее техника холодный батик предполагает непосредственное нанесение специальной краски. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков. Вы даже можете применять несколько красок для одной ячейки, создавая оригинальные цветовые переходы.

    Полностью готовое высушенное изделие обязательно нужно запарить в горячей воде и с помощью утюга, чтобы закрепить рисунок на ткани.

    Мастер-класс — холодный батик на платке

    На самом деле, даже некоторые сложности во время процесса росписи не смогут вас заставить бросить работу над изделием в технике холодный батик — настолько интересно рисовать этими водными красками, каждый раз получая новый рисунок.

    Чтобы убедиться в простоте данного стиля, попробуйте самостоятельно создать расписной шелковый платок. Автор данного мастер-класса использует народную роспись хохлому, но вы можете взять за основу любой другой рисунок.

    Подготовьте красные, желтые и черные краски для росписи батиком, квадратный шелковый платок нейтрального цвета без рисунков, черный и золотистый контурные резервы.

    • На листах формата А4 нарисуйте эскиз будущих узоров.

    • Натяните платок на специальный подрамник, прикрепив его с помощью строительного степлера.

    • Переверните платок изнаночной стороной к себе. Мягким простым карандашом перенесите рисунок на ткань.

    • Обведите контур черным резерватором.

    • Распишите рисунок в заранее выбранных тонах.

    • Выполняя предыдущий пункт, оставьте фон незакрашенным.

    • С помощью ватного диска затонируйте фон, создавая плавный переход от красного к желтому.

    • Когда желтый фон высохнет, нанесите изображение с помощью черного резерва на нем. Не забывайте, что каждую новую краску нужно наносить только после полного высыхания предыдущего выполненного шага.

    • Затонируйте части изображения в контуре.

    • Переверните платок на лицевую сторону и нанесите легкими быстрыми движениями тонкие завершающие детали.

    Вы можете оставить изделие сушиться, снять его с подрамника и носить уже после данного этапа.

    Но профессионалы рекомендуют запарить работу, чтобы закрепить цвет — замотайте ткань в полотенце и старые газеты. Сверните заготовку трубочкой, а затем — бубликом. Подвесьте бублик на шнуре над кастрюлей, в которую налейте воды примерно на четверть всего объема.

    В таком положении вещь должна париться около двух часов. Снимите заготовку и разверните ее. Постирайте вещь при тридцатиградусной температуре — это можно сделать и в стиральной машинке. Прогладьте сухое изделие утюгом на минимальной температуре.

    Чтобы подробнее изучить технологию, в которой выполняется холодный батик, посмотрите следующий видеоурок по расписыванию красивого панно.

    Батик: роспись по ткани для начинающих, виды художественной росписи на примере мастер-класса по окрашиванию шелкового платка и видео уроки по рисованию на ткани

    Искусство росписи по ткани зародилось несколько тысяч лет назад в Китае, оттуда распространилось в Индию и другие страны, получив огромный расцвет в Индонезии. Изначально для росписи ткани использовались только натуральные красители, полученные из корней и листьев растений, но с развитием химической промышленности появилось различные виды синтетических красителей, которые отличаются не только яркостью и разнообразием цветов, но и стойкостью. Батик — это лёгкая роспись по ткани, сегодня мы попоробуем смастерить это вместе для начинающих мастеров.

    Пробуем работать в технике батик: роспись по ткани для начинающих

    Для того, чтобы защитить отдельные участки ткани от красителя используются различные резервирующие составы. В зависимости от этого различают холодный и горячий батик – в горячем батике в качестве резерва выступает расплавленный воск, парафин, стеарин или подобные вещества со схожими свойствами, в холодном батике для защиты отдельных участков от краски используются специальные химические составы.

    Для росписи используются в основном шелковые или подобные шелку ткани – атлас, вискоза, туаль. Благодаря своему блеску и легкости рисунки на них получаются как «живые», к тому же щелк представляет возможности для цветосмешения и различных визуальных эффектов.

    Художественная роспись по ткани это не просто вид рукоделия, а настоящее искусство и обычного желания здесь недостаточно, нужен еще художественный вкус и навыки рисования. Хотя зачастую многие переоценивают сложность росписи по шелку. Определенные навыки, при работе с тканью конечно нужны, но им легко можно обучиться в довольно короткий срок, а при отсутствии художественного таланта вполне можно пользоваться шаблонами или картинками, распечатанными из интернета. Никто же не заставляет вас писать высокохудожественное произведение.

    Для росписи ткани используются специальные краска, которая бывает разных видов в зависимости от способа закрепления: паром, специальным раствором, горячим утюгом или сушкой. Для начинающих лучше всего подходит краска, которая закрепляется утюгом или длительной сушкой. На начальном этапе можно воспользоваться, например, красками фирмы «Гамма» отечественного производства – у них не очень богатая цветовая палитра, но и стоят недорого. А когда после наработки определенных навыков в росписи, можно купить краски и дороже.

    Для защиты отдельных элементов рисунка в процессе работы применяют специальный резерв. Который может быть прозрачный или цветной, смываемый или оставляющий прорезиненный след . в магазинах можно приобрести специальные наборы для начинающих художников, в которые входят краски нескольких цветов и тюбик с резервом.

    Помимо красителей и резерва для росписи ткани понадобится еще специальная рама, но которую натягивается ткань (на начальном этапе можно воспользоваться обычными большими пяльцами) и кисти всевозможных размеров, круглые с острым кончиком, лучше из белки или колонка.

    Ну вот все необходимые инструменты и материалы подготовлены и можно приступать непосредственно к росписи. Ручная роспись по шелку требует большой точности и аккуратности, поэтому если не уверены в твердости своей руки, лучше потренируйтесь сначала на бумаге.

    Первое знакомство с искусством росписи ткани лучше всего начать с абстрактных пятен, полос или других фигур. Так вы лучше поймете, как ведет себя краска на ткани, какого эффекта можно добиться, смешивая красители, да и пятна или потеки, которые нередки у начинающих художников легче скрыть.

    С помощью самых обычных веществ можно получит очень интересные эффекты на ткани. Например, с помощью поваренной соли, можно получить высветленные пятна на картине или если рисовать по мокрой ткани, то краски будут очень красиво растекаться, образуя плавные переливы.

    Техника свободной росписи отлично подходит как для начинающих художников, так и профессионалов – она позволяет придать индивидуальность работе, проявить талант художника, а также создать действительно оригинальную и неповторимую вещь.

    Для того, чтобы лучше понять что же такое батик, а именно: роспись по ткани, давайте посмотрим небольшой мастер-класс для начинающих по созданию фантазийного узора на лоскуте шелковой ткани, которую впоследствии можно использовать как платок или шарф.

    Необходимые материалы и инструменты:

    • Шелк или подобная ткань (шифон, туаль, вискоза);
    • Рама для натяжения ткани;
    • Краски для ткани;
    • Большие кисти;
    • Поваренная соль и мочевина в гранулах (ее можно купить в цветочных магазинах).

    Для того, чтобы расписать платок или шарфик не требуется профессиональных художественных навыков – это сможет сделать любой человек довольно быстро. Особенно процесс свободной росписи привлекает детей. Да и одежда сделанная своими руками, носится особенно приятно, пусть даже это обычный платок или шарфик.

    Натягиваем ткань на раму. Это надо делать очень тщательно, чтобы ткань не провисала и не морщилась, иначе краски будут неравномерно растекаться или рисунок получится перекошенным.

    С помощью кисти и обычной чистой воды равномерно смачиваем всю поверхность ткани.

    Пока ткань не высохла, начинаем наносить красители в произвольном порядке без каких-либо предварительных рисунков. Рисовать можете все, что угодно – геометрические узоры, листики, полосы, цветы. Главное при этом соблюдать несколько правил, чтобы цвета гармонично сочетались между собой: один и тот же цвет должен повторяться несколько раз, при этом какой-то один цвет должен преобладать и эффект объемного рисунка создает очень темный фон.

    После того, как роспись окончена, по влажной ткани в произвольном порядке рассыпаем моль и мочевину и ждем высыхания, наблюдая за получившимися эффектами.

    Стряхиваем мочевину и остатки соли с полотна и запариваем ткань (если краситель под запаривание) или проглаживаем горячим утюгом (предварительно прочитайте в инструкции к красителю о способе его закрепления на ткани). Затем изделия стираем в теплой воде с мылом или порошком, проглаживаем утюгом и подшиваем. Платок или шарф готов.

    Технология свободной росписи позволяет подобным образом окрашивать не только шарфики, но и декорировать любую одежду, а также обувь и сумки. На фото представлены некоторые варианты росписи различных вещей, которые под силу сделать любому человеку.

    Видео по теме статьи

    В заключение предлагаем посмотреть несколько видео сюжетов о том, как самостоятельно необычно и оригинально расписать платок, шарф или любую другую вещь, чтобы вдохнуть новую жизнь в полюбившейся элемент гардероба или сшить новую вещь из собственноручно окрашенного лоскута ткани.

    Батик. С чего начать?

    Если вам давно хочется реализовать свой творческий потенциал, но вы не знаете, за что взяться, попробуйте увлекательное занятие под названием батик. Батик представляет собой роспись по ткани, обычно в качестве ткани используют шелк. Этот вид творчества дает возможность в полной мере проявиться фантазии и воображению.
    Батик стал набирать популярность сравнительно недавно, благодаря растущему интересу к батику, появились и производители резервов и красок на любой вкус. Давайте посмотрим, что нам необходимо для начала процесса творчества.

    Нам понадобится

    1. Нам понадобится ткань , на которую мы будем наносить краску. Из тканей лучше всего отдать предпочтение шелку, если нет возможности купить настоящий, то на первых порах подойдет и искусственный материал.

    2. Краски , которыми мы будем расписывать нашу ткань. Для начала освоения искусства батика можно использовать краски отечественных производителей, например, фирмы «Гамма» или немецкого производителя «Марабу». Затем можно перейти на более дорогостоящие и качественные краски из разряда немецкой марки «Javana». Также вам необходимо знать, что краски делятся на акриловые – плотные краски, создающие твердую корочку на ткани – и водорастворимые. Если вы планируете расписывать шелковые струящиеся вещи, то делайте выбор в пользу водорастворимых красок.

    Смотрите также:

    Помимо выбора красок, нужно знать, как краски фиксируются на ткани. Одни краски запариваются утюгом, кстати, это наиболее удобный способ, другие – горячим паром.

    Батик. С чего начать?

    3. Нам нужно выбрать резервирующий состав . Он выбирается в зависимости от техники, в которой вы работаете. Есть горячая техника и холодная. В первой используется горячий воск, во второй прибегают к помощи специальных резервирующих составов. В последнее время на прилавках магазинов стал появляться холодный воск, как альтернатива горячему.

    4. Для работы нам понадобятся кисти и пипетки . Что касается выбора кистей, то начинать работать лучше сразу с качественных гаммовских кисточек. Пипеток покупайте несколько, они нужны для работы с красками, помогают смешивать краски в маленьких пропорциях.

    5. Покупаем раздвижную рамку . Предназначение рамки такое же, как у пялец вышивании крестиком, они нужны, чтобы натянуть и зафиксировать ткань для удобства и качества работы.

    Батик. С чего начать?

    6. Последним атрибутом для работы с батиком, который мы еще не упомянули, является палитра. Не обязательно покупать профессиональную палитру, можно использовать детскую, либо же приспособить под нее подручные средства (блюдца, крышечки, пузырьки).

    Мы рассмотрели все необходимые инструменты и материалы для освоения росписи батиком. Попробуйте сами этот удивительный вид творчества, и вы точно не сможете остаться равнодушным к нему.

    Смотрите также:

    Первые шаги в батике. Роспись по ткани для начинающих. Вводный курс

    Роспись по ткани в технике батик: правила и мастер-класс

    Искусство росписи по ткани в технике батикза родилось много лет назад в Китае. Оттуда эта техника распространилась по другим странам и приобрела широкую популярность у многих рукодельниц.

    Прежде чем приступать к освоению батик росписи по ткани, начинающим мастерицам следует ознакомиться с некоторыми особенностями этого вида искусства.

    Чтобы зафиксировать красители, нанесенные на текстиль, используются специальные фиксирующие составы, которыми обрабатывается материал в конце работы.

    В зависимости от типа используемого состава, различается два вида росписи по ткани:

    • холодный батик – используются специальные химические составы для фиксации красителей;
    • горячий батик – в качестве резервирующего состава применяется расплавленный воск, парафин, стеарин и другие вещества с подобным составом и аналогичными свойствами.

    Батик: правила ручной росписи

    Если вы впервые решили заняться таким видом творчества, для начинающих и только осваивающих роспись по ткани в технике батик желательно ознакомиться с такими правилами и рекомендациями:

    1. Для росписи желательно использовать шелковые или подобные шелку ткани. Это атлас, вискоза, вуаль. Такие ткани являются идеальной основой для нанесения рисунков, краска на гладкой поверхности материала ложится ровно и легко. Кроме того, на шелковой поверхности рисунки смотрятся, как «живые», также есть возможность для создания различных визуальных эффектов.
    2. Для нанесения рисунков используется специальная краска. Она бывает нескольких видов в зависимости от метода закрепления на ткани – паром, специальным раствором, разогретым утюгом или методом сушки. Если вы только осваиваете роспись ткани по технике батик, используйте краску, которая закрепляется с помощью применения горячего утюга или метода длительной сушки.
    3. Кроме красок и специальных фиксирующих средств понадобится еще и рама, на которую натягивается ткань во время росписи.
    4. Краски наносятся специальными кистями, они должны быть разных размеров, лучше из ворса белки и колонка.

    Когда все необходимые материалы и инструменты для художественной росписи по ткани в технике батик готовы, можно приступать к самому творческому процессу.

    Ручная роспись по шелку требует аккуратности и точности, поэтому, не имея соответствующих навыков, предварительно можно потренироваться на другом полотне.

    Роспись шарфа в технике батик: мастер-класс для начинающих

    Можно выполнить декор шарфика на шею методом ручной росписи в технике батик.

    Роспись выполняется холодным способом. Вам понадобятся такие материалы:

    • шелковая ткань белого цвета размером 50 см на 1 м;
    • кнопки;
    • рамка для фиксации ткани;
    • прозрачный резерв и трубочка для него;
    • краски для батика голубого и синего цвета;
    • бензин, которым заправляются зажигалки;
    • емкость для разведения красок;
    • 2 кисточки;
    • фен;
    • крупная соль.

    Когда все материалы подготовлены, переходите к этому мастер-классу росписи по ткани в технике батик:

    Ткань увлажните водой, используя для этого большую кисть.

    Полотно натяните на раму, зафиксируйте на ней кнопками.

    На шелк нанесите краску голубого цвета. Роспись начинайте со среднего сектора полотна, в этом участке будут облака.

    Краску синего цвета разбавьте водой, нанесите кистью, присыпьте сверху крупной солью. Применение соли необходимо для того, чтобы она впитала в себя излишки влаги, при этом получатся эффектные разводы.

    Обработанный участок полотна просушите, держа над ним фен. Затем удалите остатки соли, стряхнув ткань.

    После оформления центральной части шарфа перейдите к дизайну нижнего края. На этом участке будет находиться море.
    Выполните такие же действия: смочите низ полотна, натяните на раму, посыпьте солью. Стряхнув соль, приступайте к нанесению краски. Для этого возьмите резерв, втяните его в трубочку. Выполнять эти действия следует очень осторожно, чтобы не проглотить резерв. Затем выдувайте резерв на полотно, чтобы получились морские волны.

    Резерв просушите, покрасьте этот участок ткани синей или голубой краской, используя кисть среднего размера.

    Теперь перейдите к росписи другого края шарфа – на нем будет изображена земля и растения на ней. Используя резерв, на ткани нарисуйте ромашки, траву, краску просушите феном. Раскрасьте цветы яркими красками.

    Готовое, расписанное изделие снимите с рамы и еще раз хорошо подсушите феном. Для закрепления рисунка несколько раз прогладьте с лицевой и изнаночной стороны шарф утюгом.

    Когда краска будет надежно закреплена, изделие следует тщательно прополоскать в холодной воде, чтобы вымыть соль.

    Выстиранный и высушенный шарфик еще раз прогладьте утюгом.

    Такая ручная работа, выполненная методом росписи по ткани в технике батик, представлена на фото ниже.

    Сам себе мастер

    Популярные публикации

    Последние комментарии

    Батик — роспись по ткани

    Необходимые материалы: анилиновые краски и резервная смесь (продаются в специализированных художественных магазинах), кисточки для акварельных красок, черный маркер. Из ткани подойдет шелк, бязь, атлас.

    Батик для начинающих. Технология росписи.

    Первым шагом для изготовления росписи по шелковой ткани является изготовление эскиза на кальке.

    До этого нужного относиться внимательно, чтобы не было ни одной лишней линии, поскольку специфика батика в том, что резервную линию стереть резинкой уже просто невозможно.

    После этого необходимо подготовить ткань. Подготовка материала для росписи простая. Шелк необходимо постирать в горячей воде, чтобы избавиться от пятен, которые, возможно, присутствуют на материале, поскольку в дальнейшей работе это может помешать достижению желаемого результата. Затем ткань, которая пока еще мокрая, необходимо выгладить.

    Следующим шагом является крепления ткани к раме. Рама, на которой выполняется роспись, должна быть больше той рамы, на которой будет крепиться уже готов работа. Итак, ткань крепится или канцелярскими кнопками или же гвоздями маленького размера. До этого этапа работы необходимо относиться очень внимательно, важно, чтобы ткань была натянута равномерно без рельефных образований складочек.

    После этого под спуд необходимо закрепить кальку, на которой черным маркером четкими линиями выполнен эскиз в натуральную величину. Линии, нанесенные на кальке, будут просвечиваться через ткань. Закреплять эскиз стоит с помощью булавок, с небольшим интервалом по всему периметру, поскольку в таком случае калька зафиксирована четко и не будет двигаться.

    Первый этап при изготовлении росписи по ткани в технике холодного батика — это нанесение резервной смеси. Наполнив стеклянную трубочку резервом, необходимо медленно и осторожно наносить его на ткань. Линии четко идут по эскизу. Для того, чтобы краска (при заливке фона) не растекалась на подрамник, необходимо провести прямые линии на краю ткани.

    Все линии в данной технике должны быть соединены, поскольку в противном случае краска растечется по всей ткани. Руку во время нанесения нужно держать параллельно ткани, чтобы резервная смесь равномерно вытекала из стеклянной трубочки. После нанесения резервной линии нужно подождать некоторое время, для того, чтобы она высохла.

    Следующий шаг — это процесс нанесения краски. Наносить краски нужно осторожно и внимательно. Важный момент, когда объединяются несколько оттенков. После нанесения одного цвета необходимо быстро наносить рядом другие, поскольку при высыхании анилиновые красители между собой не сочетаются, что приводит к образованию линий между оттенками, а для батика — это непростительная ошибка. Важно также во время покраски не попасть красителем на резервный контур, чтобы избежать его закрашивания. Чтобы сохранить светлые места на ткани для передачи формы, необходимо именно в том месте проводить кистью простой водой.

    После того как вся цветовая гамма уже решена и роспись готов, необходимо сделать запарку батика. Запарку делают для того, чтобы в будущем во время попадания влаги на работу, краска не размылась. Итак, батик необходимо накрыть чистой белой тканью, вскипятить воду и держать на паровой бане несколько часов. После этого работу осторожно нужно снять и просушить.

    Гладить роспись, выполненной в технике холодного батика, строго запрещается, ведь в таком случае работа будет испорчена. Гладить можно только работы, выполненные в технике горячего батика.

    Конечный результат — это натяжения готовой работы снова на подрамник. При этом под саму работу необходимо натянуть белую ткань. Это делают для того, чтобы избежать просвечивания работы на свете, поскольку шелк является тонким материалом, а лишние элементы на фоне работы будут мешать восприятию изображения. Лучше всего для основы брать ткань, что имеет густую волокнистую основу, например, бязь. Ткань основы натягивают первой, а затем ткань с изображением.

    Хочу предложить вам видео для просмотра- Маки панно в технике холодного батика на хлопке.

    А теперь несколько вариантов для вдохновения:

    Батик — ручная роспись по ткани.

    Друзья! Сегодня мы решили немного рассказать вам о батике.

    Эта роспись стала популярной прежде всего у народов Индонезии и Индии и только в ХХ веке стала известна в Европе.

    Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Для нее используются такие ткани, как шелк, хлопок, шерсть и иногда даже синтетика. Для каждой ткани необходимо использование специальной краски, а для получения четких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв, в основу которого входит парафин, бензин, или вода – все зависит от выбранной техники, ткани и красок.

    мастер — Соколова Надежда

    Существует несколько разновидностей батика:

    Горячий батик.

    В качестве резерва используют воск, который наносится специальным инструментом, чантингом. Воск используется в горячем, расплавленном виде, поэтому и батик называется горячим )) В основном используется для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. После завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

    Холодный батик.

    В большинстве случаев этот способ используется для нанесения кркаски на шелк, но возможно использование и других тканей. Роль резерва здесь выполянет специальный материал, который можно приготовить в домашних условиях или купить уже готовый. Он состоит из резинового клея, бензина, красителя и парафина. Резервы бывают цветными и бесцветными и наносятся либо специальными инструментами – трубочками с резервуаром, либо с помощью тюбиков со специальными длинным носиком. Этот вид росписи более графичен, его можно узнать по линиям от резерва — они служат границей, удерживающей краску.

    мастер — Каминская Мария:

    Свободная роспись.

    Предоставляет большую свободу в выборе рисунка, позволяет выявить своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Производится в основном анилиновыми красителями, а также масляными красками с растворителями. Особенно интересно сочетание свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом. Но в основном при этой росписи не используют резерв. Такая роспись ведется по сухой ткани (тогда рисунок более четкий, видны ореолы от растекающейся краски) и по мокрой ткани (рисунок более плавный, с более гладкими переходами цвета)

    мастер — Соколова Надежда

    Свободная роспись по соляному грунту.

    Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом. Вместо соли в качестве грунта может выступать крахмал или желатин.

    С помощью соли и мочевины можно добиться специальных эффектов (при свободной росписи и холодном батике). Например, если на сырой, окрашенный участок посыпать крупной соли, то соль будет «притягивать» к себе краситель, создавая интересный рисунок. Эффект мочевины обратен, она отталкивает краситель.

    Техника «Шибори».

    Эта техника имеет японские корни. Здесь ткань складывается определенным образом, путем перевязывания, а затем раскрашивается. Часто в ткань заворачиваются бусины, пуговицы и т. д. и перевязываются ниткой, также ткань можно сложить и прошить ниткой, сильно затянув ее.

    Техника «бандан».

    Это техника узелкового батика. Одна из его разновидностей – техника «планги» была распространена в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

    В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга (солнышко) или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошая отжатая) — более плавные границы перехода.

    Приемы росписи по ткани батик

    Существуют следующие разновидности росписи по ткани:

    Горячий батик заключается в том, что ограничителем (резервом) для растекания краски по ткани служит расплавленный воск, который наносится кистью или специальным инструментом – чантингом.

    Холодный батик – отличается от горячего тем, что в качестве резерва используется состав на основе бензина и латекса. Состав наносится на ткань специальной стеклянной трубочкой.

    Свободная роспись по ткани, т.е. роспись непосредственно на ткани без использования резерва. Краска наносится на сухую ткань, на мокрую ткань или на ткань, пропитанную солевым грунтом. Солевой грунт в данном случае препятствует избыточному растеканию краски по ткани.

    Вот вкратце основные способы росписи по ткани, которые получили широкое распространение. И разумеется, существуют различные приемы при росписи, которые позволяют добиваться на ткани всевозможных эффектов:

    1 Растяжка от белого. Растяжка или иначе градиент позволяет получить красивый плавный переход от водички в нужный нам цвет. Здесь необходимо обратить внимание, что растяжку мы всегда начинаем от воды (т.е. сначала смачиваем водой участок, который должен остаться белым), а не от цвета. Далее на палитре в воду добавляется нужный нам цвет и роспись продолжаем уже этим составом. Затем, не промывая кисти (это очень важно), снова добавляем в раствор концентрированную краску и продолжаем роспись. Т.е. роспись ведется от менее концентрированного раствора к более концентрированному. Если вы будете в промежутках ведения растяжки промывать кисть, то неизбежны подтеки и неровная растяжка из цвета в цвет, так как избыток влаги нарушает концентрацию раствора, разбавляя его.

    2. Растяжка из цвета в цвет. Растяжка выполняется точно также как растяжка от воды, только важно соблюдать правило: градиент от менее концентрированного раствора одной краски в более концентрированный раствор другой краски. Например, можно сделать растяжку от бледно-желтого цвета в насыщенный красный. Я думаю понятно, что концентрация определяется количеством воды в растворе, чем ее больше, тем менее концентрированный раствор вы получаете.

    Пример платка с растяжками цвета.

    Совет! При выполнении растяжки необходимо учитывать правила смешения красок по цветовому кругу. Чтобы не получилась грязь в смеси, избегайте наложения таких цветовых пар: красный-зеленый; оранжевый – синий; желтый – фиолетовый (в цветовом круге это противоположные друг другу цвета).

    3. Солевой эффект. Позволяет получить фактуру на ткани. После росписи, пока краска не высохла, нанесите на нужный участок поваренную соль и подождите, пока появится эффект. Если эффект проявился достаточно, то можно просушить участок феном. Хочу предостеречь вас от покупки дорогих солей, якобы специально предназначенных для получения солевого эффекта в батике, например, фирмы Marabu. Если мне не изменяет память, то 50 гр такой соли в баночке стоит около 150 руб, сами понимаете, сколько килограмм обычной соли вы можете купить в продуктовом магазине на эти деньги.

    Совет! Используйте как мелкую, так и крупную соль, или даже мочевину. Можно также контролировать степень проявления солевого эффекта путем выдержки разного времени перед сушкой. Экспериментируйте!

    4. Роспись по «сырому» или акварельная роспись. Смочите ткань предварительно водой и нанесите цвет на сырую ткань. У вас должны получиться плавные пятна и переходы. Таким способом можно рисовать не только пятна, но и линии и какой-нибудь рисунок. Как правило эффект по «сырому» используется для рисования расплывчатого дальнего плана, а затем уже поверх него наносится более четкий рисунок. Это позволяет добиться глубины пространства.

    5. Гладкая роспись используется для ровной заливки одним колером какого-то участка росписи, например канта у платка, или фона в панно. Главное условие успешной работы в данном случае – готовим однородный раствор краски, которого хватит на всю расписываемую поверхность; роспись начинаем, как правило, от одного края к другому и ведем ее равномерно, без промежутков, заливая мягкой беличьей кистью всю поверхность.

    Вот основные приемы при росписи, которые наиболее часто используются в батике. Благодаря комбинации этих методов можно получать разнообразную фактуру на разных участках работы.

    Пишите комментарии, задавайте вопросы — отвечу всем!

    Ссылка на основную публикацию