Дымковская роспись на игрушках

Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой

Дымковская игрушка (роспись) — отдельная тема для занятий, игр и праздников в детском саду. Забавные, необычные, яркие, с понятным для детей рисунком и стилизованным узором. В этом разделе мы совместили материалы с конспектами занятий в детском саду, играми, детскими поделками (лепка, рисование, аппликации), праздниками и ярмарками именно по теме русского народного художественного промысла из Дымково.

Все картинки и пособия для изучения дымковской росписи можно скачать здесь

Занятия, игры, сценарии по теме Дымковской росписи

Показаны публикации 1-10 из 1147 .
Все разделы | Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой

Коллективная работа детей старшей разновозрастной группы. Стенгазета «Дымковская слобода» Чолич Олеся Игоревна ГБОУ Школа 1454 «Тимирязевская ДОП «Астрадамская» Коллективная работа детей старшей разновозрастной группы Стенгазета «Дымковская слобода» (деревня) «Дымковская слобода» (деревня)» (коллективная композиция. Материалы: Силуэты дымковских игрушек, вырезанные.

Проект «Дымковская игрушка» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Знакомство с дымковской игрушкой» Проект в младшей группе «Звёздочки» Воспитатели: Гольц Л.И. Коптякова Н.В. Волчанский городской округ Информационная карта проекта Название.

Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой — Конспект занятия по рисованию «Элементы дымковской росписи» с детьми дошкольного возраста

Публикация «Конспект занятия по рисованию «Элементы дымковской росписи» с детьми. » Цель: Создать условия для знакомства детей с элементами дымковской росписи (точка, волнистая линия, прямые линии, горошины. Задачи: Обучающие: познакомить детей с новым видом декоративно – прикладного искусства – дымковской игрушкой. Вызвать желание овладеть навыками в.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия «Дымковская деревня» в старшей группе Конспект занятия по «Художественному творчеству» (рисованию) в старшей группе на тему: «Дымковская слобода (деревня)» (коллективная композиция) Цели занятия: вызвать интерес к изделиям дымковских мастеров, дополнять знания детей о дымковских игрушках, продолжать формировать.

Конспект занятия по декоративной лепке «Дымковская барышня» Цели: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни, соблюдать пропорции фигуры, сглаживать поверхность для последующей росписи. Передавать характерные.

НОД по лепке в подготовительной группе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий на тему «Дымковский петух» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) в подготовительной группе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий на тему: «Дымковский петух». Программное содержание. Учить детей передавать в лепке образ дымковского петуха: овальное туловище, изогнутый.

Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой — Конспект НОД в средней группе «Дымковская мастерская»

Статья «Конспект НОД в средней группе «Дымковская. » Конспект НОД в средней группе на тему: «Дымковская мастерская» Подготовила воспитатель Долгова Г.А. Октябрь 2016 г. Программное содержание: Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с одним из видов декоративно – прикладного искусства дымковской игрушки. Продолжать.

Занятие по рисованию «Дымковские кони» Цель занятия — продолжать учить детей рассматривать игрушки, выделяя детали узора ( колечки, круги, точки, линии, форму игрушек. Упражнять в рисовании кругов не отрывая кисть от бумаги. Материалы: — Дымковские игрушки — Фотоиллюстрации -Гуашь — Кисти Ход занятия В начале.

НОД по рисованию в графическом редакторе Paint «Дымка» для детей 6–7 лет Задачи: 1.Закреплять умение заходить в программу paint. 2. Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка.

Конспект занятия по рисованию «Роспись дымковской игрушки» Задачи: 1) закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружок, точка, полоски, сетка, кольцо) 2) закрепить знание о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказывать об этом. 3) учить самостоятельно составлять узор на изделии новой формы из знакомых.

Чудо-дымка. Изготовление и роспись дымковских игрушек — детские мастер-классы, советы родителям и воспитателям. Дымковские игрушки своими руками — из глины, пластилина, соленого теста и бросового материала. Мир дымковской игрушки — конспекты занятий и праздников. Волшебная дымка — мини-музеи и выставки. Дымковская сказка — постройки из снега на участке.

Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики. Для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных. Цвета росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения; многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черного цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь-медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д. В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный. Желтая краска дополнялись кусочками золотой и серебряной потали. Краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть своего цвета. У каждой мастерицы были свои рецепты их разведения. В раскраске фигурок тоже была своя последовательность. Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой — три красных или оранжевых пятна — рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки сусального золота или потали (имитирующих золото тончайших листочков из сплава меди и цинка). Поталь дополняла гармоничные цветовые сочетания мягким матовым блеском. На рубеже XIX-XX веков краски на игрушках стали ярче, а их сочетания — контрастнее. Узоры на одежде соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, «в горошек» и в мелкий цветочек. Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований с друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи. Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания (можно воспользоваться водоэмульсионной краской с ПВА) с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.

В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами.

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями. то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.

Для каждого персонажа существуют свои приемы лепки и росписи. Традиционные в дымковской игрушке всадники, петухи и другие скульптурки расписываются ярко и фантастично: индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Утки-«крылатки» отличаются от простых уток горизонтальными рядами оборок-крыльев, как будто на них надеты два передника с лепной оборкой — спереди и сзади. В их росписи просматривается определенная система нанесения узора. Сначала делается широкая полоса на груди, затем более узкие — от шеи по сторонам, в соответствии с формой конуса. Затем их пересекают поперечные полосы, образуя клетчатый узор. Желто-оранжевые, лилово-серые, сине-зелено-желтые свистульки демонстрируют тонкое чувство цвета, которым наделены их авторы. Для росписи коньков-свистулек характерно сочетание вертикальных полос и рядов разноцветных горошин разного размера, выполненное в гармоничных или контрастных тонах. По сравнению с утками и коньками образы других животных (козлов, баранов, коров и особенно свиней) и птиц представлены значительно меньше. Коровы, козлы и бараны по пластике аналогичны коням, лишь формой рогов и рисунком морды они похожи на своих прототипов, своеобразие облика которых передают весьма лаконично. Роспись фигурок домашних животных близка росписи коньков: как правило, они украшены продольными рядами темных точек либо маленьких разноцветных горошин.

Заключительным штрихом в декорировании является нанесение позолоты. Её применение вносит неповторимую отличительную особенность в дымковскую игрушку. Исконно применяли натуральное сусальное золото — тончайшие золотые пластинки, проложенные бумажными лентами во избежание склеивания. Золото вместе с бумагой разрезали на маленькие квадратики (со стороной 0,5 см), которые при помощи кисточки, смоченной в яичном белке, переносили на игрушку и аккуратно расправляли сухой кистью.

Дымковская глиняная игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

История промысла

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

(Мезрина Анна Афанасьевна — мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская роспись. Элементы дымковской росписи

Дымковская роспись: история

Основоположником этого народного промысла стала небольшая слобода Дымково (отсюда и такое название), находящаяся неподалеку от города Кирова.

Изначально в процессе раскрашивания дымковской игрушки применялись исключительно анилиновые краски, которые требовалось разводить. Для этой цели применялся перекисший квас или уксус. Кисточка изготавливалась самостоятельно и представляла собой холщовый лоскут, намотанный на деревянную палочку. Такой самодельный художественный инструмент использовался, когда требовалось провести линию. Для того чтобы нарисовать пятнышко мастера применяли торец ровно срезанного прутика.

Производство дымковской игрушки

Эти игрушки и по сей день полностью рукотворное искусство. Каждая представительница – произведение одного мастера. Для производства фигурки применяется местная красная глина, которая тщательным образом перемешивается с мелким песком. Фигурки лепятся по частям, затем готовые детали соединяются и долепливаются.

Прежде чем производить обжиг готовых фигурок, их нужно предварительно высушить. Этот процесс занимает от 2 до 20 дней. Обжигаются изделия в печи при температуре от 700 до 800 градусов. Затем поверхность игрушки покрывается специальными температурными белилами. В старину для этих целей использовался мел, разведенный при помощи молока.

На этом процесс изготовления игрушки закончен. Дальше идет дымковская роспись. Она представляет собой совершенно неповторимый народный стиль.

Элементы дымковской росписи

Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки.

Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, выполненные из сусального золота либо потали, которые наклеиваются поверх уже нанесенного узора.

Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигурку в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке и различных комбинациях. При этом изделие может быть практически полностью покрыто рисунком, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Именно поэтому среди всего многообразия дымковских игрушек просто невозможно найти две одинаковые фигурки.

Для дымковской росписи характерно использование особых знаков, символизирующих стремление к правде, красоте и здоровому образу жизни. Все узоры традиционной росписи Дымки связаны с природой и различными оберегами.

При этом каждый элемент рисунка имеет свое скрытое значение. Так, волнистая линия является символом воды. Перекрещенные прямые полоски означают колодезный сруб, а круг со звездой в серединке олицетворяет солнце. Дымковская роспись, картинки которой вы можете видеть немного ниже, имеет и различные растительные элементы: зерна, ягодки, листики и цветочки.

Форма дымковской игрушки

Раскраска человеческих фигурок имела определенную последовательность. Вначале черной краской прорисовывались волосы, брови и глаза. Три оранжевых или красных пятнышка, поставленных на лице игрушки при помощи лучинки, означали рот и щеки. Затем расписывалась шляпка и в самую последнюю очередь — яркая юбка.

Характерные особенности росписи животных

Утки-«крылатки» имеют отличительную черту: горизонтальный ряд оборок-крыльев. Когда смотришь на такую уточку, то создается впечатление, что на ней надето два передника, имеющих лепную оборку. Кроме того, роспись игрушки предусматривает определенную последовательность нанесения узоров. Первой наносится широкая полоса, проходящая на груди утки, более узкие полоски расходятся от шеи, и только потом наносятся поперечные линии, образующие традиционный клетчатый узор.

Роспись свистулек в виде коньков сочетает вертикальные полосы с рядами разноцветных горошин. При этом использованные оттенки не обязательно гармонируют между собой.

Утки и кони – наиболее популярные образы животных, используемых при создании дымковской игрушки. Козлы, коровы, бараны и поросята, а также домашняя птица встречаются гораздо реже. Анатомические подробности, как правило, не соблюдаются, поэтому все животные несколько напоминают дымковских коней. Лишь форма морды дает возможность понять, кто перед нами. Роспись этих животных представлена продольными рядами точек темного цвета или маленькими горошинами, имеющими различные оттенки.

Дымковские цвета

Следует заметить, что выбранные тона также имеют свои символичные значения. Зеленый в представлении простого народа тесно связан с понятием жизни, символизирует природу и крестьянскую пашню. Нравственная чистота, добро и правда – это, конечно, белый цвет. Красный цвет символизирует не только огонь, но и является олицетворением здоровья, силы и красоты. Синий – цвет неба.

Декорирование

Заключительным шагом декорирования игрушки становится нанесение позолоты. Именно это и отличает дымковскую игрушку, привнося в ее облик неповторимые черты. На Руси для этих целей применялось настоящее сусальное золото, представляющее собой очень тонкие золотые пластинки, переложенные бумажными лентами (это не давало возможности золоту склеиваться). Из него вырезали маленькие ромбики, которые и приклеивались в нужных местах при помощи яичного белка.

Настоящее дымковской росписи

В наши дни Дымка, к сожалению, уже давно утратила качества, характерные для народной игрушки: непосредственность и невысокую стоимость. Конечно, эти изделия имеют особую пластику. Однако благодаря излишней статичности и детальной четкости дымковские фигурки стали просто красивыми сувенирами.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть: роспись

Расписные узоры в Дымковской игрушке являются знаковыми, идут еще от язычества, выступают символами природы, стремящимися к красоте, правде и здоровой жизни и являются своеобразными оберегами. Традиционно роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, прямых или волнистых линий, клетки и просто точки.

В росписи дымковских игрушек традиционно используются яркие цвета: синий, красный, оранжевый, желтый, голубой, зеленый и другие, и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню, иначе говоря, жизнь простого крестьянина. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды, и добра. Красный цвет — согревающий, это символ огня, красоты, силы, славы и здоровья. Голубой — цвет небесной чистоты.

Материалы и инструменты:

— белила акриловые титановые;

— краска акриловая алого, голубого, оранжевого, желтого, зеленого, черного цветов;

— разбавитель для красок;

— кисти разные по толщине и по форме;

— влажное полотенце или тряпочка.

Итак, начнем расписывать петушка!

Обожженную и остывшую фигурку нужно сначала побелить. Мне нравятся акриловые краски, они не стираются. Можно расписывать темперными или гуашевыми красками, последние менее светоустойчивы. Для побелки лучше использовать белила титановые, они плотно ложатся в отличие от цинковых (эти более прозрачны и фигурка будет не такая белая).

Берем среднего размера кисть круглую или плоскую, начинаем наносить краску на поверхность игрушки, хорошо размазывая, но в некоторых плохо доступных местах приходиться подкрашивать тонкой кистью.

Можно начать расписывать с любой части. Я начну расписывать сначала крылья голубой краской. Кисть опять же можно взять плоскую или круглую средних размеров. Вот, что получается.

Затем гребешок и бородку — алым.

Перейдем к росписи хвоста. Такой желто-оранжевый цвет я получила путем смешения красок: в чисто желтый добавила немного оранжевой краски.

Так рисуем с обеих сторон хвоста.

Сразу красим клюв и на грудке круг в желтый цвет.

Оранжевым рисую небольшие кружочки вокруг большого желтого круга, сохраняя между ними небольшое расстояние.

Возвращаемся к хвосту и рисуем небольшие кружочки тем же голубым, что и крылья. С другой стороны аналогично.

Не забывайте тщательно мыть кисть после каждой смены краски, что бы цвета не смешивались и были яркими.

Затем оранжевым делаю маленькие точки на хвосте тонкой кистью вот так.

И этим же цветом кружочки над крылом. Оранжевым цветом сразу рисую на другой стороне все то же самое.

Теперь рисую сеточку алым цветом между крылом и кружочками самой тонкой кистью. Не забываем с другой стороны сделать такую же сеточку.

Далее рисуем глаза петушку с двух сторон. Делаю небольшой желтый кружок.

Потом черным цветом и самой тонкой кистью ставлю точку на желтом глазике и рисую верхнее веко,тут же черным — носик (кончик).

Теперь на клювике делаю вот такой перекрест и 2 точки спереди.

Сразу черным цветом закончу рисунок над крылом и на грудке. Аналогично с другой стороны.

Ставлю черную точку — тут будут сережки.

И сами сережки — алым цветом.

Опять возвращаюсь к хвосту и рисую волнистые линии алым на желтых полосках.

Подрисовываем нижнее веко тоже алым с обеих сторон.

Все элементы должны быть нанесены симметрично! Это основной принцип росписи.

Вот и петушок почти готов. Осталось раскрасить ступку.

Для росписи ступки я использовала травяной цвет. Получила его, смешав ярко зеленую краску с желтой и каплей черного цвета.

Любуемся! Но это еще не все.

Заключительным штрихом в декорировании является нанесение позолоты. Её применение вносит неповторимую отличительную особенность в дымковскую игрушку. Исконно применяли натуральное сусальное золото — тончайшие золотые пластинки в виде маленьких квадратиков или ромбиков. Я использовала обычную золотистую фольгу, приклеив ее на бородку, грудку и крылья.

Вот и готов наш петушок! Мне кажется, он получился немного хитрый.

В компании с другими петухами. Так и до петушиного боя не далеко!

Ничего. Мои не дерутся, они добрые и веселые!

Я указала время изготовления 7 дней, поясняю: сама лепка фигурки занимает у меня не много времени, потом постепенная сушка в естественных условиях 4-5 дней, затем обжиг в муфельной печи пол дня и на следующий день сама роспись. Если вы делаете обжиг в духовке или совсем его не делаете,то за 4-5 дней петух может быть уже готов.

Слепить и расписать такого петушка может не только взрослый, но и ребенок. Если вы попробовали это сделать сами или с ребенком, обязательно покажите, что получилось. Если возникли вопросы, спрашивайте, буду рада помочь.

Этот мастер-класс участвует в конкурсе Славянские мотивы 2017, если он вам понравился, нажимайте на оранжевую кнопку справа Нравится, тем самым, отдав свой голос. Комментарии приветствуются! А если вы хотите первыми узнавать о новых дымковских игрушках моего магазина, других новостях и мастер-классах, станьте подписчиком моего магазина, нажав на кнопку Добавить в круг. Всем рада!

Это была 2 часть моего мастер-класса — роспись.

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют » кировскими игрушками».

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.

Яркие дымковские фигурки

Это касается всех этапов создания глиняных фигурок, начиная от процесса лепки до росписи. Именно уникальность, своеобразие и широкая вариативность форм и являются изюминкой дымковской игрушки.

Образцы дымковских игрушек

История промысла

История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.

Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.

Дымковская игрушка » Тройка».

Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи, и был посвящен памяти погибших в Хлыновском побоище в 1418 году.

В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была яркая, мастерски расписанная глиняная свистулька.

Позднее историческое значение праздника было подзабыто, а вот традиция изготовления расписных глиняных фигурок прижилась и получила широкое распространение. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.

В дальнейшем мастера занялись изготовлением глиняных фигурок на постоянной основе. При этом значительно расширился ассортимент изделий.

Дымковская игрушка » Парочка».

В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым. Глиняные фигурки делали в большом количестве практически в каждом дворе, поэтому местных покупателей оставалось все меньше и меньше.

Тогда маленькие яркие статуэтки стали возить на продажу в Оренбургскую область, в Москву и другие крупные города, где часто устраивались ярмарки и были открыты специальные лавки по продаже игрушек и сувениров.

Дымковская игрушка » Дама с собачкой».

Материалы и технология изготовления

Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком .

Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.

Срок просушивания у игрушек разный ( от 2 дней до полутора месяцев) — в зависимости от размера и композиционной сложности изделия.

Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя — тремя слоями темперных белил.

В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом.

После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче.

В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки.

В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса.

» Девушка с самоваром».

Цветовая гамма и орнаменты росписей

Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. Среди основных цветов, характерных для дымковской росписи, можно назвать следующие:

  • красный
  • алый
  • оранжевый
  • желтый
  • синий
  • зеленый
  • золотой

В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Можно заметить различные композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек.

В качестве дополнительного декоративного элемента на готовый цветной узор наносятся мелкие капельки или ромбики из сусального золота.

Тематика дымковских игрушек

Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился.

Изначально тематика дымковских игрушек была следующей:

  • Фигурки животных — кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие.
  • Фигурки птиц — утки, гуси, куры, петухи, индюшки.
  • Мужские фигурки — в русской национальной одежде или в старинных костюмах.
  • Женские фигурки — барыни в пышных платьях с кокошником на голове.
  • Фигурки детей — младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах.
  • Скоморохи — очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах.
  • Водоноски — игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах.
  • Сюжетные игрушки — фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности.

Сюжетная игрушка » Семья».

В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.

Образцы изделий дымковского промысла

Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие:

  • Стилизованные фигурки животных и птиц
  • Герои народных сказок
  • Изделия на темы исторических сюжетов
  • Фигурки мужчин и женщин в народных костюмах
  • Фигурки детей
  • Представители различных профессий
  • Предметы быта
  • Предметы старины

На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить историко — культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.

Дымковская глиняная игрушка

В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа » Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.

Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.

Скульптурная группа » Семья» в центре Кирова.

В 2011 году в Кирове открылся музей » Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.

В Кировском музее дымковской игрушки

Дымковская игрушка : 1 комментарий

Образы всадника-свистульки и «гуляющего кавалера» с присущими им округлыми пластическими формами, приземистыми пропорциями, кукольной важностью и серьезностью принадлежат к числу наиболее ярких и самобытных в ассортименте дымковской игрушки. Но если сюжет всадника-свистульки типичен почти для всех центров народной глиняной игрушки XIX века, то «гуляющий кавалер» и появившаяся позднее аналогичная «гуляющая дама» — дело рук и фантазии только дымковских мастериц. Обе игрушки нравились им самим. Каждая лепила их в большом количестве, варьируя положение рук, цвет одежды (у всадников — непременно с эполетами на плечах), кольца, клетки и горохи на свистках и телах коней, высоту и форму шляпы, всегда лихо надетой, то с заломом, то с нолями, то треуголки.

Дымковская роспись: отличительные особенности и технология изготовления дымковских игрушек на примере пошагового мастер-класса с подробными видео сюжетами

Дымковская роспись не менее древний вид русского народного прикладного искусства, чем другие виды живописи. Родиной этой техники считается село Дымково, в котором и начали производить глиняные свистульки и расписные шарики к весеннему празднику Свистопляска. Дымковская роспись представляет собой обобщенную декоративную глиняную скульптуру, разукрашенную по белому фону многочисленными геометрическими орнаментами и узорами. Основоположниками дымковского игрушечного промысла стали ремесленники и гончары, которых во времена правления царя Ивана III в XV веке переселяли в безлюдные северные земли близ города Киров. И только спустя 400 лет об этих удивительных и красочных изделиях узнала вся страна, и спрос на них стал огромным.

Традиционно свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козел, олень, лошадка, баран, но постепенно стали приобретать все более вычурные формы и уже в XIX веке среди животных могла встретиться и барыня в нарядном платье, и купчиха, и офицер или другие категории горожан.

Разбираемся в создании дымковской росписи на различных изделиях

Дымковскую игрушку всегда можно отличить неповторимой яркой краской – на белом фоне изделия могут встречаться до десяти различных цветов. Яркий праздничный цвет – это отличительная особенность дымковской палитры. При этом орнамент всегда самый простой – круги, зигзаги, точки, волнистые линии образуют определенные узоры, которые несут определенную информацию. Как и прочие виды народных промыслов, дымковская роспись символична – волнистая линия обозначает воду, звездочка в середине круга – солнце и другие небесные светила, перекрещенные полоски – колодец.

Для производства дымковских игрушек используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с коричневым мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, а затем отдельные элементы скрепляют между собой, используя жидкую красную глину. Следы соединений аккуратно заглаживают, чтобы добиться ровной поверхности.

Затем вылепленные игрушки тщательно просушивают, обжигают в специальных печах при высоких температурах, и только после этого, покрывают специальными темперными белилами, поверх которых будут наноситься дальнейшие узоры.

Раньше декоративное рисование велось палочками и перьями с помощью темперных красок, замешанных на яйце с квасом, а расписанную игрушку покрывали взбитым яйцом, что придавало краскам дополнительный блеск и яркость. С развитием химической промышленности для росписи стали применяться яркие анилиновые красители и потребность в покрытии изделий яичной смесью пропала.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали, которые придают дополнительный блеск и вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.

Давайте подробнее разберем процесс создания дымковской игрушки на примере небольшого мастер-класса.

Разбираем простой мастер-класс по созданию дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки можно условно разделить на два этапа — создание формы и роспись созданной формы. Исходя из этого, подготавливаем все необходимые материалы и инструменты.

В качестве материала для изготовления глиняной скульптуры используется красная глина и песок, но добыть эти вещества достаточно сложно, поэтому в качестве альтернативы можно использовать полимерную глину, которую можно приобрести в любом магазине творчества. Также в качестве формообразующего материала можно использовать обычное соленое тесто, рецепты которого можно найти в сети, или же воспользоваться обычным пластилином.

На начальном этапе перед тем ка приступить непосредственно к лепке, необходимо выбрать образец, с которого вы будете копировать вашу скульптуру. Вы, конечно, можете попробовать импровизировать, как это делают настоящие мастера, но с образцом работать будет проще.

После этого мысленно разделяем образец на составляющие – лапы, хвост, крылья, голову – все, что, по вашему мнению, должно крепиться к основе.

После того, как образец выбран и мысленно разделен на составляющие части приступаем к созданию основы – по сути это комок глины шарообразной формы, деформированный в соответствии с формой туловища игрушки.

Далее приступаем к изготовлению отдельных деталей игрушки – делаются они также из комков глины, только меньшего размера, которым необходимо придать форму соответствующей детали.

С помощью воды и некоторого количества глины соединяем составные части в единое целое и создаем плавные переходы от туловища к конечностям. На этом же этапе можно делать украшения на игрушках – шарики, колечки, короны и оставить игрушку в покое до полного высыхания.

Приступаем к раскраске игрушки – для этого покрываем ее сначала белой краской в 2 – 3 слоя, чтобы краски, которые мы будем наносить в дальнейшем, не казались слишком бледными. Для росписи игрушки можно воспользоваться обычными гуашевыми красками или более дорогими, но удобными в применении акриловыми.

Если вы не уверены в твердости своей руки или в правильности выбора цветов или узоров, то попробуйте нарисовать картинки на бумаге – и потренируетесь, и увидите, как со стороны выглядит выбранный орнамент.

Вот, по сути, и все, что касается изготовления дымковской игрушки. Остается лишь высушить ее и при желании покрыть лаком — это надежней закрепит краситель и придаст скульптуре дополнительный блеск.

В качестве образцов для создания дымковской игрушки можно воспользоваться изображениями, представленными на фото.

Видео по теме статьи

Этот вид народно творчества достаточно прост в исполнении и с ним вполне может справиться любой желающий даже в домашних условиях. Особенно интересен и полезен он для детей, поскольку лепка и рисование развивает детскую моторику и фантазию, а возможность сочетать различные красители прививают художественный вкус и чувство гармонии.

В заключение предлагаем вам посмотреть несколько видео сюжетов об изготовлении и росписи дымковской игрушки, которые помогут вам освоить этот удивительный вид народного творчества.

Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой

Дымковская игрушка (роспись) — отдельная тема для занятий, игр и праздников в детском саду. Забавные, необычные, яркие, с понятным для детей рисунком и стилизованным узором. В этом разделе мы совместили материалы с конспектами занятий в детском саду, играми, детскими поделками (лепка, рисование, аппликации), праздниками и ярмарками именно по теме русского народного художественного промысла из Дымково.

Все картинки и пособия для изучения дымковской росписи можно скачать здесь

Занятия, игры, сценарии по теме Дымковской росписи

Показаны публикации 1-10 из 1147 .
Все разделы | Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой

Коллективная работа детей старшей разновозрастной группы. Стенгазета «Дымковская слобода» Чолич Олеся Игоревна ГБОУ Школа 1454 «Тимирязевская ДОП «Астрадамская» Коллективная работа детей старшей разновозрастной группы Стенгазета «Дымковская слобода» (деревня) «Дымковская слобода» (деревня)» (коллективная композиция. Материалы: Силуэты дымковских игрушек, вырезанные.

Проект «Дымковская игрушка» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Знакомство с дымковской игрушкой» Проект в младшей группе «Звёздочки» Воспитатели: Гольц Л.И. Коптякова Н.В. Волчанский городской округ Информационная карта проекта Название.

Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой — Конспект занятия по рисованию «Элементы дымковской росписи» с детьми дошкольного возраста

Публикация «Конспект занятия по рисованию «Элементы дымковской росписи» с детьми. » Цель: Создать условия для знакомства детей с элементами дымковской росписи (точка, волнистая линия, прямые линии, горошины. Задачи: Обучающие: познакомить детей с новым видом декоративно – прикладного искусства – дымковской игрушкой. Вызвать желание овладеть навыками в.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия «Дымковская деревня» в старшей группе Конспект занятия по «Художественному творчеству» (рисованию) в старшей группе на тему: «Дымковская слобода (деревня)» (коллективная композиция) Цели занятия: вызвать интерес к изделиям дымковских мастеров, дополнять знания детей о дымковских игрушках, продолжать формировать.

Конспект занятия по декоративной лепке «Дымковская барышня» Цели: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни, соблюдать пропорции фигуры, сглаживать поверхность для последующей росписи. Передавать характерные.

НОД по лепке в подготовительной группе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий на тему «Дымковский петух» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) в подготовительной группе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий на тему: «Дымковский петух». Программное содержание. Учить детей передавать в лепке образ дымковского петуха: овальное туловище, изогнутый.

Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой — Конспект НОД в средней группе «Дымковская мастерская»

Статья «Конспект НОД в средней группе «Дымковская. » Конспект НОД в средней группе на тему: «Дымковская мастерская» Подготовила воспитатель Долгова Г.А. Октябрь 2016 г. Программное содержание: Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с одним из видов декоративно – прикладного искусства дымковской игрушки. Продолжать.

Занятие по рисованию «Дымковские кони» Цель занятия — продолжать учить детей рассматривать игрушки, выделяя детали узора ( колечки, круги, точки, линии, форму игрушек. Упражнять в рисовании кругов не отрывая кисть от бумаги. Материалы: — Дымковские игрушки — Фотоиллюстрации -Гуашь — Кисти Ход занятия В начале.

НОД по рисованию в графическом редакторе Paint «Дымка» для детей 6–7 лет Задачи: 1.Закреплять умение заходить в программу paint. 2. Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка.

Конспект занятия по рисованию «Роспись дымковской игрушки» Задачи: 1) закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружок, точка, полоски, сетка, кольцо) 2) закрепить знание о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказывать об этом. 3) учить самостоятельно составлять узор на изделии новой формы из знакомых.

Чудо-дымка. Изготовление и роспись дымковских игрушек — детские мастер-классы, советы родителям и воспитателям. Дымковские игрушки своими руками — из глины, пластилина, соленого теста и бросового материала. Мир дымковской игрушки — конспекты занятий и праздников. Волшебная дымка — мини-музеи и выставки. Дымковская сказка — постройки из снега на участке.

Дымковская роспись на игрушках

Дымковская игрушка — глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком — рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде — полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Лепка игрушки.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус — готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают — вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями — кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной — светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

Обеливание и роспись игрушки.

После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке — окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание — это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Финальная часть процесса — роспись.

Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:
Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски — очень стойкие.

Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали — это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали — смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.

Поэтапная дымковская роспись и создание игрушки из трафарета

Дымковская игрушка — яркий представитель русского народного творчества. Изделие отличается необычностью и уникальностью. Такой вид народного художественного промысла продолжал развиваться длительное время и сменялся поколениями мастеров. Роспись дымкой в первый раз появилась ещё 400 лет назад и продолжает сохранять популярность. На протяжении всего этого времени её вид не переставал изменяться, но принцип её создания остался прежним.

История возникновения росписи

Такой вид промысла произошёл из Дымковской слободы, которая в настоящее время включена в состав города Кирова (раньше Вятка). Есть особая легенда, которая связана с созданием такой игрушки. Много столетий назад рядом со стенами этого города сошлись два дружелюбно настроенных войска, но по причине того, что на улице было слишком темно, они подумали, что враги друг другу, и начался кровопролитный бой. В нём погибло большое количество воинов, считается, что их разъярённые духи и сейчас продолжают летать над этим полем. После этого печального события было решено ежегодно в весеннее время отмечать тризну.

Со временем такое происшествие забылось, а вместо тризны возникли народные гуляния, которые стали именоваться «свистоплясками». В этот день женщины должны были заниматься лепкой различных глиняных фигур, которые после красиво раскрашивали многочисленными узорами и элементами декора. Фигурками во время праздника весело свистели, а цветными шариками, в которые предварительно клали горошину, кидали друг в друга, что дополнительно наполняло улицу весёлым шумом.

Конечно же, не только бой дружеских войск привёл к появлению такого праздника и самой дымковской игрушки. Также нужно отметить и то, что рядом с Дымковской слободой были большие залежи глины, которые можно было свободно применять в керамике. Необычный метод лепки дымковских фигур и их росписи сделали их особо популярными среди жителей не только Кирова, но и остальных городов.

Главные черты дымковской фигурки

Главной особенностью дымковской игрушки, которая заметно отличается от других изделий своими руками, считается то, что все они могли издавать какой-либо определённый звук: треск, грохот, свист, посторонний шум. Такая необычная черта связана с тем, что, по мнению верующих людей, злые силы не переносят шума. В древности такая фигурка служила в качестве защиты от духов.

Весной при посадке овощей и фруктов присутствие духов считалось опасным для урожайности и роста растений. Люди думали, что они появлялись на полях ещё в зимние месяцы, а чтобы избавиться от духов, нужно было использовать весенние праздники, которые отличались особым шумом и весельем. Дымковская фигурка была создана для отпугивания опасных злых сил с помощью свиста и других звуков.

Главная особенность такой игрушки — наличие шума и свиста. Сейчас наличие шума в игрушке не считается особо важным свойством, но способы её создания и росписи сохранились до сих пор.

Принцип изготовления

Весь принцип создания такой необычной игрушки можно разделить на несколько этапов. К ним относят:

  • лепку;
  • сушку;
  • обжиг;
  • отделку побелкой;
  • нанесение узоров и рисунков.

Процедура лепки проходит вручную, поэтому каждая получаемая модель фигурки отличается от остальных по своему внешнему виду и форме.

Для такой игрушки чаще всего применяют ярко-красную глину, которую предварительно смешивают с речным песком. Игрушку создают деталями, а после все детали совмещаются друг с другом посредством красной жидкой глины, стыки же создают более плавными, сглаживая их мокрой тряпкой.

Дымковская лепка отличается следующей технологией:

  • заготовка основы (шаблоны дымковской росписи в детском саду);
  • создание дополнительных деталей;
  • соединение основных частей и туловища;
  • украшение и роспись.

Главной деталью в такой игрушке является туловище. Сначала из куска глины формируют подобие шара. Из него делают оптимальный силуэт. Чем плавнее будет произведён такой процесс, тем более правильной и привлекательной получится готовая фигура.

Дополнительные части также создаются из глиняного шарика, но его нужно брать небольшого размера. К дополнительным частям в этом случае можно отнести: голову, шею, конечности фигурки и остальное. Они устанавливаются на основное туловища, а в местах соединения маскируются посредством глины и воды. Это поможет сделать переход более плавного типа.

Украшением в этом случае могут служить глиняные шарики, кольца, колбаски, которые после крепятся на фигуру. К примеру, чтобы создать барышню, для начала нужно сформировать конусообразную юбку. После на неё устанавливают туловище с вылепленной головой. Далее нужно прикрепить руки и голову. В конце работы останется нарядить фигурку, надеть на неё платок либо необычную шляпку и положить ей на руки какое-нибудь животное либо ребёнка.

Мужские фигурки создаются по другому принципу. Туловище и голова в этом случае совмещаются с ногами, которые выглядят как две колбаски, которые сгинают в нижней части и получают ножки. Шляпка и волосы так же будут заметно отличаться от женского варианта.

Туловище животного (олешек, козлик, петушок, лошадка) больше будет походить на конус, к острой части которого прикрепляют шею и голову. Лапы в этом случае создают большими, немного сужают в нижней части. Рога и хвост устанавливают на тело животного в самом конце.

Также важно учитывать и то, что все дымковские фигурки заметно расширяют в нижней части. К примеру, в женских образах всегда есть расширяющееся книзу платье, а мужские фигурки часто сажают на лошадь. У животных (козел, лошадь) делают короткие ножки. Это делается из-за того, что слишком слабый низ может попросту не вынести тяжести игрушки по окончании сушки.

Обжигание, сушка и обработка

В конце лепки фигуры её следует хорошо высушить и обработать посредством обжига. Время сушки будет определяться в зависимости от размера фигурки, температуры и показателя влажности воздуха в помещении. При этом очень важно понимать влажность, температуру и остальные параметры.

В зависимости от таких значений сушка будет продолжаться от трёх дней и до трёх недель.

После сушки игрушку нужно обжечь. Ранее для обжига расписной фигурки использовали печь. Изделия помещали на металлический противень и клали на сами дрова. После того, как игрушка начинала наклоняться в сторону, её хорошо остужали. Сейчас используют усовершенствованные модели печек, которые помогают экономить время и защищают мастера от возможных опасностей при работе.

По окончании сушки и обжига фигурка начинает изменять свой окрас до красно-коричневого, поэтому после нанесения узоров её полностью выбеливают. Для этого на изделие наносят специальный раствор, полученный из молока и мелкого порошка. После того как молоко скисает, раствор приобретает твёрдую консистенцию, на поверхности фигурки высыхает гладкий слой белого цвета. Выбеливание статуэток помогает не только придать ровности их поверхности, но также отличается особой яркостью и красотой, что делает изделие ещё декоративнее.

Несмотря на большое количество попыток поменять составные элементы раствора, они не принесли существенного результата. После изменения состава статуэтки начинали желтеть либо их поверхность была с вмятинами. Именно поэтому до нашего времени продолжают использовать побелки, которые изготавливают из мелкого порошка и молока.

Особенности рисования

Чтобы создать по-настоящему уникальное и необычное изделие, нужно использовать большое количество ярких цветов, контрастных оттенков, а также геометрических фигур. С помощью таких элементов фигурка точно приобретёт красивый праздничный вид. Особенности поэтапной росписи:

  1. В древности для росписи применяли темперные краски, которые разводили уксусом, квасом либо растирали на яйце. В большинстве случаев на фигурку добавляли около восьми цветов. Роспись производилась посредством палочек с накрученными тряпками, а для вырисовки глаз и бровей применяли специальные лучинки. Сейчас для этого используют краски для керамических изделий: акриловые, растёртые на яйце, гуашевые. На поверхность статуэтки их наносят с помощью хорьковых либо колонковых кистей.
  2. Самая известная роспись включает в себя сочетание геометрических элементов росписи дымковской игрушки и гладкоокрашенных частей. При раскраске фигурки используют контрасты, которые разбавляются белыми и чёрными оттенками, а также небольшие вкрапления золотого. Все это помогало добиться особой цветовой расцветки и сочности цветов. Ярче всего раскрашивали фигурки животных и платья девушек. Квадратики сусального золотого оттенка размещали на эполетах солдатиков, головных уборах, а также хвостах индюков. В большинстве случаев для игрушек применяли следующие оттенки: синий, малиновый, оранжевый, зелёный, чёрный, коричневый, изумрудный, голубой, рыжий.
  3. Главной чертой такого рисунка является его последовательность нанесения и составление композиции. В начале работы принято было вырисовывать волосы, глаза и брови, после раскрашивали головной убор, платье и остальные элементы одежды. Чтобы дымковский узор для детей отличался особым блеском, на некоторые участки наклеивали куски золотого оттенка.
  4. Сам узор дымковской игрушки включает в себя большое количество различных фигур, отличающихся по геометрической форме и цвету, которые придают игрушке особую привлекательность и помогают создать большое количество композиций. Чаще всего для этого используют следующие геометрические фигуры: овалы, полоски, круги, кольца.
  5. Разукрасить статуэтку лучше всего поэтапно, начинать нужно с нежных цветов, к которым со временем следует прибавлять более тёмный. Настоящий мастер должен точно понимать, что значит каждый цвет в композиции. К примеру, зелёный — знак природы и земли, красный — здоровья и процветания, белый — чистоты и доброты, голубой — неба.
  6. При добавлении различных орнаментов и узоров на картинку и посуду для начала важно наносить те, что представляют собой красоту, правду и крепкое здоровье. Рисовать на готовом изделии лучше всего по специальному трафарету, предварительно просмотрев мастер-класс. Такие виды статуэток сразу становятся для владельца своеобразной защитой.
  7. Для каждой фигурки есть свои методы росписи. Ярче всего раскрашивали индюков, петухов и козлов. Узор часто выражал в себе не только необычность, но также немного фантастики. Также из животных было принято создавать свиней, коров и баранов.
  8. Дополнительным элементом рисовки были небольшие квадратики сусального золота. Их применяли для добавления дымковской игрушки индивидуальности. Для этого вырезались небольшие куски сусального золота квадратной формы и приклеивались к игрушке с помощью кисти, смоченной в яичной белке, а после аккуратно расправлялись сухой кистью.

Дымковские игрушки производят до сегодняшнего времени. Этот процесс никак не модернизировался и не стал серийным. Статуэтки продолжают расписывать и создавать своими руками, следуя основным правилам, которые были созданы ещё 400 лет назад, когда только возник народный промысел. Но не все молодые мастера могут полноценно пройти обучение, но те, кто полностью обучаются ему в итоге становятся профессионалами своего дела.

Они самостоятельно создают необычные и привлекательные образы дымковской игрушки, каждый из которых отличается своим необычным внешним видом и уникальностью. Создание и роспись игрушки продолжает оставаться женской профессией. Знание принципов изготовления и широкое воображение помогут женщине легко создать необычный образ и наполнить его большим количеством ярких красок.

С помощью дымковской росписи, которая существует уже около 400 лет, продолжается богатая история русского народа и развитие его культурной сферы жизни. Такие необычные и привлекательные статуэтки не просто поднимают настроение человеку, но также погружают его в настоящую сказку с запоминающимся сюжетом, который каждый может придумать самостоятельно. И хотя такие статуэтки в настоящее время не несут никакого магического предназначения, но продолжают оставаться символами доброты, щедрости и здоровья.

Ссылка на основную публикацию