Филигрань для начинающих своими руками

Джутовая филигрань: схемы для начинающих с фото и видео

О чем может рассказать мастер-класс по джутовой филиграни своими руками? Прежде всего нужно разобраться, что это такое. Техника джутовой филиграни появилась недавно. Это стиль работы с завитками, жгутом и клеем. Берутся бумажные трафареты, на них выкладывается по контуру жгут, промазанный клеем. Получаются очень красивые вещи.

Для знакомства с этим стилем можно использовать схемы для начинающих. Например, рассмотреть мастер-класс изготовления тарелки.

Декоративная тарелка

Взять любой понравившийся салатник, покрыть пленкой, закрепить и начинать обклеивать завитушками, начиная с дна тарелки. Завитки можно класть произвольно, стараясь соблюдать симметрию, или использовать какие-нибудь понравившиеся рисунки.

Инструменты – ножницы, клей и спица.

Не надо отрезать сразу кусок нитки. Сначала положить рисунок, затем аккуратно маленькими ножницами отрезать и подклеить. Пленка для этого хорошо подходит, так как на нее прекрасно клеится веревка.

Самые основные элементы этого стиля – завитки и петельки, из их чередования получаются красивые узоры.

Внимание! Надо стараться не перекручивать нитку и укладывать ее так, как она разматывается из мотка. В противном случае, она может развернуться после покраски. С клеем надо работать аккуратнее, чтобы его не было слишком много.

Укладывать узоры, как хочется, чтобы они были уложены чаще и плотнее.

Затем надо отделить узор от пленки острым ножиком и вытереть клей. Проклеить разведенным ПВА и покрасить, если хочется. Можно из баллончика или кисточкой.

В итоге получается тарелка, как на фото.

Шкатулка для секретов

В этой технике используется натуральный или окрашенный джут. Если его красят, то обычно акриловыми красками. Есть еще один способ получить джутовый шнур белого цвета без окрашивания – замачивание в хлоре.

Итак, что понадобится для изготовления вот такой чудесной шкатулки.

  1. Джутовый шнур;
  2. Клей – Титан или любой прозрачный;
  3. Листочек в клетку;
  4. Файл;
  5. Большой моток широкого скотча;
  6. Маленькие ножницы;
  7. Шило;
  8. Пинцет.

Взять лист бумаги, поставить на него скотч и обвести карандашом.

Отметить центр круга и засунуть лист в файл.

Капнуть клей в серединку, на файл.

Начать крутить завиток.

Теперь, накручивая нить, надо заполнить весь круг. Затем сделать еще один такой же – это будут дно шкатулки и крышка.

Дойдя до конца будущего дна, жгут не обрезать.

Надо придумать рисунок. Если не приходят в голову свои идеи, можно использовать любые понравившиеся узоры. Нарисовать на листке в клетку полоску с украшениями, меньше ширины скотча на пол сантиметра.

Вырезать эту полоску с узором и скотчем приклеить на катушку.

Поставить скотч на заготовку дна шкатулки, намазать клеем и накрутить несколько рядов шпагата, до узора. Так дно соединяется со шкатулкой.

Отрезать жгут и намотать несколько рядов сверху.

Промазать первую на заготовке завитушку клеем, отрезать кусок веревки наискосок. Длина отрезка зависит от выкладываемой детали узора.

Класть на клей завиточки, один за другим.

Таким образом нужно выложить весь узор. Следить за тем, чтобы верх и низ обязательно соприкасались с ободками.

Затем оставить как следует просохнуть. Высохшую заготовку отделить от скотча – канцелярским ножом пройтись по кругу и вынуть скотч.

Крышка делается так же, как низ шкатулки. Надо поставить скотч и сделать несколько рядов обмотки снизу.

Верх крышки хорошо украсить джутовыми завитушками.

Развести ПВА водой и проклеить шкатулку. Излишки засохшего клея получится убрать раскаленным шилом.

Украсить поделку по своему вкусу. Получается изящная и красивая вещица.

Видео по теме статьи

Здесь можно посмотреть мк изготовления изделий в стиле джутовой филиграни.


Читайте также:

Джутовая филигрань — техника довольно простая в своем исполнении. По сути, она не требует даже специальных схем — все узоры можно подсмотреть как в простых рисунках (например, в детских раскрасках), так и в русском народном творчестве. А чтобы заполнить пространство между основными контурными линиями, подойдут все те же базовые элементы.

Читайте другие интересные рубрики

Джутовая филигрань: идеи поделок, техника работы, советы начинающим

Джутовая филигрань позволяет создавать изящные ажурные изделия как для себя, так и для дома. Это искусство возникло еще в древности, когда в качестве материала использовали драгоценные металлические нити. Сегодня их прекрасно заменяет джутовый шпагат, с которым работать намного проще. На первый взгляд кажется, что филигрань очень трудно освоить. Но на самом деле с этой техникой может справиться любой человек. Потребуется только немного усидчивости, фантазия и желание потрудиться.

Что такое джутовая филигрань?

Весь смысл техники заключается в свивании и скручивании толстых нитей, которые впоследствии формируют ажурный узор. За основу взята ювелирная техника — скань. Только джут намного податливее, и его необходимо скреплять клеем, чтобы картинка не распалась. Многие новички для создания шедевров используют готовые узоры и трафареты, а вот опытные мастера сами придумывают схемы завитков. И тот и другой вариант не возбраняется.

Технология выполнения джутовой скани

Техника этого изящного искусства достаточно проста и примитивна. Сначала на поверхности из джута выкладывают линии и завитки, промазанные клеем. После можно пойти двумя путями. Или же оставить узор на той же поверхности, или снять его после просушки. Во втором случае изделие выйдет воздушным и ажурным. В первом же варианте поделка тоже получится филигранной, но просто не будет просвечивать. Если картинка будет браться не из «головы», то предварительно необходимо подготовить для джутовой филиграни трафареты узоров, по которым и будут выкладываться завитки.

Идеи поделок из джута

Используя технологию джутовой скани, можно сделать множество изделий для украшения интерьера квартиры, офиса иди дачи. Декоративной составляющей могут служить рамки для фотографий, коробочки, баночки, тарелочки, вазы и многое другое.

Обычно мастера и рукодельницы делают из джута ажурные панно, рамки для фотографий и картин, салфетки, подставки под горячее, шкатулки, абажуры для светильников, вазы, часы, статуэтки, декоративные самовары. Некоторые изготавливают бабочек, птичек и животных, чтобы украсить ими потолки, стены и обыграть выключатели. Очень популярны павлины, совы, кошки, лошади и олени в этой технике. Обычные узоры в виде завитков можно использовать для создания бижутерии (браслетов, ободков, сережек, колье и украшений для заколок).

Вообще, идеи могут быть любыми. Достаточно немного пофантазировать или посмотреть мастер-классы по джутовой филиграни. Если постараться, то можно сделать достойные украшения для интерьера и себя.

Необходимые материалы

Для выполнения джутовой скани не требуется каких-либо специальных дорогостоящих материалов и приспособлений. Все они доступны, продаются в хозяйственных магазинах и отделах для рукоделия.

Основным материалом служит джутовый шпагат. Если по задумке необходимо работать в цвете, то можно приобрести акриловые краски, чтобы придать веревочке различные цвета.

Не обойтись и без прозрачного клея («Титан» или «Дракон»). Он выступает в качестве своеобразного скульптора и фиксатора.

Также очень полезны будут ножницы, пинцет, толстая спица, игла и тонкое шило. Они помогут формировать завитки и узоры. Конечный результат можно зафиксировать акриловым лаком. Чтобы поделка стала более красочной, можно использовать любые материалы. Обычно в ход идут всевозможные стразы, бусины, броши и камушки.

Также новичкам могут потребоваться трафареты для джутовой филиграни, которые можно сделать самостоятельно. Несколько примеров вы можете видеть в статье. Отличный вариант — схемы из раскрасок-антистресс, только начинать нужно с простого.

Полезные советы по выбору и работе с нитями

Основной материал – это джутовый шпагат. В магазине можно найти его различные варианты. Например, для изготовления шкатулок оптимальна будет толщина нити 1,2 миллиметра. Более толстый джут подойдет для крупных изделий (светильников, ларцов и прочего). Также мастерицы используют для филиграни пряжу и даже тонкие вышивальные нити. Но стоит учитывать, что они держат форму намного хуже, поэтому не могут выступать в качестве основного элемента. Мягкими и тонкими нитями лучше только декорировать плоские изделия.

Для изменения цвета джута в каком-либо узоре не рекомендуется окрашивать уже готовое изделие. Процесс будет очень кропотливым и отнимет массу времени. К тому же из-за клея нить может просто не окраситься. Поэтому изменять цвет шпагата лучше перед началом работы. Для этого джутовую нить нужно полностью окунуть в акриловую краску и оставить сохнуть.

Этапы выполнения работы

Обычно в мастер-классах по джутовой филиграни начинающим все подробно рассказывается, шаг за шагом. Но все равно нелишним будет дать общее представление о ходе работы.

1. Сначала выбирают узор. Лучше отдать предпочтение незамысловатым рисункам, но пусть они будут четко прорисованы, чтобы в процессе не путаться. Эскиз можно сделать самостоятельно или воспользоваться уже готовым.

2. Лист с рисунком поместить в полиэтиленовый прозрачный файл. Если его нет, изображение можно завернуть в пищевую пленку. Она должна быть хорошо натянута, это очень важно.

3. Далее начинается работа с клеем. Его нужно нанести по контуру эскиза, прямо на полиэтилен. Уже поверх выкладывается джут. Некоторые мастера предпочитают не наносить клей на файл, а пропитывать им шпагат. После этого они с помощью пинцета формируют из шнура узор, выкладывая его точно по схеме. Нить можно расправить по рисунку тонкой спицей. Таким способом необходимо закончить всю джутовую филигрань.

4. После заполнения узора требуется просушить изделие. Для этого его нужно поместить под пресс и оставить минимум на 6 часов.

5. После просушки поделку нужно осторожно отделить от файлика с помощью ножа. Затем изделие можно покрыть акриловым лаком и оставить сушиться.

6. После этого, если поделка состоит из нескольких частей, ее можно собрать и проклеить. На этом же этапе добавляются декоративные элементы. Обычно их закрепляют на эскизе с помощью термоклея, но подойдет и «Титан».

Правила работы с клеем

Как отмечают мастера, для джутовой филиграни подходит клей по типу «Титан». Важно обращать внимание на этикетку. На ней должно быть указано, что это универсальный, прозрачный и влагостойкий клей. Такой адгезив хорошо соединяет джут и другие элементы, легко распределяется по файлику и отделяется от него, а также быстро сохнет.

Опытные мастера выработали технику работы с клеем и джутом. Именно она и рекомендуется для использования. Поскольку в таком варианте изделие получается более аккуратным и после отделения от файла сразу же имеет товарный вид. Сначала лучше промазать небольшую часть шпагата клеем, буквально втирая его в поверхность веревки. Важно, чтобы шнур не лип к пальцам. Сразу же нужно сформировать элемент, пока джут еще гибкий и гладкий.

Не стоит заранее на всю веревку наносить клей, поскольку он может засохнуть. Шпагат станет ломким и будет трудно гнуться. Если джут все-таки затвердел, можно снова нанести клей на него, чтобы он размягчился.

Узоры для выполнения филиграни

Опытные мастера чаще всего сами придумывают рисунки для изделий. А начинающим освоить искусство помогут базовые узоры. Джутовая филигрань — очень интересная техника, предоставляющая широчайший простор для фантазии. Главное — научиться выкладывать из нитей простые завитки, а уже на их основе можно создавать всевозможные схемы.

Итак, базовые элементы:

  • Кольцо. Создается путем придания джуту округлых очертаний. Также можно делать полукольца.
  • Огурчик. Кольцо нужно равномерно вытянуть в правую и левую сторону, а после немного заострить углы.
  • Груша. Делается по тому же принципу, что и огурчик. Только одну из сторон нужно оставить округлой. Острый угол будет смотреть вверх или вниз.
  • Зубчик. Этот узор полностью похож на английскую букву «V».
  • Галочка. Похожа на предыдущий элемент. Только кончики смотрят вниз.
  • Головка. На конце джутового узора делается крохотная петелька.
  • Тройник. Напоминает цветок, делается из трех элементов. Боковые заострены, смотрят строго вертикально. Средний округлый и тянется вверх.
  • Стенек. На одном конце делается петелька и закручивается несколько раз. Должен получиться красивый завиток.
  • Травушка. Состоит из двух стебельков, верхушки которых закручены в завиток.
  • Кренделек. Оба конца немного закручиваются вовнутрь, чтобы образовались петельки.
  • Лепесток. Элемент напоминает именно эту часть растения. Также его можно назвать капелькой.
  • Двойной завиток. Похож на английскую букву «S». Только кончики сильнее закручены вовнутрь.
  • Змейка. Нить поочередно укладывается в левую и правую сторону. То есть это зигзагообразный узор, только углы должны быть округлыми.

Вообще, не обязательно строго выполнять эти элементы джутовой филиграни. Изделия могут иметь абсолютно любой рисунок. Даже приветствуется создание авторских трафаретов. Базовые узоры дают только опору, отправную точку, от которой следует отталкиваться в своих работах.

Рекомендации по созданию трафаретов

Основа, без которой не обходятся даже профессионалы — это примитивные узоры в виде букв «S» и «С». Также джутом часто выкладывают «улиток», «восьмерки» и заполняют контур мягкими диагональными линиями. Перед созданием какого-либо изделия рекомендуется отдельно отработать именно эти элементы.

Некоторым новичкам сложно придумать или вообще непонятно, как искать готовую схему. В таком случае опытные мастера советуют обратиться к узорам квиллинга. Они идеально подходят за счет перекрученных лент. За основу можно взять городецкую, хохломскую и прочие росписи. Некоторым рукодельницам нравится выполнять кельтские узоры. Также можно просто посмотреть на готовую джутовую филигрань. Технику исполнения и схему разобрать будет совсем несложно. Все направления даже в готовой работе хорошо прослеживаются.

Важный совет. При переносе рисунка на бумагу необходимо учитывать толщину джутовой нити. Иначе может получиться так, что все узоры в процессе будут смещены, и поделка выйдет не такого размера, какой задумывался изначально.

С чего начать освоение искусства?

Чтобы до конца понять всю технику, неплохо было бы посмотреть ролики о создании джутовой филиграни для начинающих. Мастер-классы, снятые на видео, доступно объяснят все направления шпагата и движения рук, что очень сложно понять, просто прочитав текст. Также можно записаться на курсы или посетить хотя бы одно практическое занятие по филиграни.

После посещения и просмотра нескольких мастер-классов лучше приступить к отработке отдельных элементов. Это поможет понять, как крепится шпагат, как долго его можно деформировать и прочие нюансы. Когда узоры будут получаться, можно переходить к полноценным изделиям.

Создания пера из джута

Для примера можно рассмотреть, как сделать перо в технике джутовой филиграни. Мастер-класс очень короткий и простой. Нужно приготовить клей «Титан», моток джута, листочек, карандаш, ножницы, прозрачный файл и пинцет.

Сначала на бумаге нужно нарисовать перо (узоры можно подсмотреть на фото выше). Картинка состоит из двух элементов – завитков и петелек. Рисунок поместить в файл. Клеем промазать контур самого большого элемента – перьевого стержня. Поверх выложить джут, отрезать ножницами.

Далее нужно нанести клей на элементы, которые начинаются от очина. Сначала идет «груша». Сформировать узор и придвинуть к стержню. Нужную форму можно придавать пинцетом. Над «грушей» расположить узор «стенек», предварительно нанеся на файл клей. Важно следить, чтобы элементы плотно прилегали друг к другу. Затем снова идет «груша» и «стенек». Таким образом выполнять работу шаг за шагом (сначала с одной стороны стержня, а потом с другой).

Когда перо будет выложено, его необходимо положить под пресс (например, под тяжелую стопу книг). Подождать около 6 часов и вытащить изделие. Поделку аккуратно снять с файлика, поддевая ножом. Излишки клея, которые выбиваются из общей картины, можно счистить чем-нибудь острым. В качестве декора можно приклеить стразы и бусины.

Салфетка под горячее

Чтобы закрепить теоретический материал, предлагаем вам посмотреть видео с мастер-классом, которое расположено ниже. Здесь в качестве основы джутовой филиграни выступает цветочек, который, в свою очередь, состоит из кругов и петелек.

Абажур из джута

Это уже более сложная поделка, поскольку она объемная и состоит из различных элементов. Процесс изготовления можно посмотреть на видеоролике.

Ажурная джутовая шкатулка

Мастер-класс по созданию шкатулки будет интересен тем, кто уже овладел техникой и хочет отточить мастерство.

В завершение статьи стоит отметить, что создание изделий в технике филиграни из джута – это очень интересное искусство. При большом желании его сможет освоить любой взрослый и даже ребенок.

Мастер-класс по джутовой филиграни для новичков

Техника джутовой филиграни восходит к древним традициям работы с драгоценными металлами. Как известно, золото — материал очень мягкий и прекрасно вытягивающийся в проволоку. В джутовой филиграни место золотой проволоки заняла обычная верёвка из джута. Следует разобраться, как этот мягкий материал может заменить металл.

По следам древних мастеров

Эта техника появилась достаточно давно. В древности использовалась ювелирная филигрань. С её помощью украшали драгоценные камни и получали прекрасные ювелирные изделия. Вместо нитей тогда использовали проволоки из драгоценных металлов. Этот процесс довольно трудный, поэтому его сегодня могут выполнять только квалифицированные специалисты.

Джутовая филигрань — это вид искусства, смысл которого заключается в том, что благодаря плетению из джутового шнура мы можем создавать изящные украшения, элементы декора и даже картины.

Инструменты и расходные материалы, которые понадобятся для работы, немногочисленны. Прежде всего нужно приобрести джут (джутовый шпагат), представляющий собой нить из натурального льна. Джут — главная составляющая филиграни. Эту нить можно купить в любом хозяйственном магазине. Она сероватого цвета, но ее можно покрасить акриловой краской в любой оттенок. Она довольно толстая, поскольку состоит из нескольких скрученных волокон, и немного лохматая. При желании можно приобрести шпагаты разной толщины. В основном используется скрутка из двух ниток. Также понадобятся:

  • зубочистки;
  • ножницы;
  • канцелярский нож;
  • пинцет;
  • прозрачный клей (типа «Титан»);
  • дощечка.

Для новичков пригодятся схемы узоров или трафареты джутовой филиграни. С ними работа будет проходить намного легче. Пинцет тоже является важным инструментом в филиграни. Он помогает скрутить, поджать или придавить шпагатный материал. Ножницы необходимо иметь острые. С их помощью делаются срезы.

Зубочистки являются необязательным инструментом, но они помогут начинающим рукодельницам правильно распределить клей. Канцелярский нож применяют для того, чтобы убрать подтеки клея. Кончик ножа легко срежет клей между элементами. Дощечка также пригодится, если нужно будет удалить засохший клей.

Начало работы над поделкой

Для начала нужно выбрать узор. Можно найти и распечатать схемы филиграни из джута или же нарисовать их самостоятельно. Узор должен быть четко прорисованным. Затем рисунок укладывают в прозрачный файл.

Далее есть выбор. Можно по контуру эскиза аккуратно намазать клей и наложить джутовый шнур поверх него. С такой техникой с легкостью справятся новички.

Более трудный вариант — это перед работой промазать небольшой участок шнура клеем и начать формировать элементы. Нужно втирать клей в веревку, чтобы она стала гладкой. Пока шпагат сохраняет гибкость, необходимо начать формировать элементы. Если веревка затвердела, тогда можно еще раз промазать ее клеем.

Клей очень важен в работе. Он должен быть обязательно прозрачным и влагостойким. Клей хорошо ложится на пластиковую поверхность и так же легко снимается с файла, не ломая рисунок.

Существуют несколько основных элементов, о которых должен знать каждый, кто будет заниматься этим хобби:

  1. Петельки. Существует простая петелька и заполненная. В заполненной петельке обычно внутри находится петелька поменьше или декор (камень). Петельку можно сделать, просто согнув нить.
  2. Завиток. С одним витком — простой, с двумя — сложный. Он делается при помощи пинцета. Захватывая кончик веревки пинцетом, витки делаются очень просто.
  3. Листочек. Обычно он бывает прямой или изогнутый. Листочек можно заполнить чем-то по желанию. Он делается при помощи пинцета. Кончик джута приклеивается к уголку внутри листочка и закручивается по спирали к центру.

После завершения работы поделка должна просохнуть. Для этого ее необходимо положить под пресс. Его делают из дощечки, на которой размещают небольшой груз. Сушить изделие необходимо около шести часов. Затем поделку необходимо аккуратно отделить от файла (если использовался первый способ). Это можно сделать с помощью ножа.

Готовые украшения покрываются лаком. При необходимости нужно соединить клеем части, если работа состоит из нескольких фигур. Для украшения многие используют стразы, бусинки, блестки и прочие элементы, которые также можно прикрепить клеем.

Идеи для интерьера

Из веревки можно сделать что угодно. Техника позволяет создавать объемные картины, посуду (салфетницу, вазу или декоративную тарелку), элементы интерьера, шкатулки, талисманы, а также необычные вещи, такие как фигурки различных животных и птиц, маленькую мебель или оберег.

Идеи джутовой филиграни позволят индивидуализировать интерьер. Техника может дополнять окружающее пространство разными необычными образами.

Гармонию в интерьере можно создать при помощи различных ваз, статуэток, сувениров, картин и настольных ламп необычных форм. Главное, что все это делается своими руками. Изделия будут поднимать настроение после трудного рабочего дня. Через несколько недель можно научиться хитростям мастеров филиграни. Это позволит творить самим.

Для примера следует рассмотреть, как сделать необычную бабочку в технике джутовой филиграни. На весь процесс уйдет максимум 50 минут. Чтобы бабочка получилась необычной и яркой, следует воспользоваться нитями разных цветов. В качестве украшения можно использовать блеск, бусины и камешки. Ход работы:

  1. Необходимо подготовить шаблон. Нарисуйте или распечатайте небольшую бабочку с узором на крыльях. Шаблон поместите в прозрачный файл.
  2. На эскиз нанесите жидкий клей и аккуратно раскладывайте нити. Там, где линии довольно жирные, необходимо приклеить по 3—4 короткие полоски джута.
  3. Узоры можно украсить блестками и стразами.

Высушите бабочку, положив ее под пресс. Затем покройте ее лаком. Такая веревочная бабочка может служить брошью или картиной.

Филигрань для начинающих своими руками: виды и мк карандашницы

Возникла филигрань в ювелирном искусстве. Из проволочек драгоценного металла скручивали узоры, украшая ими изделия. Со временем вышла за пределы ювелирного мастерства. Теперь в этой технике работают из самых разных материалов, главное, чтобы они были пластичными.

Виды техники

Филигрань из шпагата. Так называемая джутовая филигрань. Используют шнур, выкладывая из него узоры и склеивая.

Казаковская филигрань – кружева в металле. Названа так по месту Казаково, в котором в первой половине 20 века был основан металлический промысел. Теперь она известна во всем мире.

Филигрань из полимерной глины. Из глины скручиваются колбаски и также укладываются завитушками, как и все материалы, которые используются в технике филиграни. Также это называют имитацией сутажа.

Филигрань из бумаги. Другое название – квиллинг. Тонкие полосочки скручиваются в завитушки и различные узоры. Начинающие обычно используют схемы для квиллинга.

Вот некоторые элементы и схемы филиграни из бумаги.

А вот какие красивые вещи получаются в этом стиле.

Ювелирная филигрань. По-русски это слово звучит, как «скань».

Для работы в этой технике чаще всего используется серебро, реже золото и другие металлы.

Теперь можно рассмотреть мастер-класс по филиграни.

Карандашница из веревочки

То есть попросту говоря карандашница в стиле джутовой филиграни. Что понадобится для работы:

  1. Лист бумаги;
  2. Клей Титан и ПВА;
  3. Пинцет;
  4. Ножницы;
  5. Файл;
  6. Кисточка для клея;
  7. Пинцет;
  8. Джутовый шнур или цветная пряжа;
  9. Линейка;
  10. Украшения;
  11. Пластиковый стаканчик.

Шпагат надо сложить улиткой.

Теперь оклеить стенки стаканчика.

Сплести косичку, как на фото.

Прикрепить косичку наверх стаканчика, замаскировав его. Проклеить заготовку клеем ПВА.

Взять лист бумаги, нарисовать на нем узор и положить в файл. Намазать его клеем и сверху шпагатом выложить нарисованный узор. Затем ножницами или канцелярским ножом аккуратно отделить украшения от файла.

Дать им просохнуть и приклеить на заготовку, предварительно украсив.

Оставить стаканчик просохнуть и убрать излишки клея. Вот такая полезная красота получается.

Видео по теме статьи

Здесь можно увидеть видео мастер-классы по различным видам филиграни.

Джутовая филигрань, схемы узоров, трафареты

Филигрань — это одно из направлений в ювелирном деле, методика создания кружевных поделок, изысканность которых привлекает любителей тонкого искусства. Родоначальники филигранного способа украшения изделий были царские или монастырские ювелиры.

В Древней Руси знатоки были отмечены в IX–X веке. Для придания изысканности к изделию они использовали зерни. Извека ввек ювелирные изделия, сделанные по методике филиграни, становились более качественные и утончённые. В XII–XIII веке применяют напайку, осваивают ажурные и рельефные рисунки. В украшения начали закреплять камни.

Джутовая филигрань

История возникновения филиграни как ювелирного искусства

Самый расцвет искусства приходится на XV–XVI века. Московия блистает роскошью филигранных украшений, шкатулок, ваз и других изделий утвари. Пользовались известностью в эти времена умельцы Амвросий и Иван Фомин. Для обработки стали применяться такие материалы: резная кость, драгоценные и полудрагоценные камни, дерево, эмаль.

Россия наладила производство филигранных изделий в XVIII–XIX веке. В этот период производили изделия разной ценности от больших до маленьких размеров. Начали обрабатывать перламутром и хрусталём. С начала девятнадцатого века промышленностью стали производить в больших объёмах филигранную посуду, церковные вещи, мелкие туалетные принадлежности.

Филигранное мастерство уникально и в настоящее время для его продолжения мастера могут использовать любое подручное сырьё, которое имеет гибкость и держит форму благодаря всевозможным лакам, клеям. Закрепители помогают делать из неплотной материи довольно крепкую вещь.

Филигрань из джута — это новое обличие рукоделия. Простота изготовления поделок подойдёт для любого начинающего, творческого человека. С этой технологией красиво оформляют вазы, абажуры, книги, шкатулки, картинные рамы и многие предметы.

Джут — это натуральное волокно. Популярным он стал благодаря своей экологичности. Поделки из этого материала не уступают своей красотой и изяществом.

Мастер-класс поделки из джута для новичков

Для нашей работы понадобиться:

  1. Прозрачный клей, который не приклеивается к полиэтилену.
  2. Ножницы.
  3. Шпажка или спица.
  4. Пинцет.
  5. Джутовый шнур.
  6. Крем для рук.
  7. Файл офисный.
  8. Линейка.

Приобрести материалы необходимые для творчества можно абсолютно в любом хозяйственном магазине.

Освоение базовых приёмов

Специалисты советуют смазать руки кремом перед работой, что обеспечит более быстрое снятие клея с рук.

  • Нарезать несколько отрезков джутовых шнура на равные части по 20 сантиметров. Такая длина удобна для изготовления мелких шаблонных деталек, которые составляют идею основного рисунка.
  • Нанести на файл полоску клея равную длине отрезков.
  • Шпажкой или спицей разровняем клей по ширине.
  • Плотно укладываем на клей три нити джута параллельно друг другу.
  • Пальцами приглаживаем полоску к файлу так, чтобы наши нити полностью пропитались клеем.
  • Поднимаем заготовку и в воздухе, зажав пальцами, продолжаем разглаживать.
  • У нас получилась лента из трёх склеенных нитей джута. Гибкой и податливой она будет до тех пор, пока не высохнет клей.

Делим джутовую полоску на четыре части по пять сантиметров. Концы каждой ленточки скрепляем между собой руками и у нас получается заготовка в виде «капельки»,«кольца», «овала». Если мы возьмём и накрутим кончик на карандаш у нас получится «завиток».

Сделать заготовку разной формы вам поможет ваша фантазия и трафарет заготовленного рисунка. В роли трафарета используется любой рисунок. Новичку в этом деле не следует начинать с замысловатых узоров, возьмите рисунок попроще. Если у вас нет особых способностей в рисовании это не страшно. Трафареты можно заимствовать из любых средств массовой информации и перевести их на бумагу любыми известными способами. Наработать навыки работы помогут мастер-классы. Идеи для ваших работ могут подсказать старинные вещи.

Если хотите, чтобы изделие было разноцветное, воспользуйтесь акриловой краской, окрашивать нить необходимо до изготовления поделки. После окраски полностью просушить.

Мастер-класс делаем подставку для салфеток своими руками

Буквально скоро, изящная вещь, выполненная своими руками, будет украшать ваше застолье.

Кроме необходимых материалов, про которые мы уже говорили нам могут понадобиться бусины, стразы, дополнительно украшающие нашу поделку.

Мастер-класс заключается в повторении освоения простых фигур из джута.

Первой заготовкой будет простое «колесико». Для его изготовления понадобится лента из 3–4 приклеенных между собой жгутов, которую наматываем в 2–3 слоя на карандаш.

Склеиваем 2 дорожки по 14 колесиков.

Скрепим их параллельно между собой.

Обтягиваем по периметру наши колесики такой же полоской из склеенных нитей 3–4 раза

Устойчивая подножка готова

Стенки также изготавливаем из простых деталей. В основу могут лечь детали в форме S. Длина, форма, изгибы абсолютно произвольны, главное, чтобы было симметрично.

Композиция из завитков, петель в стороны и вверх должна красиво выглядеть и не выходить за рамки основы.

Аналогично делается вторая половинка опоры. В заключение украшается стразами у основания завитков. Аккуратно выполненное изделие повышает класс мастера-умельца.

Мастер-класс по изготовлению подставки для салфеток подошёл к концу, желаем приятного проведения времени над рукоделием.

Джутовые орнаменты великолепно смотрятся на шкатулках. Мастер-класс по этому изделию расскажем в следующей статье.

Изделия из джута, сделанные своими руками, в качестве подарка будут радовать ваших близких. Необыкновенные поделки в вашем обиходе могут появиться от вашего желания и усердия.

Обещанный мастер-класс по изготовлению филиграни (без краски)

Сперва немного о самом стиле.

«Слово филигрань происходит от латинских filum – нить и granum – зерно. Лаконичное и простое, оно указывает на составляющие элементы техники. Русское же название филиграни — скань — отражает технический прием, процесс. Скань – от древнерусского «скать» – «ссучивать», «свивать» нити.

Техника филиграни основывается на формировании декора посредством гладких, рубчатых или витых проволочек из металла (меди, серебра, золота). Используется как круглая в сечении, так и уплощенная проволока. Сочетание различных в сечении проволок, орнамент, созданный при помощи повторяющихся или чередующихся элементов, задает ритмический рисунок. Зернь служит для акцентирования, дополнительного средства обозначения «ритма».»

Орнаменты в русской и восточной традициях имеют общие византийские корни.
Но русская филигрань отличается многослойностью, плотностью, тонкостью и частым использованием филигранного декора без металлической основы (сквозная филигрань).
В восточном же ювелирном искусстве филигрань в основном служит декором на массивных металлических поверхностях. Она чаще однослойная, рисунок менее сложный и разреженный. Так же очень популярны крупные бусины с филигранью.

Индийская филигрань, как и индийское кино — это вообще отдельная песня)
Перегруженная узором, особо ценится золотая)))
—————————-
Наиболее эффектно смотрятся чернёные (патинированные) филигранные изделия, т.к. на тёмном фоне кружевной узор заметнее.

В переносном значении иногда филигранью называют просто какую-то очень тонкую или мелкую работу.
—————————-
Однако ж, в самом названии «филигрань» нет никакого обозначения, из какого материала, собственнно, эти нити и зёрна должны быть сделаны))))))
Поэтому никто не запретит нам делать это из пластика и с полным правом называть филигранью)))

Вообще никто не обязывает имитировать металл))), ажурность и сама по себе хороша,
но блеск всё же придаёт дополнительный эффект объёма, поэтому мастер-класс будет
по изготовлению «металлической» филиграни.

Изготовление штучки для этого мастер-класса обошлось мне в полтора часа
(фотографирование и питьё чая не в счёт))))

Для изготовления понадобится вот что:

Пластик двух цветов
Гель (не обязательно фимовский)
Режущий инструмент (скальпель, лезвие и т.п.)
Зубочистки
Иголка
Металлическая пудра

Сперва о пластике.
Я редко пользуюсь пластиком «прямо из пачки». Всегда смешиваю.
В ход идут и фимо, и скалпей, и цернит.
Пропорции зависят от того, какой консистенции пластик мне нужен.
Так же и цвета я предпочитаю намешивать сама.

Для филигранных работ пластик нужен достаточно мягкий,
но не настолько, как софт)

Что касается цвета:
всё зависит от того, какой металл вы хотите имитировать.
Металлическая пудра выбирается соответственно
(она бывает под серебро, золото или бронзу, продаётся
в художественных магазинах, в отделах для реставрации).

Вы можете использовать как пластик с эффектом металлика,
так и без.
Если возьмётесь за серебро, советую не брать «голый» цвет.
Подмешайте к серебристому металлику чуточку золотистого.
Серебро от этого никуда не денется, но оттенок будет более
естественным.

В данном мастер-классе рассматривается имитация бронзы.

*Золотая филигрань редко бывает патинированной, просто потому,
что золото не так легко оксидировать)), поэтому я её не очень люблю,
узоров много, а эффекта ноль))))))*
————————
Лучше, если вы для работы намешаете пластик,
который будет максимально приближен к цвету
металла. Это добавит большей натуралистичности.

Один цвет — для основы — тёмный, другой — для самого
узора — светлый.
В светлый при желании можно подмешать металлической пудры,
так он будет больше блестеть (на фото ниже цвет пластика для сравнения
до и после смешивания). Но это необязательно, так как в процессе
бОльшая часть пластика окажется всё-равно под слоем пудры.

Своей пластичности материал не потеряет,
даже если в него подмешать изрядное количество пудры.
Поэтому все остатки после работы смело можно перемешать
и еще раз пустить в дело.

К слову, о пластичности:

Вот такие тонкие верёвочки можно раскатывать из
пластика, и это не предел)))

Но не пугайтесь, такие вам не понадобятся).
Ибо у человеческого глаза тоже есть свои пределы, и изделие
должно быть видно без лупы)))

А вот такие и еще потолще придётся раскатать:

В чём, собственно, хитрость филиграни?
А в том, что чаще всего использется не груглая проволока,
а сплющенная.

Вот одна и та же верёвочка. Но сплющенный вариант
смотрится гораздо тоньше заготовки.
Именно за счёт такого профиля и достигается эффект
изящности. При этом сам набранный узор — если посмотреть сбоку —
будет иметь приличную высоту. А значит и прочность)
—————————
Подготавливаем верёвочки для узора:

Для этого нужно сперва просто раскатать их из пластика
(того, что светлый), а затем прокатать несколько раз
в металлической пудре.
Верёвочки поддаются тем же приёмам, что и колбасы)
Т.е. вы можете скатать потолще, а потом растянуть аккуратно за концы,
чтобы получить совсем тонкую верёвочку.
Перед тем, как дальше работать с верёвочкой, покатайте её
по гладкой чистой поверхности. Так вы добьётесь настоящего металлического
блеска.

Из этих заготовок нужно сделать такое:

Как правило, гладкий плоский профиль идёт для контуров
и ободков, а скрученная верёвочка (чаще тоже плоская) —
для внутренних узоров.
Но всё зависит от вашей задумки — можно вообще не использовать
витую верёвочку, а ограничиться лишь гладкой (разной толщины).

Вы можете использовать и другой способ,
для получения более чернёного варианта.
Для этого вам нужно взять тёмный пластик,
сделать из него какой-то элемент, а потом натереть
металлической пудрой те места, которые должны
блестеть.

Это можно сделать просто пальцем или мягкой кисточкой.
Лучше всего этот способ подходит для изготовления крупной витой
плоской верёвочки (которая используется в ободках).

Самое трудоёмкое в этом процессе — делать ровные заготовки.
Потому что любая кривизна сразу выдаёт материал.
Металлическая проволока после проката идеальна по всей своей
длине, нет мест, где она была бы тоньше или толще.
Пластик же капризен, реагирует на малейшее нажатие.
Поэтому, когда вы будете скручивать и плющить верёвочки,
держите элемент в руках так, чтобы он просто не выпал,
т.е. вообще не нажимая на пластик.
Учтите — ничего потом нельзя будет подровнять зашкуриванием)))

Лучше всего, если вы будете расплющивать верёвочки
стеклом
(подойдёт и прозрачная пластиковая линейка).
Прозрачность помогает контролировать толщину.
После обваливания в пудре верёвочки ни к чему не прилипают,
поэтому проблем никаких не возникнет))

Даже если результат расплющивания вас не радует,

знайте, что это поправимо.
Просто аккуратно вытягивайте те места, которые переплющились)
————————————-

После того, как заготовки для узоров будут готовы, можно
приниматься за основу.

Она делается из тёмного пластика.
Основа может быть и виде бусины, и выпуклой, и плоской.
В последних двух случаях важно, чтобы толщина была везде равномерной.

Толще 2-х мм делать не целесообразно,
потому что потом с ободками придётся туго)

Ободок, прилегающий непосредственно к основе,
должен быть выше её не менее, чем на миллиметр.
Лучше чуть больше. Потому что внутренний узор
не должен возвышаться над ободком (если это не многослойная
филигрань). А иногда узор располагается и чуть ниже ободка.

Сам ободок может быть одинарным, а может содержать несколько
витков из разных верёвочек.
В данном случае я использовала плоский профиль и плоскую верёвочку.

Но, прежде чем приделать ободок к основе (а это первое, что вы должны сделать),
необходимо основу слегка обжечь. Буквально 1-2 минуты.

Вообще я могла бы написать целую хвалебную оду поэтапному обжигу,
потому что именно он позволяет творить с материалом настоящие чудеса))

И главный секрет пластиковой филиграни, вернее, её аккуратного исполнения,
состоит именно в поэтапном обжиге.

Пока основа запекается, вы готовите «припой»)))

Для этого смешивается гель с мет. пудрой.

Эта смесь необходима для заливания швов.

Сами же детали крепятся к основе на обычный прозрачный гель.
Его нужно нанести тонким слоем на бортик основы, следя за тем,
чтобы ободок не перекосился, т.е. был перпендикулярным поверхности.

Далее снова следует краткий обжиг.
Затем вы можете пристроить к ободку дополнительные
верёвочки, если это нужно.
Они могут быть такими же по высоте или ниже,
гладкими или витыми.

Обратите внимание — швов не должно быть видно.

Далее следует опрерация по выкладыванию внутреннего
контура. Это что-то навроде рамок, в которых вы будете
потом создавать узор. Чаще всего контуры бывают гладкими.
Это создаёт красивый контраст с внутренней витой проволокой.

Хорошо бы иметь под рукой предварительный эскиз того, что вы
делаете))) С филигранью без этого сложно.
Можно даже заранее на бумаге выложить все узоры, а потом
уже переносить их на пластиковую основу (по крайней мере,
в ювелирной технике именно так и принято))).

Если вы не уверены в глазомере и боитесь промахнуться — можете
на основе карандашом нанести линии, по которым потом нужно
пройтись гелем (кончик зубочистки — замечательный инструмент
для нанесения)))).

Далее выкладывается контур.

Можно не основу мазать гелем, а саму деталь. Правда, это требует
большей осторожности.
Перенос мелких деталей на основу делается так:
кончик зубочистки макнуть в гель и прилепить к ней деталь)))
Просто пальцами уложить деталь иногда бывает трудновато))

После того, как контур выложен — снова краткий обжиг.
Повторюсь — 1-2 минуты, больше не нужно.

Далее начинается самая кропотливая работа — выкладывание узора.

При этом гель нужно наносить не только на основу под элементы,
но и там, где детали соприкасаются с контуром.
Если вы работаете без эскиза, то старайтесь делать симметричные
детали одновременно. Так же одновременно помещайте их и на основу.

Подгонка деталей внутри контура осуществляется с помощью всё той же
зубочистки, но сухой, без геля, а так же с помощью иглы, если вы хотите
продвинуть кончик элемента между другими элементами.

Когда кладёте деталь на основу, ни в коем случае НЕ придавливайте её пальцем!
——————————
Немного об узоре:
как вы поняли, он составляется из мелких по-разному гнутых верёвочек.

Элементы бывают такие:

Это классика.
Есть и еще масса других, более навороченных,
это уже для тех, кто войдёт во вкус)))
Они все еще и называются по-своему,
но этим я морочить вас не стану))))
—————————
Если вы захотите использовать какую-то вставку,
то она должна быть заранее обожжена.
Узор непосредственно вокруг вставки выполняется после того,
как вставка прикрепляется к основе.

Вставку нужно поместить в ободок (на гель).
Затем уже с помощью геля прикрепить к основе.
Помним про швы.
Далее снова короткий обжиг.

Если захочется сымитировать ювелирную накатку по ободку,
то сверху на ободок нужно положить тонкую круглую верёвочку (на гель),
как показано ниже на фото справа,

затем иглой сделать насечки.
Я использовала тёмный пластик, но можно сразу взять обвалянный в пудре.

Если вы делали это из тёмного, то нужно пройтись кисточкой с мет. пудрой по ободку.

Далее выкладываете оставшийся узор.

После чего нужно выполнить самую мелкую работу — сделать зернь))

Для этого вы берёте верёвочку (потолще и потоньше),
обвалянную в пудре, нарезаете лезвием заготовки разных
размеров, а затем скатываете в шарики.
Это не сложно, но долго)

Чтобы шарики хорошо блестели, пальцы следует немножко макнуть в пудру)

А дальше вы размещаете шарики на вашем изделии.
На гель, смешанный с пудрой.

Как правило, шарики помещаются на стыках или там, где кончики элементов
легли не очень эстетично)))) и вообще там, где глазу приятно))

После этого изделие идёт в финальный обжиг.
Минут на 20.

Все отверстия — если они есть в изделии, нужно планировать в эскизе
и окружать их элементами в виде колечка.
Просверлить можно и после обжига, а можно в самом начале, до
запекания основы.
———————————
Пластиковая «металлическая» филигрань лаком не покрывается.
Это сразу погубит весь металлический эффект.
А вот вставки, если нужно, очень даже можно и лачком))))
Для перфекционистов)))): несколько раз пройдитесь по готовой филиграни
кусочком тонкой замши. Это придаст дополнительный блеск.

если вам нужно много одинаковых элементов в виде колечка,
есть приём, заимствованный из ювелирной же практики)

Накручиваете верёвочку на что-то круглое, подходящее по диаметру, даёте пластику
«остыть», а затем разрезаете лезвием вдоль получившуюся пружинку.
И получаете кучу одинаковых заготовок для колечек:

—————————————- ————
И напоследок:
помимо сухой пудры можно использовать и смесь
с металлическим порошком на восковой основе.
В таком случае этой пастой натирается всё после
обжига, затем в печку на пару минут.
Но это меньше похоже на металл, чем с сухой пудрой.

Кстати, в металлической пудре можно обваливать какие угодно
детали) Акрил ни в какое сравнение по эффекту не идёт с пудрой.
Пудра даёт абсолютно ровную поверхность.

Если вы по обожженной основе тонко размажете гель, смешанный
с большим количеством пудры, то после запекания это будет
выглядеть как матовый металл.

Скань (филигрань) — редкая техника тончайших узоров

Филигрань (по-русски — скань,англ. filigree) — это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. А заодно — ложечка и подстаканник в буфете многих почтенных семейств. Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum — «нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать). Чаще всего филигрань — из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали.

Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до нашей эры). Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник.

Виды ювелирной филиграни

Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань.

В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф.

В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree).

Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, и даже существа — птицы, звери. Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию.

В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную (зверьки, птички, колокольчики) ажурную филигрань из серебра и других металлов.

Кому принадлежит техника филиграни?

Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении — это тонкость и плоскостность, Дагестана — обилие зерни и полусфер, Костромы — сложные объёмные формы. Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия.. До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканный.

Примеры Эквадорских украшений в технике скани:

Как делают украшения из скани?

Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид.

Детали сканных украшений:
1 — завиток, основной элемент растительного орнамента, 2 — лист в виде сплющенной спирали. 3 — огурчик (иногда заполняется завитками), 4 — розетка, обычно ставится на кольцо и венчается крупным шариком зерни, 5 — колечки, получают из разрезанной спирали, 6 — звенья, из которых набирается решетка (навиваются на квадратный стальной стержень, обмотанный бумагой, если бумагу выжечь, спираль легко снимается со стержня), 7 — зернь разных размеров, 8 — розочка, навивается кронцангами, 9 — змейки, получают прокатом спирали на вальцах, 10 — косички, плетутся из нескольких жилок проволоки.

Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Филигрань из серебра и не только- технология изготовления

Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия. На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало. Как же выглядит технология производства филиграни?

В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах. Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани). «Архи-важна» плотность набора -«завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку.

При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.

Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт. В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр. Не забыты и маленькие радости — вазочки, солонки, шкатулки. С девятнадцатого века филигрань стала фабричным товаром. Технология оттачивается, расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая витражная — ажурная филигрань с прозрачной эмалью.

Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский кустарь», под Костромой) показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке. Филигранью занялись и в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).

Казаковская филигрань – современное производство

Сегодня «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ) — серьёзный «филигранный» бренд, специализирующийся именно на изделиях в этой технике. Украшения бренда КПХИ обычно изготовлены из посеребренного сплава. Что отличает Казаковскую филигрань?

Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов. Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель.

Примеры изделий из Казаковской филиграни (КПХИ):

Филигрань от «Кубачей»

Кубачинские ювелиры, наряду с традиционно знаменитой дагестанской техникой чернения, чеканки и гравировки, также производят невероятной красоты филигранные изделия.

Примеры работ Кубачинских ювелиров по филиграни:

Изделия с «элементами филиграни» против «истинной филиграни»

В ювелирных изделиях почти всегда есть элементы скани: россыпь шариков зерни, шнур или верёвочка из металла вокруг вставки с камнем или жемчугом. Порой сканные завитки и зернь напаивают на литые или штампованные части украшения. С одной стороны, это уже не вполне скань и не чисто ручная работа. Но такая «комби-скань» зачастую прочнее, дешевле и доступней своей благородной «кузины» — чистой филиграни ручного производства. Баланс эстетики и практицизма даст покупателю нужный вектор. Скажем, прочность ушной мочки не безгранична. А ваша цель – объёмные серьги или подвеска. В ажурной ручной филиграни соотношение габаритов к массе наиболее гуманно, может, это вам «на руку» (на уши). Браслеты и кольца, возможно, потребуют большей прочности, и тогда «смешанная» скань покажется «крепче» филиграни. Главное, как и всегда – понимать разницу между истинной сканью и ее имитацией, сознательно отдавая деньги за то или иное изделие.

Для сравнения: слева — кольцо с «элементами филиграни», справа — филигранный браслет

Как носить филигранные украшения

К ношению скани нужен подход: её «кружево» требует контрастного фона, стилевого единства с одеждой. Светлая филигрань роскошно выглядит на смуглой коже, чётко смотрится на фоне тёмных волос, с ней сочетается тёмный маникюр. Чернёная скань особенно эффектна на бледной коже, — или с одеждой пастельной гаммы. Словом, любой контраст, — цветовой, графический или фактурный (имеем в виду гладкие ткани: сатин, атлас и так далее), «раскроет» филигранное изделие.

Джутовая филигрань: описание техники и пошаговый мастер класс по изготовлению картины

Прекрасные узорчатые поделки, абажуры, панно, шкатулки можно сделать, используя технику филиграни. Этот вид рукоделия потребует от мастера внимательности, усидчивости, некоторых навыков и, конечно, безграничной фантазии. На первый взгляд, техника не покажется слишком трудной, однако мастер-класс, схемы для начинающих и полное им следование — будут совершенно не лишними!

Джутовая филигрань: особенности данной техники

В древности ювелирная филигрань означала процесс свивания нитей драгоценных металлов и формирования таким образом прекрасных изделий тонкой работы. Но процесс этот довольно трудоемкий и сейчас под силу только мастерам ювелирного дела. Джутовая филигрань — современный вид искусства, но техника заключается также в свивании гибких нитей в завитки, формировании из них разнообразных рисунков.

Джутовая филигрань не требует каких-либо специальных дорогостоящих приспособлений и материалов, все они очень доступны любому человеку. Применяется она в основном для создания различных декоративных предметов интерьера, воплощая самые разные дизайнерские идеи.

Главным материалом является джутовый шнур. Согласитесь, бобину приобрести совсем нетрудно. Если задумка предполагает работу в цвете, то его можно покрасить в самые разные цвета акриловыми красками. Кроме того, потребуются также пинцет, тонкая спица, прозрачный клей «Титан» или ему подобный, шило, ножницы. Если вы новичок, то вам необходимы будут трафареты узоров. Не исключено применение и дополнительных материалов, в зависимости от работы.

Как выполняется работа?

Прежде всего, начинают работать с выбора узора. Пусть это будут самые незамысловатые рисунки, однако четко прорисованные. Для этого можно самостоятельно сделать эскиз или же использовать уже готовый. Далее этот рисунок помещают в прозрачный полиэтиленовый файл.

Далее, по всему контуру эскиза аккуратно наносится клей, а поверх него выгладывается джутовый шнур. Но многие мастера наносят клей не на эскиз, а непосредственно на джут, который тщательно свивают пинцетом и укладывают на клеевую основу. Тонкой спицей нить расправляется по рисунку. Таким образом работают над всем полем.

После заполнения эскиза работа требует просушки. Для этого ее помещают под пресс и оставляют сушиться примерно на 6 часов. После этого, используя нож, ее осторожно отделяют и покрывают лаком. Готовая работа может состоять из нескольких частей, которые после объединяют. Также во многих мк джутовая филигрань состоит и из других декоративных элементов: бусин, страз, различных других, которые так же крепятся в эскизе на клей.

Джутовая филигрань: мастер-класс с пошаговыми фото

Для тех, кто только решил осваивать эту технику, размещаем подробный мастер-класс, джутовая филигрань своими руками по этому уроку выполняется достаточно быстро и несложно.

Материалы для работы:

  • моток джутовой нити;
  • клей «Титан» или другой нетоксичный клей;
  • листок в клеточку;
  • ножницы;
  • пинцет;
  • канцелярский нож;
  • полиэтиленовый файл.

Как видим на фото, перышко, которое мы будем делать, состоит из элементов — петли и завитка.

Прежде всего, рисуем эскиз, помещаем его под полиэтилен.

Место, куда будем выкладывать шнур, тщательно мажем клеем.

Сначала выкладываем самый большой элемент пера, а к нему уже будем крепить остальные.

Клеем снова мажем место под элементом, делаем петельку и крепим ее к основному «стеблю».

Нужную форму придаем шпагату при помощи пинцета.

Плотно подгоняя детали, крепим следующий элемент — завиток.

Вот так, шаг за шагом, делаем все детали нашего пера.

После того, как работа будет выложена, помещаем ее под пресс. Для этого можно взять доску и поставить сверху что-нибудь тяжелое. Ждем полного высыхания работы (около 6 часов), аккуратно снимаем с полиэтилена и удаляем неопрятные излишки клея. Работа готова!

Также можно украсить эти перья стразами или бусинами, использовать для работы большего масштаба.

А другие мастер-классы мы добавляем в формате видео. Приятного творчества!