Горячий батик техника выполнения

Горячий батик: техника выполнения и способы окрашивания тканей с использованием горячего воска на примере пошагового мастер-класса по изготовлению платка с цветами

Выполнение рисунков на ткани в технике горячего батика заключается в предварительном резервировании определенных участков картины горячим воском – при этом покрытые участки остаются не прокрашенными или покрываются красителем другого цвета. Благодаря этому можно создавать многослойные яркие картины с большим количеством цветов. Но сегодня мы сделаем горячий батик и покажем технику выполнения в нескольких шагах.

Сама технология горячей росписи является самой первой и древней из всех видов батика, так как изначально участки под красители разных цветов резервировались именно воском, парафином или другими схожими по свойствам составами.

Ткань для горячей росписи применяется в основном шелковая, так как для того чтобы пропитать хлопковую ткань воск должен быть очень горячим, а работа с таким резервом довольно затруднительна. Воск на ткань наносят с помощью различных кистей или специальным инструментом – тьянтингом. Приемы нанесения резерва на ткань могут быть различными в зависимости от мастерства художника – можно сначала покрыть воском фон и внутренние линии контура, затем покрасить сам рисунок, а можно покрыть воском рисунок и опустить ткань в краситель. В первом случае получается белые рисунки на цветном фоне, а во втором – цветные рисунки на белом фоне. Самым сложным способом нанесения считается тот, при котором воск наносится только на контуры рисунка – при этом получается белое контурное изображение на цветном фоне.

По завершении работы резерв с ткани легко удаляется с помощью горячего утюга и обычных газет – ткань помещается между газетами и проглаживается утюгом, при этом воск расплавляется и впитывается в газету. Процедура продолжается до тех пор, пока не выплавится весь воск.

О техниках и способах горячей росписи тканей можно говорить бесконечно – здесь есть, где разгуляться фантазии, но давайте все же познакомимся с этим искусством на живом примере и посмотрим мастер-класс, в котором по шагам разберем, как самостоятельно сделать платок с цветами в этой технике.

Мастер-класс по изготовлению платка в технике горячий батик с техникой выполнения

Инструменты и материалы, необходимые для работы:

  • Шелковая ткань размером 60*60 см;
  • Краски для росписи по шелку и кисти (желательно колонок);
  • Рама или подрамник для ткани;
  • Булавки или степлер для закрепления ткани;
  • Обычные парафиновые или восковые свечи;
  • Кастрюля и жестяная баночка для растапливания свечей;
  • Вода и тарелка для палитры;
  • Кипа газет.

Этапы работы.

Слегка смачиваем ткань, чтобы она лучше натягивалась на раму, и закрепляем ее с помощью булавок или степлера. Ткань должна быть натянуто туго как барабан без провисаний и перекосов.

С помощью хорошо заточенного мягкого карандаша переносим рисунки на ткань очень тонкими линиями. Рисунки можно перенести с уже готового эскиза или фото, подложив лист с картинкой под ткань или нарисовать сразу на ткани.

Из кастрюли и консервной банки делаем подобие паровой бани, в которой необходимо растопить воск, когда воск достаточно нагреется и станет прозрачным, опускаем в него наши кисти – они тоже должны хорошо прогреться.

Покрываем воском самые светлые места нашей картины, в данном случае это края лепестков, и делаем легкие брызги по всей площади ткани.

После того как закрыли самые светлые места воском, смачиваем всю ткань и расписываем ее самыми светлыми цветами в виде пятен. Оставляем на некоторое время, чтобы ткань просохла, так как воск можно наносить только на сухую ткань.

Повторяем данную операцию несколько раз, постепенно переходя от самых светлых мест к более темным и не забывая делать брызги.

После того как всю поверхность ткани покрыли воском, делаем эффект «кракле» — для этого снимаем ткань с подрамника и на 1 – 1,5 часа помещаем в холодное место. После того как ткань хорошенько охладилась, мнем ее таким образом, чтобы на воске образовались трещинки, в которые с помощью кисти втираем краску. В таком виде желательно оставить ткань на сутки, чтобы краска хорошенько впиталась в ткань.

На этом этапе необходимо снять воск. Для этого хорошенько трем ткань, чтобы большая часть воска отшелушилась, а затем проглаживаем наш платок, положив его между двух газет. При этом воск расплавиться и впитается в газеты. Эту операцию повторяем до тех пор, пока газеты не будут оставаться чистыми. Если после этого ткань все еще остается жестковатой, то можно прополоскать ее в очищенном бензине для зажигалок – это удалит остатки воска с ткани.

Добавляем последние штрихи к нашему рисунку – почти сухой кистью проводим полоски на лепестках и листьях и декорируем медным контуром. Это нужно делать очень аккуратно, чтобы полоски не растеклись и не испортили всю картину.

Наш платок готов, осталось подшить и можно носить.

Сама техника выполнения картин в горячем батике достаточно трудоемкая и требует больших временных затрат для высыхания ткани на всех этапах изготовления.

Видео по теме статьи

В заключение несколько видео сюжетов, из которых вы подробней узнаете такой технике росписи, как горячий батик, а также о том, как делать различные картинки и рисунки в этой технике.

Горячий батик: история, выбор материалов и техника выполнения

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Для того чтобы превратить старую вещь в новую, или своими руками создать эффектный подарок, достаточно уметь пользоваться техникой горячего батика. Работа с воском позволяет без особых затруднений покрывать однотонные поверхности необычными рисунками и узорами.

Что это такое?

Горячий батик – это техника росписи ткани, активно используемая уже на протяжении долгого времени. Суть ее заключается в том, что узор формируется путем расплавленного воска или аналогичного материала. После окрашивания ткани и устранения воска на поверхности остается рисунок, белый или разноцветный.

Горячий и холодный батик в принципе похожи, но существуют небольшие различия в технике выполнения.

Горячая роспись применяется для оформления контура, а также защиты некоторых фрагментов от растекающейся краски.

История возникновения

Расписывают ткань люди уже долгие годы, но первыми, по мнению археологов, это стали делать индонезийцы с острова Ява еще в XIII столетии. Местные жители настолько хорошо освоили технику, что она стала известна по всему миру. Каждый род на протяжении столетий обзаводился собственными особенностями росписи. Сам термин используется с XVIII века, а страной его возникновения называют Нидерланды. Горячий батик появился задолго до холодного батика, так как последний возник лишь в начале XX века.

Инструменты и материалы

Обработка ткани невозможна без специальных инструментов. В первую очередь речь идет о кружке из металла, обладающей двойным дном, позволяющим разместить внутри электрическую лампочку. В данной емкости будет разогреваться воск или другой резервирующий состав.

Для нанесения его непосредственно на ткань потребуются разные приспособления: ножи, воронки, каталки, зафиксированные на деревянных ручках.

Резервирующие составы готовятся по нескольким рецептам.

К примеру, это может быть смесь 660 граммов парафина и 340 граммов вазелина технического. Подойдет также и комбинация 500 граммов парафина, 250 граммов технического вазелина и такого же количества пчелиного воска. Наконец, не менее эффективным считаются 790 граммов парафина, смешанные с 210 граммами петролатума.

Краски лучше брать специальные, предназначенные для создания батика. Выбирая материал, важно следить, закрепляется ли он при помощи пара с утюгом или простой водой. Кисточки лучше подготовить разноразмерные. Рамка подойдет как выполненная самостоятельно, так и обычная покупная.

Чтобы защитить ее от брызг краски, можно воспользоваться бумажным скотчем. Для фиксации на рамке полотна пригодятся скобы со степлером, кнопки или булавки.

Горячий батик может быть как однослойным, так и многослойным. В первом случае, как можно догадаться по названию, воск наносится в один слой. Довольно часто такая техника сопровождается вливанием иной краски в элементы, ограниченные резервом. Заливка проводится еще до того, как вся плоскость была перекрыта фоновой краской, а получившиеся части резерва так же защищаются резервным составом.

Два слоя и более уже подразумевают многослойную технику. Работа происходит одинаково за исключением финальной части. Иными словами, на каждом этапе осуществляется простой батик, после чего создается перекрытие. Повторять процедуры рекомендовано не более четырех раз.

К разновидностям данной техники относят и обратный батик. В принципе он создается так же, как и традиционный, но цвета используются в обратном порядке – от темного к светлому. Работа начинается с тех мест, которые должны быть окрашены в холодный оттенок, а затем осуществляется процедура отбеливания.

Краситель рекомендовано содержать тот, что не содержит хлор в составе, а в качестве полотна выбирать хлопок.

Отдельно можно выделить роспись от пятна, что считается наиболее сложной разновидностью горячего батика. Техника применяется таким же образом, как и при многослойном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий, используются пятна разных оттенков. В каждом пятне осуществляется прорисовка части орнамента резервирующим составом, после чего происходит перекрывание другим цветом. Процедура повторяется только 3 раза, а на финальной стадии задействуется темный оттенок.

Техника выполнения

Роспись по ткани, как правило, проводится в несколько этапов, причем значительная часть из них является подготовительной. Первым делом происходит разработка эскизов. Многочисленные работы представлены в интернете, поэтому с выбором рисунков обычно не возникает никаких проблем. Некоторые простые узоры эскиза не требуют, вообще, к примеру, если речь идет о «горохе» или простых геометрических фигурах. В это же время продумывается и цветовая гамма.

Так как однослойный горячий батик подразумевает плавное «перетекание» цветов, необходимо подбирать их так, чтобы они гармонично сочетались.

Для начинающих мастериц лучше выбрать один ключевой цвет и работать с его оттенками как светлыми, так и темными.

При создании многослойного батика цвета подбираются таким образом, чтобы их наложение один на другой не выглядело некрасиво. В идеале перед началом работы выбранные цвета тестируются на отдельном тканевом фрагменте.

Само полотно перед покраской проходит процедуру обезжиривания. Достаточно будет просто постирать ткань, что также предотвратит возможную усадку. Есть еще более сложный способ, подразумевающий вымачивание полотна в содовом растворе. Применяется именно сода, так как она способна вымыть все химические растворы, которые производитель мог добавить на этапе производства. Раствор готовится из обычной соды и чистой воды, а ткань в нем отмачивается около 30 минут.

Готовый материал закрепляется на подрамнике, а иногда и смачивается. Стол, на котором будет происходить окрашивание, лучше дополнительно защитить, например, затянув прозрачной пленкой. Рамка устанавливается горизонтально, причем необходимость применения козел определяется в зависимости от ее размера.

На ткани прорисовывается эскиз при помощи специального устраняемого карандаша или маркера. Важно делать это аккуратно, чтобы не продавливать поверхность. В том случае, когда планируется работа в теплых и светлых оттенках, ни в коем случае не следует использовать ручку для прорисовки.

Если эскиз требуется приблизительным, то его разрешается разместить под тканью, а воск располагать, основываясь на виднеющихся контурах. То же относится и к полупрозрачному полотну, под которым эскиз будет легко просвечивать.

Суть использования резервирующего вещества заключается в том, что оно защищает естественный оттенок полотна от попадания краски. Сначала используются светлые цвета, а затем уже боле темные. Воск фиксирует цвет на окрашенных участках, а последующий распределяется уже по свободным местам.

Воск можно наносить разными инструментами в зависимости от формирующегося узора. Сухая ткань обрабатывается кистью, валиком из поролона или штампом.

В принципе разрешается использование штифта – специального инструмента, работающего от электричества и сохраняющего неизменную температуру.

Профессионалы же просто выливают воск на ткань из удобной емкости, формируя линии, пятна, капли и иные абстрактные узоры. Перед работой воск прогревается на водяной бане или электрической плите, так как он далее должен полностью пропитать тканевый кусок.

Качества прогрева можно определить по внешнему виду воска. Если материал хорошо прогрет, то воск пройдет насквозь, а полотно немного потемнеет, оставаясь прозрачным, если посмотреть на просвет. Когда воск остается белым на поверхности, значит, он недостаточно разогрет. Непосредственное окрашивание осуществляется с использованием кисти из поролона, обычной кисти или ватки. Работа обязательно качественно просушивается.

Некоторые специалисты предпочитают на последнем этапе использовать эффект кракле, который создается при помощи наиболее темного оттенка. В этом случае все полотно покрывается воском, а затем деформируется созданием заломов. Получившиеся трещины окрашиваются смесью мыльного раствора и красителя. В результате на работе образуются эффектные трещинки «под старину».

Удалить резерв особых сложностей не представляет. Хорошенько просушенное произведение снимается с подрамника, после чего полотно активно разминается. В результате воск разламывается и в виде крошек спадает с рисунка. Чтобы убрать остатки резервирующего вещества, потребуются бумага и утюг. Выстелив ткань, к примеру, обычными газетами и бумажными полотенцами, ее необходимо прогладить горячим утюгом. Процедуру придется повторять какое-то время, заменяя бумагу, пока весь воск не выйдет.

В том случае, если работа происходила с использованием парозакрепляемых красящих веществ, то их дополнительно потребуется зафиксировать отпаривателем.

Подробнее о технике горячего батика вы узнаете, посмотрев следующее видео.

Техника “горячего батика”

Что приходит на ум, когда Вы читаете это название? Какие ассоциации? У меня в голове сразу возникают картины: юг, жара, песок, темнокожие женщины в ярких саронгах, Гоген… В ушах шепот волн, на коже зной палящего солнца и легкий ветер в волосах.

Сама родина батика в этом словосочетании. Яркие, красочные наряды, дивные птицы и цветы, ожившие на ткани под умелой рукой мастера.

Итак, почему же все-таки горячий? Потому что в работе в качестве резервирующего состава используется горячий, расплавленный до жидкого состояния воск.

Раньше в специальных чанах растапливали воск, затем инструментом, который называется чантинг или штампом наносили рисунок на ткань.

Сейчас для этих целей художники используют множество инструментов. Это чантинг, щетинная кисть, батик-штифт, вообще любой предмет, пригодный к тому, чтобы окунуть его в воск и оставить оттиск на ткани.

Смысл в том, что расплавленный воск проникает в ткань и отталкивает краситель. В итоге место, покрытое воском, остается неокрашенным. В несколько приемов можно получить очень сложные, красивые, многоцветные орнаменты.

Расписанные подобным образом ткани весьма популярны и ценны в современном мире. Их используют в качестве материала для одежды, как самостоятельные аксессуары и даже для украшения интерьера.

После окончания работы нужно зафиксировать краски и освободить ткань от воска.
Краски для батика делятся на два вида — анилиновые и акриловые. Первые фиксируются обработкой паром, вторые закрепляют горячим утюгом.

Краски после закрепления становятся устойчивы даже к стирке, правда, требуют бережного и деликатного обращения. Стирать можно только руками в теплой воде, без использования моющих средств.

Сначала этапы работы над горячим и холодным батиком схожи — разработка идеи, создание эскиза и натягивание ткани на подрамник.

1. Соответственно наше идее создаем эскиз. Чем подробнее проработан эскиз, тем проще будет воплотить его в жизнь. Он должен быть в масштабе 1:1, чтобы нам легко перенести линии рисунка на ткань.

2. Готовим ткань к работе: Стираем ее, тщательно прополаскиваем, сушим, гладим. Можно, конечно, пропустить последний пункт, но по гладкой поверхности приятнее работать. Наша ткань обязательно должна быть размером несколько больше подрамника.

3. Переносим рисунок на ткань, пользуясь подходящими инструментами (карандаш, маркер для батика). Чтобы ткань не скользила и не “убегала”, закрепите ее кнопками на твердой поверхности. Подложите под нее эскиз, он будет просвечивать из-под светлой ткани.

4. С помощью кнопок натягиваем ткань на подрамник как барабан или как мини-батут, который пружинит при надавливании на него пальцем.

Некоторые мастера переносят рисунок уже после натяжки, смотрите сами, какой вариант Вам более близок. Я использую оба.

5. Дальше начинается самый интересный этап работы. Расплавленный воск согласно нашему эскизу наносим на участки ткани, которые должны остаться белыми. Делаем это щетинной кистью, батик-штифтом или чантингом. Даём остыть. Затем берем краски и наносим самый светлый оттенок.

После высыхания краски снова проходим воском по самым светлым местам, как бы закрепляя их. Процесс ведется поэтапно, от светлого к темному, чем-то напоминая работу с трафаретом, но только в свободной живописной манере.

6. Завершив роспись, дожидаемся окончательного высыхания ткани и снимаем её с подрамника. Теперь нам понадобятся утюг и бумага в большом количестве. На ровной поверхности раскладываем бумагу в несколько слоев, сверху располагаем нашу работу лицевой стороной вниз и укрываем ее еще несколькими слоями бумаги. Включаем утюг, выбираем подходящий для ткани температурный режим и начинаем снимать воск, проглаживая нашу работу. Под воздействием горячего утюга воск плавится и впитывается в бумагу. Листы по мере необходимости заменяем чистыми. Этот процесс длится до тех пор, пока ткань полностью не освободится от воска.

7. Далее, если это панно или картина, оформляем работу в раму, снова натянув на подрамник. Платок или шарф стираем в теплой воде, сушим и обрабатываем края оверлоком.

Изделия, выполненные методом горячего батика, очень популярны. Дамы украшают себя шарфами и палантинами. Из ткани, расписанной вручную, получается оригинальная, яркая, неповторимая одежда, модельеры любят использовать батик в своих коллекциях.

Лично меня горячий батик притягивает свободой действий, мне нравится процесс создания новых миров на белой ткани. Когда снимаешь воск, роспись становится более живописной, приобретает глубину и насыщенность.

Горячий батик в отличие от холодного дает больше свободы в самовыражении. Кистью можно наносить пятна воска самой разнообразной формы, без ограничений.

Можно покрыть воском всю работу, потом снять с подрамника и хорошенько помять ткань. В результате этих действий получаются эффектные кракелюры — трещины на воске, которые придадут картине еще большую выразительность.

Эксперименты с воском развивают фантазию. Все неожиданные случайности в процессе творчества могут быть обыграны и внесены в общую композицию.

Первым открытием, удивившим меня, было то, что, оказывается, я могу писать на ткани портреты. Второе случилось при работе над серией городских пейзажей. Пугала сложность изображения архитектуры. Что это будет криво, неумело и вообще ужасно. Я ошиблась, город получился дивным, сказочным, с собственным настроением.

Создав несколько росписей, Вы научитесь чувствовать ткань, регулировать степень влажности для получения оттенков разной насыщенности. Процесс работы очень увлекательный и волшебный. Окунаясь все глубже в нюансы и тонкости батика, Вы будете шлифовать свои навыки и оттачивать мастерство, поднимаясь все выше и выше по ступеням этого искусства.

Любые события окружающей действительности, разнообразные сочетания предметов могут стать сюжетом для Вашего творчества. Весь мир целиком или по кусочкам послужит для Вас источником вдохновения.

Возможности неисчерпаемы, главное — искренний интерес к тому, что Вы делаете и желание двигаться дальше. Успехов Вам!

Техника горячего батика

Техника горячего батика

Горячий батик известен как техника росписи ткани, традиции которой корнями уходят вглубь веков. Еще в древности для создания узоров на ткани использовали смолу или нагретый воск. Наносили состав на участки, не подлежащие окрашиванию, а после весь отрез опускали в емкость с красителем.

В результате получали белый рисунок на окрашенном фоне. Техника горячего батика была распространена в Китае, в Японии, на Шри-Ланке и во многих африканских странах. Традиционно для горячего батика использовалась исключительно хлопчатобумажная ткань и пчелиный воск. В наши дни так красят и шелк, а в качестве резерва применяют состав на основе парафина или стеарина. Некоторые зарубежные производители красок предлагают холодный воск для работы в такой технике.

Особенность технологии

Принципиальное отличие техники горячего батика от холодного в том, что резервирующий состав (или воск) может наноситься на ткань не только линией, но и пятном. Линия не обязательно должна замыкаться, ведь основная функция воска – защищать определенные участки ткани от окрашивания, а не ограничивать растекаемость краски.

Однослойный и многослойный горячий батик

Расплавленный воск можно наносить на ткань в один слой. Такой способ называется однослойным.

Если слоев два и более – это уже многослойный горячий батик.

Принципы работы над однослойным и многослойным батиком схожи, различия только на заключительных этапах росписи.

Подготовительные этапы в технике горячего батика

В работе с техникой горячего батика выделяют несколько подготовительных этапов.

Разработка эскиза

Возможны контурный, пятновой или смешанный эскизы.

Иногда работа может выполняться и без эскиза. Например, если на ткань наносится узор «горох», какие-то произвольные линии, задуман простой геометрический принт или незамысловатые силуэтные картинки.

Подбор цветовой гаммы

Продумывается на этапе подготовки и цветовое решение. При работе в технике однослойного горячего батика на поверхности, не защищенной воском, краска свободно перетекает от одного участка к другому. Поэтому советуют подбирать гармоничную цветовую гамму, красивые сочетания и дополняющие друг друга оттенки. Работу можно выполнить и в рамках одного цвета, используя светлые и темные его оттенки.

При многослойном способе подбирать цветовую гамму нужно исходя из того, что последующий слой краски будет наноситься на уже окрашенный участок. Важно понимать, какой цвет должен получиться при нанесении нескольких слоев друг на друга. А также учитывать, что краски для батика при смешивании не всегда дают ожидаемый результат. Зачастую при смешивании красной и зеленой красок, к примеру, фирмы ”Marabu” получается фиолетовый, а не коричневый цвет. Поэтому перед началом работы сочетаемость цветов проверяют на образце.

Подготовка ткани

Ткань перед работой нужно обезжирить. Для этого ее стирают, что предупреждает и последующую усадку. Правило работает для любой техники батика. После материал натягивают на подрамник. Некоторые мастера для большей эластичности ткань смачивают.

Подготовка рабочего места

Рабочую поверхность защищают, накрывая пленкой.

Подрамник располагают горизонтально.

Если подрамник большого размера, его устанавливают на специальные козлы.

Основные этапы работы

Перенос эскиза на ткань

Для переноса эскиза используют исчезающий маркер для ткани или смываемый карандаш. Следы графитного могут остаться на готовой работе.

Если точность в переносе эскиза не так важна, его можно разместить под тканью и наносить воск по нечетким контурам.

Резервирование воском

Воск наносят для фиксации естественного цвета ткани, то есть краска не проникает на зарезервированные участки. Работа начинается с самого светлого оттенка. Если он белый, то просто резервируют чистое полотно. Когда наиболее светлый цвет в палитре не белый, воск уже наносится на предварительно окрашенную и высушенную ткань.

Инструменты и приемы для нанесения воска

Воск наносится только на сухую ткань при помощи кисти, поролонового валика, штампа, чантинга. Возможно использование и штифта – электрического инструмента, поддерживающего внутри постоянную температуру. Многие мастера свободно выливают воск на ткань из любой удобной емкости. Его наносят каплями, линией, пятном, используют и трафареты.

Подготовка воска к работе

Перед нанесением воск нужно хорошо разогреть, чтобы он насквозь пропитал ткань. Нагревать его лучше на водяной бане (это исключает перегрев) и на электрической плите – на газовой воск может воспламениться.

Перед началом работы степень нагрева проверяется на образце.

Если разогрет хорошо, то воск пропитает ткань насквозь, а в зоне нанесения полотно немного потемнеет, оставаясь прозрачным на просвет.

Если воск остался на поверхности ткани белой непрозрачной каплей, то температура недостаточная и нужно продолжить нагрев.

Нанесение краски

Краска наносится на свободную от воска поверхность кистью, ватным тампоном или поролоновый кисточкой.

Если батик однослойный, то насыщенность цвета может быть любой, зависит только от идеи автора. На поверхности воска не должно оставаться высохших капель краски, иначе они останутся и на готовой работе. Поэтому после нанесения работу протирают и высушивают, избегая нагревания.

При многослойном варианте каждый последующий слой должен перекрывать предыдущий. Поэтому роспись начинают с самого светлого и ненасыщенного участка, постепенно переходя к более темному. Слой за слоем воск фиксирует цвет на окрашенном участке, а следующий цвет наносят на свободные поверхности. После работу высушивают. Процессы нанесения воска и красителя повторяют вплоть до последнего, самого темного цвета.

Эффект кракле

На заключительном этапе можно применить прием кракле. Он выполняется самой темной из имеющихся красок. На всю поверхность наносится воск.

После его полного остывания поверхность ткани подвергают деформации, создавая заломы.

В эти заломы втирают краситель, смешанный с мыльным раствором. Благодаря воздействию щелочи краситель проникает к ткани и окрашивает ее.

В результате получаются ярко выраженные трещинки, создающие так называемый «эффект старины».

Заключительные этапы работы

Удаление воска

  1. Высушенную работу снимают с подрамника.
  2. Ткань мнут, чтобы воск скрошился с поверхности ткани.
  3. После этого изделие прокладывают бумагой, горячим утюгом вытапливают остатки воска. Для этой цели часто используют старые газеты, свежая типографская краска может отпечататься на ткани. Также слой между газетными листами и непосредственно работой можно выстелить белой папиросной бумагой или бумажными полотенцами.
  4. По мере того, как бумага пропитывается воском, ее заменяют на чистую.
  5. Процедуру повторяют до тех пор, пока полотно не перестанет «отдавать» воск.

Закрепление красителя

Если работа выполнена акриловыми красителями, то в процессе вытапливания закрепляется и краситель. При работе с парозакрепляемыми красящими веществами фиксация идет при помощи запаривателя.

Обратный батик

Кроме традиционных однослойной и многослойной техник батика существуют экспериментальные – например, обратный батик.

Принцип работы схож с вышеописанным. Главное отличие в том, что эта техника выполнения росписи предполагает работу в обратном порядке – от темных цветов переходят к светлым. В первую очередь расписываются и покрываются воском те участки, которые по эскизу должны быть холодных оттенков. Они лучше теплых удаляются из волокон ткани. После раствором отбеливателя с обеих сторон ткани удаляется краситель, свободный от воска. Используется краситель бес хлора, но даже он может повредить шелк, поэтому чаще всего обратный батик выполняют на хлопке.

После отбеливания изделие промывается чистой водой. Затем роспись продолжают красками теплых оттенков. Очень интересно смотрится эффект кракле с отбеливателем. После финального слоя краски работа над изделием продолжается в обычном порядке.

Горячий батик для новичков и профессионалов

Техника горячего батика может быть очень разнообразной. С одной стороны, горячий батик подходит и для новичков, не имеющих художественного образования. Все потому, что полноценную законченную работу можно получить, используя различные приемы, не требующие специальной подготовки.

Приемы горячего батика

  • «Набрызг через трафарет».
  • Выполнение графических работ валиками.
  • Использование штампов.
  • Нанесение точек.

С другой стороны, горячий батик имеет большой потенциал. С его помощью можно решать сложные художественные задачи. К нему зачастую возвращаются, даже овладев другими смежными техниками.

Батик горячий: техника выполнения. Холодный и горячий батик

В наши дни, когда мода меняется каждый день, а любая новинка в самое короткое время становится доступной массе людей, ценится эксклюзивная и необычная одежда. Поэтому мировые дизайнеры трудятся, стараясь придумать новый принт для своих тканей. Их достижения стоят немалых денег и остаются востребованными короткое время, пока во всех магазинах не появятся абсолютно идентичные подделки.

Если вы хотите иметь модную вещицу собственного дизайна – обратите внимание на технику батика.

Батик – это роспись по ткани. Таким способом вы сможете украсить себе блузку, юбку, шарф или любое другое тканевое изделие. Существует холодный и горячий батик.

История техники

Ручная роспись ткани, называемая батиком, известна людям очень давно. Этой техникой пользовались в Японии, Египте, Китае, Африке и на Руси. Местом, где появилась техника, считается Индонезия, остров Ява. Хотя в последнее время археологи находят полотна, раскрашенные в этом стиле еще в древнем Египте и Китае.

До сих пор ученые и археологи ведут споры, когда именно зародилось искусство тканевой росписи. Одни говорят, что данной техникой пользовались в начале нашей эры, другие соотносят ее появление с изобретением «резерва»: так называется прибор для нанесения горячего воска на ткань (14 век). Как бы то ни было, история горячего батика начинается гораздо раньше, чем батика холодного.

Название «батик» впервые встречается в Голландии в 18 веке. Жители острова Ява именовали эту технику «амбатиком».

Яванцы наиболее искусно делают ткани, расписанные в технике «батик горячий». Этот народ подарил миру ткани нереальной красоты, именно на Яве живут самые известные дизайнеры в мире батика.

И это неудивительно. Искусство ручной росписи ткани передавалось яванцами из поколения в поколение, причем каждый род имел свою личную неповторимую технику. Изначально на Яве одежду, расписанную в стиле «горячий батик», могли носить лишь представители «голубых кровей», однако со временем, когда ткань стали расписывать и на продажу, аристократия начала подключать к кропотливой работе и простолюдинов.

В 1835 году в Голландии появилась первая фабрика, производящая полотна расписанные в технике батика.

Холодный батик появился лишь в первой половине ХХ столетия. Изобретен раствор, позволяющий без нагрева наносить резерв на ткань, был в России.

Инструменты и материалы

Если вы решили освоить технику батика, вам могут потребоваться следующие инструменты и материалы.

  • Ткань. Изначально для росписи ткани использовался натуральный шелк. Теперь, когда краски и материалы вышли на новый уровень, для батика подходят и другие тонкие ткани, например батист, штапель, шифон и т. д. Ткань можно использовать метражом или в виде готового изделия.
  • Краски. Краски в технике «батик» имеют немалое значение. Существует большое количество их производителей, как импортных, так и отечественных. По своим свойствам краски делятся на те, которые разводятся исключительно спиртом, и на те, в которые добавляется вода. Главное отличие между ними – способ закрепления. Они могут закрепляться с помощью утюга, горячего пара или воды.
  • Контурный состав. Лучше всего контурный состав брать той же фирмы, что и краска. Обычно они бесцветны, в них добавляется красящий пигмент непосредственно перед нанесением.
  • Рама для батика. Конечно, можно купить специальную раму для росписи ткани, но вы не потратите много времени, если решите сделать ее самостоятельно.
  • Палитра. Нужна для смешивания красок.
  • Пипетки. Нужны для набора краски.
  • Трубочки для холодного батика. С помощью стеклянных трубочек можно проводить тонкие линии на полотне. Их можно купить в специализированном магазине. Однако если вы не можете их найти или не хотите тратить на них деньги – не отчаивайтесь. Можно просто подобрать подходящий инструмент, например, достаточно толстые центографы, изографы, рапидографы, медицинские капельницы, рейсфедеры и т. д.
  • Скотч. Нужен для защиты рамки от краски. Если рама будет испачкана, она может повредить следующую работу.
  • Портновские булавки, степлер – любой предмет для закрепления ткани.
  • Спирт. Нужен для разведения некоторых красок.
  • Кисти для росписи ткани.
  • Соль. Нужна для более быстрого высыхания отдельных участков и получения специфического узора.

    Холодный батик

    Холодный батик считается более простой техникой, чем батик горячий, так как раствор, ограничивающий краску, наносится без предварительного нагрева.

    Конечно, холодный батик все равно требует сосредоточенности, твердой руки и четкости линий.

    Если кратко описывать ход работы по росписи ткани холодным способом, то вам нужно сделать следующее.

    Ход работы

    • Кусок ткани, который вы собрались расписывать, с помощью кнопок, степлера и т. п. в натянутом виде прикрепляется к раме.
    • Затем специальным карандашом или ручкой наносится рисунок, который вы хотите видеть на вашем полотне.
    • Поверх карандашного наброска наносится резервирующий контур, причем он не должен иметь разрывов. В противном случае краска вылезет за пределы рисунка, и ваша работа будет безнадежно испорчена.
    • Ткань оставляют до высыхания резерва.
    • Кисточками, губками, распылителями раскрашивают рисунок и фон полотна.
    • Когда работа закончена, ее обрабатывают так, как требует того производитель красок. Это нужно для закрепления рисунка. Затем изделие промывают теплой и холодной водой.

    Батик горячий: особенности

    Как было сказано выше, существует два способа нанесения росписи на полотно. Более древняя, натуральная и традиционная ручная роспись ткани называется «горячий батик», техника выполнения которого известна еще древним яванцам, египтянам и китайцам. Смысл данного способа заключается в постепенном нанесении на ткань краски с защитой резервирующим составом отдельных элементов. Причем в качестве резерва используют только натуральные компоненты, которые перед использованием необходимо нагреть.

    Восковой состав изначально наносился с помощью медного ковшика с тоненьким носиком — чантинга, сейчас есть целая куча альтернативных способов нанесения резерва, например, специальные штампы, кисти с жесткой щетиной и т. д.

    На большую поверхность резерв наносится с помощью широкой кисти, а тонкая кисточка и чантинг необходимы для резервирования контура и мелких деталей рисунка.

    Горячий батик, техника выполнения

    • Прежде всего нужно подготовить ткань, выбранную вами для росписи. Для этого замочите ее на полчаса в растворе соды (5 л воды на 1 ч. л. соды). Это нужно для вымывания химических составов, которыми производители обрабатывают ткань.
    • После высыхания ткань закрепляют на раме.
    • Первый, самый светлый слой краски можно нанести до рисования эскиза. Кстати, важно, чтобы изделие пропитывалось краской в последовательности от темного к светлому.
    • Специальным карандашом наносится рисунок. Хотя некоторые советуют, чтобы не травмировать ткань, наносить рисунок не на нее, а на лист бумаги с помощью маркера, который будет виден через полотно.

    Платок с ирисами

    Чтобы вам было легче втянуться в процесс, вы можете сделать платок в технике «горячий батик». Мастер-класс, описанный здесь, поможет вам разобраться в ней.

    Для начала вам нужно запастись соответствующими материалами.

    • Шелковым белым платком или просто куском белого шелка.
    • Рамкой с булавками.
    • Кисточками тонкими и толстыми — для краски и для резерва.
    • Резервом.
    • Розовой, синей, зеленой, желтой красками.
    • Емкостями для разведения краски.
    • Пульверизатором.

    Мастер-класс

    • Вымачиваем ткань в растворе соды.
    • После того как ткань высохнет, натягиваем ее на раму.
    • Разводим синюю краску в двух емкостях: в одной — посветлее (светло-голубой, почти прозрачный), в другой — потемнее (голубой, но немного интенсивнее).
    • Смачиваем ткань водой из пульверизатора и рисуем на ней разводы этими красками.
    • Даем ткани полностью высохнуть.
    • Так как мы будем рисовать в технике «горячий батик» цветы, изображаем на высохшем платке ирисы с длинными листьями.
    • Фон резервируем с помощью воска.
    • Когда воск высохнет, погружаем платок в раствор розовой краски (должны окраситься цветы ириса).
    • Даем работе высохнуть.
    • Покрываем части цветов, которые должны остаться розовыми, воском.
    • Когда воск высох, окунаем платок в слабый раствор зеленой краски.
    • После высыхания краски покрываем части листьев, которые должны остаться светлыми, воском.
    • Когда воск высохнет, кистью закрашиваем части листьев, не покрытые резервом
    • Закрашиваем лепестки ирисов, не покрытых резервом, слаборазведенной синей краской (цвет должен остаться достаточно темным).
    • Закрашиваем ярко-желтой краской пестики цветков.
    • Даем платку высохнуть.
    • С помощью утюга и газет удаляем с изделия воск.
    • Закрепляем краску согласно инструкции (зависит от фирмы-производителя).
    • Промываем изделие сначало в теплой, а затем в холодной воде.

    Вот вы и сделали модный дизайнерский платок в технике «батик горячий».

    Техника горячего батика

    Надо отметить, что батиком могут заниматься даже те, кто никогда ранее не имел дела с оформлением ткани. Наибольшие возможности в рисовании по ткани открывает техника горячего батика.

    Техника горячего батика

    Батик — искусство известное еще в таких древних цивилизациях, как Шумер, не устарело и в наше время. Батиком называют роспись по ткани, техник батика существует великое множество, но в основе каждой из них лежит принцип резервирования.

    Резерв — это специальный состав, которым пропитывают ткань в тех местах, которые должны остаться незакрашенными. Как правило, резервом служат смеси из воска, парафина, смолы или канифоли.

    Горячий батик подразумевает под собой использование хлопчатобумажных тканей. В такой технике можно декорировать предметы интерьера (скатерти, шторы) и одежду.

    Для нанесения узора на ткань, используется специальный инструмент – чантинг. Чантинг – это миниатюрный кувшинчик с удлиненным носиком, который прикреплен к длинной деревянной ручке.

    Горячий батик. Техника

    С помощью чантинга, на ткань можно наносить разнообразные узоры, практически любой сложности. В батике, очень важно сначала разработать эскиз, и только потом наносить рисунок. Рисунок наносится с расчетом, что он останется того же цвета что и ткань, даже после окраски. После того, как узор нанесен ткань погружается в краску. В соответствии с эскизом нужно разработать последовательность цветов, от светлого к темному. Вначале, ткань окрашивается в самый светлый цвет, который присутствует в рисунке.

    Техника горячего батика

    После того, как ткань окрашена, горячий резерв наносится на ткань, с тем, чтобы получился узор с новым цветом. Так продолжается до самого темного цвета. В конце, ткань должна быть покрыта резервом практически полностью. Для того, чтобы очистить ее, нужно поместить ткань между двумя листами впитывающей бумаги и прогладить горячим утюгом. После такой обработки резерв начнет сходить на бумагу.

    Техника горячего батика

    Когда листы пропитаются воском, их надо заменить на новые. Процедура продолжается до тех пор, пока с ткани не сойдет весь резерв. Рисунок готов. Теперь, вы знаете что такое горячий батик. Техника его выполнения не так проста, но результат того стоит.

    Что нужно знать художнику техники холодный батик?

    Вещь, расписанная вручную, помогает своему хозяину подчеркнуть индивидуальность, личные предпочтения и даже рассказать об эмоциональном состоянии. Особенно помогает в этом холодный батик — техника, благодаря которой каждый мастер получает возможность почувствовать себя волшебником, создающим яркие рисунки удивительной красоты.

    История техники

    Само слово «батик» пришло к нам из Индонезии — дословно его можно перевести как «капля воска». Такое название стиль тканевой росписи получил благодаря особенностям нанесения рисунка. Чтобы краски с определенных деталей на эскизе не растекались по всему полотну, мастера придумали маленькую хитрость – резервировать цвета с помощью специальных составов, главный ингредиент которых — воск.

    Холодный батик имеет родственное направление — технику горячей росписи, при которой краски и воск нужно разогреть перед нанесением. В отличие от горячего стиля, в данном случае растапливать ничего не нужно.

    Техники холодного батика

    Существует несколько способов рисования батиком в холодном стиле. Их не используют во время горячего нанесения потому, что в этом нет необходимости: многие из них не предполагают обозначения контура резерватором — только краски, и ничего больше.

    К примеру, в Японии и Индии придумали такие интересные разновидности, как бандан и сибори. Обе техники основываются на сворачивании ткани и нанесении на нее краски в сложенном виде — из-за складок окрашивающая жидкость растекается по материи неравномерно, образуя мраморный рисунок, как в калейдоскопе.

    Различие сибори и бандан в том, что в первом случае ткань складывают определенным образом — эту традицию японцы взяли из оригами. Второй же способ предполагает многократное образование узелков на ткани и похож на японское искусство фурошики.

    Иногда мастера отпускают фантазию в полет — так появилась техника свободной росписи батика, при которой резерв не используют совсем или используют в очень ограниченном количестве, чтобы чуть-чуть подчеркнуть контур фигуры.

    Тем не менее, основной способ рисования — классический с применением резервирующих жидкостей.

    Необходимые инструменты

    Профессионалы чаще всего советуют именно холодный батик для начинающих — не нужно тратить время на огнеопасный процесс подогрева резерва. Перед началом работы удостоверьтесь в том, что у вас есть все необходимые инструменты.

    Стеклянная палочка

    Главный прибор при работе с резервирующей жидкостью. У нее довольно необычное строение — полая прозрачная соломинка длиной 15-20 сантиметров с круглым резервуаром на конце, из которого выходит закругленный острый носик.

    Такой внешний вид обуславливается функциями инструмента — носик окунается в емкость с резервом и с помощью вытягивания воздуха с обратной стороны в палочку закачивается вещество, которое сохраняется в шаре.

    Во время работы палочку слегка отклоняют, прижимают носик к контуру и проводят по линиям, рисуя резервирующий скелет. При этом угол наклона должен быть не больше 135 градусов, иначе жидкость выльется с обратной стороны.

    Если вы не можете найти такой инструмент в своем городе, не отчаивайтесь! В качестве инструмента легко приспособить баночки от жидкого клея с тонким носиком, на который надет сужающийся колпачок, или медицинские спринцовки. Здесь вы сами сможете регулировать толщину нарисованной линии за счет нажима на емкость.

    При непосредственной работе с красками вам понадобятся кисти разного диаметра и размера. Желательно выбирать кисточки с натуральным ворсом — к примеру, из беличьей шерсти.

    Тонкие инструменты нужны для обработки мелких деталей с резным строением, более широкие подойдут для нанесения основных цветов и получения цветовых переходов в одной ячейке — градиентов.

    Широкие фоновые пространства можно окрашивать с помощью ватных дисков или тампонов — слегка смочите диск в цветовом пигменте, отожмите его, чтобы избавиться от излишков, и начните протирать легкими движениями ткань.

    Выбор материалов

    Как правило, холодный батик выполняется на таких тканях, как шелк, хлопок, шерсть, иногда — синтетические материи. Однако, в последнее время многие художники отходят от этого, подбирая новые рабочие материалы — к примеру, более толстые и грубые ткани.

    Если вы работаете с плотными нестандартными материалами, мастера советуют делать более широкий резервирующий контур, которым нужно обводить рисунок как с лицевой, так и с изнаночной сторон. Эти меры предосторожности помогут ткани пропитаться резервом наверняка.

    Приобретите специальные краски для батика — их можно найти во многих крупных магазинах товаров для изобразительного искусства. Внимательно смотрите на свойства красителя — некоторые виды подходят для крашения одних определенных видов ткани, тогда как другие универсальны. Во время обучения вам достаточно купить набор из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного.

    И не забудьте о резервирующем составе! В зависимости от того, на какой ткани и в какой технике вы работаете, выбирайте вещество с бензином, резиной, воском или вазелином в составе.

    Холодный батик — техника выполнения

    Технология холодного батика довольно проста. Изначально мастер должен растянуть ткань на раме и нанести эскиз будущего рисунка — желательно использовать водорастворимые или исчезающие со временем карандаши.

    Дальше по основным линиям рисунка специальным резервирующим составом наносится сплошной контур. Основная задача мастера заключается в том, чтобы в контурном обрамлении не было разрывов и зазоров, иначе краска, нанесенная на следующем этапе, растечется и испортит работу.

    Профессионалы придумали маленькую хитрость — правильность нанесения резервирующего состава можно проверить с помощью воды. На обратную сторону ткани в каждую ячейку, образованную резерватором, брызгают несколько капель воды. Если в каком-нибудь месте вода просачивается сквозь резерв в следующий элемент рисунка, нужно подсушить это место и добавить каплю вещества, замкнув контур.

    Такая процедура несколько замедляет рабочий процесс, но дает возможность выполнить работу более качественно.

    Далее техника холодный батик предполагает непосредственное нанесение специальной краски. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков. Вы даже можете применять несколько красок для одной ячейки, создавая оригинальные цветовые переходы.

    Полностью готовое высушенное изделие обязательно нужно запарить в горячей воде и с помощью утюга, чтобы закрепить рисунок на ткани.

    Мастер-класс — холодный батик на платке

    На самом деле, даже некоторые сложности во время процесса росписи не смогут вас заставить бросить работу над изделием в технике холодный батик — настолько интересно рисовать этими водными красками, каждый раз получая новый рисунок.

    Чтобы убедиться в простоте данного стиля, попробуйте самостоятельно создать расписной шелковый платок. Автор данного мастер-класса использует народную роспись хохлому, но вы можете взять за основу любой другой рисунок.

    Подготовьте красные, желтые и черные краски для росписи батиком, квадратный шелковый платок нейтрального цвета без рисунков, черный и золотистый контурные резервы.

    • На листах формата А4 нарисуйте эскиз будущих узоров.

    • Натяните платок на специальный подрамник, прикрепив его с помощью строительного степлера.

    • Переверните платок изнаночной стороной к себе. Мягким простым карандашом перенесите рисунок на ткань.

    • Обведите контур черным резерватором.

    • Распишите рисунок в заранее выбранных тонах.

    • Выполняя предыдущий пункт, оставьте фон незакрашенным.

    • С помощью ватного диска затонируйте фон, создавая плавный переход от красного к желтому.

    • Когда желтый фон высохнет, нанесите изображение с помощью черного резерва на нем. Не забывайте, что каждую новую краску нужно наносить только после полного высыхания предыдущего выполненного шага.

    • Затонируйте части изображения в контуре.

    • Переверните платок на лицевую сторону и нанесите легкими быстрыми движениями тонкие завершающие детали.

    Вы можете оставить изделие сушиться, снять его с подрамника и носить уже после данного этапа.

    Но профессионалы рекомендуют запарить работу, чтобы закрепить цвет — замотайте ткань в полотенце и старые газеты. Сверните заготовку трубочкой, а затем — бубликом. Подвесьте бублик на шнуре над кастрюлей, в которую налейте воды примерно на четверть всего объема.

    В таком положении вещь должна париться около двух часов. Снимите заготовку и разверните ее. Постирайте вещь при тридцатиградусной температуре — это можно сделать и в стиральной машинке. Прогладьте сухое изделие утюгом на минимальной температуре.

    Чтобы подробнее изучить технологию, в которой выполняется холодный батик, посмотрите следующий видеоурок по расписыванию красивого панно.

    Горячий батик: техника выполнения, краски, инструменты. Роспись по ткани

    Горячий батик – способ расписывать ткань, создавая великолепные яркие мазки. Визуально результат напоминает живопись маслом. Иногда посредством такой технологии создают эффект кракле. В наши дни эта техника прикладного изобразительного искусства считается сложным, требующим высоких навыков занятием. Лучшие образцы, выполненные в таком стиле, стоят более чем серьезных денег.

    Почему горячий?

    Батик по этой технологии предполагает использование специальных составов. В частности, если некоторый элемент обрабатываемой поверхности необходимо сохранить без окрашивания, на него сперва наносят разогретый состав для резервации ткани. Наиболее удачно подходят в качестве защиты парафин, воск, изготовленный на сое. Этот продукт безопасен для окружающей среды и человека, не выделяет во время работы вредных соединений.

    Чтобы обработать материал резервирующим веществом, необходимо использовать специальные инструменты для горячего батика. Это штампы, кисточки, губки. В последнее время широкое распространение получили аэрографы. Иногда для достижения оптимального эффекта стоит применять воронки. Чтобы нарисовать идеально ровные, очень тонкие линии, нужно иметь в своем распоряжении придуманный специально для этого чантинг. Это такое специфическое приспособление из металла, оснащенное тонким носиком и резервуаром для расходного материала.

    Возможностей много

    Есть несколько техник выполнения горячего батика. Наиболее популярные варианты – перекрытия, пятна. Расходный материал (преимущественно) – анилиновый красящий состав.

    Перекрытия

    По такой технологии роспись по ткани может быть как в один слой, так и в несколько перекрытий. Сперва наносят краску, затем выбирают небольшие области, заливаемые защищающим ткань составом. Как только ткань полностью просохнет, можно наносить следующий слой защиты. Элементы, не обработанные специфическим материалом, окрашивают подходящими красками. Каждый новый слой перекрытия делают немного темнее предыдущего. Как правило, количество таких циклов не более пяти.

    Эта технологии росписи по ткани предполагает сперва создание пятен разными задуманными цветами. Уже внутри этих элементов наносится состав для резервирования ткани в соответствии с задуманным рисунком. Завершив покрытие таким методом и дождавшись его высыхания, можно приступать к нанесению следующего окрашивающего слоя. Самый последний этап – максимально темный оттенок, маскирующий расплывшиеся границы разнообразных пятен на ткани.

    Дополнительный декор

    Даже в исполнении начинающих горячий батик может иметь сложный, эстетичный результат. Для этого стоит попробовать свои силы в дополнительных декоративных методиках. Самая распространенная и популярная – кракелюр. Этим термином принято обозначать эффект украшения, создаваемый прожилками, словно бы трещинками по ткани. Он генерируется искусственно при соблюдении специальной методологии. Готовый продукт будет иметь своеобразный состаренный вид, оригинальный дух старины.

    Еще один популярный метод декорирования в технике горячего батика – воском. Для этого на ткань разбрызгивают разогретый состав, используя специальную кисточку, затем дают материалу достаточно времени для полного высыхания. Следующий шаг – покрытие полотна красящим составом. В результате узоры на материи будут напоминать снежные.

    Что дальше?

    Когда анилиновые краски для горячего батика нанесены и полностью высохли, необходимо обработать завершенное изделие с помощью разогретого утюга. Он расплавляет резервирующий состав и помогает начисто удалить его с материи. После этого можно приступать к закреплению рисунка. Использование надежных материалов и соблюдение технологии помогает создать уникальное изделие, не линяющее при стирке.

    Для закрепления следует применять специальную камеру для горячего батика. Внутри создается влажная атмосфера, наполненная раскаленным паром. По завершении запаривания краска плотно крепится на шелке, а оттенки приобретают насыщенность. После этого этапа работа будет иметь эстетичный завершенный вид.

    Альтернативный вариант

    Кроме горячего, батик бывает холодным. Это технология, в которой создаются резервные линии – именно за их счет краски не растекаются по натуральному тонкому материалу. Техника холодного рисования оптимальна, если предполагается наличие замкнутых контуров, окрашенных либо прозрачных. Готовое изображение, выполненное в такой методике, графично, эстетично и необычно. Наиболее интересных результатов можно добиться, если совместить обе описанные технологии. Предметы, получаемые в итоге, неповторимы, хотя создание их довольно сложно.

    Применение обширно

    Горячий батик хорошо подходит не только для изготовления одежды и аксессуаров, но может применяться для производства разнообразных декоративных изделий, картин, панно, подушек, украшающих жилище человека. Из одежды чаще всего по такой методике отделывают платья и сарафаны, блузки и шарфы, палантины и парео, галстуки. Так как батик – технология, требующая использования натурального шелка, то она подходит для декорирования предназначенных на летний сезон предметов гардероба.

    Резерв: особенности

    Роль защитного состава чаще всего играет парафин. Он стоит достаточно недорого, удобен и прост в работе, не требует специальных условий и навыков, безопасен для человека. В некоторых случаях повышения качества резервирующего состава добиваются введением в него воска, вазелина.

    Можно в равной степени успешно применять и произведенный в промышленных условиях искусственный воск, и натуральный, добытый из улья. Традиционно считается, что лучше использовать натуральный продукт. Правда, стоит он подороже, нежели искусственный.

    Технические моменты

    Для приготовления резервирующего состава необходимо смешать воск с двумя другими компонентами. Соотношения в каждом конкретном случае мастер подбирает сам, ориентируясь на используемый материал, собственные привычки, рисунок и его специфику. Чтобы резерв был максимально пластичным, необходимо добавить больше воска, в противном случае сокращают его концентрацию в общей массе.

    Приготовление резерва предполагает аккуратное измельчение всех расходных материалов. Подготовленные продукты помещают в металлическую емкость и расплавляют на конфорке на слабом или среднем огне. Важно соблюдать правила пожарной безопасности – воск, парафин легко воспламеняются, поэтому работать с ними нужно с особенной аккуратностью.

    Как научиться

    В прежние времена горячий батик был достоянием немногих умельцев, готовых передавать свои навыки только выбранным в ученики. В наши дни все стало гораздо проще: существует немало видеоматериалов, подробно разъясняющих, как именно нужно рисовать по ткани. Есть мастер-классы для всех технологий и техник, можно без труда разобраться с особенностями декорирования.

    Необходимо понимать, что только лишь доступ к обучающим видео не даст полного представления о том, как создается горячий батик. Необходимо пытаться самостоятельно. И первый блин наверняка получится комом. Как говорят мастера, не только первый, но и десятый может быть все еще неудачным, к этому нужно быть готовым. Технология требует кропотливости, аккуратности, точности, внимательности. Она дается далеко не каждому человеку, но, обладая упорством и талантом, рано или поздно удастся освоить ее в совершенстве.

    Чем красить

    В специализированных магазинах в продаже представлено довольно большое разнообразие специальных красителей для горячего батика. Преимущественно товары иностранного производства, стоят они достаточно дорого. Более дешевый вариант – это относительно старые составы, в том числе изготовленные в нашей стране. Они заметно доступнее, но не столь ярки по оттенкам, да и сама цветовая карта существенно уже. Такие расходные материалы подходят для начинающих, еще только обучающихся таинству горячего батика. Также можно использовать чернила, тушь, специально созданные для этой технологии росписи шелка.

    На чем рисовать

    Самый лучший расходный материал – натуральный белый шелк. Стоит он откровенно недешево, поэтому возможность работать с ним есть не у каждого. Выбирая вариант подешевле, нужно помнить, что больше подходят однотонные материи. Можно остановиться на натуральном хлопке. Для первых экспериментов подойдут синтетические ткани, искусственный шелк.

    Прежде чем начинать создание картины, материал следует тщательно обработать. Этот процесс называется декатированием, в результате чего удаляются использованные на промышленности пропитки. Когда ткань полностью очищена, ее натягивают на рамку и приступают к созданию картины.

    В настоящее время используется большое разнообразие рамок. Наиболее простые экземпляры выполнены из четырех совмещенных дощечек, к которым материал крепят простыми кнопками. Для профессионалов придуманы раздвижные столы, где предусмотрены крючки, позволяющие натягивать ткань без повреждения структуры.

    Чтобы уберечь рамку от окрашивания, можно защитить ее простым скотчем.

    История возникновения горячего батика

    Считается, что впервые этот метод декорирования ткани изобрели еще в тринадцатом столетии. Правда, информация пока не имеет безусловно точного подтверждения, поэтому немало есть на этот счет споров. Например, в древних гробницах, сохранившихся с периода расцвета египетской культуры, были найдены образцы материй, оформленных в очень близком по своей сути стиле. Есть информация об окрашивании тканей и в трудах, дошедших до наших дней с первого столетия нашей эры – об этом упоминает Плиний Старший. Он писал о технологии, широко распространенной в ту эпоху в Египте.

    Что любопытно, первые официальные упоминания о методе окрашивания натуральных тканей исключительно похожи на описание технологий, практикуемых мастерами в наши дни. Сперва на полотно наносили специальный защитный состав, затем опускали будущее изделие в чан с цветным кипятком, вынимали и просушивали.

    Горячий и холодный батик: все о техниках росписи по ткани

    Мода меняется постоянно. Каждый сезон мы видим новые коллекции одежды, выпущенные известными бутиками. Изо дня в день дизайнеры трудятся над созданием уникальных вещей, быстро теряющих свою актуальность. Поэтому так цениться авторская одежда, сделанная в единственном экземпляре. Однако бытует мнение о том, что предметы гардероба, выполненные по вашему заказу, это безумно дорого.

    Стоит сказать сразу, что это всего лишь миф, ведь можно сделать красивую одежду самостоятельно, прибегнув к технике батика — ручной росписи ткани. И даже если ваша работа будет выполнена руками начинающих, выглядеть она будет все равно не хуже работы всемирно известного дизайнера! Если посмотрите на определение, которое дает нам Википедия, становится понятно, почему: «Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. 2 октября 2009 г. внесён в список ЮНЕСКО шедевров устного и духовного наследия человечества».

    История батика

    Расписывать ткань люди стали очень давно. Батик был популярен и в Азии, в Африке и в северных странах — археологи находят раскрашенные полотна по всему миру.

    Принято считать, что основоположниками данной техники являются жители Индонезии, острова Явы.

    Именно на этом острове технике дали прозвище «амбатик», вследствие которого она и получила своё нынешнее название. Термин «батик» стал использоваться впервые ещё в XVIII веке в Нидерландах.

    Яванцы настолько хорошо владеют техникой, что прославились на весь мир. Женщины острова создавали огромные полотна, веря в то, что они обладают целительными и лечебными свойствами. Каждая семья передаёт свои знания и умения из поколения в поколение. При этом у каждого рода есть свой выдержанный стиль росписи. Раньше расписанную одежду могли позволить себе иметь только аристократы, но спустя время украшать свои вещи начали и простые люди.

    В кругах археологов и учёных часто ведутся споры на тему времени зарождения тканевой росписи. Некоторые утверждают, что батик появился в XIV веке, а другие склоняются к тому, будто украшать вещи красками стали ещё в начале нашей эры. Так или иначе, горячий батик появился задолго до батика холодного. Это связано с тем, что раствор, который позволял бы наносить рисунок на ткань без нагрева, изобрели только в начале ХХ столетия.

    Галерея: горячий и холодный батик (25 фото)

    Виды батика

    Существуют разнообразные виды росписи ткани. По большей части это связано с тем, что с помощью батика украшают разного рода изделия. Соответственно, эффект от нанесения краски отличается.

    Самые распространённые направления в росписи тканей:

    1. холодный батик. На будущем изделии наносится изображение, на контуры которого аккуратно накладывается резервирующий состав, предотвращающий попадание красителя за пределы линии. Для нанесения резерва используют специальную трубочку. После того как ткань высохнет, её разукрашивают жидкими красками;
    2. горячий батик. Этот тип росписи характерен тем, что на картину, закреплённую на подрамнике, наносится горячий воск. После того как он застывает, изделие красят;
    3. шибори. Эта техника нанесения красок родом из Японии. Проще говоря, это рисунок, который получается при складывании ткани в несколько слоёв;
    4. узелковый батик. На ткани завязывают узлы и перекручивают её, что позволяет получить красивые разводы и узоры;
    5. свободная роспись. Не предполагает нанесение резервирующего состава, используются краски с загустителем.

    Допустим, если вы хотите расписать платок, чаще всего в этом случае резерв не наносят, экспериментируя в технике шибори. А если перед художником стоит цель создать большую работу на подрамнике, то он сделает выбор в пользу свободной росписи или холодного батика — во многом все зависит от жанра.

    Материалы и инструменты

    Если вы решили освоить батик, нужно заранее запастись всеми необходимыми материалами и инструментами.

    1. краски — продаются специальные красящие составы специально для батика — как от импортных, так и от отечественных производителей. Отличаются они составом, ценой и способом закрепления. Например, некоторые краски закрепляются с помощью пара и утюга, а для других нужна обычная вода;
    2. кисти — могут понадобиться кисти разных размеров, поэтому стоит подготовить их заранее;
    3. ткань — в выборе ткани для батика вы никак не ограничены. Можно использовать и шёлк, и шифон, и атлас, и даже обычный хлопок. Также можно попробовать расписать уже готовое изделие;
    4. трубочки для нанесения резерва — пригодятся, если вы работаете в технике холодного батика. С их помощью удобно наносить резерв;
    5. резервирующий состав — некоторые мастера рекомендуют покупать резерв той же марки, что и краски. Обычно состав бесцветный, но иногда встречается пигментированный, например, чёрный. Его можно смешать с нужным цветом непосредственно в процессе работы;
    6. воск — используется в технике горячего батика. Продаётся готовым, но его так же можно сделать своими руками;
    7. рама для батика — она необходима для того, чтобы фиксировать ткань в натянутом положении. Можно купить уже готовую раму или сделать её самостоятельно;

    Холодный батик

    Холодный батик относительно прост, если сравнивать его с горячим, процесс более безопасен, поэтому его чаще чем горячий выбирают в качестве техники для детей. Резерв, используемый при этой технике, удалять нет необходимости: он ложится тонким слоем и выглядит аккуратно. Главное, не рисовать слишком жирный контур, так как резерв наносится именно на него, чтобы цветные краски не растекались и не перемешивались. Нагревать состав тоже нет никакой необходимости: он полностью готов к использованию и продаётся практически в каждом магазине канцелярии. Картинки для росписи малыши могут изобретать самостоятельно.

    Техника работы с холодным батиком

    Для начала выбираем ткань и натягиваем её на раму, заранее подготовив все необходимое. Переносим изображение на материю, а после наполняем трубочку резервирующим составом, проходясь по контуру.

    Когда ткань подсохнет, разводим краску с водой, чтобы они были максимально жидкими, но насыщенными и яркими. Краску следует наносить осторожно, чтобы не зайти за контур. В противном случае цвета смешаются, и работа будет выглядеть грязно.

    Готовое изделие можно украсить, к примеру:

    Иногда работы, выполненные в технике холодного батика, расшивают бисером — здесь все зависит исключительно от фантазии художника.

    Горячий батик

    Горячий батик, техника выполнения которого считается наиболее сложной и кропотливой, позволяет создать красивые узоры на ткани. Благодаря воску создаётся необычный эффект, похожий на «кракелюр» или «кракле». Освоив технику, можно расписывать ткань, добиваясь интересных сочетаний прокрашенных и непрокрашенных мест на полотне, варьируя яркие и пастельные оттенки.

    Раньше для росписи в технике горячего батика использовали чантинг — специальный инструмент для работы с расплавленным воском. Сейчас же появилась куча альтернативных способов нанесения парафина: например, специальные штампы.

    Техника горячего батика

    Для начала нужно подготовить материал и все необходимые инструменты для горячего батика. Первый шаг в выполнении работы заключается в вымачивании ткани. Это необходимо, чтобы вымыть из неё все химические растворы, добавляемые производителями при изготовлении материи. Для этого берётся обычная столовая сода и растворяется в чистой проточной воде. Ткань отмачивается в приготовленной жидкости около получаса.

    Далее материя крепится на подрамнике. Для этого, как уже упоминалось выше, нужны кнопки, скрепки или булавки. Лучше запастись канцелярскими кнопками, так как они хорошо держаться и их легко снимать. Скрепки подходят для тех работ, которые остаются на этом же подрамнике. То есть их снять гораздо труднее, к тому же ткань сильно деформируется. Но если вы не планируете оформлять работу в другую рамку, то отдайте предпочтение степлеру.

    Первый слой цвета можно наносить ещё до рисования эскиза. Важно, чтобы материя пропитывалась красителем последовательно, от светлого к тёмному.

    Далее рисуется эскиз. Можно использовать ручку или простой карандаш, в зависимости от тонов работы, от того, какая гамма преобладает. Если цветовая гамма тёплая или пастельная, то ручкой ни в коем случае пользоваться не стоит. Продавливать материал карандашом тоже не нужно, следует рисовать очень аккуратно, чтобы не деформировать поверхность. Если используется очень светлая или полупрозрачная ткань основа, можно подложить под неё лист с иллюстрацией маркером или фломастером, чтобы её было видно через полотно на подрамнике.

    Переходим к самому интересному — нанесению воскового резерва и раскрашиванию полотна. Им пропитывают все части, кроме самых светлых. Засохший парафин снимается при помощи утюга и бумаги. Для экономии можно воспользоваться старыми газетами или вырезками, которые не жалко выкинуть. Делается это таким образом: после высыхания красящих средств утюгом проглаживают материал, чтобы весь застывший резерв оказался на бумаге или газете. После краску закрепляют и повторяют процедуру перенесения воска на бумагу вновь, если раствор все ещё остался на ткани.

    Шибори и узелковый батик

    Эти техники чаще всего используются именно для украшения одежды. Если вы хотите разукрасить свои платки, футболки, майки разными узорами, то это то, что вам нужно. Шибори и узелковый батик отличаются от двух вышеописанных техник. Резервирующий, восковой и ещё какой-либо состав не используется.

    Шибори, отдалённо напоминающее оригами, предполагает складывание ткани в несколько слоёв для получения симметричного узора. Узелковый же батик заключается в беспорядочном завязывании узлов. Позже из того, что получилось, формируется рисунок, или оформляется какой-либо узор.

    Свободная роспись

    Эта техника замечательна по-своему: она также не предполагает использование резерва, но эффект создаётся более чем впечатляющий. Свободная роспись сравнима с акварельными работами, но по влажной ткани. В этой технике создаются красивые переходы от цвета к цвету.

    Кистью водят без предварительного эскиза или зарисовки — именно поэтому технология батика получила такое название.

    Вся работа производится очень быстро, ведь материя быстро высыхает, из-за чего краска может образовать некрасивые подтеки.

    Мастер-классы

    В заключение стоит сказать, что начиная заниматься чем-то новым, всегда полезно изучить информацию. Новичку очень поможет просмотр мастер-классов. Они демонстрируют роспись по ткани, показывая все нюансы и мелочи в работе. А чтобы написать красивую картину, важно учитывать каждую деталь.

    Поэтому важные аспекты в технике батика — мастер-классы, обучение, изучение информации. Тогда вы точно добьётесь того результата, которого ожидали.

    Помните, что обучение — неотъемлемая часть всего процесса.

    Холодный и горячий батик могут показаться сложными техниками, но это лишь на первый взгляд. Любой может создать красивые картины, одежду и много чего ещё. Горячий батик, мастер-класс по которому сможет помочь вам в его освоении, позволяет сделать то, что не купишь ни в одном магазине.

    Шибори хоть и не похожа на остальные виды батика, но тоже очень увлекает. Тем более, эта технология позволяет делать своими руками уникальные предметы гардероба. Отличная идея для модниц и модников, которым нравится выделяться в толпе. К слову, собравшись впервые поэкспериментировать с собственной одеждой, вам бы тоже не мешало посмотреть мастер-классы — это позволит избежать множества ошибок. Мы постарались подготовить исчерпывающий доклад про батик, надеемся, он был вам полезен.

    Мастер-класс по изготовлению горячего батика

    В современном мире высоко ценится эксклюзивная одежда, так как мода меняется. Именно по этой причине все мировые дизайнеры стараются изобрести какой-либо новый принт тканей. Эти достижения стоят дорого, но востребованы они очень малое время, так как в магазинах быстро появляются подделки. Многие создают дизайн своими руками, используя интересную технику выполнения — горячий батик.

    История происхождения

    С давних времён людям известна роспись ткани вручную — батик. Эту технику применяли на Руси, в Японии и Китае, Африке и Египте. Возникло это творческое направление на острове Ява в Индонезии. Но это недостоверная информация, так как археологи на протяжении последних десятилетий находят раскрашенные в этом стиле полотна ещё в древнем Китае, а также Египте.

    О зарождении искусства росписи по ткани до сегодняшнего дня ведутся споры между археологами и учёными. Одна часть утверждает, что зарождение произошло в XIV веке, когда появился прибор, благодаря которому на ткань наносится воск — «резерв», а вторая половина говорит, что батик зародился в начале нашей эры.

    Несмотря на все эти споры, можно с уверенностью утверждать, что появление горячего батика произошло намного раньше холодного. Впервые понятие «батик» упоминается в XVIII веке в Голландии. Эту технику люди, которые проживали на острове Ява, называют «амбатик». Самыми красивыми и искусными получаются ткани, расписанные горячим воском. На этой же местности и проживают самые известные дизайнеры всего мира.

    В первые несколько десятилетий после зарождения техники носить одежду, расписанную батиком, могли только представители элиты. С течением времени, когда технология батик приобрела популярность, а ткани с такой росписью начали продавать, к кропотливой работе аристократия начала подключать и простой народ.

    Первая фабрика была построена в Голландии в 1835 году. Она занималась росписью полотен по технике батик.

    В первой половине XX века появился холодный батик. Раствор, который без нагрева позволял наносить на полотно резерв, был изобретён в России.

    Материалы и инструменты

    Для тех, кто решил освоить технологию росписи полотна — горячий батик, следует знать, что понадобятся определённые материалы и инструменты. В этот список входят:

    1. Полотно. В самом начале роспись производили только на натуральном шёлке. Но наука и технологии на месте не стоят. Благодаря этому расписывать можно и иные тонкие материалы: шифон, штапель, батист и прочие. Можно применять готовое изделие или метражную ткань.
    2. Краски для горячего батика имеют огромное значение. Существует множество отечественных и импортных производителей. Краска бывает с добавлением воды или растворимой только в спирте. Основным отличием является способ закрепления: горячий пар, вода или утюг.
    3. Состав для нанесения контура на картине. Брать контурный состав лучше всего того же производства, что и краску. Этот состав не имеет цвета, поэтому непосредственно перед нанесением в него следует добавить красящий пигмент.
    4. Рама для росписи полотна. Можно приобрести этот инструмент и в магазине, но самостоятельное изготовление много времени не займёт.
    5. Пипеткой нужно будет набирать краски, а в палитре их смешивать.
    6. Соль необходима для того, чтобы высыхание отдельных участков происходило быстрее, а также для получения уникального узора.
    7. Кисти для росписи полотна.
    8. Спирт потребуется для того, чтобы разводить некоторые виды красок.
    9. Степлер, портновские булавки или иные материалы — для закрепления полотна.
    10. При помощи скотча рамка защищается от попадания краски.
    11. Трубочки для холодного батика. Проводить на полотне тоненькие полосы рекомендуется при помощи трубочек, изготовленных из стекла. Приобрести их можно в специализированном магазине. Но если нет средств или желания их покупать, подойдут такие инструменты, как рейсфедер, медицинская капельница, рапидографы, изографы.
    12. Нити.
    13. Ёмкость, в которой ткань будет окрашиваться.
    14. Воск понадобится для росписи горячим батиком.
    15. Для того чтобы на ткань нанести рисунок, потребуется карандаш или ручка.
    16. Для разведения некоторых красок необходима очищенная вода.

    Виды батика

    В настоящее время существует несколько видов росписи полотна. Связано это с тем фактом, что при помощи батика украшают разнообразные изделия. Эффект от нанесения краски, естественно, отличается.

    Наиболее распространены такие направления в расписывании полотна:

    1. Роспись свободная. В ней применяются краски с загустителем, так как резервирующий состав наносить не нужно.
    2. Батик узелковый. В этом виде завязываются узлы на ткани, а потом полотно перекручивают. Благодаря таким манипуляциям получают очень красивые узоры и разводы.
    3. Шибори — берёт корни происхождения в Японии. Рисунок получается путём сложения полотна в несколько слоёв.
    4. Техника горячего батика предусматривает нанесение горячего воска на полотно, а после его застывания изделие окрашивают.
    5. В холодном батике на контуры будущего изделия наносится резервирующая масса, благодаря которой краситель не попадёт за пределы контурной полосы. Резерв наносится специальной стеклянной трубкой. После высыхания полотно расписывается красками жидкой консистенции.

    Техника работы с холодной росписью

    По сравнению с горячим батиком, холодный довольно прост в исполнении. Нет необходимости удалять резерв, который применяется при работе, так как ложится он тонким слоем и смотрится аккуратно. Основным условием является то, что толстый контур наводить не нужно, так как резерв наносится именно на него. Благодаря этому краски не перемешиваются и не растекаются. Нет надобности греть состав, потому что его можно приобрести готовым практически в любом магазине канцелярских принадлежностей.

    Технология работы такова:

    1. Первым делом нужно выбрать полотно и хорошо расправить его, натянув на рамку и подготовив заранее все необходимые материалы и инструменты.
    2. Картинку перенести на полотно. Трубку заполнить резервирующим составом и обвести им контур.
    3. После высыхания материи следует развести красящее вещество чистой водой. В итоге должна получиться максимально жидкая, но яркая и насыщенная краска.
    4. Наносится краска аккуратными движениями. Нужно следить за тем, чтобы она не выходила за пределы контурной линии.

    Готовое изделие украшают пайетками и блёстками. Некоторые мастера расшивают такую роспись бисером. Главное, проявить фантазию.

    Горячая роспись

    Техника горячего батика считается наиболее кропотливой и сложной, но благодаря ей можно создать на материи настоящие шедевры искусства. Необычный эффект создаётся с помощью воска. Этот эффект напоминает кракле или кракелюр. Когда человек досконально освоит технологию, он сможет добиваться очень интересных сочетаний на ткани непокрашенных и прокрашенных мест, играя пастельными и яркими оттенками.

    Раньше для тканевой горячей росписи применяли чантинг — это специально предназначенный инструмент для воскового мастерства. На сегодняшний день существует множество альтернативных вариантов нанесения расплавленного воска.

    Горячий батик по шагам выглядит следующим образом:

    1. Подготовка инструментов и материалов.
    2. Далее следует вымочить ткань. Это делается для того, чтобы вывести все химические растворы, которые добавляет производитель материи. Вымачивание проводят в содовом растворе на протяжении 30 минут.
    3. После этого ткань прикрепляется заклёпками, степлером или иглами к подрамнику. Если готовое изделие будет находиться после завершения работы на том же подрамнике, можно применять скрепки, а если его нужно будет снять, то используются канцелярские кнопки.
    4. Ещё до нанесения эскиза на материю можно её окрасить первым слоем краски. Важно, чтобы красителем ткань пропитывалась последовательно: от светлого к более тёмному.
    5. Наносится эскиз картины простым карандашом или ручкой. Запрещено пользоваться ручкой, если цветовая гамма пастельная или тёплая. Не нужно продавливать ткань карандашом. Рисунок следует наносить аккуратными движениями, чтобы не происходило деформирования поверхности. При применении полупрозрачной или светлой материи под неё можно подложить лист с иллюстрацией, нарисованной фломастером или маркером.
    6. Резервом пропитывают все части рисунка, кроме светлых. Снимается засохший парафин с помощью бумаги и утюга. Чтобы сэкономить бумагу, можно применить вырезки или старые газеты. Эта процедура выполняется так: когда краска высохнет, материал проглаживается утюгом, а засохший резерв должен перейти на бумажную поверхность.
    7. После закрепления красящего средства процедуру перенесения парафина на бумажную поверхность вновь повторяют, но только в том случае, если на материи ещё остался раствор.

    Узелковый, свободный способ и шибори

    Такие техники применяются в основном для того, чтобы украсить одежду. Ими отлично можно разукрасить майки, футболки и платки. Резервирующая смесь не используется, а сама техника шибори напоминает оригами. Для того чтобы получить симметричный узор, необходимо сложить ткань в несколько слоев. При изготовлении узелкового батика узлы завязываются хаотично.

    Свободная роспись включает в себя применение резервирующего состава, а эффект получается просто неотразимым. Этот вид росписи можно сравнить с акварельной, но выполняется она на влажном полотне. По окончании работы получаются очень красивые переходы оттенков.

    Кистью рисуют без предварительной зарисовки или нанесения эскиза. Работу следует проводить очень быстро, так как при засыхании получаются некрасивые подтёки красящего вещества.

    Мастер-класс платка с ирисами

    Чтобы втянуться в процесс было легче, можно создать своими руками платок с ирисами, применив технологию горячего батика. Мастер-класс состоит из определённых материалов и этапов проведения. Нужно заранее запастись такими инструментами:

    1. Пульверизатор.
    2. Ёмкость, где будет разводиться красящий состав.
    3. Красками таких цветов: жёлтая, розовая, а также зелёная и синяя.
    4. Резервирующим составом.
    5. Толстыми и тонкими кисточками, которые нужны для нанесения красящего материала и резерва.
    6. Рамкой с булавками.
    7. Куском шёлка белого цвета.

    Выполнить мастер-класс несложно. Главное — все указанные манипуляции проводить последовательно:

    • Ткань вымочить в содовом растворе.
    • Натянуть на рамку полотно после его высыхания.
    • Синюю краску развести в двух ёмкостях до полупрозрачного и более интенсивного оттенка.
    • Ткань сбрызнуть жидкостью, предварительно залив её в пульверизатор, а потом нарисовать на ней разводы синими красками.
    • После этого ткань должна полностью просохнуть.
    • Сделать эскиз ириса с длинными листочками и при помощи воска зарезервировать фон.
    • После высыхания парафина погрузить материю в розовый цвет краски, чтобы ирисы окрасились.
    • Работа должна просохнуть. после этого розовые части цветов нужно покрыть воском.
    • После его высыхания погрузить изделие в зелёный цвет.
    • После этого следует воском покрыть те части, которые должны быть зелёными. Листья, которые резервом не покрыты, закрасить. В нужные цвета окрашиваются все остальные части цветка.
    • Просушить платок и удалить с него воск.

    По окончании работы следует закрепить красящий материал и промыть готовое изделие в тёплой и холодной воде. Выполнять такие работы просто, если понять их смысл. Благодаря им можно создавать уникальные шедевры на свой вкус.

Ссылка на основную публикацию