Икебана Лето

Икебана — искусство цветочного оформления!

В переводе на русский язык «икебана» означает «жизнь цветов». Икебану можно трактовать также как «искусство оформления» или «искусство составления букетов»

Оформление цветами это самое распространенное направление, где применяются икебаны. Их можно использовать как сопровождение любых мероприятий, или как средство декорирования помещений.

Икебана – это способ выражения чувств и мыслей. С ее помощью можно передать настроение, усилить эффект празднования или наладить внутреннюю гармонию.

Если Вы хотите украсить свой интерьер, сопроводить цветами какое-либо торжественное мероприятие, то искусство икебана – главный помощник.

Благодаря основным направлениям этого искусства, флористы создают совершенные и необычные композиции, которые всегда радуют нас.

Правила создания икебаны.

Можно выделить три основных правила, которыми следует пользоваться при составлении цветочной композиции.

  • Икебана является воплощением ассиметрии. Все элементы композиции должны быть соединены в виде некоего треугольника. Зеркальное отражение всех составляющих относительно оси здесь не используется. Кроме того, элементы должны находиться в нескольких плоскостях.
  • Пропорции икебаны определяются сосудом, который будет в ее основе. От его диаметра и высоты напрямую зависит размер икебаны.
  • Выбираемый сосуд должен сочетаться с композицией и не отвлекать от нее внимание. Лучше, если он будет однотонным.

Оформление цветами в виде икебаны – это прекрасное дополнение к мероприятию или интерьеру.

Икебана и времена года.

С помощью икебаны можно отразить любое состояние, даже время года.

  • Весной правильно использовать в композиции ветки кустарников с еще нераспустившимися цветочками. Различные цветы, характерные для весеннего периода, тоже выгодно будут смотреться в икебане. К примеру, можно использовать тюльпаны, нарциссы, мимозу и т.д.

Для весны характерен нежно-зеленый цвет, который и нужно использовать в оформлении.

  • Летом самые распространенные цветы для любого применения – это розы, ирисы, астры, пионы. А также для лета характерны многие растения, использующиеся для украшения цветочных композиций.

Летом наиболее популярен красный цвет для создания икебаны.

  • Осень прекрасное время года. Для украшения и создания икебаны можно использовать веточки кустарников, но уже с плодами. Также вариант применения сухоцветов характерен для осени.

Желтый цвет станет хорошим проводником мероприятий в осенний период.

  • Зимой используются ветки деревьев, фрезии, а также розы, которые в принципе радуют нас круглый год.

Больше всего для зимнего оформления характерен белый цвет.

Икебаны бывают разными.

Икебаны можно создавать любой формы и любого размера. Они бывают высокие, но узкие, содержащие в себе немного длинных цветов. Встречаются икебаны в высоту всего сантиметров 15, но при этом они занимают большую площадь в ширину. Все зависит от их предназначения и будущего места расположения.

Очень популярен сейчас – плавающий букет. Это икебана из цветов и листьев, срезанных под корешок и элегантно выложенных на плоскую вазу. Применяется для украшения столов.

Освоить искусство создания икебаны достаточно сложно, но если Вам нужно оформление цветами, то обращайтесь к нам. Мы владеем этим искусством в совершенстве.

Икебана «Лето»: основы составления в легком уроке

Прежде чем ознакомиться с мастер-классом по тому, как создается икебана «Лето» своими руками, разберемся с некоторыми основами создания этих композиций. Искусство составления икебан пришло к нам из Японии, а там во всем стараются прийти к гармонии. Вот и в композиции вы должны стремиться к ней же.

Общие принципы работы

При этом, есть несколько общих принципов, которые необходимо учитывать:

  • при том, что композиция сама по себе статична, необходимо, с помощью придания особого наклона используемым растениям, создать динамичность;
  • если посмотреть на икебаны разных мастеров, то увидите общую асимметрию. Она подчеркивает совершенство мира;
  • а вот сам мир в композиции отображают элементы символизирующие Небо («Син»), Человека («Соэ») и Землю («Хикаэ»). Растение первого располагается традиционно вертикально, под прямым углом, и будет самым длинным среди остальных. Человеческий элемент чуть ниже по высоте и наклонен на 45 градусов. Элемент Земли устанавливается ближе к нижней части композиции, в длину три четверти от человеческой линии. Наклон составляет 75 градусов по направлению в правую сторону;
  • возвращаясь к гармонии, напоминаем, что излишне громоздкими композиции делать не следует. Выберите максимум три элемента;

  • также необходимо использовать дополнительные растения, например, различные причудливо изогнутые ветки. Это придаст эмоций икебане;
  • не забывайте и о особом символизме растений, которые собираетесь использовать. Например, значение роз – это молодость, сакура – верность и преданность, бамбук – жизненная стойкость, сосна –выносливость и т. п.;
  • также, если композиция будет состоять из природного материала, т. е. живых растений, то стоит учитывать сезон их цветения. К примеру, весной можно составлять икебаны из тюльпанов, ландышей, подснежников и т. д., летом предпочтительнее полевые цветы, ну и для остальных времен года соответственно;
  • определите, какие растения станут основными, они должны быть красивыми, яркими, заметными (причем это зависит далеко не от окраса). Последующие элементы будут скромнее и только подчеркивать необычность первых;

  • по поводу размещения готовой композиции также существуют свои правила. В спальне лучше разместить живые растениями по сезону, оттенки лучше выбирать нежные, пастельные. А вот в кухню подойдут сухоцветы, фрукты, овощи и ягоды. Ванная комната приемлет морскую, водную тематику, поэтому в качестве декора можно использовать ракушки, камушки, камыш и т. п.

На этом предлагаем перейти от теории к практике.

Икебана лето: оригинальная композиция с ананасом и цветами

Искусство составления композиций из растений пришло к нам из Японии, где издавна принято украшать свои жилища подобными букетами. Японцы считали, что искусством составления икебаны должна была овладеть каждая девочка, помимо ведения домашнего хозяйства. Это не случайно: по мнению тех же японцев, впуская в своё жилище кусочек природы, они защищали его от вторжения негатива, болезней и злых духов. Икебана составлялась из различных сезонных растений, природных материалов, сухоцветов и прочего. Каждый сезон диктует свои правила составления композиции. Так, зимние композиции включают в себя больше сухоцветов, новогодние мотивы, а также символизируя холод и замирание природы, содержит больше неживых природных материалов. Это такие материалы, как камень или древесная кора. А летняя икебана создается с использованием полевых или садовых растений и цветов.

Техника создания икебаны «Лето»

Настроение каждого сезона можно выразить, создав композицию из растений и цветов. Лето — это период расцвета природы, когда всё цветет и начинает плодоносить. Именно такую концепцию должна нести в себе летняя композиция. В неё должны входить цветы и их бутоны, а также молодые листья и ветки.

На сегодняшний день мало кто задумывается о том, что выражает та или иная композиция. В основном, люди просто хотят таким образом украсить и разнообразить свой дом. Как сделать икебану, можно узнать, прочитав несколько общих советов. А также можно посмотреть фото.

Полезные советы начинающим

  • важно подобрать ёмкость, чтобы она подчёркивала ту идею, которая заложена в композицию,
  • ёмкость для композиции должна быть заполнена флористической губкой, чтобы растения питались влагой,
  • выбрать в качестве основного акцента композиции одно растение или цветок,
  • икебана не терпит прямых линий, только ломаные линии, по мнению японцев, могут олицетворять связь с природой.

Это только самые основные правила, которые необходимо соблюдать в процессе творчества. Придерживаясь их, можно создавать различные композиции из полевых и садовых цветов и растений, а также из природного материала.

Выбор емкости для икебаны

Выбор сосуда для композиции не ограничивается вазой или специальной ёмкостью. Это может быть всё, что угодно.

Существуют даже мини композиции, растения в которых устанавливаются в скорлупках от орехов, маленьких шкатулках, чашечках. Главное, чтобы сосуд создавал ощущение единого целого со всеми растениями в композиции. Часто в качестве сосуда для растений в композиции используются плетёные корзины, фрукты с вынутой мякотью. Примером может служить летняя икебана, где цветы помещаются в ананасе.

Такая композиция, если не использовать в процессе изготовления специальные губки, проживёт недолго. Лучше всего, при составлении цветочной и растительной икебаны, использовать ёмкости, наполненные водой. Это продлит её жизнь. Хотя, некоторые композиции, которые выполняют мастера, могут сохранять свежесть всего несколько часов.

Изготовление икебаны «Лето» с ананасом

Что может понадобиться для выполнения композиции? Самое основное — это составить представление, что в конечном итоге должно получиться. После этого можно начинать подбирать растения и цветы, которые хочется увидеть в данной композиции. После того, как подобран материал, можно приступать к её созданию. Для этого нам понадобятся:

  • секатор,
  • большой ананас,
  • острый нож,
  • ложка для извлечения мякоти из ананаса,
  • флористическая губка,
  • пластиковая бутылка,
  • цветы и растения, которые будут составлять композицию.

Для изготовления ёмкости для икебаны, из ананаса надо извлечь всю сочную мякоть. Для этого срезается верхушка с листьями, ножом вырезается серединка, а затем вынимается остальная мякоть. Это удобно сделать при помощи ложки. Конечно же, всю извлечённую мякоть можно съесть.

В подготовленный ананас ставится пластиковая бутылка, которая предварительно обрезается по высоте ананаса. Она наполняется водой или флористической губкой, в которую планомерно без спешки помещаются стебли цветов и растений. В процессе составления лишние стебли или листья удаляются секатором.

Композиция сможет иметь законченный вид только тогда, когда последняя веточка и цветок займут своё место. Все растения лучше подбирать по цветовой гамме, придерживаясь при этом не только сочетания цветов, но и их контрастности. Выбор цветовой композиции зависит от вкусовых предпочтений и фантазии.

Так можно украсить любой интерьер. Свежесть и необычность композиции можно подчеркнуть, украсив её бусинами или другим способом.

Видео по теме статьи

Японское искусство икебана: традиции и современность

Искусство растительных композиций зародилось в Древнем Китае. В VI веке вместе с буддийскими ритуалами и обрядами оно достигло Японии. Цветы и травянистые элементы приносили в дар духам природы. Выйдя из религиозного культа, икебана вошла в жизнь всех слоев японского общества. В странах Западного мира икебана стала расслабляющим хобби, а в Японии до сих пор остается мастерством, которому долго и старательно учатся.

Что это такое

Икебана (экибана) – в переводе с японского означает «оживший цветок» или «вторая жизнь цветка». До появления буддизма японцы исповедовали синтоизм: они верили в духов, что живут в цветах, растениях и даже камнях. Обряд цветочных приношений не исчез с приходом новой философии.

Первыми мастерами были мужчины монахи. К XV веку икебана превращается в светское прикладное искусство.

Искусство или философия

Правильно оформляет японский букет только натура, склонная к созерцанию окружающего мира. Мастер передает взгляд на человеческую жизнь, окружающий мир и место человека в вечно меняющемся круговороте бытия. Символический язык цветов помогает выразить чувства радости, скорби, печали, тоски или надежды.

Композиция – ритуальное действо, что требует навыков и высокого художественного чутья. Икебана отображает модель мироздания, говорит о чувствах или преподает урок нравственного поведения. Икебана может передавать любовное послание или заверение в дружбе.

В отличие от букетов западного образца, икебана подчиняется строгим законам линейного построения. Заранее определено число цветков, цветовая комбинация и ритм.

Композицию имеет три символические линии:

  • Основная длинная линия Син – означает человека мужского пола и его высокое призвание.
  • Вторая линия Сое – символизирует творческое и детское начало.
  • Третья, наиболее короткая линия Хикае – говорит о женском и земном начале.
  • Дзюси – короткие вспомогательные линии.

Три главные оси связывают воедино человека, небо и землю или три человеческие ипостаси.

Равнодушие или безразличие мастер передает горизонтальными линиями. Радость или душевный подъем – диагональными изгибами. Скорбь отображают поникшие или нисходящие штрихи.

Листовые и цветочные массы должны гармонировать с вазой, также с ней должен сочетаться один из основных оттенков массива.

Образный язык отдельных цветов и оттенков:

  • Черный цвет символизирует холод, тьму, ночь.
  • Зеленый – молодость, возрождение.
  • Красный – страстные чувства, огонь.

Чтобы передать положительные эмоции, требуются цветы теплых, насыщенных оттенков: алого, оранжевого, желтого. Для основного фона часто подбирают желтый или золотой оттенок (цвет императорского величия). Золотой подсвечивает цветы и травы, излучая тепло.

Синий, голубой и фиолетовый оттенки уместны для сдержанных или траурных композиций. Классический для народного творчества цветовой контраст отобразился в японском искусстве. Популярны белый/красный, желтый/фиолетовый, голубой/оранжевый и синий/красный цветовые контрасты.

Основная цветочная масса напоминает фон картины. На заданный фон художник наносит контрастные штрихи. Базовые оттенки не должны вступать в противоречие между собой.

Язык цветов и растений

Язык цветов повествует о течении времени из прошлого в вечность. Передать ощущение прошлого мастеру помогают распустившиеся цветы, сухие ветки, гербарии, стручки семян. О будущем говорят почки, молодые побеги, а о настоящем – едва раскрывшиеся бутоны.

  • Цветы розы и ветви сосны символизируют цветущую молодость и долголетие.
  • Пион и сосна – молодость, процветание.
  • Бамбук – мир, долголетие, почитание отца сыном.
  • Орхидея – радость.
  • Ветка абрикосового дерева – женское изящество.
  • Цветки жасмина – наслаждение жизнью.

Символический язык элементов раскрывает зрителю детали ландшафта: цветок хризантемы – это тонкие ручейки рек, сосновая ветвь – скалы или камни.

История зарождения искусства и его развитие

Искусство зародилось в Китае в VI -VII вв. н.э. Ветки сосны и кипариса, цветки роз и лотоса – первые растительные элементы для аранжировки. Растения помещали в бронзовые сосуды.

В Х-XII вв. религиозный обряд приношения богам постепенно упраздняется, начинается расцвет светской культуры. Икебанамиукрашали дворец императора и имения аристократов. При дворе императора проводились соревнования по аранжировке.

В XVI веке появляется чайная церемония. Икебана в сдержанных, спокойных оттенках и простых формах находится в беседках во время чаепития.

В XVII-XIX вв. окончательно оформились основные направления и школы, а само искусство стало национальным достоянием Японии.

Школы и стили

Первая школа была открыта в городе Киото в XV веке монахом Икэнобо Сэнкэй. В этот период композиции обучались как одному из элементов религиозного служения. Первые икебаны имели высокую основную линию 1-1,5 м в высоту. В пространстве храма они символизировали стремление человека к богам.

Стиль Рикка отличался грандиозными конструкциями, точностью линий. За основу брали бамбуковые стебли и сосновые ветви, а прочие растительные элементы считались дополнительными. В стиле Рикка растения символизировали священную гору.

Над одним произведением работало одновременно несколько мастеров. Учились в школе Икэнобо всю жизнь, а звания мастера достигали только через 20 лет обучения. В XXI веке икебану Рикка составляют для больших религиозных светских праздников.

Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появляются в XVI веке вместе с чайной церемонией. В простоте и натурализме стиля прослеживалось влияние школы Икенобо: высота сосуда с одним возвышающимся цветком составляла до 1,5 м.

Секулярный, светский стиль, который пришел на смену Рикка, сформировался в XVIII веке. В нем отражается традиционный принцип треугольника. Линейные формы указывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растения помещали как в низкие, так и высокие вазы.

В 1897 году Унсин Охара основал новую школу, названную его именем. В ней выделились стили Морибана и Хейка.

В начале XIX века в Японию привозят новые цветы и растения из стран Европы. Их не использовали в традиционных школах. Под влиянием западной культуры появился новый стиль. В нем сочетался натурализм и особенности местности, естественная красота живых растений.

Для стиля Хейка берут узкие вазы, а для Морибаны – низкие плошки. Растения опирают на края вазы или на специально предусмотренные деревянные подпорки. В емкости с цветами допустимо добавлять воду. Кроме традиционных материалов появляются камни, мхи и ветви. Кензан – держатель для закрепления цветов помещают на дно плошки.

После двух мировых войн под влиянием европейской культуры сформировался свободный стиль и авангардная молодая школа, основанная в 1929 году художником Софу Тэсигахара. В старых школах было недопустимо использовать элементы неживой природы или искусственные материалы. Но художник и скульптор решил осовременить японское прикладное искусство. Он использует стекло, камни, металл, фарфор и даже веревки с цепями.

У мастеров XXI века на первое место выходит необычность формы, новизна и динамичность. Например, ветви должны быть изогнуты необычным и даже причудливым образом, чтобы привлечь внимание зрителя.

Традиционные материалы – растительные элементы: распустившиеся цветки, бутоны, ветки с набухающими почками, листья, веточки хвои, плоды и сухая трава.

Вспомогательными элементы – глиняные, бронзовые, керамические сосуды, вспомогательные конструкции из стекла, металла и пластмассы, камни, минералы, песок и вода.

Для цветочной массы чаще выбирают: орхидеи, герберы, гиацинты, астры, пионы, розы, бегонии и крокусы.

Композиция создается внутренним чувством – способностью видеть и передавать красоту и гармонию растительного мира.

Как сделать экибану своими руками

Чтобы икебана выглядела единым целым, работу начинают с центра композиции. Его устанавливают перпендикулярно основе. Две другие линии располагают ассиметрично и под наклоном, в зависимости от идеи произведения. Основную линию представляет цветок, ветка лиственного или хвойного растения, декоративные элементы. Изогнутые ветви делают композицию динамичной.

Тему композиции выбирают с оглядкой на текущее время года. Цветы, древесные элементы и декор отображают состояние природы.

Ваза для цветов не должна притягивать к себе внимание яркой расцветкой, фактурой или декором. Постарайтесь найти незаметное изделие в землистых тонах.

Осенний букет

Яркие краски осенней листвы, насыщенные цвета астр, георгин, хризантем, гвоздик, зададут настроение осенней композиции.

Дополнительные элементы: корзинки из тыкв, древесные коряги, желуди, каштаны, орехи, кожура цитрусовых фруктов. Сохранить внешний вид желтых и красных листьев поможет раствор глицерина.

Закрепляют выбранный декор при помощи флористических губок, пенопласта или гипса. Замаскировать крепежный элемент поможет засыпанный сверху песок, камешки, минералы.

Зимняя сказка

Флористика холодного сезона отличается насыщенными яркими красками. Зимнее произведение приносит в дом праздничную атмосферу. Основной декор зимы: хвоя, шишки, орехи, кожура цитрусовых, гроздья калины, рябина, сушеные фрукты, гирлянды, бусы. Важные цвета: темно-зеленый, алый, насыщенный холодный синий, серебряный, золотой. За основу берут плетеные корзинки или проволочный каркас.

Весенние букеты отличаются нежными бутонами, молодыми веточками с набухшими почками. Преобладают нежные свежие оттенки: пастельные тона, светло-коричневый, мятный, белый, ярко-желтый. Летние травы и цветы устанавливают в вазы с водой, используя кензон.

Мы нашли несколько тематических видео, чтобы показать работы мастеров и учащихся. В интернет ресурсах встречаются призывы заменять живые цветы и растения бумажными изделиями, сделанными своими руками. Оправдывается такой выбор недолговечностью живых растений и несоразмерностью затраченных усилий. Желая предупредить начинающих, отметим, что искусственные цветы не принесут и малой доли эстетического наслаждения. Еще 100 лет назад украшения из искусственных цветов считались признаком крайней бедности или мещанства.


В Японии существует более 3000 школ с небольшими различиями в оформлении. Основа композиций принцип трех геометрических линий. Каждая из школ имеет свою символику.

Задолбали бесконечные перепосты кошачьих харь в соцсетях . Хочется экзотики!
Итак — ИКЕБАННА или ИКЭБАНА, ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО ОРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ.

Правила хорошего тона в японском об ществе не позволяют смотреть собеседнику прямо в глаза — это может быть сочтено как непочтительность или назойливое любопытство. Поэтому лучшим способом установления контакта и является икэбана.

Легенда о рождении икэбаны проста и совершенна, как хайку. Однажды буддийские монахи собрали ветки и листья, сорванные грозой, и поднесли их к ногам статуи Будды со словами: «Будь милостив ко всем. Помоги оживить то, что сломала гроза». По-видимому, Будда благосклонно принял это подношение и просьбу, поскольку оно перешло в обычай.

Икебана переводится как «вторая жизнь цветов», или «воскрешение растений», и учит «искусству умирания». Поэтому ее можно сравнить с молитвой, но не из слов, а из знаков.

В идее икебаны лежат три линии, символизирующие Небо, Человека и Землю.
Главная линия — это стебель, обозначающий Небо, часто называемый первичным, или син. Именно этот стебель образует основу букета, поэтому он должен быть достаточно прочным.
Рядом с ним помещается второй стебель — символ Человека, называемый соэ. Он помещается таким образом, чтобы создать впечатление роста в сторону. Соэ должен быть равен примерно двум третям высоты син.
Третий стебель- тай символизирующий Землю, самый короткий. Его помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклоняются два первых. Этот стебель составляет две трети высоты соэ. Все стебли закрепляются в кэндзане так, чтобы производить впечатление кроны единого ствола. Кэндзан это держатель-наколка, предназначенный для фиксации растений в икебане. Кэндзан обеспечивает устойчивость стеблей и веток и их требуемое взаимное расположение. Состоит из тяжёлого металлического основания с множеством вертикальных игл, между которыми вставляется растительный материал. Кэндзан с закрепленными в нем растениями обычно помещается в вазу с водой; его при этом стараются скрыть от наблюдателя.

Появление алюминиевой проволоки во многом упростило процесс создания композиций икебаны. Обмотав цветок, ветку или лист тонкой проволокой, можно легко сгибать его во всех направлениях. Но истинные профессионалы работают без применения подобных трюков. К композиции можно добавлять различную зелень, стебли трав, однако позиция основных трех стеблей неизменно сохраняется.

Перед составлением букета важно точно определить форму вазы. Размер композиции целиком зависит от ее диаметра и глубины. Длина первого стебля подбирается по формуле: глубина — полтора диаметра вазы. Длина второго и третьего стеблей составляет соответственно по две трети от предыдущего.

При создании икебаны особое внимание уделяется динамичности: аранжировка должна отражать развитие во времени, его течение или же связь с определенным временем года.

С этой точки зрения подбирается и соответствующий материал: полностью распустившиеся цветы, засохшие листья выражают прошлое, наполовину распустившиеся цветы или зеленые листья — настоящее, бутоны, набухшие почки — будущее. Время года также имеет свою символику: весна — энергичные изгибы , лето — распустившиеся лепестки, листья, стебли, осень — редко поставленные тонкие ветки, зима — оголенные ветки.

ЕСТЬ РАЗНЫЕ ШКОЛЫ И СТИЛИ ИКЕБАНЫ:
ТАТЕБАНА
(что означает «прямостоящие цветы»).
Такая композиция состоит из прямо поставленных в вазу цветов. Данный стиль был связан с обычаем «кугэ», который заключался в подношениях к изображению Будды. Наряду с подсвечником и сосудом для сжигания благовоний, ваза с прямо поставленными в нее цветами была одним из трех ключевых элементов в композициях мицугусоку, которые ставились непосредственно перед изображением Будды. Сейчас такие композиции можно увидеть только лишь в буддийских храмах — это самый древний стиль икебана. В середине XV века с появлением архитектурного стиля жилых помещений под названием сеин-дзукури, татебана была украшением ниши токонома в комнате для занятий.

Со временем татебана превращается в самостоятельную композицию рикка,
РИККА
Итак, стиль рикка получил свое развитие из композиции татебана. И в начале XVI века становится одним из лучших украшений дворцов и замков, которые как раз в это время начинают возводиться в Японии повсеместно

ТЯБАНА
Стиль под названием тябана появился в XVI веке, и решающую роль в этом сыграла чайная церемония. Главной особенностью данного стиля является простота и сезонность материала, используемого в работах. Композиции тябана устанавливаются в скромные бамбуковые, керамические или плетеные вазы и, как правило, в них присутствуют либо один цветок, либо одна ветка, призванные олицетворять собой красоту садов, лесов, полей.
РАННЕЕ НАГЭИРЭ
Дословно название этого стиля можно перевести как «цветы, вброшенные в высокую вазу». Как можно догадаться из названия, композиции этого стиля характеризуются непроизвольностью и естественностью. Сочетание этого относительно несложного стиля с гораздо более сложным стилем рикка в XVIII веке дал начало стилю сека, который в конце XIX века стал символом искусства современной икебаны
СЕКА СЕФУТАЙ
Композиции стиля сека подчеркивают естественную красоту растения. Ведь в природе растение каждый день, так или иначе, сталкивается с различными испытаниями: как-то — ветер, засуха, дождь, снег, буря, и все это неизбежно оставляет на растениях свой отпечаток. Именно в этих взаимодействиях с природой и проявляется внутренний характер того или иного растения. В связи с этим в композициях сека встречаются пожелтевшие листья, листья, изъеденные насекомыми, листья, надломленные ветром — во всем этом заключено природное очарование растений.
Как вы уже поняли, СЕКА СЕФУТАЙ не старается сделать растения красивее, нежели они есть в природе, поскольку понятия «красота» и «природа» для них являются практически синонимами.
СЕКА СИМПУТАЙ
Симпутай — это современная разновидность сека, разработанная в 1977 году. Создание симпутай было продиктовано желанием приспособить стиль сека к современным реалиям. В сегодняшних японских домах уже редко можно встретить ниши токонома, которые идеально подходят для классических композиций икебана, а соломенные татами, бумага и дерево все чаще заменяются стеклом, пластиком, различными синтетическими материалами, в связи с этим икебана должна вписаться в современный интерьер, научиться гармонировать с новыми материалами.
НАГЭИРЭ
Нагэирэ ( другое название — хэйка) — икебана в высоких вазах с узкой горловиной, растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки.
МОРИБАНА
в переводе означает «нагроможденные цветы».
-Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растения устанавливаются в плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанов). В этой композиции много зеленого цвета, растений и листьев. Основная мысль – такая композиция копия сада ли поля. Морибана разнится с другими стилями икебаны: она не такая классическая, более сжата и даже сосуды для ее устройство используют другие. Это самый простой из стилей.
ДЗИЮКА- СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ
Появился под влиянием современного искусства. Отличие этого стиля — применение в икебане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Его создатель Софу Тэсигахара — художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов. В 1927 году он разработал Школу Согэцу (яп. 草月 — «трава и луна») — наиболее современную из школ икебаны.

СОВРЕМЕННАЯ ИКЕБАНА, которой стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро, МОЖЕТ БЫТЬ БЕСКОНЕЧНО РАЗНООБРАЗНОЙ :
— Натуралистической, когда растительный материал используется в том виде, в каком он растет в природе.
— Символической, когда растения, несут разнообразную символику.
— Геометрической (круг, треугольник, квадрат и т.д.) с использованием символики цвета.
— Абстрактной — как образец современного искусства, где большое внимание уделяется форме, цвету, фактуре материла.
— Сюрреалистической, которая представляет фантазийные работы, не связанные с реальным миром

Обычно композиция ИКЕБАНЫ создается лицом к мастеру, так как в процессе он беседует с природой. Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени в метре от токонома(Токонома альков или ниша в стене традиционного японского жилища) слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Если хочется рассмотреть основание букета, то об этом следует спросить хозяина. Когда гость направляется к букету, хозяин и хозяйка садятся рядом с токонома, обращаясь лицом к гостю. Последний всегда высказывает восхищение, хозяева обычно с поклоном отвечают: «Нам стыдно за нашу скромную поделку».

Ну и напоследок исторический анекдот: Мастер Сэнно Рикю однажды поместил пионы в сосуд, сделанный из колена бамбука. При изготовлении этой вазы бамбук треснул, из трещины медленно капала вода. В ответ на недоуменные вопросы учеников, ошеломленных красотой икэбаны и не знающих, можно ли признать ее совершенной, поскольку сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил: «И моя жизнь тоже дала трещину». Ну никак не могу допереть, почему ЭТА ВАЗА впоследствии стала одним из национальных сокровищ Японии.

Задолбали бесконечные перепосты кошачьих харь в соцсетях . Хочется экзотики!
Итак — ИКЕБАННА или ИКЭБАНА, ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО ОРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ.

Правила хорошего тона в японском об ществе не позволяют смотреть собеседнику прямо в глаза — это может быть сочтено как непочтительность или назойливое любопытство. Поэтому лучшим способом установления контакта и является икэбана.

Легенда о рождении икэбаны проста и совершенна, как хайку. Однажды буддийские монахи собрали ветки и листья, сорванные грозой, и поднесли их к ногам статуи Будды со словами: «Будь милостив ко всем. Помоги оживить то, что сломала гроза». По-видимому, Будда благосклонно принял это подношение и просьбу, поскольку оно перешло в обычай.

Икебана переводится как «вторая жизнь цветов», или «воскрешение растений», и учит «искусству умирания». Поэтому ее можно сравнить с молитвой, но не из слов, а из знаков.

В идее икебаны лежат три линии, символизирующие Небо, Человека и Землю.
Главная линия — это стебель, обозначающий Небо, часто называемый первичным, или син. Именно этот стебель образует основу букета, поэтому он должен быть достаточно прочным.
Рядом с ним помещается второй стебель — символ Человека, называемый соэ. Он помещается таким образом, чтобы создать впечатление роста в сторону. Соэ должен быть равен примерно двум третям высоты син.
Третий стебель- тай символизирующий Землю, самый короткий. Его помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклоняются два первых. Этот стебель составляет две трети высоты соэ. Все стебли закрепляются в кэндзане так, чтобы производить впечатление кроны единого ствола. Кэндзан это держатель-наколка, предназначенный для фиксации растений в икебане. Кэндзан обеспечивает устойчивость стеблей и веток и их требуемое взаимное расположение. Состоит из тяжёлого металлического основания с множеством вертикальных игл, между которыми вставляется растительный материал. Кэндзан с закрепленными в нем растениями обычно помещается в вазу с водой; его при этом стараются скрыть от наблюдателя.

Появление алюминиевой проволоки во многом упростило процесс создания композиций икебаны. Обмотав цветок, ветку или лист тонкой проволокой, можно легко сгибать его во всех направлениях. Но истинные профессионалы работают без применения подобных трюков. К композиции можно добавлять различную зелень, стебли трав, однако позиция основных трех стеблей неизменно сохраняется.

Перед составлением букета важно точно определить форму вазы. Размер композиции целиком зависит от ее диаметра и глубины. Длина первого стебля подбирается по формуле: глубина — полтора диаметра вазы. Длина второго и третьего стеблей составляет соответственно по две трети от предыдущего.

При создании икебаны особое внимание уделяется динамичности: аранжировка должна отражать развитие во времени, его течение или же связь с определенным временем года.

С этой точки зрения подбирается и соответствующий материал: полностью распустившиеся цветы, засохшие листья выражают прошлое, наполовину распустившиеся цветы или зеленые листья — настоящее, бутоны, набухшие почки — будущее. Время года также имеет свою символику: весна — энергичные изгибы , лето — распустившиеся лепестки, листья, стебли, осень — редко поставленные тонкие ветки, зима — оголенные ветки.

ЕСТЬ РАЗНЫЕ ШКОЛЫ И СТИЛИ ИКЕБАНЫ:
ТАТЕБАНА
(что означает «прямостоящие цветы»).
Такая композиция состоит из прямо поставленных в вазу цветов. Данный стиль был связан с обычаем «кугэ», который заключался в подношениях к изображению Будды. Наряду с подсвечником и сосудом для сжигания благовоний, ваза с прямо поставленными в нее цветами была одним из трех ключевых элементов в композициях мицугусоку, которые ставились непосредственно перед изображением Будды. Сейчас такие композиции можно увидеть только лишь в буддийских храмах — это самый древний стиль икебана. В середине XV века с появлением архитектурного стиля жилых помещений под названием сеин-дзукури, татебана была украшением ниши токонома в комнате для занятий.

Со временем татебана превращается в самостоятельную композицию рикка,
РИККА
Итак, стиль рикка получил свое развитие из композиции татебана. И в начале XVI века становится одним из лучших украшений дворцов и замков, которые как раз в это время начинают возводиться в Японии повсеместно

ТЯБАНА
Стиль под названием тябана появился в XVI веке, и решающую роль в этом сыграла чайная церемония. Главной особенностью данного стиля является простота и сезонность материала, используемого в работах. Композиции тябана устанавливаются в скромные бамбуковые, керамические или плетеные вазы и, как правило, в них присутствуют либо один цветок, либо одна ветка, призванные олицетворять собой красоту садов, лесов, полей.
РАННЕЕ НАГЭИРЭ
Дословно название этого стиля можно перевести как «цветы, вброшенные в высокую вазу». Как можно догадаться из названия, композиции этого стиля характеризуются непроизвольностью и естественностью. Сочетание этого относительно несложного стиля с гораздо более сложным стилем рикка в XVIII веке дал начало стилю сека, который в конце XIX века стал символом искусства современной икебаны
СЕКА СЕФУТАЙ
Композиции стиля сека подчеркивают естественную красоту растения. Ведь в природе растение каждый день, так или иначе, сталкивается с различными испытаниями: как-то — ветер, засуха, дождь, снег, буря, и все это неизбежно оставляет на растениях свой отпечаток. Именно в этих взаимодействиях с природой и проявляется внутренний характер того или иного растения. В связи с этим в композициях сека встречаются пожелтевшие листья, листья, изъеденные насекомыми, листья, надломленные ветром — во всем этом заключено природное очарование растений.
Как вы уже поняли, СЕКА СЕФУТАЙ не старается сделать растения красивее, нежели они есть в природе, поскольку понятия «красота» и «природа» для них являются практически синонимами.
СЕКА СИМПУТАЙ
Симпутай — это современная разновидность сека, разработанная в 1977 году. Создание симпутай было продиктовано желанием приспособить стиль сека к современным реалиям. В сегодняшних японских домах уже редко можно встретить ниши токонома, которые идеально подходят для классических композиций икебана, а соломенные татами, бумага и дерево все чаще заменяются стеклом, пластиком, различными синтетическими материалами, в связи с этим икебана должна вписаться в современный интерьер, научиться гармонировать с новыми материалами.
НАГЭИРЭ
Нагэирэ ( другое название — хэйка) — икебана в высоких вазах с узкой горловиной, растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки.
МОРИБАНА
в переводе означает «нагроможденные цветы».
-Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растения устанавливаются в плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанов). В этой композиции много зеленого цвета, растений и листьев. Основная мысль – такая композиция копия сада ли поля. Морибана разнится с другими стилями икебаны: она не такая классическая, более сжата и даже сосуды для ее устройство используют другие. Это самый простой из стилей.
ДЗИЮКА- СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ
Появился под влиянием современного искусства. Отличие этого стиля — применение в икебане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Его создатель Софу Тэсигахара — художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов. В 1927 году он разработал Школу Согэцу (яп. 草月 — «трава и луна») — наиболее современную из школ икебаны.

СОВРЕМЕННАЯ ИКЕБАНА, которой стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро, МОЖЕТ БЫТЬ БЕСКОНЕЧНО РАЗНООБРАЗНОЙ :
— Натуралистической, когда растительный материал используется в том виде, в каком он растет в природе.
— Символической, когда растения, несут разнообразную символику.
— Геометрической (круг, треугольник, квадрат и т.д.) с использованием символики цвета.
— Абстрактной — как образец современного искусства, где большое внимание уделяется форме, цвету, фактуре материла.
— Сюрреалистической, которая представляет фантазийные работы, не связанные с реальным миром

Обычно композиция ИКЕБАНЫ создается лицом к мастеру, так как в процессе он беседует с природой. Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени в метре от токонома(Токонома альков или ниша в стене традиционного японского жилища) слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Если хочется рассмотреть основание букета, то об этом следует спросить хозяина. Когда гость направляется к букету, хозяин и хозяйка садятся рядом с токонома, обращаясь лицом к гостю. Последний всегда высказывает восхищение, хозяева обычно с поклоном отвечают: «Нам стыдно за нашу скромную поделку».

Ну и напоследок исторический анекдот: Мастер Сэнно Рикю однажды поместил пионы в сосуд, сделанный из колена бамбука. При изготовлении этой вазы бамбук треснул, из трещины медленно капала вода. В ответ на недоуменные вопросы учеников, ошеломленных красотой икэбаны и не знающих, можно ли признать ее совершенной, поскольку сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил: «И моя жизнь тоже дала трещину». Ну никак не могу допереть, почему ЭТА ВАЗА впоследствии стала одним из национальных сокровищ Японии.

Икебана своими руками (60+ фото): 7 изящных простых мастер-классов

Японский букет – это особая техника и идея создания

Икебаной, созданной своим руками, можно вполне и вполне удачно украсить любой дом . Она дарит особые ощущения тепла и уюта. На то, чтобы сделать ее, не нужно много средств, материалов и времени – необходимы фантазия и креатив! Приступим!

Оригинальное украшение обеденного стола в столовой

Знакомство с древним искусством

Если перевести слово «икебана» с языка оригинала, то оно будет означать примерно «японское искусство аранжировки цветов». Но для ее создания используются не только живые цветы , а и любые сподручные растения, в том числе высушенные.

Стильный декор для любого интерьера

Красивая композиция в японском стиле

Факт! Японский букет в рассматриваемом стиле – это не обязательно традиционный, каким его представляют у нас. Главное – чтобы он нес некую смысловую нагрузку, говорил об определенном пожелании того, кто его составил.

Существуют даже заповеди по созданию такой композиции, на которые опираются все мастера. Перед началом творения их полезно узнать.

  1. Красивые цветы – не гарантия красивого результата. Он будет таким, только если разместить элементы букета правильно в отношении друг друга.
  2. Икебана, выполненная по правилам, соответствует сезону и случаю, для которого она создается.
  3. Великую природу можно отобразить даже в единственном цветке или ветви.
  4. Не нужно бояться результатов творения перед началом работы.
  5. Для того чтобы результат порадовал, к началу работы нужно подходить внимательно, в полном спокойствии, в хорошем настроении.
  6. Количество цветов и веток не имеет значения, не придается значение их четному или нечетному числу.

Заповедей на самом деле очень много, они в большей мере касаются работы с материалами, самой композицией, вазами , основаниями для икебаны.

Композиция в японской технике в интерьере

Есть также определенные правила создания икебаны. Среди ключевых такие:

  • Выделение центрального элемента. В данном искусстве особую роль в каждой композиции отводят одному-единственному цветку, листку, ветви.
  • Динамика. Для ее поучения используется один хитрый прием – элементы располагаются под определенным углом к поверхности, вазе, друг другу. Для икебаны следует выбирать ветки и цветы изогнутые – так, по мнению японцев, созданное творение наполняется эмоциями.
  • Асимметрия. Не нужно стараться все сделать вычурно, как в наших классических букетах . В данном случае все символизирует человека, небо, землю. И это объединяется в едином целом – икебане.

Создание яркой композиции

Важно! Прежде чем создавать композицию, ее нужно продумать, определить, в каком месте в доме она разместится или кому будет подарена. Икебану из живых цветов лучше поставить подальше от отопительных приборов и солнечных окон . В противном случае она быстро завянет.

«Путешествие в Японию. Составление букетов «Икебана». Конспект занятия в подготовительной группе

Елена Мадай
«Путешествие в Японию. Составление букетов «Икебана». Конспект занятия в подготовительной группе

Цель: Познакомить детей с новым видом искусства «Икебана» и професией аранжировщика. Учить детей самостоятельно создавать композиции из цветов. Воспитывать уважение к людям других национальностей, их традициям и обычаям, культуру общения друг с другом. Развивать интерес детей, внимание, наблюдательность, мышление. Приобщать детей к музыкальной культуре. Обогащение и активизация словаря: Япония, «пасикоко», «кимоно», «икебана».

Материал: Сухоцветы, флористическая губка, колоски, ветки разной длины, иллюстрации с изображением цветочных композиций. Аудиозапись японской музыки.

Раздаточный материал: ветки, живые цветы, сухоцветы, губка, колосья.

Ход занятия:

Под японскую музыку дети входят в группу.

Я вам приоткрою оконце

В далёкий загадочный край,

В страну восходящего солнца

Названье её угадай!

Мне очень нравится ваша страна Россия. Я рада вас видеть «Пасикока». Поздоровайтесь и вы со мной также и с нашими гостями. Мы поприветствовали друг друга на японском языке. Русский народ очень гостеприимный. Ваши воспитатели сказали, что вы очень любить узнавать всё новое и интересное. Сегодня я пришла к вам в национальном японском костюме — кимоно.

Я приглашаю вас в Японию. А кто знает, почему её называют страной восходящего солнца? (ответы детей: потому что японцы первые видят восход солнца).

Есть у японцев для солнца оконца:

Утром посмотрит японец в окно —

и сразу увидит, как всходит оно!

Япония славится своими японскими садами — любимое место отдыха японцев, где они любуются растениями и украшениями (показ картинки).

Вос-ль: По-мнению японцев, красота присуща всему. Очень красив сад камней — 15 камней выложены так, что из любой точки сада виден каждый камень. В Японии живут умные и весёлые люди (фото). Но мне нравится ваша игра «Если весело живётся делай так» давайте сыграем.

Вос-ль: Мы японцы любим всё прекрасное. Чтобы в доме было уютно и красиво. Мы создаём композиции из сухоцветов и живых цветов — икебаны. Чтобы стать настоящим мастером икебаны, человек должен учиться несколько лет. Людей, владеющих искусством составления цветочных композиций называют аранжировщиками. Аранжировщик может составить букеты, передающие любое настроение. Сегодня вы будете аранжировщиками и научитесь составлять композиции из сухих растений, из цветов. Но сначала я вас познакомлю с законами аранжировки букетов. Ветки будем вставлять в подставку — специальная губка. Каждая веточка имеет глубокий смысл. Основа икебаны — треугольник. Стебли растений разной длины должны быть расположены слегка под углом один к другому по трём направлениям: самые высокие ветки символ — небо, более короткие — человека, самые короткие ветки — землю. Растение следует располагать свободно, как говорят японцы, так чтобы между цвеами могла пролететь бабочка. Каждый цветок должен быть виден. В центре композиции — яркие крупные цветы, именно они делают икебану живой и выразительной.

Икебана — это песня цветов. Которая создаёт и передаёт настроение. Поднимите руки вверх, если ветки направлены вверх, значит это икебана рассказывает о радости, веселье. Если ветки вверх и немного в сторону, икебана говорит о спокойствии и равновесии, а если ветки направлены в сторону и немного вниз, это печаль, грусть.

Физ. Минутка под японскую музыку

Я приглашаю вас к творчеству.

Дети выполняют составление цветочных композиций — икебаны. Итог выполнения работы.

А теперь друзья мои, «сделай дело — гуляй смело». Мы с вами поработали, можно и отдохнуть. Подарок — разноцветные журавлики. Для японцев это священная птица. Которая символизирует счастье и радость. Прощание и фото на память.

Кружок «Кубанские ремесла» Кружок «Кубанские ремесла» Цели: -формировать у дошкольников целостное восприятие искусства как части культуры народа; -раскрывать истоки.

Поздравление к 8 марта Стенгазета икебана сделаны из бросового материала! Очень оригинально получилось! Нашим родителя (мамам и бабушкам)понравилось. Цветочки.

Икебана – роскошный декор своими руками

Зачастую, в специализированных магазинах можно найти декоративные предметы на любой вкус и бюджет. Но несмотря на это, многие все же сталкиваются со сложностями выбора. Дело в том, что такие изделия бывает сложно сочетать с интерьером того или иного помещения. В таком случае, предлагаем сделать декор самостоятельно. К примеру, икебана уже довольно давно считается универсальной, так как цветочная композиция украсит абсолютно любой интерьер. Кроме того, в отличии от классических букетов, она помогает подчеркнуть элегантность и хороший вкус хозяев дома.

Вопреки мнению многих, отметим, что сделать икебану может абсолютно каждый. Для этого вовсе не обязательно приобретать слишком дорогие материалы. Главное, изучить основы составления композиции. А в остальном пользуйтесь собственной фантазией и полетом мысли. Благодаря этому результат будет действительно стоящим.

Икебана: правила и общие рекомендации

Не многие знают, что для создания такой композиции вовсе не обязательно использовать исключительно живые цветы. В процессе можно смело добавлять высушенные бутоны и даже искусственные растения. За счет этого икебана будет иметь более привлекательный и необычный вид. Кроме того, в работе стоит придерживаться некоторых рекомендаций. Их существует довольно большое количество, но мы отметим главных из них. Новичкам эти знания будут особенно полезны.

В первую очередь отметим, что красивые цветы не являются гарантом красивой композиции. Намного более важно правильно разместить все элементы по отношению друг к другу. Только в таком случае икебана будет выглядеть действительно привлекательно. Также не стоит забывать о сезонности. Подбирая материалы, всегда ориентируйтесь на то, какое сейчас время года и для какого события вы планируете делать композицию. Не бойтесь пробовать разные варианты сочетания и не обращайте внимание на количество элементов. В данном случае это не имеет никакого значения.

Приступать к работе можно только в хорошем настроении и в полном спокойствии. Дело в том, что создание икебаны требует внимательности и в то же время полета фантазии. Поэтому важно полностью посвятить себя этому процессу хотя бы на несколько часов. Также стоит отметить и правила, которые обязательно нужно учитывать в процессе работы над икебаной. В первую очередь – это конечно же, расположение главного элемента. Данное искусство предполагает, что особая роль должна быть только у одного центрального элемента. Это может быть цветок, веточка или даже листик. Кроме того, важно сохранять динамику композиции. Для этого нужно размещать все детали под небольшим углом по отношению к поверхности или вазе. Если в процессе понадобятся веточки, то рекомендуем выбирать изогнутые стебли, плетеные сухоцветы и другие подобные элементы.

Вопреки стандартам создания классических букетов, икебана предполагает наличие некой асимметрии. За счет этого она смотрится более легко, непринужденно и именно поэтому является универсальной для каждого интерьера. Но в то же время, прежде, чем приступать к ее созданию, нужно все тщательно продумать. То есть определитесь с тем, в какой именно комнате она будет размещена или кому будет подарена. Также учитывайте, что ее ни в коем случае нельзя ставить там, где солнечных лучей слишком много. В противном случае она быстро потеряет привлекательный внешний вид.

Как сделать икебану своими руками?

Простые цветочные композиции делают многие. Но вот создать икебану своими руками решается далеко не каждый. На самом деле это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Поэтому мы подготовили не сложные мастер-классы, следуя которым у вас точно получится красивые, стоящие работы.

В качестве основного элемента композиции новичкам рекомендуем выбирать орхидею. Такой цветок смотрится ярко, свежо и поэтому работать с ним совершенно не сложно. Кроме того, в процессе нам понадобится следующее:

  • узкая высокая ваза;
  • секатор;
  • тинга;
  • ножницы;
  • декоративный песок или стеклянные шарики.

Для начала наполовину заполняем вазу стеклянными шариками или песком. Далее размещаем две веточки орхидеи. Делать это нужно по такому принципу: они должны быть направлены в разные стороны и строго под наклоном в 15˚. Только после этого композицию можно дополнить веточкой тинги. Лучше всего, если она будет находиться между орхидеями и под небольшим наклоном.

Такая композиция смотрится достаточно лаконично, поэтому она будет элегантным украшением в любое время года.

Рождественская икебана: пошаговый мастер класс

Как уже говорилось выше, в создании икебаны очень важно учитывать сезонность. Благодаря этому можно подобрать наиболее подходящие элементы и сделать действительно красивую цветочную композицию.

Для рождественской икебаны нам понадобится:

  • декоративная тыква;
  • клеевой пистолет;
  • небольшая корзинка;
  • флористическая губка;
  • ножницы;
  • канцелярский нож;
  • веточки ели или сосны;
  • декоративные веточки;
  • шпажки;
  • декор: шишки, палочки корицы, шарики, ленточки, высушенные дольки апельсина и другое.

Флористическую губку обрезаем таким образом, чтобы поместить ее в корзинке. Чуть выше центра корзинки прикрепляем тыкву. При необходимости можно использовать для этого деревянную шпажку.

В хаотичном порядке размещаем различные веточки. В данном случае они должны выглядеть объемно. Только после этого декорируем композицию различными праздничными элементами. Это могут быть елочные игрушки и различные шишки. Если вы хотите, чтобы композиция была не только красивой, но и ароматной, то можно использовать палочки корицы и высушенные дольки апельсина. Смотрится это действительно очень красиво.

Икебана: фото в интерьере

Для тех, кто только собирается попробовать сделать икебану своими руками, мы подготовили подборку прекрасных идей для вдохновения.

Пожалуй, именно икебану можно по праву назвать самым прекрасным декором для каждого дома. Поэтому не бойтесь пробовать для себя что-то новое, изучайте основные правила работы и смело применяйте все это на практике.

Икебана Лето

Икэнобо Сэнкэй, легендарный создатель искусства икебаны:

«Когда я вдыхаю аромат цветов, испытываю такое чувство, будто попал в райский сад… Смерть бесчисленного множества цветов в зимнее время подтверждает закон Перемен, превращений, и кусочек земли с сосной и кедром в этом заброшенном месте символизирует вечную Истину Вселенной»

Букет, украшение дома, высокое искусство и буддизм в одной вазе. В одной только Японии более 15 миллионов человек знают все правила составления икебаны, – еще бы! – здесь только официальных школ, обучающих этому искусству, больше 3000. Самая старая Школа Икенобо – это примерно 60 000 учителей во всем мире, а сколько еще всяких-разных мастеров, традиционных и фристайловых – и не сосчитать.

Правила составления икебаны – не пятиминутное дело, этому и вправду учатся долго и прилежно, некоторые – всю свою жизнь (даже каждая гейша в Японии обязательно владела этим искусством в совершенстве), хотя каждый икебановый учебник напоминает, что «глаз и сердце творца букета не должны быть в рабском плену у правил», что в вольном переводе может звучать, как «пучок укропа тоже пригодится, если душа просит».

Дзен в икебане живет в виде напоминания об уникальности единичного, поэтому для мастера икебаны один цветок всегда будет прекрасней пышного букета.

Если говорить о главных принципах дзен-вдохновения в составлении букета-медитации, то их – четыре: новизна (сделать что-то действительно необычное), динамичность (в икебане редко что-то бывает прямым, тут важен каждый изгиб, передающий настроение) и пропорциональность (важно найти гармонию между тремя основными элементами и добавочными ветками, цветами или другими растениями). И четвертый принцип – гармония.

В гостях в японском доме даже любоваться букетом тоже нужно правильно: встать на колени в метре от икебаны и рассматривать снизу вверх, заглядывать в вазу сверху вниз считается неприличным. И обязательно хвалим хозяев, а они отвечают что-то вроде: «Что вы, не стоит, нам стыдно за наш скромный хэнд-мейд». И есть еще одна тонкость – именно через икебану лучше знакомиться с хозяевами дома (смотреть прямо в глаза и задавать личные вопросы здесь не принято), так что светскую беседу лучше начинать не с погоды, а опустившись на колени у этого символичного букета.

Из геометрических символов – главный в икебане – треугольник. Это и триада: Небо-Земля – Человек, и рождение-жизнь-смерть, и тело-ум-душа и Сумера, священная гора буддистов. Трехэлементная икебана заложила основу для старейшего стиля Рикка.

Позднее появились разные варианты этого стиля из пяти, семи и девяти композиционных элементов.

Главная ветка букета – Небо (син) – самая длинная и прочная. Она зависит от вазы по формуле: глубина – полтора диаметра вазы. Вторая (соэ, человек) должен быть равен примерно двум третям Неба, и размещаем его так, чтобы создать ощущение роста в сторону. Третий стебель (тай, земля) – примерно на треть короче второго, его обычно помещают в сторону, противоположную той, куда наклонены два первых. Это – классическая основа икебаны, дальше – «твори, выдумывай, пробуй».

Что означают цвета и цветы в композиции икебаны:

Зеленый цвет – это и весна и Восток, и начало чего-либо, а из планет зеленый символизирует Юпитер с его зеленовато-голубым свечением.

Красный цвет – юг, лето, все проявленное, сила действия и планета Марс.

Белый цвет символизирует осень (в Японии созревает рис), из направлений – Запад, а из планет – Венера и Луна.

Черный – зима, вода и Меркурий.

Золотой или желтый – центр, конец лета, урожай и плодоношение, Солнце и Сатурн.

Хризантемы – символ Японии, поэтому хризантемные икебаны – это целое направление, за долгие века ставшее филигранным. Хризантемы напоминают и о белых вершинах гор, и о чувстве собственного достоинства, об осени и преходящести всего живого.

Жасмин часто используют не только в икебане, но и в чайных церемониях. Он выражает полноту жизни, умение наслаждаться каждым моментом.

Ветка абрикосового дерева – символ женщины, жены, матери.

Цветущая ветка яблони желает мира в семье, а икебана в виде натюрморта из нескольких яблок символизирует вечную гармонию и покой.

Четыре времени года чаще всего передаются в композициях через пионы (весна), лотосы (лето), хризантемы (осень), веточки сливы (зима).
Двенадцать месяцев года: слива, персик, пион, вишня, магнолия, гранат, лотос, груша, мальва, хризантема, гортензия и мак.
Не принято включать в икебану те цветы и растения, которые традиционно украшают алтарь в буддийских храмах: нестойкие цветы, бадьян, листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, японская роза, пионы.

Школы икебаны: куда пойти учиться.

С 15 века менялись первоначальные стили, развивались новые, которых сейчас в Японии больше сотни, тем не менее главными среди них остаются Икенобо, Охара и Согецу.

Икенобо – это самая старая школа икебаны, основанная буддистом – Икенобо Сенкеи. Он создал стиль «рикка» (постоянные цветы).

Школа Охара – принесла в икебану стиль морибана, когда растения размещаются в низких плоских вазах.

Согэцу – самая современная из школ внесла в икебану другие материалы: ткань, металл, камни. А ее создателя, Софу Тэсигахара во всем мире называют «Пикассо цветов».

Сейчас главную школу Согэцу в Токио возглавляет дочь основателя – Аканэ Тэсигахара. детали

Можно поехать учиться искусству икебаны в Согецу Каикан. подробности

И еще две известных японских школы икебаны:

Ссылка на основную публикацию