Икебана Весна

Икебана «Весна»: мастерим изделия из гортензий и ирисов

Весной как никогда раньше хочется украсить свой дом декором, передающим настроение этого времени года. Предлагаем вам статью, в которой описано, как создается икебана «Весна» своими руками. Искусство икебана пришло к нам из Японии. Сами композиции призваны продемонстрировать взаимодействие человека, земли и неба. В них есть, как правило, основные растения и те, что дополняют его и подчеркивают. Используются элементы как из природного материала, так и специальный декор.

Из ирисов и красного дерева

  • ирисы;
  • ветки красного дерева, лишайник;
  • ножницы;
  • кусачки;
  • ваза;
  • квадратный кензан с открытыми «гнездами»;
  • свежая вода.

Возьмем три веточки красного дерева и нарезаем их на отрезки по 50, 40 и 32 сантиметра. Самая длинная веточка будет символизировать в нашей композиции Небо («Син»), средняя – Человека («Соэ») и короткая – Землю («Хикаэ»).

Выбираем три ириса. Можно, чтобы они демонстрировали разный этап раскрытия бутона. Они будут у нас служить дополнением («Дзюси») к основным элементам. У одного цветка укоротим стебель до семи сантиметров, пусть это будет тот, что с закрытым бутоном. Почти распустившейся останется с двенадцатисантиметровым стеблем. А вот у ириса с полностью раскрытым цветком оставим 17 см.

Ставим кензан на подставку, по его задней стороне размещаем веточки красного дерева. Путь они упрутся в держатель, так композиция будет более надежна. Теперь необходимо их наклонить под определенным углом. Самую короткую веточку наклоняем влево на 15 градусов, среднюю – к центру на 5 градусов, ну и самую длинную — в правую сторону на 10 градусов.

Теперь возьмем ирисы. Самый маленький цветок размещаем на передний план. Размещаем в гнезде кензана. Действуем аккуратно.

Средний ирис размещаем чуть выше первого. Самый длинный – ближе к веткам красного дерева, практически в вертикальном положении.

Украшаем кензан лишайником таким образом, чтобы закрыть держатель. Именно он будет сохранять влагу.

Изделие из гортензий

В этом варианте будет пояснено, как сделать икебану на «держателе-наколке».

Кроме такого инструментария, как для предыдущего мастер-класса, необходима будет также ваза низкая, примерно семь сантиметров глубиной, цветы гортензии и нефролепис.

Срезаем три белых гортензии или берем купленные. Один цветок должен быть с нераскрытым бутоном, второй – только начинающий распускаться, третий – с распустившимся. Удаляем с веток лишние листья. Оставляем только те, что могут дополнить композицию.

Гортензия с нераскрытым бутоном будет символом Неба, поэтому стебель оставляем не более 30 см, с менее раскрытым – Человек, длина стебля 20 см, с распустившемся бутоном – Земля, стебель 3 см.

Размещаем самый маленький цветок практически по центру кензана.

Следом размещаем средний, слегка наклоняем его влево. Теперь очередь самого длинного. Его сначала наклоняем вправо от центра, затем назад и влево.

Для завершения икебаны возьмем папоротник. Располагаем ее таким образом, чтобы она была практически параллельно поверхности стола, при этом слегка наклоняясь вправо.

Иные варианты

Думаем, что принцип составления икебан понятен. А теперь попробуйте составить композицию, которая именно у вас ассоциируется с весной, глядя на которую вы будете ощущать запах цветения.

Например, как на фото ниже. Можно принести домой веточку с молоденькими листочками. Сделать центром композиции три цветка лилии (закрытый, полураскрытый и распустившейся бутон). Также добавить веточку сосны или ели. Разместить это все сначала на флористической губке, а затем в сосуде с невысокими бортами.

Ну и как же без мартовских цветов тюльпанов. В композиции ниже они играют роль дополнения («Дзюси»). Также по центру размещены цветки ириса в разной стадии раскрытия бутонов. Необычные веточки, которые можно найти в любом парке или дворе.

Для следующего варианта олицетворениям Син, Соэ и Хикаэ выбраны не растения с бутонами, а зеленые листья разной величины и длины стебля. А вот нарциссы идут как дополнение.

Если вы хотите при создании икебаны максимально точно следовать принципам ее составления, то помните, что должны быть элементы основы – Небо, Человек и Земля, также элементы дополнения, те, что призваны подчеркнуть красоту и уникальность первых.

В случае не преследования цели стать профессионалом в составлении икебан, вы можете не ограничиваться этими правилами, а компоновать и размещать растения таким образом, чтобы когда вы поставите композицию в определенном месте вашего дома, гармония пространства не нарушалась, а наоборот привносилась и укреплялась.

Ниже будет дана подборка видео-мастер-классов по составлению икебан и цветочных композиций. Ознакомьтесь с ней, возможно что-то захотите повторить, а что-то привнесет вдохновения в ваш творческий процесс и сподвигнет на создание уникальных изделий.

Видео по теме статьи

Экибана весна своими руками: творческие идеи: как создать оригинальную композицию

Из природного материала можно создать огромное множество красочных и необыкновенных композиций. Главным назначением экибаны является создание ощущения присутствия живой природы в интерьере квартиры. Именно по этой причине очень важно использовать в работе сезонные материалы. В период весеннего цветения первоцветов будет уместно использовать для экибаны весна своими руками именно их. Нежные подснежники, ландыши, тюльпаны и нарциссы будут выглядеть необыкновенно свежо и красочно. В конце мая прекрасными материалами для создания весенней экибаны станут распустившиеся пионы и ароматные розы.

Композиции на весеннюю тематику отличаются от других своей живостью и свежестью. Очень часто в таких экибанах используют молодые и свежие веточки с еще зелеными побегами, почками. Иногда на веточках есть раскрытые цветы, что очень символично, так как показывает приближающееся оживление природы.

Делаем экибану на тему весны своими руками в мастер-классе

В любом деле очень важно правильно подготовить исходный материал. Для того чтобы экибана из осенних листьев выглядела красиво, необходимо выбирать только целые и здоровые листья. Сушить листики нужно между страниц книги или альбома, придавив грузом. Это необходимо сделать для того, чтобы избежать скручивания листьев в дальнейшем. Подготовленные таким образом осенние листочки используют для детских аппликаций, коллажей из листьев, а также для гербариев.

Если существует необходимость выполнить объёмную композицию, осенние листья замачивают на три-четыре дня в растворе глицерина (200 мл) и холодной воды (400 мл). При обработке данным методом осенние листья становятся гибкими, податливыми и не теряют свой первоначальный красивый вид.

Существует четыре способа сушки листьев для плоских поделок:

  1. Естественный метод. Собранные природные материалы завязывают в пучки и развешивают на нитке в сухом, хорошо проветриваемом помещении.
  2. Сушка горячим утюгом. Осенние листья раскладывают на плотный картон, сверху кладут тонкую бумагу и аккуратно проглаживают горячим утюгом. Проглаживать необходимо до полного испарения влаги из листьев.
  3. Объёмное просушивание. При этом способе осенние цветы лучше всего сохраняют форму и свой объём. Цветок срезают и помещают на один месяц в просушенный и прокаленный песок.
  4. Метод сушки в духовом шкафу. Необходимо выставить в духовке совсем небольшую температуру, около 60 градусов Цельсия. Подготовленное природное сырьё выкладывают на основу и медленно сушат. Следует все время следить за состоянием листьев и цветков, не допускать их потемнения или потери ими формы.

Экибана – японское искусство по составлению букетов. Оно известно очень многим. В японской культуре экибаны очень важно подчеркнуть неповторимую красоту одного главного и красивого цветка. Созданная цветочная композиция предполагает определенную динамичность. Все составляющие компоненты (листья и ветки) должны иметь определенный наклон. Однако японцы считают, что необходима и ассиметрия в композиции – символ образа идеального мира, состоящего из таких элементов как земля, человек, небо.

Перед началом работы над композицией определите местоположение будущей весенней экибаны. Это поможет подобрать наиболее подходящие цвета для вашей творческой работы.

Перед тем как сделать композицию, определитесь с подходящей ёмкостью для своей экибаны. Это может быть простая лаконичная ваза, а может быть что-то необычное: керамическая миска, корзинка, поднос, глиняный горшок, ведро и так далее.

Для того чтобы изготовить весеннюю экибану своими руками нужно подготовить небольшую вазу, три различные по длине ветки, цветы, ножницы, флористическую губку.

  1. Положите флористическую губку в вазу и наполните ее водой наполовину.
  2. Начинайте составлять экибану с самой длинной ветки или цветка. Этот элемент символизирует небо. Поставьте длинную ветвь или цветок в губку и наклоните влево.
  3. Далее воткните в губку второй цветок или ветку и тоже наклоните влево. Этот компонент символизирует человека.
  4. Следующая веточка или цветок расположите спереди, наклонив немного вправо. Это символ земли.
  5. Взгляните на композицию со стороны. Должно сложиться впечатление, что в вазе находится веточка одного растения. Если это не так, отрежьте всё лишнее.
  6. Свободное пространство между ветками украсьте небольшими цветами или зеленью. Однако не забывайте, что в экибане важен минимализм в деталях.

Для каждой отдельной комнаты отлично подойдет своя особенная композиция.

Вот некоторые варианты экибан на фото, которые вам могут понравиться.

Как видите, сделать весеннюю экибану своими руками совершенно несложно. Нужно приложить немного усилий и терпения!

Видео по теме статьи

Рекомендуем вам несколько видео про весенние экибаны. Приятного просмотра!

Тема: Конкурс «Весенняя икебана» (прием работ)

Опции темы

Конкурс «Весенняя икебана» (прием работ)

Зима неохотно сдает свои позиции — ночи становятся короче, солнце светит все ярче, снег неумолимо тает. Вместе с этим приближается один из главных праздников весны — Международный женский день, когда все мы будем поздравлять представительниц прекрасной половины человечества. Первые цветы — белоголовые подснежники, пушистая мимоза, изящные ирисы и нежные нарциссы — стали уже обыденным подарком. Пора внести разнообразие в устоявшиеся традиции!
Чтобы поразить своих близких, примите участие в конкурсе икебан и научитесь составлять удивительные букеты.

Условия участия

  • Награждение победителей будет проводиться в двух номинациях — икебана, созданная из живых цветов, и работа, выполненная из подручных средств. Сделайте свой шедевр из цветов или из бумаги с кружевом — выбор материалов ограничен только вашей фантазией.
  • Сфотографируйте процесс работы над икебаной и опубликуйте снимки в данной теме на форуме. Не забудьте поместить на фото логотип Jade Dynasty и дату создания работы.
  • От одного участника принимается до 3 работ в каждой номинации.
  • Запрещается пользоваться графическими редакторами для обработки фотографии (исключением служит изменение формата и размера снимка).
  • Запрещено использовать чужие работы и выдавать их за свои.
  • Конкурсная работа не должна нарушать правила форума, игры и/или законы РФ, Пользовательское и лицензионное соглашение.
  • Принять участие в конкурсе можно с 28 февраля по 13 марта включительно.

Авторы трех лучших работ в каждой номинации получат замечательные призы!
Первое место — 100 золотых монет;
Второе место и третье место — набор для расширения тайника и рюкзака + Золотая VIP-карта.

Желаем вам вдохновения и отличного настроения!

Последний раз редактировалось eldomino; 15.03.2013 в 13:30 .

Икебана «Сахалинская весна»

Вот такая она,Сахалинская весна. Природа еще не проснулась,но весна скоро вступит окончательно в свои права.

Миниатюры

«Ода любви»

Флакончик духов, лист салата,сухая розочка-вот и получилась симпатичная композиция.

Миниатюры

Икебана «Поцелуй Весны»

Миниатюры

Божественная лучница. Ненаписанная история.

Мало кто знал, что у братьев Шогуя и Джоссана была сестра — не человек, не теон, божественная лучница Михо. Она, так же как и старейшины, была послана с небес для поддержки мира между расами. Братья волновались, что девушка не сможет найти себе место ни среди людей, ни среди теонов и, как оказалось, не напрасно.

Михо странствовала по землям и все больше и больше осознавала, что нигде не сможет найти дом. Теоны просили лучницу остаться с ними, просили стать наставницей для юных арденов. Джоссан, старейшина людей, предлагал своей сестре остаться с ним в Хэяне и даже стать его помощницей, но девушка вновь и вновь давала отказ.

Проходили годы, отношения между расами были стабильными, но чего-то не хватало. Михо ушла странствовать по землям и, ходили слухи, что красота девушки увядает вместе с миром между людьми и теонами. Братья посылали своих подданных на поиски сестры, но тщетно. Даже в самом отдаленном уголке мира не было и следа Михо. Братья винили друг друга в уходе сестры, и эта ссора начала медленно перерастать
в противостояние рас.

Старейшина! — один из подданных ворвался в зал, где Джоссан обычно вел переговоры с теонами.
Я слушаю тебя, — Джоссан оторвался от книги и, сняв очки, аккуратно положил их на край старинного стола.
Мы. — воин поклонился и, тяжело дыша, продолжил. — Мы нашли Михо.
Джоссан резко поднялся с резного стула и направился в сторону двери, где стоял изумленный воин. Проходя мимо подданного, старик на секунду остановился и, не поднимая взгляд промолвил:
Ведите.

Яркое летнее солнце освещало узкую мощеную дорогу, ведущую в неизвестное Джоссану поселение. Небольшие деревянные дома, выстроенные, как казалось, по одному проекту, выглядели очень бедными. Любопытный народ выглядывал из стареньких окошек и удивленно перешептывался. Джоссан вместе со своей свитой торопливо следовали в центр поселения.

Вот она. — Тихо прошептал старик, останавливая подданных.

В самом центре площади, на которую они вышли, стоял огромный памятник, у подножья которого росли невиданной красоты растения. Ветви деревьев прикрывали девушку, как бы защищая от испепеляющего солнца. Мастер, сделавший это творение, предал движениям девушки легкость и элегантность, а тонкие стебли плюща, оплетавшие ее тело, подчеркивали стройность фигуры.

Ты нашла свой дом, Михо.

Джоссан подошел ближе к памятнику и поднял голову вверх: нежная и заботливая улыбка лучницы была увековечена в этом памятнике.

Последний раз редактировалось Cheshires; 03.03.2013 в 18:20 .

Икебана своими руками: оригинальное украшение для дома (40 фото)

Искусство создания икебаны зародилось в Японии и стало традиционным направлением в каждом доме. Дословный перевод означает «вторая жизнь», то есть возрождение цветка или растения в неповторимых композициях. Японская философия воспринимает срезанный бутон как разрушение живого и красивого.

В наше время восточную культуру можно встретить в элементах декора европейских домов и ресторанов.

Традиционные правила создания икебаны в Восточных странах

Красота и изысканность живой природы

Икебана является неотъемлемой частью интерьера японских домов, которую обязательно выполняет хозяйка очага. Составление дизайнерских шедевров опирается на философские принципы страны, поэтому готовые букеты занимают почетные места в помещении.

Это не просто помещение цветов в вазы или кашпо. Это каноны, сливающие человека и живую природу воедино.

К составлению икебаны относятся очень ответственно и трепетно, пользуясь следующими древними канонами:

  • духовная целостность. При формировании букетов хранится абсолютное молчание. Это необходимо для того, чтобы полностью погрузиться в себя и научиться оценивать красоту окружающего мира;
  • подход. В японской культуре икебана – не просто набор полевых цветов и веток. В составлении украшения уделяется особое внимание каждому цветочку и листку. При этом соблюдают основные правила декорирования. В основе художественной идеи каждой композиции лежит комбинирование оттенков и размеров.

С приходом модернизма икебана стала популярной в дизайнерских проектах. Она прекрасно дополняет интерьер, делая его изысканным и неповторимым. Однако совсем не обязательно быть профессионалом, чтобы создать декоративное украшение: зная стили и методы, можно выполнить икебаны

Виды стилей

Многовековое изучение и создание икебаны разделилось на несколько направлений, которые стали применятся среди современных флористов. Такой букет может стать декоративным элементом для комнаты или идеальным подарком для близкого человека.

Рикка (стоячие цветы)

В этом стиле приветствуется помпезность и театральность, прославление буддизма. Проведение религиозных обрядов требовало множества украшений и постулатов, которые олицетворяли величие живой природы.

Для этого направления характерны пышные букеты с высокими ветвями в больших вазонах. Такими композициями украшали дома великих правителей и храмы.

Стиль сека заключается в оформлении букета из трех цветов. Ветви располагают в вазе так, чтобы их вершина образовала разносторонний треугольник, который трактуется философией как обозначение гармонии.

Нагеирэ (цветы, брошенные в воду)

Романтический дуэт орхидей

Этот стиль подразумевает природное расположение цветов в вазе, стебли которого располагаются на краях сосуда. Здесь уже отступает строгий постулат сека, что постепенно и начало вытеснять его.

Букеты нагеирэ могли быть вертикальными, свисающими, настольными, напольными и настенными. Этим объясняется их популярность у японцев.

Это сочетание нескольких стилей, характеризующее цветы, вросшие в высокие вазоны. Для составления композиций применяются квадратные, круглые и прямоугольные вазы.

Основной акцент при составлении букетов ставится на размер, количество растений, красоту линий и разнообразие расцветок.

Современное направление, для которого характерна творческая свобода. Здесь автор может сам подбирать и сочетать фон, материалы и расцветку. Композиция в этом стиле допускает использование природного камня, живых и искусственных цветов и растений.

Именно это решение стало популярно в оформлении интерьера домов и ресторанов.

Простейшая икебана поэтапно

Прежде чем приступать к созданию икебаны, следует определиться с местом, где она будет располагаться, цветовой палитрой и растениями. Чтобы сделать неповторимый шедевр своими руками, нужно правильно подготовить материалы и рабочее место. И уже через некоторое время можно будет порадовать близких людей изысканным подарком или придать комнате уют и красоту.

Для оформления красочной икебаны за несколько минут понадобятся следующие элементы:

  • бамбуковые ветки;
  • орхидея белого цвета (несколько веточек);
  • узкая прозрачная ваза;
  • разноцветные орбизы;
  • садовые ножницы.

Пошаговое создание идеального букета:

  1. В прозрачную емкость поместить шарики (орбизы) и залить водой для набухания.
  2. В центр вазы поместить ветви орхидеи.
  3. Далее по краям расположить бамбуковые ветки. Они должны быть на 15 см ниже орхидеи.

Такая композиция лаконично вольется в любой интерьер или станет незабываемым подарком. Каждый букет должен соответствовать тематике мероприятия или убранству дома.

Осеняя икебана своими руками

Красота осенней симфонии

Осень богата дарами природы. Для составления красивой и неповторимой композиции можно выйти в лес или поле, найти необходимые растения, ветки, камни.

Для сентябрьского мотива понадобятся:

  • клеевой пистолет;
  • ягоды рябины;
  • колоски пшеницы (перед применением их можно высушить в темном месте);
  • ветки тинг-тинг;
  • цветы хризантемы;
  • плетёная корзина.

Принцип составления букета:

  1. В корзину помещается поролоновая основа, к которой будут крепиться растения и ветви.
  2. Клеевым пистолетом обклеиваются края корзины пшеничными колосками.
  3. В центр емкости укладываются хризантемы и веточка тинг-тинг, ниже уровня цветов располагают пшеницу.
  4. Между колосками и хризантемами закрепляются рябиновые плоды. Они должны выходить за пределы корзины.

Такой осенний рисунок прекрасно вольется в интерьер кухни или прихожей.
Можно создать композиции из сухих цветов, и икебана будет радовать своей красотой долгое время. Чаще всего для декорирования букета используют сухоцветы из растений, которые не теряют своей первозданной формы.

Новогодняя и зимняя икебана своими руками

Преддверие новогодних праздников – ответственное время. Хочется порадовать близких необычными подарками и создать атмосферу волшебства и таинственности. В этом случае новогодняя икебана станет верным решением.

Для оформления зимней композиции понадобятся:

  • ветки ели и сосны;
  • шишки;
  • роза (5 бутонов);
  • рябиновые ветки;
  • елочные украшения;
  • декоративный искусственный снег;
  • свеча красного цвета;
  • клеевой пистолет;
  • картон и ножницы.

Порядок оформления новогодней икебаны:

  1. Вырезать круглую форму. Она будет служить основой для композиции.
  2. В центр устанавливается свеча.
  3. Вокруг свечки раскладываются еловые и сосновые ветки, попеременно чередуясь.
  4. На хвойную основу помещают шишки, небольшие елочные шары и рябину.
  5. На последнем этапе наносят клей на веточки, шишки, ягоды и посыпают их снегом.

Получается идеальное украшение торжественного стола, которое будет поддерживать праздничное настроение.

Вариаций новогодних икебан большое количество. Они могут быть выполнены в виде декорации на входные и межкомнатные двери или в качестве подарочных букетов и поделок.

Летняя икебана – лучший подарок

Лето – пора, когда в окружении растет множество красивых цветов, из которых можно создавать нежные и красивые композиции для родных и близких. Для этого понадобятся:

  • кашпо любой формы;
  • флористическая губка;
  • нож;
  • декоративная лента;
  • цветы (ромашки, эустомы, солидаго, писташ).

Порядок оформления летней поделки:

  1. Замочить флористическую губку в воде и обрезать так, чтобы она вошла в кашпо.
  2. Далее в оазис помещаются ромашки и эустомы. Следует обратить внимание, что в основании букета сразу закрепляют крупные цветы.
  3. Между ромашками и эустомами помещаются солидаго и писташ. Они придадут композиции пышность и яркость.
  4. Ваза декорируется лентой нежного цвета.

Составление букетов и их наполняемость зависит от фантазии автора. Чем больше используется наименований цветов, тем интереснее он будет.

Весенняя икебана – праздник души

После холодной и хмурой зимы хочется наполнить дом яркими красками и ароматами. Именно весной можно составить букет, который будет радовать всю семью. Для этого понадобятся:

  • ваза (она может быть стеклянная или керамическая);
  • лента;
  • веточка сакуры;
  • весенние цветы (тюльпаны, нарциссы, декоративные гвоздики).

Порядок составления композиции:

  1. В основу букета будет входить сакура. Она должна быть расположена так, чтобы поделка в конце приобрела вид равностороннего треугольника.
  2. Далее окружаем основу гвоздиками.
  3. Оформляем нарциссами и тюльпанами. Цветы должны чередоваться между собой.
  4. Готовую композицию нужно закрепить лентой и поместить в вазу с водой. Можно на дно положить ракушки или натуральные камни.

Поделки из живых цветов можно дополнять декоративными элементами.

Икебана в современном дизайне и стилистике интерьера

Композиция из растений в любом интерьере создаст ощущение уюта и гармонии. Неординарные вазоны, плетеные корзины в сочетании с красиво составленным букетом позволяют почувствовать единение с природой. Поэтому в современном дизайне начали соединять восточный стиль с модерном и классикой.

Сочетание плавных линий, красивых расцветок, бутонов и веток идеально подчеркивают и дополняют интерьер спален, столовых и гостиных комнат.

Задолбали бесконечные перепосты кошачьих харь в соцсетях . Хочется экзотики!
Итак — ИКЕБАННА или ИКЭБАНА, ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО ОРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ.

Правила хорошего тона в японском об ществе не позволяют смотреть собеседнику прямо в глаза — это может быть сочтено как непочтительность или назойливое любопытство. Поэтому лучшим способом установления контакта и является икэбана.

Легенда о рождении икэбаны проста и совершенна, как хайку. Однажды буддийские монахи собрали ветки и листья, сорванные грозой, и поднесли их к ногам статуи Будды со словами: «Будь милостив ко всем. Помоги оживить то, что сломала гроза». По-видимому, Будда благосклонно принял это подношение и просьбу, поскольку оно перешло в обычай.

Икебана переводится как «вторая жизнь цветов», или «воскрешение растений», и учит «искусству умирания». Поэтому ее можно сравнить с молитвой, но не из слов, а из знаков.

В идее икебаны лежат три линии, символизирующие Небо, Человека и Землю.
Главная линия — это стебель, обозначающий Небо, часто называемый первичным, или син. Именно этот стебель образует основу букета, поэтому он должен быть достаточно прочным.
Рядом с ним помещается второй стебель — символ Человека, называемый соэ. Он помещается таким образом, чтобы создать впечатление роста в сторону. Соэ должен быть равен примерно двум третям высоты син.
Третий стебель- тай символизирующий Землю, самый короткий. Его помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклоняются два первых. Этот стебель составляет две трети высоты соэ. Все стебли закрепляются в кэндзане так, чтобы производить впечатление кроны единого ствола. Кэндзан это держатель-наколка, предназначенный для фиксации растений в икебане. Кэндзан обеспечивает устойчивость стеблей и веток и их требуемое взаимное расположение. Состоит из тяжёлого металлического основания с множеством вертикальных игл, между которыми вставляется растительный материал. Кэндзан с закрепленными в нем растениями обычно помещается в вазу с водой; его при этом стараются скрыть от наблюдателя.

Появление алюминиевой проволоки во многом упростило процесс создания композиций икебаны. Обмотав цветок, ветку или лист тонкой проволокой, можно легко сгибать его во всех направлениях. Но истинные профессионалы работают без применения подобных трюков. К композиции можно добавлять различную зелень, стебли трав, однако позиция основных трех стеблей неизменно сохраняется.

Перед составлением букета важно точно определить форму вазы. Размер композиции целиком зависит от ее диаметра и глубины. Длина первого стебля подбирается по формуле: глубина — полтора диаметра вазы. Длина второго и третьего стеблей составляет соответственно по две трети от предыдущего.

При создании икебаны особое внимание уделяется динамичности: аранжировка должна отражать развитие во времени, его течение или же связь с определенным временем года.

С этой точки зрения подбирается и соответствующий материал: полностью распустившиеся цветы, засохшие листья выражают прошлое, наполовину распустившиеся цветы или зеленые листья — настоящее, бутоны, набухшие почки — будущее. Время года также имеет свою символику: весна — энергичные изгибы , лето — распустившиеся лепестки, листья, стебли, осень — редко поставленные тонкие ветки, зима — оголенные ветки.

ЕСТЬ РАЗНЫЕ ШКОЛЫ И СТИЛИ ИКЕБАНЫ:
ТАТЕБАНА
(что означает «прямостоящие цветы»).
Такая композиция состоит из прямо поставленных в вазу цветов. Данный стиль был связан с обычаем «кугэ», который заключался в подношениях к изображению Будды. Наряду с подсвечником и сосудом для сжигания благовоний, ваза с прямо поставленными в нее цветами была одним из трех ключевых элементов в композициях мицугусоку, которые ставились непосредственно перед изображением Будды. Сейчас такие композиции можно увидеть только лишь в буддийских храмах — это самый древний стиль икебана. В середине XV века с появлением архитектурного стиля жилых помещений под названием сеин-дзукури, татебана была украшением ниши токонома в комнате для занятий.

Со временем татебана превращается в самостоятельную композицию рикка,
РИККА
Итак, стиль рикка получил свое развитие из композиции татебана. И в начале XVI века становится одним из лучших украшений дворцов и замков, которые как раз в это время начинают возводиться в Японии повсеместно

ТЯБАНА
Стиль под названием тябана появился в XVI веке, и решающую роль в этом сыграла чайная церемония. Главной особенностью данного стиля является простота и сезонность материала, используемого в работах. Композиции тябана устанавливаются в скромные бамбуковые, керамические или плетеные вазы и, как правило, в них присутствуют либо один цветок, либо одна ветка, призванные олицетворять собой красоту садов, лесов, полей.
РАННЕЕ НАГЭИРЭ
Дословно название этого стиля можно перевести как «цветы, вброшенные в высокую вазу». Как можно догадаться из названия, композиции этого стиля характеризуются непроизвольностью и естественностью. Сочетание этого относительно несложного стиля с гораздо более сложным стилем рикка в XVIII веке дал начало стилю сека, который в конце XIX века стал символом искусства современной икебаны
СЕКА СЕФУТАЙ
Композиции стиля сека подчеркивают естественную красоту растения. Ведь в природе растение каждый день, так или иначе, сталкивается с различными испытаниями: как-то — ветер, засуха, дождь, снег, буря, и все это неизбежно оставляет на растениях свой отпечаток. Именно в этих взаимодействиях с природой и проявляется внутренний характер того или иного растения. В связи с этим в композициях сека встречаются пожелтевшие листья, листья, изъеденные насекомыми, листья, надломленные ветром — во всем этом заключено природное очарование растений.
Как вы уже поняли, СЕКА СЕФУТАЙ не старается сделать растения красивее, нежели они есть в природе, поскольку понятия «красота» и «природа» для них являются практически синонимами.
СЕКА СИМПУТАЙ
Симпутай — это современная разновидность сека, разработанная в 1977 году. Создание симпутай было продиктовано желанием приспособить стиль сека к современным реалиям. В сегодняшних японских домах уже редко можно встретить ниши токонома, которые идеально подходят для классических композиций икебана, а соломенные татами, бумага и дерево все чаще заменяются стеклом, пластиком, различными синтетическими материалами, в связи с этим икебана должна вписаться в современный интерьер, научиться гармонировать с новыми материалами.
НАГЭИРЭ
Нагэирэ ( другое название — хэйка) — икебана в высоких вазах с узкой горловиной, растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки.
МОРИБАНА
в переводе означает «нагроможденные цветы».
-Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растения устанавливаются в плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанов). В этой композиции много зеленого цвета, растений и листьев. Основная мысль – такая композиция копия сада ли поля. Морибана разнится с другими стилями икебаны: она не такая классическая, более сжата и даже сосуды для ее устройство используют другие. Это самый простой из стилей.
ДЗИЮКА- СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ
Появился под влиянием современного искусства. Отличие этого стиля — применение в икебане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Его создатель Софу Тэсигахара — художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов. В 1927 году он разработал Школу Согэцу (яп. 草月 — «трава и луна») — наиболее современную из школ икебаны.

СОВРЕМЕННАЯ ИКЕБАНА, которой стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро, МОЖЕТ БЫТЬ БЕСКОНЕЧНО РАЗНООБРАЗНОЙ :
— Натуралистической, когда растительный материал используется в том виде, в каком он растет в природе.
— Символической, когда растения, несут разнообразную символику.
— Геометрической (круг, треугольник, квадрат и т.д.) с использованием символики цвета.
— Абстрактной — как образец современного искусства, где большое внимание уделяется форме, цвету, фактуре материла.
— Сюрреалистической, которая представляет фантазийные работы, не связанные с реальным миром

Обычно композиция ИКЕБАНЫ создается лицом к мастеру, так как в процессе он беседует с природой. Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени в метре от токонома(Токонома альков или ниша в стене традиционного японского жилища) слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Если хочется рассмотреть основание букета, то об этом следует спросить хозяина. Когда гость направляется к букету, хозяин и хозяйка садятся рядом с токонома, обращаясь лицом к гостю. Последний всегда высказывает восхищение, хозяева обычно с поклоном отвечают: «Нам стыдно за нашу скромную поделку».

Ну и напоследок исторический анекдот: Мастер Сэнно Рикю однажды поместил пионы в сосуд, сделанный из колена бамбука. При изготовлении этой вазы бамбук треснул, из трещины медленно капала вода. В ответ на недоуменные вопросы учеников, ошеломленных красотой икэбаны и не знающих, можно ли признать ее совершенной, поскольку сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил: «И моя жизнь тоже дала трещину». Ну никак не могу допереть, почему ЭТА ВАЗА впоследствии стала одним из национальных сокровищ Японии.

Японское искусство икебана: традиции и современность

Искусство растительных композиций зародилось в Древнем Китае. В VI веке вместе с буддийскими ритуалами и обрядами оно достигло Японии. Цветы и травянистые элементы приносили в дар духам природы. Выйдя из религиозного культа, икебана вошла в жизнь всех слоев японского общества. В странах Западного мира икебана стала расслабляющим хобби, а в Японии до сих пор остается мастерством, которому долго и старательно учатся.

Что это такое

Икебана (экибана) – в переводе с японского означает «оживший цветок» или «вторая жизнь цветка». До появления буддизма японцы исповедовали синтоизм: они верили в духов, что живут в цветах, растениях и даже камнях. Обряд цветочных приношений не исчез с приходом новой философии.

Первыми мастерами были мужчины монахи. К XV веку икебана превращается в светское прикладное искусство.

Искусство или философия

Правильно оформляет японский букет только натура, склонная к созерцанию окружающего мира. Мастер передает взгляд на человеческую жизнь, окружающий мир и место человека в вечно меняющемся круговороте бытия. Символический язык цветов помогает выразить чувства радости, скорби, печали, тоски или надежды.

Композиция – ритуальное действо, что требует навыков и высокого художественного чутья. Икебана отображает модель мироздания, говорит о чувствах или преподает урок нравственного поведения. Икебана может передавать любовное послание или заверение в дружбе.

В отличие от букетов западного образца, икебана подчиняется строгим законам линейного построения. Заранее определено число цветков, цветовая комбинация и ритм.

Композицию имеет три символические линии:

  • Основная длинная линия Син – означает человека мужского пола и его высокое призвание.
  • Вторая линия Сое – символизирует творческое и детское начало.
  • Третья, наиболее короткая линия Хикае – говорит о женском и земном начале.
  • Дзюси – короткие вспомогательные линии.

Три главные оси связывают воедино человека, небо и землю или три человеческие ипостаси.

Равнодушие или безразличие мастер передает горизонтальными линиями. Радость или душевный подъем – диагональными изгибами. Скорбь отображают поникшие или нисходящие штрихи.

Листовые и цветочные массы должны гармонировать с вазой, также с ней должен сочетаться один из основных оттенков массива.

Образный язык отдельных цветов и оттенков:

  • Черный цвет символизирует холод, тьму, ночь.
  • Зеленый – молодость, возрождение.
  • Красный – страстные чувства, огонь.

Чтобы передать положительные эмоции, требуются цветы теплых, насыщенных оттенков: алого, оранжевого, желтого. Для основного фона часто подбирают желтый или золотой оттенок (цвет императорского величия). Золотой подсвечивает цветы и травы, излучая тепло.

Синий, голубой и фиолетовый оттенки уместны для сдержанных или траурных композиций. Классический для народного творчества цветовой контраст отобразился в японском искусстве. Популярны белый/красный, желтый/фиолетовый, голубой/оранжевый и синий/красный цветовые контрасты.

Основная цветочная масса напоминает фон картины. На заданный фон художник наносит контрастные штрихи. Базовые оттенки не должны вступать в противоречие между собой.

Язык цветов и растений

Язык цветов повествует о течении времени из прошлого в вечность. Передать ощущение прошлого мастеру помогают распустившиеся цветы, сухие ветки, гербарии, стручки семян. О будущем говорят почки, молодые побеги, а о настоящем – едва раскрывшиеся бутоны.

  • Цветы розы и ветви сосны символизируют цветущую молодость и долголетие.
  • Пион и сосна – молодость, процветание.
  • Бамбук – мир, долголетие, почитание отца сыном.
  • Орхидея – радость.
  • Ветка абрикосового дерева – женское изящество.
  • Цветки жасмина – наслаждение жизнью.

Символический язык элементов раскрывает зрителю детали ландшафта: цветок хризантемы – это тонкие ручейки рек, сосновая ветвь – скалы или камни.

История зарождения искусства и его развитие

Искусство зародилось в Китае в VI -VII вв. н.э. Ветки сосны и кипариса, цветки роз и лотоса – первые растительные элементы для аранжировки. Растения помещали в бронзовые сосуды.

В Х-XII вв. религиозный обряд приношения богам постепенно упраздняется, начинается расцвет светской культуры. Икебанамиукрашали дворец императора и имения аристократов. При дворе императора проводились соревнования по аранжировке.

В XVI веке появляется чайная церемония. Икебана в сдержанных, спокойных оттенках и простых формах находится в беседках во время чаепития.

В XVII-XIX вв. окончательно оформились основные направления и школы, а само искусство стало национальным достоянием Японии.

Школы и стили

Первая школа была открыта в городе Киото в XV веке монахом Икэнобо Сэнкэй. В этот период композиции обучались как одному из элементов религиозного служения. Первые икебаны имели высокую основную линию 1-1,5 м в высоту. В пространстве храма они символизировали стремление человека к богам.

Стиль Рикка отличался грандиозными конструкциями, точностью линий. За основу брали бамбуковые стебли и сосновые ветви, а прочие растительные элементы считались дополнительными. В стиле Рикка растения символизировали священную гору.

Над одним произведением работало одновременно несколько мастеров. Учились в школе Икэнобо всю жизнь, а звания мастера достигали только через 20 лет обучения. В XXI веке икебану Рикка составляют для больших религиозных светских праздников.

Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появляются в XVI веке вместе с чайной церемонией. В простоте и натурализме стиля прослеживалось влияние школы Икенобо: высота сосуда с одним возвышающимся цветком составляла до 1,5 м.

Секулярный, светский стиль, который пришел на смену Рикка, сформировался в XVIII веке. В нем отражается традиционный принцип треугольника. Линейные формы указывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растения помещали как в низкие, так и высокие вазы.

В 1897 году Унсин Охара основал новую школу, названную его именем. В ней выделились стили Морибана и Хейка.

В начале XIX века в Японию привозят новые цветы и растения из стран Европы. Их не использовали в традиционных школах. Под влиянием западной культуры появился новый стиль. В нем сочетался натурализм и особенности местности, естественная красота живых растений.

Для стиля Хейка берут узкие вазы, а для Морибаны – низкие плошки. Растения опирают на края вазы или на специально предусмотренные деревянные подпорки. В емкости с цветами допустимо добавлять воду. Кроме традиционных материалов появляются камни, мхи и ветви. Кензан – держатель для закрепления цветов помещают на дно плошки.

После двух мировых войн под влиянием европейской культуры сформировался свободный стиль и авангардная молодая школа, основанная в 1929 году художником Софу Тэсигахара. В старых школах было недопустимо использовать элементы неживой природы или искусственные материалы. Но художник и скульптор решил осовременить японское прикладное искусство. Он использует стекло, камни, металл, фарфор и даже веревки с цепями.

У мастеров XXI века на первое место выходит необычность формы, новизна и динамичность. Например, ветви должны быть изогнуты необычным и даже причудливым образом, чтобы привлечь внимание зрителя.

Традиционные материалы – растительные элементы: распустившиеся цветки, бутоны, ветки с набухающими почками, листья, веточки хвои, плоды и сухая трава.

Вспомогательными элементы – глиняные, бронзовые, керамические сосуды, вспомогательные конструкции из стекла, металла и пластмассы, камни, минералы, песок и вода.

Для цветочной массы чаще выбирают: орхидеи, герберы, гиацинты, астры, пионы, розы, бегонии и крокусы.

Композиция создается внутренним чувством – способностью видеть и передавать красоту и гармонию растительного мира.

Как сделать экибану своими руками

Чтобы икебана выглядела единым целым, работу начинают с центра композиции. Его устанавливают перпендикулярно основе. Две другие линии располагают ассиметрично и под наклоном, в зависимости от идеи произведения. Основную линию представляет цветок, ветка лиственного или хвойного растения, декоративные элементы. Изогнутые ветви делают композицию динамичной.

Тему композиции выбирают с оглядкой на текущее время года. Цветы, древесные элементы и декор отображают состояние природы.

Ваза для цветов не должна притягивать к себе внимание яркой расцветкой, фактурой или декором. Постарайтесь найти незаметное изделие в землистых тонах.

Осенний букет

Яркие краски осенней листвы, насыщенные цвета астр, георгин, хризантем, гвоздик, зададут настроение осенней композиции.

Дополнительные элементы: корзинки из тыкв, древесные коряги, желуди, каштаны, орехи, кожура цитрусовых фруктов. Сохранить внешний вид желтых и красных листьев поможет раствор глицерина.

Закрепляют выбранный декор при помощи флористических губок, пенопласта или гипса. Замаскировать крепежный элемент поможет засыпанный сверху песок, камешки, минералы.

Зимняя сказка

Флористика холодного сезона отличается насыщенными яркими красками. Зимнее произведение приносит в дом праздничную атмосферу. Основной декор зимы: хвоя, шишки, орехи, кожура цитрусовых, гроздья калины, рябина, сушеные фрукты, гирлянды, бусы. Важные цвета: темно-зеленый, алый, насыщенный холодный синий, серебряный, золотой. За основу берут плетеные корзинки или проволочный каркас.

Весенние букеты отличаются нежными бутонами, молодыми веточками с набухшими почками. Преобладают нежные свежие оттенки: пастельные тона, светло-коричневый, мятный, белый, ярко-желтый. Летние травы и цветы устанавливают в вазы с водой, используя кензон.

Мы нашли несколько тематических видео, чтобы показать работы мастеров и учащихся. В интернет ресурсах встречаются призывы заменять живые цветы и растения бумажными изделиями, сделанными своими руками. Оправдывается такой выбор недолговечностью живых растений и несоразмерностью затраченных усилий. Желая предупредить начинающих, отметим, что искусственные цветы не принесут и малой доли эстетического наслаждения. Еще 100 лет назад украшения из искусственных цветов считались признаком крайней бедности или мещанства.


В Японии существует более 3000 школ с небольшими различиями в оформлении. Основа композиций принцип трех геометрических линий. Каждая из школ имеет свою символику.

Икебана — искусство цветочного оформления!

В переводе на русский язык «икебана» означает «жизнь цветов». Икебану можно трактовать также как «искусство оформления» или «искусство составления букетов»

Оформление цветами это самое распространенное направление, где применяются икебаны. Их можно использовать как сопровождение любых мероприятий, или как средство декорирования помещений.

Икебана – это способ выражения чувств и мыслей. С ее помощью можно передать настроение, усилить эффект празднования или наладить внутреннюю гармонию.

Если Вы хотите украсить свой интерьер, сопроводить цветами какое-либо торжественное мероприятие, то искусство икебана – главный помощник.

Благодаря основным направлениям этого искусства, флористы создают совершенные и необычные композиции, которые всегда радуют нас.

Правила создания икебаны.

Можно выделить три основных правила, которыми следует пользоваться при составлении цветочной композиции.

  • Икебана является воплощением ассиметрии. Все элементы композиции должны быть соединены в виде некоего треугольника. Зеркальное отражение всех составляющих относительно оси здесь не используется. Кроме того, элементы должны находиться в нескольких плоскостях.
  • Пропорции икебаны определяются сосудом, который будет в ее основе. От его диаметра и высоты напрямую зависит размер икебаны.
  • Выбираемый сосуд должен сочетаться с композицией и не отвлекать от нее внимание. Лучше, если он будет однотонным.

Оформление цветами в виде икебаны – это прекрасное дополнение к мероприятию или интерьеру.

Икебана и времена года.

С помощью икебаны можно отразить любое состояние, даже время года.

  • Весной правильно использовать в композиции ветки кустарников с еще нераспустившимися цветочками. Различные цветы, характерные для весеннего периода, тоже выгодно будут смотреться в икебане. К примеру, можно использовать тюльпаны, нарциссы, мимозу и т.д.

Для весны характерен нежно-зеленый цвет, который и нужно использовать в оформлении.

  • Летом самые распространенные цветы для любого применения – это розы, ирисы, астры, пионы. А также для лета характерны многие растения, использующиеся для украшения цветочных композиций.

Летом наиболее популярен красный цвет для создания икебаны.

  • Осень прекрасное время года. Для украшения и создания икебаны можно использовать веточки кустарников, но уже с плодами. Также вариант применения сухоцветов характерен для осени.

Желтый цвет станет хорошим проводником мероприятий в осенний период.

  • Зимой используются ветки деревьев, фрезии, а также розы, которые в принципе радуют нас круглый год.

Больше всего для зимнего оформления характерен белый цвет.

Икебаны бывают разными.

Икебаны можно создавать любой формы и любого размера. Они бывают высокие, но узкие, содержащие в себе немного длинных цветов. Встречаются икебаны в высоту всего сантиметров 15, но при этом они занимают большую площадь в ширину. Все зависит от их предназначения и будущего места расположения.

Очень популярен сейчас – плавающий букет. Это икебана из цветов и листьев, срезанных под корешок и элегантно выложенных на плоскую вазу. Применяется для украшения столов.

Освоить искусство создания икебаны достаточно сложно, но если Вам нужно оформление цветами, то обращайтесь к нам. Мы владеем этим искусством в совершенстве.

Икебана: варианты и инструкции по созданию

Икебана – это японское искусство соединения и компоновки цветов и побегов. Сделать икебану своими руками можно не только из живых цветов, но также из листьев, сухоцветов, фруктов, шишек, бумаги, конфет т. д. Получаются очень красивые и яркие поделки, радующие глаз.

Икебана – это японское искусство соединения и компоновки цветов и побегов

Икебана своими руками из природного материала: идеи

Из природного материала чаще всего делают новогодние икебаны. Но осенняя поделка отличается особым шармом. Композициями из осенних даров природы и цветов можно украсить помещение и составить из них букет на осенний бал.

Итак, сделать такую поделку можно из разных материалов:

  • Бумаги.
  • Сухих листьев.
  • Свежих и засушенных цветов.
  • Фруктов и овощей.
  • Шишек и еловых веток.
  • Листьев деревьев.
  • Круп и бобовых.
  • Тыквы

В зависимости от желания творца, сделать можно абсолютно любую поделку. Например, из фасоли можно выложить красивую цаплю или сороку. Из шишек получится замечательный олень или мишка. А из таких овощей, как цветная капуста и морковка можно сделать мороженое.

Галерея: икебана (25 фото)

Как украсить дом икебаной (видео)

Икебана из листьев на осеннюю тематику

Композиция из осенних листиков получается замечательная. Такие поделки часто делают в школах, ведь это достаточно легко и быстро. И в детский сад иногда требуется создать поделку на осеннюю тему. Идей их создания очень много.

  1. Составление совы из листьев предполагает использование картонной бумаги. После того, как поделка высохнет на бумаге, её нужно будет вырезать. Итак, необходимо собрать коричневые подсохшие листья, желательно кленовые или вишнёвые. Если икебана делается не осенью, то листики можно собрать и высушить в домашних условиях. Осень – это та пора года, когда самое время создавать икебаны.
  2. Также нужно подготовить две чёрных пуговицы. Из них будут сделаны глаза совы.
  3. На картонной бумаге делается рисунок птицы. Не стоит слишком сильно давить карандаш, так как рисунок не всегда получается нарисовать с первого раза. Поэтому тонкую графическую линию можно будет стереть.
  4. Такой рисунок можно взять в интернете. Но не стоит прорисовывать отдельные детали. Необходимо нарисовать контур совы.
  5. Итак, когда рисунок будет готов, можно приступать к выкладыванию листочков. Выкладываются они в один ряд. Желательно в каждом ряду использовать листья одинакового размера. Так поделка будет смотреться аккуратной.
  6. Хвост совы делается внизу работы. Рекомендуется использовать либо 3 вишнёвых небольших листа, либо один кленовый.
  7. В конце работы сове нужно приклеить глаза. Лучше всего использовать для этого чёрные пуговки.
  8. На последнем этапе птица вырезается по контуру. Но делать это можно только после того, как листья полностью приклеятся к картонной бумаге.

Композиция из осенних листиков получается замечательная

Поскольку слово икэбана не русское, (оно заимствовано из японского языка), логично, что маленький ребенок может не знать, как оно правильно звучит. Поэтому будет хорошо, если взрослые научат его правильному произношению, чтобы ребенок не отвечал экибана или экибано в ответ на вопрос — что он принес в садик.

Как сделать новогоднюю икебану?

Новогоднюю икебану невозможно представить без такого элемента, как ёлочные ветки. Здесь можно обойтись без искусственных деталей. Сделанная из природных элементов новогодняя икебана будет не только красиво смотреться, но ещё и пахнуть.

  1. Итак, для такой работы нужно подготовить: хвойные ветки (лучше взять еловые и ёлочные), мандарины и лимоны, шишки, ёлочный дождик и блёстки.
  2. Когда все детали будут собраны, нужно подумать об основе для поделки. Рекомендуется использовать небольшую корзинку. На дно корзинки кладутся веточки. Они должна полностью застелить дно, затем кладутся шишки. Их не должно быть слишком много. Шишки следует класть на расстоянии друг от друга, чтобы вид икебаны был более эстетичный.
  3. После этого выкладываются фрукты, мандарины и лимон. Так как это новогодняя композиция, то следует украсить фрукты разноцветными блёстками. Но делать это не обязательно.
  4. Шишки лучше чередовать с фруктами.
  5. Вокруг корзинку стоит обить ёлочным дождиком.

Новогоднюю икебану невозможно представить без такого элемента, как ёлочные ветки

Несколько веток сосны должны торчать из корзинки наружу. Так икебана будет смотреться красивее.

Икебана из живых цветов

Ниже будет описан способ создания цветочного мишки.

  1. Для такой поделки можно использовать орхидею, розы, астры, вату и зелёные цветковые ветки.
  2. Лучше всего использовать для основы поделки корзинку. Она не должна быть большой.
  3. Дно корзинки застилается зелёные ветками. Это нужно для того, чтобы создать основу икебаны.
  4. Несколько астр плотно укладываются рядом. Формируется туловище мишки. Оно должно состоять из 4-5 цветков. Скреплять их нужно белой нитью, но если используются не белые астры, то выбиратьможно нитку другого цвета.
  5. Ножки медведя также делаются из астры. Они должны быть симметричными и лежать на зелёных ветках.
  6. Аналогично крепятся руки медведя из тех же цветков.
  7. Розы нужны для создания пояса мишки. Их нужно прикрепить к туловищу с помощью зубочисток. Выкладываются розы в один ряд вокруг туловища.
  8. Голова медведя должна быть только его туловища, поэтому для того, чтобы сделать её, достаточно скрепить 2-3 астры. Если цветки большие, то не стоит использовать 3 астры, достаточно и 2.
  9. Не стоит забывать и про уши медведя. Для их создания понадобятся 2 маленьких цветочка такого же цвета.
  10. Для чего нужна вата? Она будет использоваться для придания зверю весёлых черт лица. Из ватки стоит сделать ротик и два глаза. Крепится она к цветку зубочистками.
  11. Орхидеей украшается композиция в конце.

Для такой поделки можно использовать орхидею, розы, астры, вату и зелёные цветковые ветки

Все элементы должны быть прочно зафиксированы и скреплены между собой, иначе икебана развалиться.

Икебана из искусственных цветов

Для такой поделки нужна очень прочная основа. Можно взять деревянную поверхность, но лучше взять корзинку. В корзинке икебана из искусственных цветов будет смотреться очень хорошо.

  1. Здесь главное не переборщить с цветами и цветками. Некоторые руководствуются принципом: «Чем больше цветов в поделке использовано – тем лучше». Икебана может смотреться безвкусно, если она будет собрана из слишком большого количества разных цветов. Они должны хорошо сочетаться. Например, нужно обязательно взять розы (синие, красные и фиолетовые), веточки с листьями, ромашки, колокольчики и тюльпаны.
  2. Цветы должны аккуратно выкладываться на основу. Розы одного цвета не должны стоять «кучками» рядом друг с другом. Например, красные розы можно чередовать в ряду с колокольчиками, а синие розы – с ромашками.
  3. После каждого цветка должна стоять веточка с листьями.
  4. Вариантов выкладки искусственных цветов на поверхность-основу очень много. Некоторые просто кладут их в ряд, другим нравится формировать икебану круговым способом.

Цветы должны хорошо сочетаться

Икебана из шишек

  1. Один из вариантов такой икебаны состоит в том, чтобы сделать красивого ёжика. Лучше сделать несколько ежей, после чего поставить их на какую-то поверхность.
  2. Понадобится шишка небольшого размера, цветная бумага и вязальная пряжа.
  3. Из цветной бумаги нужно сделать конус. Это будет лицевая часть поделки. Конус аккуратно крепится к верху шишки.
  4. Вязальная пряжа нужна для того, чтобы сделать ёжику ушки и хвост. Небольшой кусочек пряжи крепится сзади. А два других маленьких кусочка пряжи крепятся к передней лицевой части ёжика, возле конуса.

На завершающем этапе нужно прорисовать ежу лицо маркером. На цветной бумаге рисуются глаза, нос и усики.

Икебана: мастер-класс (видео)

Икебану можно сделать из чего угодно! Это несложные поделки, создавать которые не только легко, но и очень интересно. Начинающий мастер всегда может проявить креативность и использовать при создании икебаны материал, про который никто до него не додумался.

Какие стихи вы предпочитаете?

Стихи — Икебаны

Икебаны осени и зимы
В дождь и снег стоят здесь аж до весны.
Икебанам холодно без листвы,
Икебаны мёрзнут от пустоты.

Все деревья в осень разделись тут.
Люди так не могут, они помрут.
Но придёт весна и тогда-то вот
Икебанами будет весь народ.

Скинем шубы эти тяжёлые,
Икебаны будем весёлые,
Икебаны будем счастливые,
И без этих шуб все красивые!

Сергей Прилуцкий, 17.02.2013, Алатырь

Стихи — Икебана эро

Сквозь мерцающую ауру.
Обнажаю,
Тебя, как сакуру.
Ароматы твоего тела,
Вдыхаю,
С жадностью, смело.
Содрогает тела цунами,
Позы, как в оригами.
Выкладываем,
Собираем,
Оргазмы в саду нирваны,
Прекрасная икебана.

Стихи — Мы мусор. и икебана

Разошлись на небе синем тучи,
Солнце светит вновь над головой.
Кто сказал, что время это случай,
Случай, это мы,дружок, с тобой.

Было всё вчера намного круче—
Дождь дробил себя по мостовой.
Отмывая мусорные кучи.
Кучи, это мы дружок с тобой.

Собранные травы,листья, камни,
Веточки берёзы и ольхи,
Пыль житейской киномилодраммы,
Щепки от парубаной мечты.

Всё сплетёно грязной паутиной
Думок разных—серости налёт.
Дождь омыл, мы новою картиной—
Мусором, но чистым от тенёт.

Стихи — Открытие охоты

Спи да спи у супружней груди!
Не она ль — «не ходи, не ходи!» —
Говорила ему, говорила.

Сквозь осоку болотный рассвет.
Тишина, тишина — и дуплет.
Патронташ, рюкзачишко поправил.
Хорошо! И туман поредел.
Хорошо! — и влетел, и влетел! —
Чуть в трясине себя не оставил.

Рядом шум. Не кабан. Не кабан.
/Посвежело. Туман, так туман! —
Тот что был — был наброском тумана!/
Друг? Конечно! Отличная весть!
«Ну и рожа!» — «Костёр бы.

Стихи — Кактус

Стихи — На год кота-кролика

Миров не счесть, но ночь, увы, беззвёздна.
Морозный воздух поглощает пар.
На скипидар кот щурится тревожно –
Год одиозный не приемлет псарь.

Царь жалует – вне срока, слишком рано –
Валерианой, рыбой, колбасой…
Босой японец, мастер икебаны,
Незваным гостем врёт, что кот – косой!

Вся жизнь, как сон под ветками омелы;
В нём Кролик Белый вытащит брегет,
И пистолет подаст безмолвно Гелла,
А квёлый Бегемот мяукнет вслед…

Икебана Весна

Икэнобо Сэнкэй, легендарный создатель искусства икебаны:

«Когда я вдыхаю аромат цветов, испытываю такое чувство, будто попал в райский сад… Смерть бесчисленного множества цветов в зимнее время подтверждает закон Перемен, превращений, и кусочек земли с сосной и кедром в этом заброшенном месте символизирует вечную Истину Вселенной»

Букет, украшение дома, высокое искусство и буддизм в одной вазе. В одной только Японии более 15 миллионов человек знают все правила составления икебаны, – еще бы! – здесь только официальных школ, обучающих этому искусству, больше 3000. Самая старая Школа Икенобо – это примерно 60 000 учителей во всем мире, а сколько еще всяких-разных мастеров, традиционных и фристайловых – и не сосчитать.

Правила составления икебаны – не пятиминутное дело, этому и вправду учатся долго и прилежно, некоторые – всю свою жизнь (даже каждая гейша в Японии обязательно владела этим искусством в совершенстве), хотя каждый икебановый учебник напоминает, что «глаз и сердце творца букета не должны быть в рабском плену у правил», что в вольном переводе может звучать, как «пучок укропа тоже пригодится, если душа просит».

Дзен в икебане живет в виде напоминания об уникальности единичного, поэтому для мастера икебаны один цветок всегда будет прекрасней пышного букета.

Если говорить о главных принципах дзен-вдохновения в составлении букета-медитации, то их – четыре: новизна (сделать что-то действительно необычное), динамичность (в икебане редко что-то бывает прямым, тут важен каждый изгиб, передающий настроение) и пропорциональность (важно найти гармонию между тремя основными элементами и добавочными ветками, цветами или другими растениями). И четвертый принцип – гармония.

В гостях в японском доме даже любоваться букетом тоже нужно правильно: встать на колени в метре от икебаны и рассматривать снизу вверх, заглядывать в вазу сверху вниз считается неприличным. И обязательно хвалим хозяев, а они отвечают что-то вроде: «Что вы, не стоит, нам стыдно за наш скромный хэнд-мейд». И есть еще одна тонкость – именно через икебану лучше знакомиться с хозяевами дома (смотреть прямо в глаза и задавать личные вопросы здесь не принято), так что светскую беседу лучше начинать не с погоды, а опустившись на колени у этого символичного букета.

Из геометрических символов – главный в икебане – треугольник. Это и триада: Небо-Земля – Человек, и рождение-жизнь-смерть, и тело-ум-душа и Сумера, священная гора буддистов. Трехэлементная икебана заложила основу для старейшего стиля Рикка.

Позднее появились разные варианты этого стиля из пяти, семи и девяти композиционных элементов.

Главная ветка букета – Небо (син) – самая длинная и прочная. Она зависит от вазы по формуле: глубина – полтора диаметра вазы. Вторая (соэ, человек) должен быть равен примерно двум третям Неба, и размещаем его так, чтобы создать ощущение роста в сторону. Третий стебель (тай, земля) – примерно на треть короче второго, его обычно помещают в сторону, противоположную той, куда наклонены два первых. Это – классическая основа икебаны, дальше – «твори, выдумывай, пробуй».

Что означают цвета и цветы в композиции икебаны:

Зеленый цвет – это и весна и Восток, и начало чего-либо, а из планет зеленый символизирует Юпитер с его зеленовато-голубым свечением.

Красный цвет – юг, лето, все проявленное, сила действия и планета Марс.

Белый цвет символизирует осень (в Японии созревает рис), из направлений – Запад, а из планет – Венера и Луна.

Черный – зима, вода и Меркурий.

Золотой или желтый – центр, конец лета, урожай и плодоношение, Солнце и Сатурн.

Хризантемы – символ Японии, поэтому хризантемные икебаны – это целое направление, за долгие века ставшее филигранным. Хризантемы напоминают и о белых вершинах гор, и о чувстве собственного достоинства, об осени и преходящести всего живого.

Жасмин часто используют не только в икебане, но и в чайных церемониях. Он выражает полноту жизни, умение наслаждаться каждым моментом.

Ветка абрикосового дерева – символ женщины, жены, матери.

Цветущая ветка яблони желает мира в семье, а икебана в виде натюрморта из нескольких яблок символизирует вечную гармонию и покой.

Четыре времени года чаще всего передаются в композициях через пионы (весна), лотосы (лето), хризантемы (осень), веточки сливы (зима).
Двенадцать месяцев года: слива, персик, пион, вишня, магнолия, гранат, лотос, груша, мальва, хризантема, гортензия и мак.
Не принято включать в икебану те цветы и растения, которые традиционно украшают алтарь в буддийских храмах: нестойкие цветы, бадьян, листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, японская роза, пионы.

Школы икебаны: куда пойти учиться.

С 15 века менялись первоначальные стили, развивались новые, которых сейчас в Японии больше сотни, тем не менее главными среди них остаются Икенобо, Охара и Согецу.

Икенобо – это самая старая школа икебаны, основанная буддистом – Икенобо Сенкеи. Он создал стиль «рикка» (постоянные цветы).

Школа Охара – принесла в икебану стиль морибана, когда растения размещаются в низких плоских вазах.

Согэцу – самая современная из школ внесла в икебану другие материалы: ткань, металл, камни. А ее создателя, Софу Тэсигахара во всем мире называют «Пикассо цветов».

Сейчас главную школу Согэцу в Токио возглавляет дочь основателя – Аканэ Тэсигахара. детали

Можно поехать учиться искусству икебаны в Согецу Каикан. подробности

И еще две известных японских школы икебаны:

Ссылка на основную публикацию