Лоскутная мозаика «Мельница»

Пэчворк. Инструкции по шитью блоков “мельница”, “шеврон” и “зигзаг”

Как часто мы восхищаемся работами профессионалов в технике пэчворк, как боимся сделать самостоятельно первые вещи из лоскутков — а вдруг испортим и придется все распарывать. Для начинающих пэчворкистов мы подготовили пошаговые мастер-классы, в которых наглядно показано, как сшить несложные и интересные блоки.

Блок “мельница”

Выполняется из двух тканей контрастных цветов. Состоит из восьми одинаковых треугольников – по четыре каждого цвета.

Подбираем две ткани контрастных цветов, можно использовать с мелким рисунком. Вырезаем по два квадрата каждого цвета размером 10 х 10 см.

Складываем детали лицевой стороной друг к другу. На изнаночной стороне, с помощью линейки и карандаша, рисуем линию из верхнего правого в нижний левый угол. Эта линия является разделительной. По ней выставляем край лапки швейной машинки и прострачиваем. Переворачиваем работу и еще раз прокладываем строчку, выставляя край лапки на размеченную линию. В итоге у нас на одном квадрате есть две параллельные строчки разделенные разметкой.

С помощью линейки и ножа разрезаем наш квадрат по разметке, нарисованной карандашом, и получаем два треугольника. Развернув наш треугольник, получаем квадрат.

Проглаживаем квадрат, выкладываем его на мат, используем разметку под 45 градусов и подрезаем все стороны.

Подравняв все квадраты, выкладываем нашу «мельницу».

Складываем детали попарно лицом к лицу и сшиваем по одной стороне. Во избежание смещения, детали можно сколоть иголками. Затем опять отглаживаем детали, заутюживаем швы на темную сторону.

Последний раз скалываем детали, совмещая швы и сшивая детали.

Используя распарыватель или ножницы, подпарываем центр блока и раскладываем швы в противоположные стороны.

Отглаживаем и выравниваем блок до нужного нам размера.

Для точной подрезки блока используем разметку мата, совмещаем углы блока с линиями 45 градусов.

Из четырех квадратов 10х10 см получается блок 15х15 см.

Для работы нам понадобятся контрастные ткани, инструменты для пэчворка.

Выкраиваем полосы шириной 7 см, размер зависит только от вашего желания и задуманной идеи.

Чтоб не запутаться, что актуально если вы используете большее число цветов, выкладываем правую и левую сторону будущего блока одновременно. Обратите внимание, полосы располагаются степенью.

Сшиваем полосы, используя специальную лапку для пэчворка, сохраняя последовательность цветов. Затем г ладим заготовки. Обратите внимание, что лучше заглаживать срез ткани на темную сторону, тогда исключается просвечивание на более светлой стороне.

Сам себе мастер

Популярные публикации

Последние комментарии

Занимательный пэчворк или всё о лоскутном шитье

Очень популярным в последнее время становится такой вид рукоделия, как пэчворк (от англ. patchwork). Это вид рукоделия, при котором из разноцветных лоскутков ткани по принципу мозаики сшивается цельное изделие с определённым рисунком.

В результате этого увлекательного процесса можно получить вполне узнаваемые изображения каких-то предметов, правильные орнаменты или непредсказуемые причудливые узоры.

Изначально лоскутки сшивались исключительно из-за экономии материала, и лоскутное шитьё имело совершенно конкретные задачи.

Сегодня же лоскутное шитьё — это желание создавать красоту, а главное наслаждаться этим поистине волшебным действием. Декоративные панно, прихватки для кухни, стёганые покрывала, стилизованные лоскутные одеяла и подушки, а также модная одежда для детей и взрослых — радуют наш взор.

Существует множество видов и техник работы с лоскутками. Чтобы узнать и понять основы лоскутного шитья необходимо познакомиться хотя бы с некоторыми видами этого интересного занятия.

Основы лоскутного шитья

Разглядывая готовые изделия, выполненные в технике пэчворк, кажется, что ничего сложного в собирании и сшивании лоскутков и быть не может. Да, технология лоскутного шитья и правда не такая уж сложная, но порой воплотить задумку автора не так просто. Познакомимся с тремя основными этапами техники лоскутного шитья.

Подбор исходного материала

Для начала необходимо собрать все имеющиеся остатки и обрезки тканей. Затем их нужно рассортировать по фактуре и цвету, а потом приступить к созданию схемы будущего изделия. Иногда делается наоборот: сначала задумывается узор, а затем из имеющихся или специально купленных тканей нарезаются заготовки. В этом случае первый и второй этапы просто меняются местами.

Создание эскиза будущего изделия

Это второй этап, который для опытных мастериц не представляет большой сложности, потому как они в совершенстве владеют различными способами сшивания лоскутов.

Начинающим рукодельницам даем совет: воспользуйтесь готовыми схемами из журналов, книг или Интернета. Выглядят они примерно так:

Соединение лоскутов в цельное полотно

Процесс соединения лоскутков включает в себя несколько этапов:

  • сшивание отдельных фрагментов
  • соединение в полотно готовых блоков
  • пришивание к готовому полотну подкладки

Кроме сшивания лоскутков существует ещё и вязаный пэчворк, где при помощи крючка и контрастной нити лоскуты соединяются друг с другом.

Набор инструментов для пэчворка

Кроме ткани и ниток, для занятия пэчворком вам могут понадобиться:

  • специальный роликовый нож или ножницы
  • булавки и швейные иглы
  • карандаш или мел (для нанесения рисунка на ткань)
  • картон, толстая бумага или мягкий пластик (для изготовления шаблонов)
  • вязальный крючок
  • швейная машинка

Набор не замысловатый, всё необходимое вы с лёгкостью найдёте в специализированных магазинах рукоделия. Существуют и готовые наборы для лоскутного шитья, в которые помимо материалов и инструментов включены также и схемы узоров.

Располагая всем необходимым, вы сможете создавать разные изделия в технике лоскутного шитья, начиная от самых простых и заканчивая настоящими произведениями искусства!

Разновидности лоскутного шитья

Лоскутное шитьё включает в себя различные виды и техники. Поговорим о наиболее популярных из них.

Традиционный пэчворк

Целью традиционного пэчворка является создание цельных полотен из отдельных лоскутов, которые сложены в геометрические узоры. В такой технике шьются и маленькие изделия, такие как, прихватки на кухню и наволочки на подушки, и большие, такие как покрывала и пледы. Отличительной особенностью этих изделий является лицевая сторона, выполненная именно в технике лоскутного шитья и подкладка, которая может быть сделана из цельного отреза ткани.

Crazy Patchwork (Крэйзи-пэчворк)

Crazy Patchwork в переводе с английского означает сумасшедший лоскуток. Характерной особенностью этого вида лоскутного шитья является использование фигур произвольной формы, часто неправильной, а также кривых полос и нестандартных аппликаций.

Швы маскируются вышивкой, тесьмой, лентами или кружевом. Кроме этого, изделия часто украшаются бисером, бусинами, металлическими подвесками, пуговицами и т. п. В технике Крэйзи-пэчворк могут быть выполнены подушки и покрывала, сумочки, декоративные панно и одежда.

Вязаный пэчворк

Этот вид пэчворка знаком многим рукодельницам. Отличие от традиционного пэчворка состоит лишь в том, что в вязаном пэчворке лоскутки не сшиваются, а привязываются друг к другу крючком нитками подходящего цвета. При этом лоскутки могут быть как из ткани, так и вязаные. Самыми распространёнными изделиями в этой технике являются большие покрывала на кровать, а также женские сумки.

Японский пэчворк

Восточные и западные традиции были объединены в этой технологии лоскутного шитья. Активно используя стёжку и шёлковые ткани, изготавливают шикарные лоскутные покрывала, одежду и декоративные панно. В основе узоров используются геометрические фигуры: треугольники, квадраты, уголки, ромбы.

В переводе с английского quilting (квилтинг) означает стёганое полотно. Смысл этой техники рукоделия заключается в том, что два полотна соединяются между собой машинной строчкой, имитирующей различные узоры. При этом между двумя полотнами прокладывается мягкая прокладка из ватина или синтепона. Изделия, изготовленные в технике квилтинга более элегантны, чем собранные из лоскутков ткани. В этой же технике можно изготовить диванные подушки, кухонные прихватки, детскую одежду и даже оформить целую комнату!

Техники лоскутного шитья

На первый взгляд технология сшивания лоскутков проста: вырезаешь и сшиваешь, воплощая в жизнь свою задумку. На самом же деле лоскутное шитьё требует наличия художественного вкуса, трудолюбия, усидчивости, аккуратности, а также умения шить. Результаты порой потрясают своей красотой! Не бойтесь экспериментировать и дайте волю своей фантазии.

Разглядывая готовые изделия, порой задаёшься вопросом: как с помощью одинаковых элементов (квадратов, треугольников, полос, уголков, ромбов) создаются разные узоры?

Оказывается дело тут в способах, которыми сшиваются эти элементы. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Техника «Быстрые квадраты»

Эта техника называется так не с проста. В её основе лежат квадраты, которые вырезаются из сшитых заранее полос ткани.

В данном случае за основу взято 4 вида ткани контрастного цвета.

Сначала необходимо сшить между собой 2 полосы одного цвета, потом — другого, т. е. сшиваем вместе голубые, а потом — коричневые отрезы ткани.

Затем накладываем полосы лицом к лицу и сшиваем вместе. Получится некое подобие рукава.

Следующий шаг — нарезание квадратов. Отмеряем угол 45 градусов, прикладывая линейку сначала к верхнему краю рукава, потом к нижнему. Так по всей длине исходной полосы.

Таким образом у нас получатся квадраты, сшитые из 4 видов ткани. Такие квадраты ещё называют сборными квадратными блоками или «быстрыми» квадратами.

Нарезав необходимое количество, можно комбинировать и сшивать квадратные блоки в произвольном порядке. На подушку достаточно четырех квадратов, на одеяло понадобится уже больше (около 24 — на детское и 42 — на взрослое).

Техника «Акварель»

Техника достаточно популярна и в ней тоже используются квадраты. Главное условие — подбор правильной цветовой гаммы. Комбинация ткани от светлого к темному создаст эффект рисования акварелью. За основу можно взять 7 видов ткани с некрупным рисунком, например, цветочным принтом, тогда вам будет несложно сложить из них красивый узор.

Техника «Полоска к полоске»

Рисунок в данном случае собирается из разноцветных полос ткани, расположение и сочетание которых может варьироваться по-разному. Большое лоскутное покрывало или озорной коврик в виде паркетных дощечек, которые уложены зигзагом, уголками, ромбиками или лесенкой, принесут вам массу приятных эмоций.

Техника «Бревенчатая изба»

В основе этого способа лоскутного шитья тоже лежат полосы, которые собираются вокруг центрального квадрата и располагаются по спирали. Центральный квадрат можно сместить в угол, тогда рисунок получится уже другим.

Техника «Волшебные треугольники»

Треугольник — очень распространённый элемент лоскутного шитья. Треугольники удобны в работе: из них можно составить и простые квадраты, и сложные звёзды.

Чаще всего в лоскутном шитье используются равнобедренные треугольники. Соединяя короткие стороны, получаем узоры из пёстрых многоцветных полос, сшивая длинные стороны — цветные квадраты. Узоры из треугольников носят такие названия, как «Мельница», «Алмаз», «Звезда».

Техника «Лоскутные уголки»

Отличительной особенностью данной техники является то, что уголки не нужно вырезать, их нужно складывать из полос ткани или квадратов. Получившиеся уголки сшиваются в полосы, из которых затем сшивается объёмное полотно.

Техника «Шахматка»

Маленькие квадратики укладываются в шахматном порядке. Если развернуть квадраты углом вверх, то получим шахматку из ромбов.

При желании сначала можно сшить несколько маленьких квадратиков в «шахматные» блоки, которые в дальнейшем сшивать, как ромбы.

Техника «Русский квадрат»

Сборка этого узора достаточно сложная. В его основе лежит квадрат, равнобедренные треугольники составляют верхний и нижний ярусы. Следующие ярусы собраны из треугольников и полос. Ярусы могут быть одинаковыми по размеру, могут «расти» от центра к краям.

Техника «Соты» или «Бабушкин сад»

Узор, напоминающий соты, собирается из шестиугольников. Из шестиугольников легко собрать цветок, середину которого можно выделить пуговицей, обтянутой тканью. Мастер-класс по сборке лоскутного блока из шестиугольников поможет вам разобраться во всех тонкостях.

Техника «Ляпочиха»

Очень, своеобразное, озорное, национальное русское изобретение. Цветные необработанные полосы ткани, настроченные на основу, создают объёмное полотно. Здесь в ход могут пойти старые трикотажные вещи, например, футболки. Лучше, если ткань не будет сильно осыпаться.

Техника лоскутного шитья настолько занимательна, что говорить о ней можно без остановки. Сколько вариантов узоров, столько в лоскутном шитье существует и техник.

Где применимо лоскутное шитье?

Посмотрите вокруг себя и обновите интерьер вашего дома с помощью пэчворка.

Любые предметы гардероба (кроме обуви) можно изготовить из лоскутков: для осенней курточки подойдет техника квилтинга или японского пэчворка. Нарядные блузки, жилеты и юбки получаются из полотна-крэйзи. Взяв на вооружение лоскутную технику, сшейте милые вещички для своих детишек.

Кроме одежды в технике лоскутного шитья можно сшить кошельки, сумки, косметички.

Навык работы с тканью, со швейной машинкой, а также желание, трудолюбие, увлеченность и усидчивость помогут вам стать мастером лоскутного шитья. Лоскуток за лоскутком, стежок за стежком и пэчворк станет одним из любимых увлечений!

Сборка лоскутного блока «Вертушка»

Хочу поделиться своим маленьким опытом в сшивании блока «Мельница», потому как до недавнего времени я делала вертушки долгим способом (кроила треугольники и сшивала в квадраты, а квадраты сшивала в готовый блок. ). А учитывая, что при минимальном опыте в шитье и, как следствие, совершенном незнании о долевых, поперечных и косых нитях, что ВАЖНО в крое треугольников, готовый блок не получался идеальным, а с изнаночной стороны в самом сердце вертушки образовывался приличный бугорок.
Итог данного мастер-класса: блок «Вертушка» получается красивым как с лицевой стороны, так и с изнаночной (на изнаночной стороне в самой середине блока вместо бугорка мы получаем мини-вертушку).
Размер готового блока с припусками — 16х16 см (я делаю припуски по 0,5 см).

Чтобы выяснить какой размер квадрата мне нужен для блока 15х15 (без учета припусков), изначально я прочертила всё на бумаге (квадрат получился 9,2х9,2 см).

Я попробовала выкроить квадрат двумя способами, как показано на фото, и мне больше понравилось работать с вариантом № 2, т.к. при раскрое по варианту № 1, косая получается по наружным сторонам готового квадрата, тогда как во втором случае она идет по диагонали, а наружные стороны состоят из долевой и поперечной нитей, с таким блоком работать удобней.

Итак, вот квадраты, с которыми мы будем работать дальше.

От средней линии делаем припуск с двух сторон, складываем квадраты лицевой стороной друг к другу, скалываем портновскими булавками (у меня булавки не совсем правильные, нужны тоненькие, с плоской головкой, или вообще специальные, для пэчворка)

А можно и не чертить среднюю линию. При наличии специальной линейки все просто.

В таком виде прошиваем на швейной машине прямо по булавкам.

Сшитые квадраты разрезаем по середине.

Поскольку я никак не умею шить на глаз, а к лапке с правым ограничителем я пока не привыкла из-за припуска в 1/4 дюйма, на получившихся треугольниках я с двух сторон рисую линии, по которым затем буду сшивать блок в дальнейшем.

Разглаживаем (до того как приложить к ткани утюг, шов желательно распрямить хотя бы ногтем, чтобы при утюжке не образовалось наплыва ткани на ткань в месте шва). И, обратите внимание на то, что все швы заглажены в одну сторону!

Выравниваем каждый квадрат до нужного размера (в нашем случае — 8,5х8,5 см), соблюдая положение диагонали: она должна проходить строго по шву. Обрезаем излишки.

Получаем вот такую красоту и продолжаем. Складывая две половинки добиваемся такой стыковки, чтобы швы были рядышком друг с другом, без наплыва.

Скалываем булавкой. При правильном расположении деталей она будет проходить строго по шву с двух сторон.

Затем детали прострачиваем на швейной машине. После того, как строчка закончена, я поднимаю иглу в верхнее положение, немного вытягиваю нить, а затем кладу следующую деталь и прошиваю ее. Нитки между деталями разрезаем.

Далее схема работы та же, что при сборке двух половинок. Обратите внимание на расположение швов. Утюгом на этом этапе я не пользуюсь, хватает легкого разглаживания шва вручную. Складываем половинки по тому же принципу, — чтобы швы проходили рядышком друг с другом, и так же скалываем детали булавкой. Прошиваем блок на машинке.

Получившийся блок в месте стыка всех четырех квадратов слегка треплем, чтобы серединка раскрылась, и проглаживаем готовый блок.

Лоскутное шитье

Как это нередко случается, техника лоскутного шитья как искусства, поначалу имела далеко не художественные корни. Бедность и скудность вынуждали женщин находить способы рационально использовать каждый клочок ткани, применяя лоскуты материи не только для заплаток, но и для создания новой одежды и интерьерных вещей. Искусствоведами было замечено, что всплеск создания различных вещей в стиле лоскутной техники всегда приходился на периоды экономических кризисов, в какой бы стране они ни случались.

Постепенно пэчворк (он же — квилт или лоскутная мозаика) из вынужденного занятия бедняков становится разновидностью изящного рукоделия. Кстати, забавный факт: в Америке квилт считался национальным искусством, и каждая невеста, готовясь к замужеству, должна была собственноручно изготовить для приданого 13 одеял в стиле лоскутной техники.

Сегодня мы, пользуясь подсказками из старинной книги «Лоскутное шитье для начинающих», будем рассматривать основы этого искусства. И начнем с материалов, без которых в этой работе не обойтись. Итак, нам понадобятся:

  • лоскуты ткани: лучше всего подходят хлопчатобумажные. Можно использовать и шерсть, сукно, бархат, атлас, шелк и т.д., но следует помнить, что соединять между собой нужно ткани одинаковой плотности;
  • нитки, подходящие к составу ткани, т.е. шелковые лоскуты мы сшиваем шелковой ниткой и т.д.
  • много булавок с круглой головкой: чтобы на лоскутах не оставались следы наметки, лучше скалывать ткань булавками
  • шаблоны из картона или любого другого плотного материала. По контурам фигур-шаблонов будут выкраиваться детали будущего лоскутного орнамента. Периодически картонные шаблоны рекомендуется заменять на новые, т.к. от частого использования у них деформируются уголки, что негативно сказывается на форме заготовок из ткани. Удобно делать шаблоны с вырезанной внутренней частью — так можно обозначить на ткани и линию, по которой лоскуты будут сшиваться, и прибавку на шов. Ну и выбирая, из какого места на отрезе материала вырезать лоскут, удобно прикладывать к ткани такой шаблон и представлять, какой именно фрагмент будет наиболее выигрышно смотреться в готовом изделии.

В лоскутной технике для начинающих есть один очень важный момент, которым не стоит пренебрегать: все лоскуты вырезают только по долевой нити! Только в этом случае готовое изделие будет иметь безупречную форму, не деформируется и не перекосится. Помните, как определять долевую нить? Ткань по ней почти не тянется, в отличие от поперечной нити, а если резко натянуть ткань в долевом направлении, то раздастся звонкий хлопок.

При соединении лоскутов на швейной машине (есть рукодельницы, которые небольшую работу предпочитают делать вручную, там немного другая техника соединения ткани), вырезанные фрагменты соединяют в полосу, конечно, если это позволяет рисунок, а затем эти полосы сострачивают между собой: таким образом шьют лоскутные покрывала и одеяла без сложных орнаментов.
После соединения лоскутов швы разглаживают на обе стороны, после чего тщательно разутюживают все лоскутное полотно.

Кроме того, необходимо упомянуть и о других очень важных моментах работы с лоскутами:

  • не пренебрегайте утюгом! Он всегда должен быть под рукой и активно использоваться в работе, иначе изделие может получиться перекошенным, швы будут топорщиться и т.д.;
  • если у вас мало швейного опыта, то отдавайте предпочтение хлопчатобумажным тканям — с ними удобнее всего работать. Но перед работой все новые ткани лоскуты обязательно должны быть выстираны, чтобы потом не было проблем с усадкой и потерей цвета;
  • если вы решили работать с очень тонкими тканями, вроде батиста или просто очень старыми лоскутами, которые от времени истончились, то такой ткани нужно придать дополнительную жесткость, например — с помощью крахмала. (Как в старину крахмалили вещи — узнать можно здесь);
  • выстиранную влажную ткань не выкручивают, чтобы она не деформировалась, а аккуратно развешивают или раскладывают на полотенце — обычно так поступают с шелковыми и атласными тканями, требующими деликатного обращения;
  • еще влажные лоскуты проглаживают теплым утюгом с изнаночной стороны, бархат и другие ворсовые материалы не гладят, а просто отпаривают или, как крайний вариант. гладят с изнаночной стороны на толстом махровом полотенце.

И отдельный абзац этой статьи хотелось бы уделить грамотной подборке цвета. Очень часто начинающие мастерицы, только-только осваивающие технику пэчворка, пытаются в своей работе соединить цвета по одному простому принципу: «чем ярче — тем лучше». В итоге получается что-то очень кричащее и безвкусное, граничащее в вульгарностью. Поэтому, когда вы приступаете к работе и начинаете подбирать лоскуты по цветовой гамме, помните о таких вещах:

  • самыми удачными и гармоничными выглядят те изделия, где лоскуты имеют какой-то объединяющий их цвет: так, например, однотонный лоскут может повторять какой-нибудь оттенок ткани с рисунком; или присутствует «растяжка» цвета: когда ткань подбирается, например, от ультрамариновых до бледно-голубых оттенков;
  • если в работе используются чисто-белые ткани, то проверьте, чтобы этот цвет не бросался в глаза, как это часто с ним бывает в лоскутных изделиях. Чтобы приглушить ослепительность белого цвета, материал можно слегка подкрасить крепким кофе, чаем, отваром трав (рецепты старинных натуральных красителей для ткани);
  • не забывайте о том, что ткань для окантовки готового изделия необходимо подбирать так же тщательно, как и лоскуты для орнамента. Иногда кайма из материала контрастного цвета создает просто потрясающий эффект, а неудачно подобранная ткань — убивает весь внешний вид изделия.

Простые изделия в лоскутной технике

Самое простое одеяло, на котором можно попрактиковаться начинающим при освоении техники лоскутного шитья, мастерят из таких полос, составленных из подобранных по цвету квадратов. Итак, обрезки ткани вырезают нужной формы (помним про крой по долевой линии!), подбирают их по цвету и рисунку и соединяют между собой в длинные полосы.

Затем эти полосы сшивают в единое плотно — так мы получаем лицевую сторону будущего одеяла. Затем по размерам лоскутного полотна подбирают подкладочную ткань и утеплитель: синтепон, ватин и т.д. Подкладочная ткань должна быть больше лоскутного полотна примерно на 5 см — как по длине, так и по ширине.

Прокладку хорошо разглаживают, расстилают на полу изнанкой вверх, затем булавками закрепляют на ней утеплитель, а сверху накрывают лоскутным полотном, располагая его лицевой стороной вверх. Все три слоя тщательно расправляют, чтобы углы и стороны совпадали друг с другом. Затем три слоя ткани прометывают, двигаясь от центра к углам и к середине сторон (см. рисунок). Удобнее всего сначала соединить крест-накрест середины сторон, а затем — по диагоналям все четыре угла. Затем одеяло сметывают по сторонам, после чего приступают к машинной стежке и декоративной обработке краев.

Лоскутное покрывало с американским орнаментом

Во второй половине XIX века по обе стороны Атлантики был очень популярен лоскутный узор, символизирующий собой перекрещивающиеся бревна деревянной хижины с горящим очагом в ее центре и отблесками огня на стенах. В этом орнаменте светлые лоскутные полосы изображают блики света и огня, а темные — тень. Чуть позже в орнаменте стала преобладать более широкая гамма цветов, но название так и осталось: «американский квадрат» или, другое название узора — «колодец».

Технику лоскутного шитья для начинающих лучше всего осваивать пошагово, без спешки и нетерпения, т.к. красота изделия будет зависеть не только грамотного подбора цветовой гаммы лоскутов, но и от правильного соединения ткани: без перекосов, искажения рисунка и пр.
Для изготовления двуспального лоскутного одеяла классического американского орнамента нам понадобятся:

  • 70 см однотонной ткани (ширина — 90 см) — для центральных квадратов орнамента:
  • 15 м х/б ткани (ширина — 90 см) светлых и темных оттенков, однотонной и с рисунком;
  • 8,1 м плотной х/б ткани вроде миткаля (ширина — 90 см) для основы:
  • 8,1 м х/б ткани для подкладки (ширина — 90 см);
  • 90 см ткани контрастного цвета для окантовки или около 10 м готовой тесьмы, скроенной по косой;
  • 7,5 м утеплителя (при желании; если шьют просто декоративное покрывало, то можно обойтись и без утеплителя).

Лоскутное полотно готового изделия будет состоять из 12 х 12 отдельных блоков, сторона каждого квадрата — 23 см.

Для раскроя лоскутных заготовок понадобится шаблон: из плотного картона вырезают квадрат со сторонами 23 см, отмечают на нем диагонали и центральный квадрат, стороны которого равны 5 см. Затем чертят четыре «ступеньки» высотой по 2 см и пересекают их диагоналями. Те треугольничники, что находятся за пределами этих диагоналей — это припуски на швы.

Пошаговое изготовление отдельного лоскутного блока:

Из ткани, предназначенной для основы лоскутного одеяла, вырезают квадрат со стороной 23 см и чертят на нем диагонали (пользуйтесь мелом или специальными карандашами с легко стирающимися линиями).

Из ткани для центрального звена («очага») вырезают квадрат со сторонами 6 см. Этот элемент приметывают к середине основы лицевой стороной вверх, затем вокруг центральной детали нашивают первый ряд полосок. Для этого, пользуясь чертежом со «ступеньками». вырезают две светлые и две темные полосы шириной по 3 см, а длиной — равные длине первой, верхней «ступеньки».

Светлую полоску накладывают лицевой стороной на центральный квадрат так, чтобы угол полоски и угол квадрата совпали, при этом один конец полоски будет выходить за пределы квадрата. На машинке прострачивают шов вдоль полоски, делая припуск около 5 мм. Затем пришитую полоску отгибают на лицевую сторону и проглаживают утюгом.

Точно таким же образом пришивают к основе и две темные полоски. Пользуясь той же техникой, собирают весь блок целиком, каждый раз добавляя две светлые и две темные полосы — в каждом блоке их всего 16 шт. Подготавливая полосы для последнего ряда блока, необходимо следить, чтобы они были шириной 3,5 см и 23 см длиной, и точно совпадали с краями основы.

Точно таки же образом, как было описано выше, делают все оставшиеся лоскутные блоки одеяла, после чего их располагают так, чтобы красиво чередовались темные и светлые стороны. Блоки соединяют в полосы по 12 шт в каждой, оставляя по 1 см припуска на швы. После этого полосы сметывают между собой и прострачивают на швейной машинке.

Затем к лоскутной основе добавляют слой утеплителя и подкладку — как это правильно сделать, описано выше. Затем готовое изделие по краям окантовывают тканью контрастного цвета или готовой декоративной тесьмой.

Лоскутное шитьё из треугольников:
Мельница и Звезда

Узор Мельница

Этот узор выполняют из ткани двух контрастных цветов и составляют из восьми одинаковых треугольников – по четыре каждого цвета.

Для начала треугольники (например, белый с черным) сшивают по длинной стороне в квадрат. Затем квадраты сшивают вместе, чередуя цвета, – получается полоса.

Окончательно собирают две получившиеся полосы вместе, начиная сшивать от центра (так легче соединить все точки вместе). Припуски на швы утюжат, раскладывая на обе стороны.

Два треуголъника контрастных цветов сшивают в квадрат

Квадраты сшивают в две полосы.

Есть и такой вариант Мельницы (фото ниже):


Узор Звезда

Это красивая лоскутная техника, имеющая в основе восьмиконечную звезду, базирующуюся на центральном квадрате. Рассмотрим два варианта сборки «Звезды».

Стороны квадрата расположены параллельно краям основы.

Для этой композиции используют не меньше четырех видов ткани контрастных цветов и рисунков. Считается, что «Звезда» лучше всего смотрится, если ткань для ее лучей выбрана однотонная, а фоны – с рисунками.

Чтобы не запутаться, что с чем сшить, лучше сначала сделать эскиз композиции. Сама композиция «Звезда» представляет из себя квадрат, состоящий из трех параллельных полос, разбитых на девять квадратов. (Сначала всю композицию разбивают на квадраты, а их – на треугольники.) В первой и третьей полосах крайние квадраты будут состоять из двух треугольников, а средние – из четырех. Центральная по лоса состоит из цельного центрального квадрата и двух примыка ющих к нему квадратов, состоящих из четырех треугольников

Собрав таким образом три полосы, их сшивают вместе, четко соблюдая рисунок.

Можно сшивать треугольники в квадраты, и их уже соединять друг с другом. Но в этом случае сложнее соблюсти строгие геометрические линии.

Схема сборки «Звезды», первый вариант

Стороны квадрата расположены параллельно углам основы.

Схема сборки «Звезды», второй вариант

В этом варианте схема сборки другая. К центральному квадрату по длинной стороне пришивают четыре контрастных треугольника. Получается новый квадрат, расположенный параллельно краям основы. К нему, к верхней и нижней его частям, пришивают полосы, составленные из четырех треугольников (двух квадратов). Затем, точно следуя эскизу, делают две боковые (вертикальные) полосы из четырех квадратов, составленных из восьми треугольников.

Остается только сшить боковые полосы с центральной частью – и «Звезда» готова.

Очень красивый квилт из треугольников, с мельницами, полностью отстроченный.

Такое вот кукольное одеяло я сшила, декабрь 2010, из треугольников.

Лоскутное шитье

Patchwork — лоскутная работа; сшитое из лоскута. Происходит от англ. patch — заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work — работа.

Из истории Лоскутного шитья

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков: ведь недаром шитье из лоскута называют также «лоскутной мозаикой». В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев США, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
За рубежом лоскутное шитье охватывает огромное количество женщин. К примеру, в США 20 миллионов мастериц занимаются этим видом творчества. Женщины-лоскутницы объединяются в клубы, где издают свои журналы, проводят семинары и выставки.
Английские названия «patchwork» (лоскутное шитье), и «quilt»(стеганые изделия) появились в современной России совсем недавно, когда наши соотечественницы в городах столкнулись с возможностями этого творчества благодаря иностранцам. Многие даже считали, что лоскутного творчества в России и не было никогда. Это не соответствует действительности. В Государственном Русском музее хранятся изделия, в которых отражены все основные узоры, применяемые в лоскутном шитье, в коллекциях Российского этнографического музея хранится немало изделий, отделанных лоскутной аппликацией, необыкновенные стеганые одеяла XVIII века хранятся и в Историческом музее в Москве. История сохранила сведения о даже том, что Наталья Гончарова — жена Пушкина — шила своим детям одеяла из цветных лоскутков.

Инструменты и материалы для лоскутного шитья

Ткани можно использовать самые различные, можно сказать любые. Техника лоскутного шитья — практически безотходное производство, в работе найдется место для любого лоскутка , для любого обрезка. Ткани для лоскутного шитья могут различаться по составу и по рисунку.

По составу:

Основным материалом для лоскутных работ являются хлопчатобумажные ткани. Они хорошо стираются и гладятся, мало осыпаются, относительно долговечны. Единственный недостаток — усадка при стирке.
Льняные ткани прекрасно подходят для основы, они прочны, хорошо стираются и мало вытягиваются, но легко мнутся.
Шерстяные ткани мнутся мало, долговечны, хорошо удерживают форму после утюжки.
Вискозные ткани очень красивы и приятны на ощупь, но сильно усаживаются. Легко мнутся и гладятся. Сложны в работе.
Синтетические ткани требуют осторожности при утюжке, многие из них сыпучи, но прочны, мало мнутся и быстро восстанавливают форму после стирки.

По рисунку:

Гладкокрашенные — ткани окрашенные в один цвет, часто применяются в лоскутном шитье для гармоничного перехода от одной ткани с рисунком к другой. Пастельные тона смягчают , а яркие придают изделию контрастность.
Пестротканные ткани — вытканные из нитей разных цветов. Хорошо подходят для создания пледов и покрывал.
Ткани с набивным рисунком. Наиболее популярные и частоприменяемые в лоскутном шитье. Они делятся на несколько групп:

  1. Цветочный рисунок наиболее популярен.
  2. Геометрический рисунок (полоска, клетка, горох и др.), при работе с ним необходимо учитывать расположение рисунка.
  3. Тематический рисунок, например, детский — игрушки, зверюшки и др.
  4. Абстрактный рисунок, который трудно выделить как отдельный элемент. Такие ткани хорошо подходят для создания работ с элементами пейзажа, для панно.

Отделочные материалы.

В качестве дополнительной оделки в лоскутных изделиях широко применяется тесьма, кружево, ленты, бахрома, бусины, поедки, пуговицы и др.

Инструменты

  1. Швейная машина, желательно с зигзагообразной строчкой. (конечно лоскутки можно сшивать и в ручную, как делали наши предки.
  2. Утюг необходим для разутюживания швов. Желательно, чтобы он имел устройство для увлажнения ткани.

3. Измерительные инструменты, такие как линейки длинная и короткая, циркуль, прямоугольный треугольник.
4. Миллиметровая бумага или бумага в клетку, для создания схем.
5. Инструменты для резания: острые ножницы, очень удобно использовать специальные дисковые резаки, им можно резать сразу несколько слоев ткани, что значительно ускоряет процесс. К дисковому ножу необходим специальный мат, на котором и нужно резать ткань.
6. Рапарыватель.
7. Булавки, желательно тоненькие, их применяют для фиксации элементов и слоев изделия.

Выбор цвета

Правильный выбор цвета — основа лоскутного шитья. Поэтому, прежде чем приступить к работе, подумайте, в какой цветовой гамме вам бы хотелось видеть свое будущее творение. Если вы хотите вписать изделие в конкретный интерьер, подбирайте ткани соответствующих цветов.
Ну а если вам повезло и вы обустраиваете новый дом, сделайте роскошную вещь, такую, какую просит ваша душа и сердце, и подбирайте детали интерьера (обои, шторы, мебель и пр.) под нее. Цветовая гамма изделия зависит и от его назначения. Если вы задумали одеяльце для малыша, то используйте ткани нежных, «ласковых» цветов: розовый, голубой, сиреневый, с нежным рисунком. Если для ребенка постарше, который уже активно изучает мир, то берите яркие, сочные, с активным рисунком ткани.
Чтобы вам было легче подбирать цвета и чтобы у вас было меньше ошибок, воспользуйтесь следующим способом. Приколите к стене или любой другой вертикальной поверхности отрез белой фланели.
Белой — потому, что это нейтральный цвет, который не будет мешать другим цветам, фланели — потому; что к этой ткани лоскуты будут «прилипать» без булавок Отрез лучше взять не маленький, минимум 150 х 200 см. Далее продумайте дизайн изделия и подберите ткани нужных цветов. Отрежьте от каждой ткани по кусочку и приложите к фланели. В том случае, если вы задумали геометрический рисунок, не поленитесь, выкроите лоскуты четко по рисунку и выложите хотя бы один блок. Отойдите на несколько шагов, слегка прищурьте глаза. Вы сразу увидите лишний цвет — он будет «кричать», выбиваться из общей цветовой гаммы. Посмотрите также, не слились ли ваши детали в одно цветовое пятно. Сохраните этот отрез фланели, пусть он всегда будет использоваться именно для этой цели. Недостаточно внимательное отношение к цвету приводит к тому, что детали изделия зрительно смешиваются друг с другом или, наоборот, один цвет перебивает другой. Работа в этом случае выглядит негармонично, некрасиво. Так что не спешите сшивать. Поверьте, хотя порой времени на подбор тканей требуется гораздо больше, чем непосредственно на само шитье, но они оправданны.

Техники лоскутного шитья

Шитье из полос («колодец», «ананас», «лестница правосудия», «шеврон»)

Шитье из полос — самый распространенный вид лоскутной техники.

Техника, при которой сшивая полосы, а потом разрезая их определённым образом можно получить очень симпатичные блоки для изготовления лоскутных изделий.Лоскуты пришиваются не поочерёдно, линиями, а сшиваются вместе, по краям. Эта техника позволяет использовать отрезы старой одежды, даже поношенные ткани. Обрезанные по краям аккуратно фрагменты сшиваются легко. На припуск достаточно оставлять около 0,5 мм.
Эта техника — не нова. Из-за интереса к старинным видам рукоделия она вновь стала актуальной. Несложные — но подробные — выкройки должны состоять из лоскутков-полос различных тканей. Его на английский лад называют квилтинг. Удобнее всего начинать от центра, закрепив здесь первый квадрат или прямоугольник. Вокруг него лоскутное шитье из полос требует разместить другие отрезы ткани.

«Бревенчатая изба». У этого популярного узора много других названий: «американский квадрат», «сруб», «колодец», «лабиринт». Особенность шитья — сборка цветных полосок по спирали вокруг «очага» — маленького квадратика по традиции красного или желтого цвета, символизирующего очаг в доме. Цвет полосок — «бревнышек» — тоже символичен: светлые — освещенные углы избы, темные — теневые. Традиционный блок делится на светлую и темную половины по диагонали.

  1. Притачайте к одной стороне квадрата полоску, сложив их лицом к лицу, обрежьте выступающий конец.
  2. Отогните полоску и присоедините к ней в правом углу вторую полосу одинаковой с первой ширины. Вторую полосу также обрежьте по канту.
  3. Притачайте третью полосу контрастного цвета и укоротите выступающий конец.
  4. Продолжайте так до тех пор, пока блок не обретет заданный размер

Шитье из квадратов

Одна из самых старинных лоскутных техник построена на работе с кусочками ткани наипростейшей геометрической формы — квадрат. Цветные квадратики, сшитые по определенным правилам, напоминают красочные шахматные доски.
Известна эта техника с тех давних времен, когда тканей, производилось очень мало, они были слишком дороги, и даже лоскутики размером с почтовую марку шли в дело, кстати, это они дали название «почтовая марка» одному из узоров, составленному из крошечных квадратиков.
Особенно часто использовали такое шитье в деревенских семьях, где к каждому кусочку ткани относились очень бережно.
Работать с квадратиками одно удовольствие. Сначала рисуют на клетчатой бумаге цветной узор — эскиз (одна клеточка равна одному квадратику). Многие, не ломая голову, используют готовые рисунки для вышивки крестом и орнаменты для вязания. По эскизу рассчитывают количество квадратиков из тканей определенного цвета. Кроить следует точно по шаблону, иначе квадратики трудно совмещать при сшивании.
Крупные лоскутики (более 6×6 см) кроят с учетом долевой — она должна проходить параллельно любой стороне квадратика, в более мелких — долевую не соблюдают.Принцип соединения квадратиков в полотно таков: сначала их сшивают в полосы, а затем полосы — между собой. Для прямоугольного изделия квадратики сшивают в полосы по более короткой стороне — так намного удобнее.

  1. Первые два лоскута верхнего ряда соедините лицевыми сторонами внутрь, сколите, совместив срезы, и прострочите точно по линии припуска на шов. Шов приутюжьте «на ребро», а затем заутюжьте в сторону более темного квадратика, чтобы припуски на шов не просвечивали через ткань.
  2. Присоедините третий квадратик ко второму лицевыми сторонами внутрь и сострочите. Шов заутюжьте в сторону темного квадратика. Последовательно пристрочите все очередные квадратики этого ряда. Первая полоса готова.
  3. Приготовьте все остальные полосы и соедините в полотно: сложите лицевыми сторонами внутрь первые две полосы и сколите булавками точно по машинным швам, расположив булавки перпендикулярно срезам. Далее полосы сострочите по линии припуска на шов и, вынув булавки, приутюжьте шов «на ребро», а затем в одну сторону. Аналогично соедините остальные полосы и отутюжьте готовый образец.

Урок по технологии «Лоскутная мозаика»

Тема урока : ЛОСКУТНАЯ МОЗАЙКА

обучающие : изучение различных видов лоскутного шитья; научить рационально использовать отходы ткани, подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуру, качеству, изготавливать шаблоны; обучить рациональной организации рабочего места;

— развивающие: развитие сенсорных навыков(умение определять признаки и свойства материалов по их цвету, фактуре), моторных навыков, воображения;

— воспитательные: формирование нравственных качеств личности; воспитание патриотизма, эстетических взглядов.

Оборудование: образцы изделия, выполненные в технике лоскутного шитья, иллюстрации из журналов.

Инструменты и материалы: картон, ножницы, цветная бумага, клей.

Тип урока : изучение нового материала.

I . Организационный момент- 2 мин.

II . Актуализация опорных знаний и умений обучающихся- 5 мин.

III . Мотивация учебной деятельности — 3-4 мин.

IV .Изучение нового материала 15мин.

V Практическая работа. — 10- 12 мин.

VI .Подведение итогов занятия. — 5 мин.

VII .Домашнее задание. – 2мин.

I .Организационный момент.

1. Подготовка рабочих мест.

2. Получение сведений об отсутствующих.

3. Сообщение темы и целей урока.

II . Проверка дом.задания.

Вам было задано сообщение о истории лоскутной мозаики. (3 человека )

III . Сообщение темы урока. Тема нашего урока «Лоскутная мозаика» .Вы познакомились с новым видом рукоделия – лоскутным шитьём; научитесь приёмам выполнения лоскутного шитья, подбирать лоскутки по цвету, используя сочетания цветов; изготовите из бумаге аппликацию в технике лоскутная мозаика.

IV . Изучение нового материала.

Учитель ИЗО: Представьте себе, как долгими зимними вечерами в уютном деревенском домике (Слайд 3 ), под неторопливые разговоры женщин, собравшихся вместе после тяжелых хлопот дня, рождались прекрасные творения их рук, служившие годами и передававшиеся из поколения в поколение .

Учитель технологии: (Слайд 4)

Все в доме спят, а я поворожу,

Пасьянс лоскутный тихо разложу,

Что есть в душе — о том и расскажу,

Про жизнь свою иголкой напишу.

Раскрою веер, сказочный ковер

Сошью, сумею, выстелю узор,

Поймав рукой перо из лоскутка,

Жар-птицей унесусь под облака.

Учитель ИЗО: Сегодня наш урок посвящен одному из старинных видов рукоделия — лоскутному шитью, или лоскутной мозаике, где вы познакомитесь с историей лоскутного шитья и научитесь составлять узоры из подручного материала: бумаги и лоскутков. Это очень древний вид творчества. Самое древнее изделие в стиле лоскутной мозаики датируется 980 г. до нашей эры и было найдено в Египте. Фрагменты мозаичных изделий были обнаружены при раскопках скифских курганов (Слайд 5). В Европе лоскутная мозаика появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называли также «лоскутная мозаика»

Учитель технологии: Принято считать, что лоскутное шитье первоначально возникло в Англии, где в середине XVIII бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий. Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны (Слайд 6).

В России шить из лоскутков стали во второй половине ХIХ в., в это время появился в продаже дорогой заморский ситец. Идеей для создания лоскутной техники послужили обыкновенные заплаты, которые обыкновенно ставились на ещё крепкие, но слегка потертые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутков.

Лоскутное шитьё не прекращалось никогда, а в последнее десятилетие ХХ в это традиционное женское рукоделие стало возрождаться во всем мире, но уже под названием «пэчворк» (Слайд 7).

Учитель ИЗО : Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. (Слайд 8- 11). Очень часто на страницах журналов можно увидеть изделия, выполненные в лоскутной технике.

Создавать из лоскутков что-то новое и необычное — занятие увлекательное и, в отличие от других видов декоративно- прикладного искусства, таких как: вышивание, вязание, плетение и др, не требует особых навыков. Надо немного уметь шить и быть в работе очень аккуратным. Это рукоделие развивает художественный вкус, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.

Почти все ткани можно использовать для лоскутного шитья, но начинающей мастерице лучше всего работать с хлопчатобумажными тканями. Они хорошо стираются и прекрасно утюжатся. Это прежде всего сатин, ситец и лен. Шьют также из шелка, атласа, сукна, драпа, из плотного вязаного полотна, тканей других видов, лишь бы они не плавились под утюгом (СЛАЙД 12-13).

Учитель ИЗО: Геометрические узоры в лоскутной мозаике носят красивые названия: мельница, колодец, вертушка, елочка, пила, звезда, окно и другие ( Слайд 14,15). Элементами этой мозаики могут служить квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, шести- и восьмиугольники и так далее. Узоры обычно складываются из повторяющихся элементов, поэтому для удобства раскроя материала применяют шаблоны.

Учитель ИЗО: (Слайд 16-17). Чтобы подчеркнуть разную тональность элементов, нужно применять контрасты: в изделии всегда должны сочетаться темные и светлые части. Располагая светлые элементы рядом с темными, художник усиливает звучность их цвета.

Характеризуя различные цвета, часто употребляют слова «теплый» и «холодный». К первым относят красный, оранжевый и желтый, ко вторым: голубой, синий, фиолетовый. Теплые цвета кажутся расположенными ближе (выступающими), а холодные — дальше своего фактического расположения на плоскости (то есть отступающими). Это явление можно использовать в своем узоре.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ДЕРЕВО И ЛИСТОЧКИ

Соблюдайте правила по технике безопасности :

Техника безопасности на уроках технологии

1. Работу начинай только с разрешения учителя

2. Не отвлекайся во время работы.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4.Ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми лезвиями

5. Не работай неисправными инструментами.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Не разговаривай во время работы.

9. Выполняй работу внимательно.

Правила работы с клеем

1.При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2.Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3.Клей наносят на середину листа и размазывают равномерно к краям. Края надо всегда хорошо смазывать.

4. Когда бумага намазана клеем, надо немного подождать, чтобы она размокла и растянулась, а то будут морщины и складки.

5.Деталь надо сначала примерить. А потом намазывать клеем.

6. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

7.Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила работы с линейкой и карандашом

1. Линейку держи левой рукой, а карандаш правой.

2. Работай только хорошо отточенным карандашом.

3. Линию проводи слева направо.

4. При черчении карандашом, держи его наклонно.

5. Не нажимай на карандаш, линейку не двигай.

Практическая работа . Создание эскиза коврика (цветная бумага, клей, белая бумага для основы).

Работа в группах (народные песни)

Сегодня будем работать на уроке с бумагой для своей работы вам надо выбрать один из элементов узора: колодец, пила, елочка. мельница ( лежат на столах в конвертах). Работу можно сделать в теплых, холодных или контрастных тонах. Используя цветовой круг, подберите необходимые цвета. Применяя трафареты, вырежьте из цветной бумаги геометрические фигуры составляющие узор.

Из вырезанных геометрических фигур соберите эскиз коврика и, наклеив его на основу, закончите работу.

Четкость и аккуратность главное условие в работе.

Выполнение практической работы. Подведение итогов.

Защита практической работы

( 3-4 МИНУТЫ ВИДЕО)

1.Какую тему мы сегодня изучили на уроке?

2.Ребята, так что же такое лоскутная мозаика?

3.Какие техники лоскутного шитья вы знаете?

4.Что такое пэчворк?

5. Какие ткани используют для лоскутного шитья?

6.Какие цвета являются основными?

Закрепление изученного материала

Лоскутная техника — самый популярный вид рукоделия на сегодняшний день, не требует больших материальных затрат, предполагая использование «бабушкиных сундуков» и остатков ткани, которые найдутся в каждом доме. Вещи, выполненные в технике «пэчворк», разнообразны, оригинальны, неповторимы. Их можно использовать и для украшения интерьера и как аксессуары. К тому же фольклорный стиль всегда в моде. Этот вид рукоделия развивает художественный вкус, воспитывает терпение, усидчивость, приучает к аккуратности. Испытав радость творчества от выполненной работы, мы оставляем в наших вещах тепло своих рук и частичку души. Готовые работы вы можете увидеть на стенде.

Домашнее задание : подготовить ткани.

Сам себе мастер

Популярные публикации

Последние комментарии

Занимательный пэчворк или всё о лоскутном шитье

Очень популярным в последнее время становится такой вид рукоделия, как пэчворк (от англ. patchwork). Это вид рукоделия, при котором из разноцветных лоскутков ткани по принципу мозаики сшивается цельное изделие с определённым рисунком.

В результате этого увлекательного процесса можно получить вполне узнаваемые изображения каких-то предметов, правильные орнаменты или непредсказуемые причудливые узоры.

Изначально лоскутки сшивались исключительно из-за экономии материала, и лоскутное шитьё имело совершенно конкретные задачи.

Сегодня же лоскутное шитьё — это желание создавать красоту, а главное наслаждаться этим поистине волшебным действием. Декоративные панно, прихватки для кухни, стёганые покрывала, стилизованные лоскутные одеяла и подушки, а также модная одежда для детей и взрослых — радуют наш взор.

Существует множество видов и техник работы с лоскутками. Чтобы узнать и понять основы лоскутного шитья необходимо познакомиться хотя бы с некоторыми видами этого интересного занятия.

Основы лоскутного шитья

Разглядывая готовые изделия, выполненные в технике пэчворк, кажется, что ничего сложного в собирании и сшивании лоскутков и быть не может. Да, технология лоскутного шитья и правда не такая уж сложная, но порой воплотить задумку автора не так просто. Познакомимся с тремя основными этапами техники лоскутного шитья.

Подбор исходного материала

Для начала необходимо собрать все имеющиеся остатки и обрезки тканей. Затем их нужно рассортировать по фактуре и цвету, а потом приступить к созданию схемы будущего изделия. Иногда делается наоборот: сначала задумывается узор, а затем из имеющихся или специально купленных тканей нарезаются заготовки. В этом случае первый и второй этапы просто меняются местами.

Создание эскиза будущего изделия

Это второй этап, который для опытных мастериц не представляет большой сложности, потому как они в совершенстве владеют различными способами сшивания лоскутов.

Начинающим рукодельницам даем совет: воспользуйтесь готовыми схемами из журналов, книг или Интернета. Выглядят они примерно так:

Соединение лоскутов в цельное полотно

Процесс соединения лоскутков включает в себя несколько этапов:

  • сшивание отдельных фрагментов
  • соединение в полотно готовых блоков
  • пришивание к готовому полотну подкладки

Кроме сшивания лоскутков существует ещё и вязаный пэчворк, где при помощи крючка и контрастной нити лоскуты соединяются друг с другом.

Набор инструментов для пэчворка

Кроме ткани и ниток, для занятия пэчворком вам могут понадобиться:

  • специальный роликовый нож или ножницы
  • булавки и швейные иглы
  • карандаш или мел (для нанесения рисунка на ткань)
  • картон, толстая бумага или мягкий пластик (для изготовления шаблонов)
  • вязальный крючок
  • швейная машинка

Набор не замысловатый, всё необходимое вы с лёгкостью найдёте в специализированных магазинах рукоделия. Существуют и готовые наборы для лоскутного шитья, в которые помимо материалов и инструментов включены также и схемы узоров.

Располагая всем необходимым, вы сможете создавать разные изделия в технике лоскутного шитья, начиная от самых простых и заканчивая настоящими произведениями искусства!

Разновидности лоскутного шитья

Лоскутное шитьё включает в себя различные виды и техники. Поговорим о наиболее популярных из них.

Традиционный пэчворк

Целью традиционного пэчворка является создание цельных полотен из отдельных лоскутов, которые сложены в геометрические узоры. В такой технике шьются и маленькие изделия, такие как, прихватки на кухню и наволочки на подушки, и большие, такие как покрывала и пледы. Отличительной особенностью этих изделий является лицевая сторона, выполненная именно в технике лоскутного шитья и подкладка, которая может быть сделана из цельного отреза ткани.

Crazy Patchwork (Крэйзи-пэчворк)

Crazy Patchwork в переводе с английского означает сумасшедший лоскуток. Характерной особенностью этого вида лоскутного шитья является использование фигур произвольной формы, часто неправильной, а также кривых полос и нестандартных аппликаций.

Швы маскируются вышивкой, тесьмой, лентами или кружевом. Кроме этого, изделия часто украшаются бисером, бусинами, металлическими подвесками, пуговицами и т. п. В технике Крэйзи-пэчворк могут быть выполнены подушки и покрывала, сумочки, декоративные панно и одежда.

Вязаный пэчворк

Этот вид пэчворка знаком многим рукодельницам. Отличие от традиционного пэчворка состоит лишь в том, что в вязаном пэчворке лоскутки не сшиваются, а привязываются друг к другу крючком нитками подходящего цвета. При этом лоскутки могут быть как из ткани, так и вязаные. Самыми распространёнными изделиями в этой технике являются большие покрывала на кровать, а также женские сумки.

Японский пэчворк

Восточные и западные традиции были объединены в этой технологии лоскутного шитья. Активно используя стёжку и шёлковые ткани, изготавливают шикарные лоскутные покрывала, одежду и декоративные панно. В основе узоров используются геометрические фигуры: треугольники, квадраты, уголки, ромбы.

В переводе с английского quilting (квилтинг) означает стёганое полотно. Смысл этой техники рукоделия заключается в том, что два полотна соединяются между собой машинной строчкой, имитирующей различные узоры. При этом между двумя полотнами прокладывается мягкая прокладка из ватина или синтепона. Изделия, изготовленные в технике квилтинга более элегантны, чем собранные из лоскутков ткани. В этой же технике можно изготовить диванные подушки, кухонные прихватки, детскую одежду и даже оформить целую комнату!

Техники лоскутного шитья

На первый взгляд технология сшивания лоскутков проста: вырезаешь и сшиваешь, воплощая в жизнь свою задумку. На самом же деле лоскутное шитьё требует наличия художественного вкуса, трудолюбия, усидчивости, аккуратности, а также умения шить. Результаты порой потрясают своей красотой! Не бойтесь экспериментировать и дайте волю своей фантазии.

Разглядывая готовые изделия, порой задаёшься вопросом: как с помощью одинаковых элементов (квадратов, треугольников, полос, уголков, ромбов) создаются разные узоры?

Оказывается дело тут в способах, которыми сшиваются эти элементы. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Техника «Быстрые квадраты»

Эта техника называется так не с проста. В её основе лежат квадраты, которые вырезаются из сшитых заранее полос ткани.

В данном случае за основу взято 4 вида ткани контрастного цвета.

Сначала необходимо сшить между собой 2 полосы одного цвета, потом — другого, т. е. сшиваем вместе голубые, а потом — коричневые отрезы ткани.

Затем накладываем полосы лицом к лицу и сшиваем вместе. Получится некое подобие рукава.

Следующий шаг — нарезание квадратов. Отмеряем угол 45 градусов, прикладывая линейку сначала к верхнему краю рукава, потом к нижнему. Так по всей длине исходной полосы.

Таким образом у нас получатся квадраты, сшитые из 4 видов ткани. Такие квадраты ещё называют сборными квадратными блоками или «быстрыми» квадратами.

Нарезав необходимое количество, можно комбинировать и сшивать квадратные блоки в произвольном порядке. На подушку достаточно четырех квадратов, на одеяло понадобится уже больше (около 24 — на детское и 42 — на взрослое).

Техника «Акварель»

Техника достаточно популярна и в ней тоже используются квадраты. Главное условие — подбор правильной цветовой гаммы. Комбинация ткани от светлого к темному создаст эффект рисования акварелью. За основу можно взять 7 видов ткани с некрупным рисунком, например, цветочным принтом, тогда вам будет несложно сложить из них красивый узор.

Техника «Полоска к полоске»

Рисунок в данном случае собирается из разноцветных полос ткани, расположение и сочетание которых может варьироваться по-разному. Большое лоскутное покрывало или озорной коврик в виде паркетных дощечек, которые уложены зигзагом, уголками, ромбиками или лесенкой, принесут вам массу приятных эмоций.

Техника «Бревенчатая изба»

В основе этого способа лоскутного шитья тоже лежат полосы, которые собираются вокруг центрального квадрата и располагаются по спирали. Центральный квадрат можно сместить в угол, тогда рисунок получится уже другим.

Техника «Волшебные треугольники»

Треугольник — очень распространённый элемент лоскутного шитья. Треугольники удобны в работе: из них можно составить и простые квадраты, и сложные звёзды.

Чаще всего в лоскутном шитье используются равнобедренные треугольники. Соединяя короткие стороны, получаем узоры из пёстрых многоцветных полос, сшивая длинные стороны — цветные квадраты. Узоры из треугольников носят такие названия, как «Мельница», «Алмаз», «Звезда».

Техника «Лоскутные уголки»

Отличительной особенностью данной техники является то, что уголки не нужно вырезать, их нужно складывать из полос ткани или квадратов. Получившиеся уголки сшиваются в полосы, из которых затем сшивается объёмное полотно.

Техника «Шахматка»

Маленькие квадратики укладываются в шахматном порядке. Если развернуть квадраты углом вверх, то получим шахматку из ромбов.

При желании сначала можно сшить несколько маленьких квадратиков в «шахматные» блоки, которые в дальнейшем сшивать, как ромбы.

Техника «Русский квадрат»

Сборка этого узора достаточно сложная. В его основе лежит квадрат, равнобедренные треугольники составляют верхний и нижний ярусы. Следующие ярусы собраны из треугольников и полос. Ярусы могут быть одинаковыми по размеру, могут «расти» от центра к краям.

Техника «Соты» или «Бабушкин сад»

Узор, напоминающий соты, собирается из шестиугольников. Из шестиугольников легко собрать цветок, середину которого можно выделить пуговицей, обтянутой тканью. Мастер-класс по сборке лоскутного блока из шестиугольников поможет вам разобраться во всех тонкостях.

Техника «Ляпочиха»

Очень, своеобразное, озорное, национальное русское изобретение. Цветные необработанные полосы ткани, настроченные на основу, создают объёмное полотно. Здесь в ход могут пойти старые трикотажные вещи, например, футболки. Лучше, если ткань не будет сильно осыпаться.

Техника лоскутного шитья настолько занимательна, что говорить о ней можно без остановки. Сколько вариантов узоров, столько в лоскутном шитье существует и техник.

Где применимо лоскутное шитье?

Посмотрите вокруг себя и обновите интерьер вашего дома с помощью пэчворка.

Любые предметы гардероба (кроме обуви) можно изготовить из лоскутков: для осенней курточки подойдет техника квилтинга или японского пэчворка. Нарядные блузки, жилеты и юбки получаются из полотна-крэйзи. Взяв на вооружение лоскутную технику, сшейте милые вещички для своих детишек.

Кроме одежды в технике лоскутного шитья можно сшить кошельки, сумки, косметички.

Навык работы с тканью, со швейной машинкой, а также желание, трудолюбие, увлеченность и усидчивость помогут вам стать мастером лоскутного шитья. Лоскуток за лоскутком, стежок за стежком и пэчворк станет одним из любимых увлечений!

Лоскутное шитье

Как это нередко случается, техника лоскутного шитья как искусства, поначалу имела далеко не художественные корни. Бедность и скудность вынуждали женщин находить способы рационально использовать каждый клочок ткани, применяя лоскуты материи не только для заплаток, но и для создания новой одежды и интерьерных вещей. Искусствоведами было замечено, что всплеск создания различных вещей в стиле лоскутной техники всегда приходился на периоды экономических кризисов, в какой бы стране они ни случались.

Постепенно пэчворк (он же — квилт или лоскутная мозаика) из вынужденного занятия бедняков становится разновидностью изящного рукоделия. Кстати, забавный факт: в Америке квилт считался национальным искусством, и каждая невеста, готовясь к замужеству, должна была собственноручно изготовить для приданого 13 одеял в стиле лоскутной техники.

Сегодня мы, пользуясь подсказками из старинной книги «Лоскутное шитье для начинающих», будем рассматривать основы этого искусства. И начнем с материалов, без которых в этой работе не обойтись. Итак, нам понадобятся:

  • лоскуты ткани: лучше всего подходят хлопчатобумажные. Можно использовать и шерсть, сукно, бархат, атлас, шелк и т.д., но следует помнить, что соединять между собой нужно ткани одинаковой плотности;
  • нитки, подходящие к составу ткани, т.е. шелковые лоскуты мы сшиваем шелковой ниткой и т.д.
  • много булавок с круглой головкой: чтобы на лоскутах не оставались следы наметки, лучше скалывать ткань булавками
  • шаблоны из картона или любого другого плотного материала. По контурам фигур-шаблонов будут выкраиваться детали будущего лоскутного орнамента. Периодически картонные шаблоны рекомендуется заменять на новые, т.к. от частого использования у них деформируются уголки, что негативно сказывается на форме заготовок из ткани. Удобно делать шаблоны с вырезанной внутренней частью — так можно обозначить на ткани и линию, по которой лоскуты будут сшиваться, и прибавку на шов. Ну и выбирая, из какого места на отрезе материала вырезать лоскут, удобно прикладывать к ткани такой шаблон и представлять, какой именно фрагмент будет наиболее выигрышно смотреться в готовом изделии.

В лоскутной технике для начинающих есть один очень важный момент, которым не стоит пренебрегать: все лоскуты вырезают только по долевой нити! Только в этом случае готовое изделие будет иметь безупречную форму, не деформируется и не перекосится. Помните, как определять долевую нить? Ткань по ней почти не тянется, в отличие от поперечной нити, а если резко натянуть ткань в долевом направлении, то раздастся звонкий хлопок.

При соединении лоскутов на швейной машине (есть рукодельницы, которые небольшую работу предпочитают делать вручную, там немного другая техника соединения ткани), вырезанные фрагменты соединяют в полосу, конечно, если это позволяет рисунок, а затем эти полосы сострачивают между собой: таким образом шьют лоскутные покрывала и одеяла без сложных орнаментов.
После соединения лоскутов швы разглаживают на обе стороны, после чего тщательно разутюживают все лоскутное полотно.

Кроме того, необходимо упомянуть и о других очень важных моментах работы с лоскутами:

  • не пренебрегайте утюгом! Он всегда должен быть под рукой и активно использоваться в работе, иначе изделие может получиться перекошенным, швы будут топорщиться и т.д.;
  • если у вас мало швейного опыта, то отдавайте предпочтение хлопчатобумажным тканям — с ними удобнее всего работать. Но перед работой все новые ткани лоскуты обязательно должны быть выстираны, чтобы потом не было проблем с усадкой и потерей цвета;
  • если вы решили работать с очень тонкими тканями, вроде батиста или просто очень старыми лоскутами, которые от времени истончились, то такой ткани нужно придать дополнительную жесткость, например — с помощью крахмала. (Как в старину крахмалили вещи — узнать можно здесь);
  • выстиранную влажную ткань не выкручивают, чтобы она не деформировалась, а аккуратно развешивают или раскладывают на полотенце — обычно так поступают с шелковыми и атласными тканями, требующими деликатного обращения;
  • еще влажные лоскуты проглаживают теплым утюгом с изнаночной стороны, бархат и другие ворсовые материалы не гладят, а просто отпаривают или, как крайний вариант. гладят с изнаночной стороны на толстом махровом полотенце.

И отдельный абзац этой статьи хотелось бы уделить грамотной подборке цвета. Очень часто начинающие мастерицы, только-только осваивающие технику пэчворка, пытаются в своей работе соединить цвета по одному простому принципу: «чем ярче — тем лучше». В итоге получается что-то очень кричащее и безвкусное, граничащее в вульгарностью. Поэтому, когда вы приступаете к работе и начинаете подбирать лоскуты по цветовой гамме, помните о таких вещах:

  • самыми удачными и гармоничными выглядят те изделия, где лоскуты имеют какой-то объединяющий их цвет: так, например, однотонный лоскут может повторять какой-нибудь оттенок ткани с рисунком; или присутствует «растяжка» цвета: когда ткань подбирается, например, от ультрамариновых до бледно-голубых оттенков;
  • если в работе используются чисто-белые ткани, то проверьте, чтобы этот цвет не бросался в глаза, как это часто с ним бывает в лоскутных изделиях. Чтобы приглушить ослепительность белого цвета, материал можно слегка подкрасить крепким кофе, чаем, отваром трав (рецепты старинных натуральных красителей для ткани);
  • не забывайте о том, что ткань для окантовки готового изделия необходимо подбирать так же тщательно, как и лоскуты для орнамента. Иногда кайма из материала контрастного цвета создает просто потрясающий эффект, а неудачно подобранная ткань — убивает весь внешний вид изделия.

Простые изделия в лоскутной технике

Самое простое одеяло, на котором можно попрактиковаться начинающим при освоении техники лоскутного шитья, мастерят из таких полос, составленных из подобранных по цвету квадратов. Итак, обрезки ткани вырезают нужной формы (помним про крой по долевой линии!), подбирают их по цвету и рисунку и соединяют между собой в длинные полосы.

Затем эти полосы сшивают в единое плотно — так мы получаем лицевую сторону будущего одеяла. Затем по размерам лоскутного полотна подбирают подкладочную ткань и утеплитель: синтепон, ватин и т.д. Подкладочная ткань должна быть больше лоскутного полотна примерно на 5 см — как по длине, так и по ширине.

Прокладку хорошо разглаживают, расстилают на полу изнанкой вверх, затем булавками закрепляют на ней утеплитель, а сверху накрывают лоскутным полотном, располагая его лицевой стороной вверх. Все три слоя тщательно расправляют, чтобы углы и стороны совпадали друг с другом. Затем три слоя ткани прометывают, двигаясь от центра к углам и к середине сторон (см. рисунок). Удобнее всего сначала соединить крест-накрест середины сторон, а затем — по диагоналям все четыре угла. Затем одеяло сметывают по сторонам, после чего приступают к машинной стежке и декоративной обработке краев.

Лоскутное покрывало с американским орнаментом

Во второй половине XIX века по обе стороны Атлантики был очень популярен лоскутный узор, символизирующий собой перекрещивающиеся бревна деревянной хижины с горящим очагом в ее центре и отблесками огня на стенах. В этом орнаменте светлые лоскутные полосы изображают блики света и огня, а темные — тень. Чуть позже в орнаменте стала преобладать более широкая гамма цветов, но название так и осталось: «американский квадрат» или, другое название узора — «колодец».

Технику лоскутного шитья для начинающих лучше всего осваивать пошагово, без спешки и нетерпения, т.к. красота изделия будет зависеть не только грамотного подбора цветовой гаммы лоскутов, но и от правильного соединения ткани: без перекосов, искажения рисунка и пр.
Для изготовления двуспального лоскутного одеяла классического американского орнамента нам понадобятся:

  • 70 см однотонной ткани (ширина — 90 см) — для центральных квадратов орнамента:
  • 15 м х/б ткани (ширина — 90 см) светлых и темных оттенков, однотонной и с рисунком;
  • 8,1 м плотной х/б ткани вроде миткаля (ширина — 90 см) для основы:
  • 8,1 м х/б ткани для подкладки (ширина — 90 см);
  • 90 см ткани контрастного цвета для окантовки или около 10 м готовой тесьмы, скроенной по косой;
  • 7,5 м утеплителя (при желании; если шьют просто декоративное покрывало, то можно обойтись и без утеплителя).

Лоскутное полотно готового изделия будет состоять из 12 х 12 отдельных блоков, сторона каждого квадрата — 23 см.

Для раскроя лоскутных заготовок понадобится шаблон: из плотного картона вырезают квадрат со сторонами 23 см, отмечают на нем диагонали и центральный квадрат, стороны которого равны 5 см. Затем чертят четыре «ступеньки» высотой по 2 см и пересекают их диагоналями. Те треугольничники, что находятся за пределами этих диагоналей — это припуски на швы.

Пошаговое изготовление отдельного лоскутного блока:

Из ткани, предназначенной для основы лоскутного одеяла, вырезают квадрат со стороной 23 см и чертят на нем диагонали (пользуйтесь мелом или специальными карандашами с легко стирающимися линиями).

Из ткани для центрального звена («очага») вырезают квадрат со сторонами 6 см. Этот элемент приметывают к середине основы лицевой стороной вверх, затем вокруг центральной детали нашивают первый ряд полосок. Для этого, пользуясь чертежом со «ступеньками». вырезают две светлые и две темные полосы шириной по 3 см, а длиной — равные длине первой, верхней «ступеньки».

Светлую полоску накладывают лицевой стороной на центральный квадрат так, чтобы угол полоски и угол квадрата совпали, при этом один конец полоски будет выходить за пределы квадрата. На машинке прострачивают шов вдоль полоски, делая припуск около 5 мм. Затем пришитую полоску отгибают на лицевую сторону и проглаживают утюгом.

Точно таким же образом пришивают к основе и две темные полоски. Пользуясь той же техникой, собирают весь блок целиком, каждый раз добавляя две светлые и две темные полосы — в каждом блоке их всего 16 шт. Подготавливая полосы для последнего ряда блока, необходимо следить, чтобы они были шириной 3,5 см и 23 см длиной, и точно совпадали с краями основы.

Точно таки же образом, как было описано выше, делают все оставшиеся лоскутные блоки одеяла, после чего их располагают так, чтобы красиво чередовались темные и светлые стороны. Блоки соединяют в полосы по 12 шт в каждой, оставляя по 1 см припуска на швы. После этого полосы сметывают между собой и прострачивают на швейной машинке.

Затем к лоскутной основе добавляют слой утеплителя и подкладку — как это правильно сделать, описано выше. Затем готовое изделие по краям окантовывают тканью контрастного цвета или готовой декоративной тесьмой.

Удивительные треугольники

С самых давних времен, еще до изобретения швейной машинки, шитье из треугольников полюбилось многим мастерицам. Предполагают, что особенно увлекались им русские рукодельницы. Порой в скромной деревенской избе единственным украшением было нарядное «цветастое» одеяло из множества треугольных лоскутиков.

С треугольниками легко работать: из них можно «сочинить» любой геометрический орнамент и при необходимости разложить самый сложный на треугольники, каким бы замысловатым он ни был.

Наиболее часто используют лоскуты в форме прямоугольных равнобедренных треугольников, их кроят по шаблону, располагая его на ткани так, чтобы направление долевой нити совпадало с одной из коротких сторон треугольника, затем складывают треугольники по два и сшивают по длинной стороне — получаются квадраты, которые соединяют в полотно.

При раскрое большого количества двухцветных пар треугольников используют такую «хитрость»: сначала вырезают из тканей двух цветов по одинаковому количеству квадратов (со стороной, равной стороне треугольника в готовом виде плюс припуск на шов), складывают лицевыми сторонами по два квадрата разного цвета, скрепляют булавками, намечают диагональную линию и прокладывают вдоль нее 2 строчки на расстоянии припуска на шов от диагонали. Разрезают по диагонали, разворачивают лоскуты, заглаживают припуск в сторону более темного — образуется 2 двухцветных квадрата.

Разноцветные треугольники сшивают, применяя другую «хитрость»: их складывают попарно, скалывают и сострачивают на машинке, одну пару за другой, не обрывая нити, а затем нити разрезают.

Если треугольники выкроены из ткани, которая слишком тянется, то при стачивании подкладывают под строчку бумагу.

В шитье из треугольников весьма популярны узоры «мельница», «звезда», «алмаз».

«Мельница». Двухцветный узор из восьми одинаковых треугольников (по четыре каждого цвета), сшитых в квадрат. Сначала треугольники попарно (светлый с темным) стачивают длинными сторонами, образовавшиеся квадраты — в полосы, чередуя цвета. Полосы сшивают в квадрат, начиная от центра — так легче соединить все линии в одну точку. Шов разутюживают на обе стороны.

«Звезда». Один из любимых узоров среди лоскутниц — восьмиконечная «звезда» — может быть самых разных цветов, но ярче всего она «сияет», если ткань ее лучей однотонная, а фон — пестрый.

Сборку полотна ведут в несколько приемов. Приготовив цветную схему «звезды», ее разбивают на полосы из квадратов и затем квадраты — на треугольники. Далее важно не перепутать, что с чем сшить. Собирая треугольники в квадраты, поучитесь делать это без ошибок на примере схем прихваток из узора восьмиконечная «звезда».

Первую и третью полосы верхней прихватки собирают одинаково: крайние квадраты из двух треугольников, средний — из четырех. Повнимательней рассмотрите средний квадрат. Он состоит из четырех прямоугольных треугольников. Их сшивают попарно, по коротким сторонам, затем 2 больших треугольника стачивают по длинным сторонам. При шитье стараются не нарушить стыковку треугольников в центре квадрата.

Вторую полосу схемы собирают из двух крайних квадратов, составленных из четырех треугольников и цельного квадрата, выкроенного из ткани с рисунком.

Далее полосы стачивают между собой, с соблюдением всех правил стыковки квадратов.

Схема сборки «звезды» на второй прихватке — иная. Начинают с центрального квадрата. К его сторонам пришивают 4 треугольника. Затем к верхней и нижней сторонам нового квадрата притачивают полосы из четырех треугольников — средняя часть схемы готова. Осталось собрать две вертикальные полосы по краям, каждая из четырех квадратов (восьми треугольников).

«Алмаз». У этого узора есть еще одно название — «квадрат в квадрате».

Работу начинают с построения схемы. Стороны центрального квадрата достраивают прямоугольными треугольниками, чтобы получился большой квадрат, и так раз за разом, пока не образуется квадрат нужного размера. Схему можно раскрасить, выделив определенным цветом треугольники каждого ряда.

Дальше готовят шаблоны: для центрального квадрата, треугольника каждого ряда и основу из ткани или флизе-лина. Отмечают на ней 4 пересекающиеся линии: 2 перпендикулярные и 2 диагональные. Сборку треугольников ведут по схеме от центра. Закрепляют квадрат на основе лицевой стороной вверх. К одной из сторон прикалывают треугольник первого ряда лицевой стороной вниз, совмещая его длинную сторону с квадратом, и стачивают вместе три детали (основа, квадрат и треугольник) по припуску на шов. Шов приутюживают «на ребро», отгибают треугольник, еще раз утюжат и закрепляют булавкой. Точно так же пристрачивают следующие 3 треугольника этого ряда. Затем проверяют, совпадают ли углы образовавшегося квадрата с линиями на основе, и подравнивают ножницами квадрат, чтобы все стороны были равны.

Следующие ряды треугольников пришивают подобным образом.

Ссылка на основную публикацию