Мастер-класс по ошибане

Мастер-класс по технике ошибана для начинающих

Некоторые мастерицы любят пополнять свои знания и стремятся регулярно знакомиться с новыми видами творчества. Такой подход помогает развиваться в рукоделии и учиться выполнять необычные и красивые поделки. Прессованная флористика ошибана, или осибана, — это особая разновидность изобразительного искусства. Создание оригинальных картин из высушенных под гнётом цветов, листьев, коры и семян точно придётся по вкусу многим мастерицам и заинтересует детей.

Историческая справка

Первые упоминания о живописи цветами (ошибане) были найдены в трудах писателей Древнего Египта. Также это искусство уважали в Таиланде, Китае и Корее. Затем оно захватило интерес англичан, которые познакомили европейцев с прекрасными пейзажами из сухих трав и бутонов.

Особых успехов в этом прикладном творчестве достигли японцы. Шестьсот лет назад в Стране восходящего солнца подобная техника была доступна только самураям. Суровые войны помимо уроков по написанию иероглифов и владению мечом, были обязаны посещать занятия осибаной. Прессованная флористика была частью их обучения, так как развивала терпеливость, настойчивость, наблюдательность, концентрацию и другие качества, необходимые храбрым воителям.

На сегодняшний день ошибана популярна среди всего населения Японии. Специалисты даже разработали особые способы защиты растительных материалов от выгорания и потери цвета. Для этого после составления картин из сухих цветков их помещают в специальные рамки, после чего выкачивают воздух между поделкой и стеклом. Получившийся вакуум позволяет надолго сохранить первоначальный вид растений.

Подготовка к работе

Ошибана — это особое искусство, позволяющее выражать свои эмоции, а также проявлять фантазию и творческие способности. Сбор материалов и работа с ними — это естественная релаксация. Японцы верят, что подобная деятельность положительно влияет на организм, заставляет его работать в унисон с природой и излечивает от приобретённых проблем и заболеваний.

Заниматься такой живописью могут не только художники, не нужно обладать определёнными знаниями и качествами, чтобы научиться создавать красивые картины из бутонов, листьев и травы. Дети ещё в начальной школе собирают осенние листья, окрашенные в яркие цвета, и составляют из них простенькие аппликации. Неопытным рукодельницам можно начать с этого, дополнив картинку лепестками цветов, корой, хвоей, семенами, шелухой лука и чеснока, корешками и тополиным пухом.

Выбор материалов

Считается, что тополь лучше других растений справляется с очищением воздуха, поэтому поделки, на которых присутствуют его листья и пух, обладают особой позитивной энергетикой. В качестве материалов для ошибаны можно использовать семенные коробочки многих растений.

Например, плод лунарии состоит из прозрачных и шелковистых пластин матового оттенка, семенники физалиса имеют яркий окрас — красный или оранжевый, а парашютики овсяного корня и одуванчиков позволяют придавать композициям лёгкость и воздушность.

Главным условием подготовки качественного материала является сохранность его первоначального вида, то есть формы, цвета и фактуры. Поэтому при сборе и сушке нужно соблюдать некоторые тонкости. Обзавестись растительными элементами для будущей поделки можно с ранней весны до поздней осени. Собирать материал рекомендуется только в сухую и безветренную погоду. Также стоит запомнить, что чем моложе цветок или листик, тем устойчивее его окрас.

Части растений выкладывают на чистый лист бумаги, чтобы они немного подсушились, после чего помещают под пресс. Для этого можно использовать толстую стопку книг, журналов или другой печатной продукции. Главное, её веса должно быть достаточно для того, чтобы сделать элементы картины плоскими и гладкими. Сушку стоит производить как можно быстрее, ведь в таком случае растения меньше потеряют в цвете.

Осенняя листва уже довольно плотная и старая, поэтому её можно обработать горячим утюгом, накрыв слоем из нескольких старых газет. Конечно, опытные флористы применяют более сложные технологии при подготовке материала, но начинающим будет достаточно и этих способов. Стоит отметить, что быстрее всех сохнут полевые цветы, на это им требуется не больше 3−4 дней.

Хранить заготовки нужно в прохладном и тёмном месте без сквозняков и ветров. Солнечные лучи окажут губительное воздействие на окрас сушёных растений. Поэтому их рекомендуется размещать в конвертах, непрозрачных файлах, картонных коробках, газетах или книгах.

Тонкости создания картин

Для создания картин нужно подготовить основу для поделки, клей ПВА, кисти и спицу (для нанесения тонких линей клеящего состава).

Мастер-класс по ошибане для начинающих стоит начать с классификации растений по стойкости цвета. Растительные элементы со временем меняют свой окрас, и это стоит учесть в работе, чтобы не испортить задумку и не разочароваться. Все натуральные заготовки можно поделить на три группы:

  • Стойкие — не меняют цвет больше трёх десятков лет. К ним относятся пионы, осенняя листва, маргаритки, астры, васильки, дельфиниум, георгины, мальва.
  • Среднестойкие — больше десяти лет (розы, ромашки, рудбекия, бархатцы, сальвия, гайлардия).
  • Малостойкие — около 5 лет (лилии, флоксы, лютики, анютины глазки).

В одной композиции можно сочетать растения всех трёх групп, главное не забывать о возможных изменениях окраса. Для простых картинок не обязательно рисовать эскизы. Самыми лёгкими считаются аппликации из целых элементов. Например, с помощью зонтичных соцветий реально изобразить деревья, лист подорожника можно выдать за ёлочку, а из лепестков петуний легко составить пышные юбки девушек.

Композиции со сложным сюжетом лучше клеить на предварительно нарисованный эскиз. Его можно выполнить самостоятельно или скачать и распечатать из интернета. Некоторые рукодельницы в этих целях используют картинки из детских раскрасок.

После готовности всех материалов приступают к созданию ошибаны своими руками. Для этого рекомендуется осуществлять работу по следующим пунктам:

  1. Для картины лучше использовать плотный картон. Однако перед наклейкой элементов его в обязательном порядке обклеивают ватманом с двух сторон. Это помогает избежать перегибов после высыхания клея.
  2. Контуры картинки наносят на основу мягким карандашом. Также их можно перенести на картонку с помощью копировальной бумаги или кальки.
  3. Если сюжет поделки довольно прост, например, дерево на поле или ваза с цветами, можно выложить необычный и яркий фон. Для этих целей пригодятся различные травинки, листочки и лепестки. Если же выбран сложный рисунок, лучше сделать фон однотонным.
  4. Раскрашивание картины растительными заготовками интересное, но трудоёмкое занятие. Сначала нужно выложить фон, затем крупные объекты и только после этого приступить к распределению мелких деталей. Это можно сделать с помощью пинцета. Заготовки укладывают от краёв и постепенно двигаются к центру.
  5. Между элементами не делают явных стыков, верхние части растений прикрывают нижними кончиками следующих материалов.
  6. Чтобы придать картине объем, её дополняют почками вербы или тополиным пухом. Также может пригодиться кора, хвоя, солома и стебли трав.
  7. Сразу наклеивать растения на основу не стоит. Лучше накрыть составленный сюжет листом бумаги, а через некоторое время внимательно осмотреть. Если поделке не нужна доработка, то её можно закрепить с помощью клеящего состава.

Готовую картину нужно поместить под пресс на 10−12 часов. Аппликации в технике ошибана не требуют особых затрат, но специальные рамы для таких работ стоят довольно дорого.

Первые сюжеты можно хранить в обычных файлах или фоторамках вдали от солнечных лучей.

Мастер-класс для начинающих

Изучение ошибаны лучше начать с несложных картин. Например, пейзаж сможет осилить даже пятиклассник. Чтобы выполнить аппликацию, нужно подготовить следующие материалы и инструменты:

  • плотный картон для основы;
  • листья калины, лопуха, сирени винограда, клёна, тополя, земляники;
  • бересту;
  • кожуру с кукурузных початков;
  • лепестки роз;
  • тонкие веточки берёзы и полыни;
  • тонкие кисти;
  • клей ПВА;
  • карандаш;
  • пинцет;
  • ножницы (обычные и маникюрные);
  • рамку со стеклянной вставкой.

Если подобных растений нет у мастерицы под рукой, можно использовать другие. Главное подобрать веточки и листья, подходящие по цвету и фактуре. Фотография готовой картины поможет определить, какие материалы нужно подготовить.

Работу осуществляют по следующему алгоритму:

  1. На картонной основе делают эскиз пейзажа, отмечают контуры изображения. Особое внимание уделяют основным линиям — горизонту и элементам переднего плана. Затем прорисовывают более мелкие детали.
  2. Наклейку заготовок начинают с кожуры кукурузы. С помощью неё формируют небо. Чтобы все части поделки хорошо приклеились к основе, после каждого этапа рекомендуется помещать работу под пресс на 2−3 минуты.
  3. Речку оформляют из берёзовой бересты. Для этого её разделяют на слои и самые светлые части используют для создания поверхности воды.
  4. Дальний берег составляют из листвы тополя. Её клеят на основу задней, серебристой стороной. С помощью маникюрных ножниц из этого материала вырезают кусочки необходимой формы.
  5. Затем приступают к изображению левого берега. Для этого понадобятся листья клёна и лопуха. Мелкие заготовки размещают на основе в целом виде, а крупные обрывают руками, чтобы получить эффект плавного перехода.
  6. Важным этапом создания шедевра считается детальная проработка природы. Из светлого слоя бересты вырезают ветки и стволы для двух берёзок. Листвой им будут служить кусочки лопуха. Дополняют фрагмент кустиком из удлинённых листьев розы. На дальнем берегу формируют хвойный лес с помощью небольших веточек полыни.
  7. Из тех же листьев составляют правый берег. Деревья делают из тёмной коры берёзы.

Работа получилась довольно симпатичной, теперь её можно поместись в рамку или немного доработать, чтобы композиция стала выглядеть более натурально. Крону деревьев правого берега делают из обрывков листвы клёна, тополя, земляники или калины. У стволов растений располагают кустики из длинных листьев. Чтобы сделать берег более крутым и ступенчатым, берут сухой материал лопуха, тополя, клёна и лепестки цветов. Около воды размещают кустарник, склеенный из усиков винограда или тонких берёзовых веток.

Также стоит вернуться к реке. При создании бликов на поверхности воды важно помнить, что отражения тёмных предметов выглядят светлее, чем их реальные прототипы, и наоборот. Водоёмы всегда имеют лёгкую рябь из-за ветра, чтобы добиться такого эффекта, нужно обклеить речку рваными и неровными кусочками коричневой бересты.

На правом берегу присутствует немного растительности, поэтому для создания его отражения больше подойдёт светлая кора.

На дальнем плане перед хвойным лесом можно разместить небольшие островки с растительными насаждениями. Землю делают из листвы серого тополя и цветочных лепестков жёлтого цвета. На ней размещают ёлочки из полыни.

Теперь картина смотрится более живой и реальной. С первого взгляда трудно определить, что подобную красоту сделали из обычных сушёных растений. Конечно, не все смогут справиться с детальной проработкой аппликации, ведь с мелкими деталями довольно сложно работать. Но первый вариант пейзажа тоже по-своему интересен, поэтому можно остановиться на этом этапе и обойтись без внесения небольших изменений.

Композиции из цветов и растений способны украсить практически любой интерьер. Ошибана — интересное искусство, но все же имеет некоторые тонкости. Работа с сушеными растениями требует усидчивости и кропотливости, однако всё это не кажется сложным, если мастер ценит природу и хочет отвлечься от повседневных забот.

Японская техника ошибана: картины из растений и цветов

Если вы любите природу , вас завораживает красота растений и цветов , если вам нравится составлять гербарии , если вы испытываете тягу к изобразительному искусству — попробуйте себя в занятии ошибаной.

Помните гербарии, которые мы засушивали для уроков природоведения в детстве? Искусство создания великолепных картин ошибана в своей основе похоже на составление такого гербария. Разница в том, что из растений и их деталей составляются методом коллажа изображения: пейзажи, портреты, натюрморты, сюжетные картины, абстрактные узоры и паттерны…

Ошибана: что это за техника и как она появилась

Ошибана или осибана — вид флористики, который родился в Японии много веков назад. С японского это слово можно перевести как «прессованная» или «плоскостная флористика». Можно сказать, что это живопись, выполненная с использованием растений, заранее собранных и высушенных по особой технологии.

Упоминание о составлении картин из высушенных растений встречается в культуре Древнего Египта и Иудеи, Китая, Кореи и Таиланда. Наибольшего же развития это мастерство достигло в Японии около шести веков назад.

Тогда ошибана считалась искусством самураев. Так как это занятие требует одновременно и тонкого понимания природы, и развитого художественного вкуса, и умения максимально сосредоточиться и быть ловким, словно ювелир, самураи практиковали ошибану для достижения уравновешенности, тренировки внимания и точности и понимания природной гармонии.

Во второй половине XIX века, в Викторианскую эпоху, это вид рукоделия стал известен в Великобритании, потом распространился по Европе и другим континентам. Хотя по‑прежнему сегодня ошибана более всего распространена в Японии, но в последние десятилетия этот вид искусства стал популярен во всём мире в качестве увлекательного хобби.

22 редких и необычных вида рукоделия

Попробуйте заняться ошибаной, если…

Если вы любите природу, вас завораживает красота растений и цветов, если вам нравится составлять гербарии, если вы испытываете тягу к изобразительному искусству — попробуйте себя в занятии ошибаной. Для освоения этого искусства не требуется профессиональных художественных навыков: «рисовать» листьями, цветами и семенами растений вам поможет сама создавшая их природа. Результаты же получаются впечатляющими даже у начинающих.

Карвинг для начинающих: учимся искусству создания шедевров из фруктов и овощей

Что нужно, чтобы начать?

Истинные мастера ошибаны используют множество профессиональных приёмов и секретов для подготовки материала и создания своих работ. На специальных сайтах и форумах увлечённые этим искусством обсуждают особые конфигурации инструментов и наилучшие дни, часы и погоду для срезания растений. Для дольшей сохранности готовых картин их помещают в герметичную раму под стеклом, откуда выкачивается воздух. Во все эти тайны вы тоже можете погрузиться, если серьёзно увлечётесь ошибаной. Для начала же вам потребуется совсем немногое.

Сначала нужно собрать материал. Это могут быть целые растения, их листья, цветы, семена и семечки, стебли, колосья, тополиный пух, береста и кора других деревьев — вариантов множество. Профи рекомендуют собирать материал в сухую погоду. Затем материал надо высушить, расположив в специальной гербарной сетке или между листами бумаги под прессом. Дальше дело за задумкой и эскизом будущего изображения — его можно нанести карандашом на бумагу или ткань. Наконец, воспользовавшись пинцетом и клеем (например, ПВА), картинка «рисуется» засушенными растениями и их деталями. Листья превращаются в силуэты гор и кроны деревьев, пух становится облаками и снегом, стебли позволяют «проводить» прямые линии, семена и лепестки цветов — создавать фактурные поверхности…

Как сшить цветы из шелка и декорировать ими одежду

Ошибана — живопись цветами мастер класс для начинающих: своими руками пошагово

Ошибана — живопись цветами — это древнее японское искусство. Заниматься ошибаной могли лишь самураи, так как для изготовления этих произведений требовалась большая концентрация и определенное состояние ума и сердца.

Даже сейчас это искусство, небольшая волнующая тайна. Ведь для начала нужно набрать нужные травы, цветы, листья , высушить их под прессом, и только через время приступить к изготовлению поделки.

Ошибана — живопись цветами мастер класс для начинающих: своими руками пошагово

Когда вы сядете за изготовления ошибаны, то наверняка вспомните как вы собирали эти цветы и листья, о чем вы тогда думали, что чувствовали.

Для создания ошибаны потребуется:

  • засушенные под прессом природные материалы (лепестки разных цветов, листья, береста, травы, веточки и т.п. разных цветов)
  • рамка со стеклом для фотографий
  • лист акварельной бумаги или белого мелованного картона
  • простой лист бумаги
  • акварель
  • клей ПВА и клей момент кристалл
  • кисточки
  • карандаш
  • ножницы
  • пинцет для мелких деталей

Материалы для поделки

Ошибана своими руками пошагово. Вынимаем из фоторамки заднюю стенку, саму рамку со стеклом пока откладываем. Лист акварельной бумаги вырезаем под размер этой задней стенки, также готовим клей ПВА и кисточку для него.

Приклеиваем акварельную бумагу к задней стенке. Даем высохнуть.

Склеиваем лист и бумагу

Берем акварельные краски, воду и кисточку. Раскрашиваем бумагу в цвет морских глубин.

Раскрашиваем бумагу

Даем высохнуть

Берем отдельный простой лист бумаги и на нем карандашом рисуем набросок будущей работы.

Рисуем набросок

Наносить рисунок из природных материалов начинаем с объектов заднего плана. Примеряем листья подходящих цветов, чтобы изобразить морское дно.

Примеряем листики, выкладывая ими дно

Каждый лист намазываем негусто клеем ПВА и приклеиваем по очереди.

Начинаем приклеивать листики

Если у листьев много зазубринок, то можно подравнять их ножницами или даже придать каждому листу нужную форму.

Придаем листикам нужную форму

Приклеиваем следующий уровень листьев.

Приклеиваем следующий уровень

Приклеиваем нижний уровень листьев.

Приклеиваем нижний уровень

Теперь перейдем к левой части дна.

Левая часть дна

Таким же образом ступенчато приклеиваем лепестки сверху вниз.

Приклеиваем листики сверху вниз

Для изображения длинных водорослей лучше всего подойдут листья папоротника. Так как они очень узкие и тонкие, для их приклеивания лучше подойдет клей момент кристалл.

Водоросли из папоротника

Для изображения раковины на морском дне возьмем бересту березы. Расслоим ее на полосы.

Расслоим бересту березы

Вырежем из бересты детали раковины.

Вырезаем детали раковины

Приклеим раковину на «морское дно».

Приклеим раковину

Для изображения рыбы подберем необходимый материал из разных ярких лепестков и листьев.

Лепестки и листья

Примерим материал на нашей работе, выложив рыбку.

Выкладываем рыбку

Приклеим поочередно сначала хвост, потом нижний и верхний плавник.

Выкладываем хвост, верхний и нижний плавник

Выкладываем туловище

Затем глаз и боковой плавник.

Глаз и боковой плавник

Снизу сделаем маленькую рыбку. Сначала приклеим листик-тельце.

Листик-тельце

Приклеиваем остальные части рыбки.

Маленькая рыбка

И в конце изобразим в левой части морского дна кораллы (из веточек) и камни (из чесночной шелухи). Ошибана мастер класс для начинающих подходит к концу.

Приклеиваем «кораллы» и «камни»

Даем поделке высохнуть и кладем под пресс на сутки.

Кладем поделку под пресс

Ошибана картина своими руками готова!

Ошибана картина своими руками

Ошибана: мастер-класс для начинающих. Картина из цветов

Ошибана — это нечто среднее между живописью, флористикой и рукоделием. Если быть точным, то это такой вид японского искусства, при котором делают картины из засушенных растений и цветов. По-другому это называется прессованной флористикой или живописью цветами. В наши дни ошибаной часто занимаются разные люди. Это интересно как детям, так и взрослым. Действительно, как может не впечатлить красота таких картин?

Рассмотрим ниже в статье мастер-класс для начинающих по ошибане.

Это японское искусство возникло примерно 6 веков назад в Японии. Существует теория, что занимались им исключительно самураи, а не женщины или дети, как в наши дни. Это придавало им уверенности в своих силах, бодрость, гармонию и душевное благополучие.

Примерно такие же чувства можно постичь, занимаясь ошибаной и в наши дни.

Что потребуется для ошибаны?

Искусство потребует самых базовых умений от любого человека. Каждый начинающий сможет делать красивые аппликации из цветов и листьев. Поэтому ошибана своей простотой полюбилась многим, но следует знать, что для этого потребуется:

  • Прессованные растения. Для это нужно вспомнить другое любимое искусство нашего детства — гербарий, когда растения кладутся в книгу, а там они засушиваются и приобретают плоскую форму. Любые листики, цветочки, кора и стебли подойдут. Стоит помнить, что зачастую сухоцветы в готовом виде продают в специализированных магазинах для хобби.

  • Картон или очень плотная бумага нужны, чтобы закреплять растения на них. Желательна именно твёрдая форма, потому что мягкая не выдержит собственного веса работы и клея.
  • Клей ПВА, чтобы фиксировать аппликации на картон.
  • Ножницы и канцелярские ножи необходимы всегда, чтобы соединять формы в единое целое на картине, не оставляя просветов и несовпадений (иногда воображение будет требовать самых разнообразных форм).
  • Реже будут требоваться краски и кисти, чтобы нарисовать задумку, а потом дополнить её цветами. Также некоторые детали настолько маленькие, что их обычно прорисовывают. Карандашом ещё набрасывают общий вид картины.
  • Палочки для клея.

Какие растения подойдут?

Перейдём непосредственно к мастер-классу для начинающих по ошибане. Самое важное для картины из цветов — это соблюдать условие, чтобы растения были сухими.

Как уже говорилось, для этого берутся цветочки прямо с лужаек или полей, высушиваются, если на них есть влага или капельки росы, а потом делается своего рода гербарий. Известно, что срок высыхания любого растения — минимум 2–3 три дня. Совсем немного, поэтому летом можно полностью отдаться искусству.

Известно, что многие люди сверху накладывают стекло или любой другой герметичный прозрачный материал, а из картины выкачивается воздух. Таким образом, вакуум продлевает жизнь творению. При правильном подходе к работе такая работа может держаться десятилетиями, радуя собой всех людей.

Растения для техники ошибаны подойдут любые. Это могут быть хвойные иголки, кора деревьев, семена, пух, листочки, стебли, листья, корешки и все прочее.

Стоит помнить, что сухоцветы со временем часто меняют цвет (становятся более блёклыми). По стойкости своего окраса все растения делят на несколько групп. К самым стойким относятся астры, мать-и-мачеха, георгины, васильки, пионы, маргаритки. А вот бархатцы, жасмин, розы и ромашки держат свой цвет чуть меньше по времени — в районе 10 лет. Самыми быстровыцветающими считаются анютины глазки, тигровые лилии, лютики.

Шаг первый: замысел

Перейдём к мастер-классу по ошибане для начинающих. Техника выполнения невероятно проста. В первую очередь берём картон, а на нём делаем наброски нашей будущей задумки. Если не придумали, то есть неплохая возможность взглянуть на имеющийся инвентарь разных оттенков, и идея сама придёт к вам.

Обычно пользуются популярностью композиции, которые изображают сюжеты с цветами, полями, лесами и другими видами пейзажей. И ведь действительно очень легко и в то же время невероятно красиво получается, если из засушенного гербария собирается картина из цветов. Такая поделка более простая, поэтому может и вовсе не требовать эскиза.

Также можно попробовать делать красивые платья на девушках или красочных птиц. Лепестки со своей лёгкой хрупкостью отлично передадут вид струящихся тканей или перьев.

Как уже говорилось, лучше всего использовать плотный картон, но даже он склонен к сморщиванию от клея. Поэтому следует по бокам обклеить картинку специальным бумажным скотчем.

Шаг второй: подготовка

Когда вы уже придумали сюжет и сделали наброски, то дальше следует начать заниматься вырезанием формы у растений. Это очень ответственный этап, так как вам нужно рассмотреть, какие цвета растений лучше между собой сочетаются, а какие — более тонко передают оттенки вашей задумки.

Не стоит перегружать картину всем и сразу, стараясь использовать как можно больше цветов. Если у вас нагруженный передний план, то фон следует сделать более нейтральным. А если же все изображение требует деталей, то можно попробовать осуществить задумку. Японское искусство удобно тем, что для любого предмета найдётся идеально подходящее для него растение. Например, деревья можно делать из коры, небо или воду — из бересты или голубых цветков, а из листьев деревьев — поля. Подбирая разные оттенки одного цвета, можно добиться плавных переходов. Все как в реальной живописи!

Из засушенных заготовок следует собрать картину. Ошибана как искусство хороша тем, что всегда есть возможность что-то додумать, убрать, поменять, а потом уже только приклеивать с концами.

Шаг третий: приклеивание

Теперь, когда все заготовки знают своё место и эскиз готов, можно приступить к приклеиванию. Будьте аккуратны! Если предыдущие этапы требовали в большей степени работы вашего воображения, то теперь нужно максимально вложиться в терпение и аккуратность.

Наносите клей специальными палочками (подойдут любые), чтобы равномерно распределить вещество, а также случайно не переборщить с количеством, чтобы не допустить намокания заготовки. И аккуратно приклеивайте шаг за шагом каждую деталь.

Когда картина будет готова, нужно дать клею высохнуть. После всего можно поместить творение в рамку под стекло, чтобы дольше хранилось, и повесить на стену или подарить близким. Это ведь не только приятное для глаз творчество, но и неплохая идея для подарка.

Вместо заключения

Мастер-класс для начинающих по ошибане показывает, что работа очень проста в исполнении, зато как прекрасен и сам процесс, и результат! Это искусство флористики (живописи цветами) очень старое, но особую популярность оно получило в наши дни. Это отличный способ развить в себе чувство вкуса, раскрыть творческий потенциал. Даже детям будет интересно и полезно, потому что ошибана развивает моторику.

Остаётся лишь дождаться тёплых дней, собрать побольше растений, сделать гербарии и начать творить.

Ошибана. Мастер-класс

Ошибана для начинающих

Поделки из природных материалов со школьниками

Картина из цветов и листьев в технике ошибана «Утро в лесу».

Автор: Тимошкина Ольга Анатольевна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 4 Дом детского творчества г. Чапаевск, Самарской области

Ошибана — это прессованная флористика. Творчество мастеров ошибаны основано на использовании материала — цветов, трав, коры деревьев, засушенных под прессом и сохранивших свои природные форму и цвет.

Это древнее искусство возникло в Японии много веков назад и с тех пор уверенно завоёвывает всё больше поклонников.

Данный мастер-класс рассчитан для детей 12-14 лет и разработан для 2 года обучения моей авторской образовательной программы «Сувенир» раздела «Работа с природным материалом» по теме «Плоскостная флористика».

Использование природных материалов открывает огромные возможности для творчества. Я надеюсь, что данная техника заинтересует не только детей, но и взрослых, и станет, возможно, увлечением на всю жизнь. С помощью доступных инструментов и материалов можно создать свои неповторимые композиции, которые могут украсить интерьер или послужить прекрасным подарком.

Творчество общения с таким чудесным природным материалом, как цветы, успокаивает и отвлекает от повседневных забот, приучает видеть прекрасное в обыденном, развивает чуткость и фантазию. Помните у Пушкина:

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя…

Цель мастер-класса: научить создавать картину-пейзаж из цветов, листьев и коры.

Задачи:

— познакомить детей с техникой ошибаны, инструментами, материалами;

— развивать воображение, творческое мышление, глазомер, кругозор, аккуратность, усидчивость;

— закрепить знания о видах растений и способах засушки.

Ошибана. Мастер-класс

Для выполнения аппликации из засушенных растений вам понадобятся следующие инструменты и материалы:

— ножницы (большие и маникюрные);

— карандаш средней мягкости;

— материал для основы (плотный картон);

— материал для оформления картины (рамка со стеклом, толщиной 2- 3 мм );

— кисти или тонкие палочки для клея;

— засушенные под прессом растения (обёртки кукурузных початков, листья калины, тополя, лопуха, клёна, земляники, винограда, сирени, лепестки роз, веточки полыни, берёзы, береста).

Внимание! Все растения взаимозаменяемы, поэтому, если перечисленные растения не окажутся у вас под рукой, их можно заменить похожими по цвету и фактуре.

Перед началом работы лёгкими штрихами выполняем набросок на плотном картоне с минимальной проработкой, учитывая возможность импровизировать в процессе работы. Намечаем контуры изображения, уделяя особое внимание основным линиям и формам – горизонту, переднему плану.

Стараемся разместить деревья гармонично, соизмеряя их положение в пространстве. В данном случае кроны деревьев на переднем плане полностью не видны, поэтому основное внимание будет сосредоточено на стволах.

Изображаем небо обёртками кукурузных початков. Для этого обильно промазываем внутреннюю сторону листа клеем и приклеиваем к основанию согласно намеченным контурам. Используем два цвета – белый и бежевый, стараясь сочетать цвета так, чтобы они плавно переходили друг в друга, добиваемся эффекта размытости облаков.

Для более тщательного приклеивания после каждого этапа необходимо класть работу под пресс на некоторое время.

Накладываем первичный слой для изображения поверхности воды. Применяем кору берёзы. Чтобы подготовить бересту для работы, её необходимо расслоить на слои. Берёзовая кора многослойна и все слои можно использовать в аппликации. Поэтому нужно аккуратно отслоить верхние слои от нижних и рассортировать по цвету.

Для работы подбираем разнообразную бересту и используем приём наложения слоёв, как внутренних тёмных кусков бересты, так и внешней тонкой берёзы. Внимательно подбираем разнообразные оттенки материала. Используем тонкие пластинки бересты оттенков от серого цвета до оранжево-жёлтого, и более толстые пластины — коричневого цвета.

Чтобы показать дальний берег, используем обратную сторону листа серебристого тополя. Значительное влияние на цвет оказывают время суток. Так как на картине изображено утро, дальний план должен выглядеть размыто, туманно. Белая сторона листьев тополя наиболее подходит для этой цели. Чтобы придать нужную форму рельефу, применяем ножницы.

Изображаем левый берег. Используем набор листьев, состоящий из осеннего клёна, тополя разных оттенков и листьев лопуха. Небольшие листочки наклеиваем целиком, большие — обрываем руками, чтобы создать эффект плавного перехода.

На данной картине горизонт высокий, поэтому приходится иметь дело с широким пространством, с многочисленными воздушными планами. Разделим левый берег на дальний и ближний план. Густую зелень дальнего плана изобразим с помощью листьев тёмного тополя, винограда и листьев сирени, которые дают переходные градации от чёрного к тёмно — зелёному. Все листья клеим вертикально.

Для ближнего плана используем листья осеннего клёна, лопуха и жёлтых лепестков роз, положив кусочки вразброс, чтобы создать с помощью разных оттенков впечатление ступенчатого склона берега.

На дальнем берегу располагаем хвойный лес. Поддерживаем размытость дальнего плана, используя веточки полыни.

Возвращаемся к левому берегу для детального изображения природы. Намечаем место расположения берёз. Мы должны учитывать, что разные деревья имеют различное анатомическое строение, для которого характерны определённые формы ветвей, ствола, кроны. Для коры берёз подойдёт внешний слой бересты. Вырезаем ножницами нужную форму ствола и ветвей и приклеиваем согласно плану. Более тёмные кусочки бересты ставим на теневую сторону стволов. Усиливаем тени на берёзах и кое-где приклеиваем на стволы наросты.

На дальнем плане берега размещаем кустарник из листьев розы.

Листья берёз делаем из лопуха приёмом обрывания руками, формируя необходимую крону. Чтобы придать контрастность кустарнику из тёмных листьев роз, сверху накладываем маленький куст из веточек светлой полыни.

Переходим к правому берегу. Используем тот же набор листьев, что и для левого берега: осеннего клёна, тополя разных оттенков и листьев лопуха. Придерживаемся той же техники.

Для изображения деревьев на правом берегу подойдёт внутренняя тёмно-коричневая часть коры берёзы. Формируем нужную толщину ствола и фактуру коры. Из этого же материала складываем характерную форму ветвей для данного дерева.

Переходим к более тщательной проработке деталей правого берега. Листва на деревьях выкладывается листьями земляники, клёна, тополя и калины приёмом обрывания. У основания деревьев располагаем кустарник с помощью листьев розы. Для крутого ступенчатого берега используем листья тополя, жёлтого и красного клёна, лопуха и лепестков жёлтой розы, наклеивая кусочки рядами, чередуя светлый и тёмный цвета. В самом низу берега изображаем кустарник из тонких веточек берёзы или усиков виноградной лозы.

Возвращаемся к поверхности воды. При работе над водой нужно помнить, что все тёмные краски, отражаясь, выглядят более светлыми, а светлые – более тёмными. Для отражения левого берега в воде использованы листья тополя. Отражения, как правило, имеют волнистые, нечёткие контуры, поэтому чтобы создать рваные края у растений их нужно поскоблить ножницами. Поверхность воды подёрнута лёгкой рябью. Чтобы подчеркнуть это, применен материал неровный и изломанный. Для данного эффекта использована рваная береста внутренней части тёмной коры, а внешняя часть, более светлая использована для изображения бликов.

Правый берег менее затемнён растительностью, поэтому для отражения и ряби подошла береста более светлых оттенков.

На дальнем плане изображаем небольшие островки из листьев серого тополя и лепестков жёлтой розы. Не забываем про туманную даль. Поэтому на островках располагаем растения из полыни разных светлых оттенков.

Готовую картину вставляем в рамку под стекло.

Крупный план дальнего берега. Ёлочки.

Крупный план стволов берёз и кустарника.

Крупный план реки левого берега.

Я хочу привести некоторые примеры работ детей по теме «Плоскостная флористика».

Первая работа называется «Клетка с попугаем»

Ошибана «Полевые цветы»

Ошибана «Кувшин с цветами»

Если вам понравились наши идеи, тогда приступайте к работе.

Ошибана — живопись цветами мастер класс для начинающих: своими руками пошагово

Ошибана — живопись цветами — это древнее японское искусство. Заниматься ошибаной могли лишь самураи, так как для изготовления этих произведений требовалась большая концентрация и определенное состояние ума и сердца.

Даже сейчас это искусство, небольшая волнующая тайна. Ведь для начала нужно набрать нужные травы, цветы, листья , высушить их под прессом, и только через время приступить к изготовлению поделки.

Ошибана — живопись цветами мастер класс для начинающих: своими руками пошагово

Когда вы сядете за изготовления ошибаны, то наверняка вспомните как вы собирали эти цветы и листья, о чем вы тогда думали, что чувствовали.

Для создания ошибаны потребуется:

  • засушенные под прессом природные материалы (лепестки разных цветов, листья, береста, травы, веточки и т.п. разных цветов)
  • рамка со стеклом для фотографий
  • лист акварельной бумаги или белого мелованного картона
  • простой лист бумаги
  • акварель
  • клей ПВА и клей момент кристалл
  • кисточки
  • карандаш
  • ножницы
  • пинцет для мелких деталей

Материалы для поделки

Ошибана своими руками пошагово. Вынимаем из фоторамки заднюю стенку, саму рамку со стеклом пока откладываем. Лист акварельной бумаги вырезаем под размер этой задней стенки, также готовим клей ПВА и кисточку для него.

Приклеиваем акварельную бумагу к задней стенке. Даем высохнуть.

Склеиваем лист и бумагу

Берем акварельные краски, воду и кисточку. Раскрашиваем бумагу в цвет морских глубин.

Раскрашиваем бумагу

Даем высохнуть

Берем отдельный простой лист бумаги и на нем карандашом рисуем набросок будущей работы.

Рисуем набросок

Наносить рисунок из природных материалов начинаем с объектов заднего плана. Примеряем листья подходящих цветов, чтобы изобразить морское дно.

Примеряем листики, выкладывая ими дно

Каждый лист намазываем негусто клеем ПВА и приклеиваем по очереди.

Начинаем приклеивать листики

Если у листьев много зазубринок, то можно подравнять их ножницами или даже придать каждому листу нужную форму.

Придаем листикам нужную форму

Приклеиваем следующий уровень листьев.

Приклеиваем следующий уровень

Приклеиваем нижний уровень листьев.

Приклеиваем нижний уровень

Теперь перейдем к левой части дна.

Левая часть дна

Таким же образом ступенчато приклеиваем лепестки сверху вниз.

Приклеиваем листики сверху вниз

Для изображения длинных водорослей лучше всего подойдут листья папоротника. Так как они очень узкие и тонкие, для их приклеивания лучше подойдет клей момент кристалл.

Водоросли из папоротника

Для изображения раковины на морском дне возьмем бересту березы. Расслоим ее на полосы.

Расслоим бересту березы

Вырежем из бересты детали раковины.

Вырезаем детали раковины

Приклеим раковину на «морское дно».

Приклеим раковину

Для изображения рыбы подберем необходимый материал из разных ярких лепестков и листьев.

Лепестки и листья

Примерим материал на нашей работе, выложив рыбку.

Выкладываем рыбку

Приклеим поочередно сначала хвост, потом нижний и верхний плавник.

Выкладываем хвост, верхний и нижний плавник

Выкладываем туловище

Затем глаз и боковой плавник.

Глаз и боковой плавник

Снизу сделаем маленькую рыбку. Сначала приклеим листик-тельце.

Листик-тельце

Приклеиваем остальные части рыбки.

Маленькая рыбка

И в конце изобразим в левой части морского дна кораллы (из веточек) и камни (из чесночной шелухи). Ошибана мастер класс для начинающих подходит к концу.

Приклеиваем «кораллы» и «камни»

Даем поделке высохнуть и кладем под пресс на сутки.

Кладем поделку под пресс

Ошибана картина своими руками готова!

Ошибана картина своими руками

Мастер-класс по ошибане: история возникновения, пейзажи с фото и видео

Мастер-класс по ошибане, представленный в этой статье, будет интересен как детям, так взрослым, освоить, как делать ошибану своими руками, не сложно, нужно лишь немного терпения и усидчивости.

Для начала стоит понять, что такое ошибана и вникнуть в историю возникновения этого вида рукоделия, это не просто поделки из природного материала, а самая настоящая сказка, необычная и захватывающая. Материалы для таких картин — это сушеные цветы, листья травы и другие природные материалы. Впервые такой вид рукоделия появился в Древнем Египте в 5 веке до нашей эры. Также ошибана была популярна в Японии. Картины из природного материала начали покорять викторианскую Англию, а потом Германию и Францию. Сейчас ошибана вновь на пике популярности. Фото картин натюрмортов звездой, в которых будет засушенная природа, можно увидеть ниже.

Натюрморт из листьев и цветов

Для работы потребуется подготовить такие материалы:

  1. Лист плотного картона. Из картона будет сделана основа изделия;
  2. Ножницы;
  3. Карандаши;
  4. Пинцет;
  5. Клеевой пистолет;
  6. Кисточки;
  7. Тоненькие палки для нанесения клея;
  8. Стеклянная рамка для декора;
  9. Сушенные под грузом растения. Например, остатки кукурузных листьев и плодов, листочки с деревьев, ветки полыни и березы лепестки розы, береста.

На картоне начертить контуры будущей картины. Внимательно наметить горизонт и передний план.

Продумать, чтобы деревья на картине находились в гармонии, верхушки деревьев на картине видны не будут, поэтому сосредоточиться надо на стволах.

Воду необходимо делать из бересты, важно правильно подготовить бересту. Для этого ее расслоить на два слоя — верхний и нижний. Выбрать кору дерева разных цветов: серую, оранжево-желтую и коричневую и рассортировать по цвету.

Из изнанки листика серебреного тополя следует сконструировать дальний берег. Цвет серебра будет указывать, что на картине утро. Даль картины нужно сделать размытую и туманную. Для этого хорошо подойдет белая часть листика тополя. Для создания рельефа нужно использовать ножницы.

С помощью листьев осеннего тополя, листочков винограда и сирени создать эффект плавного перехода.

Природу на дальнем берегу сконструировать из виноградных листьев, темного тополя и цветов сирени. Из веток полыни делать хвойный лес в дали.

Чтобы сделать акцент на природе более ясным, на левом берегу картины лучше расположить березы.

Из внешнего слоя коры надо сделать верхушку берез, темные части бересты подойдут для теневой части столов. Лепестки розы лучше использовать для того, чтобы смастерить куст, который расположен на дальнем берегу.

Листья для берез изготовить из листочков лопуха.

Чтобы сделать воду рябой, использовать рваную бересту, а чтобы создать эффект волн, края растений порезать ножницами.

Готовое изделие поставить под стекло. Искусство ошибана — прессованная флористика — может быть не просто хобби, но и делом, приносящим доход.

Технику ошибаны можно применить для того, чтобы сделать пейзажи.

Чтобы создавать следующую картину, применялись кора дуба, лилейник, шкурка от банана, ветка калины, ваточник. Такие картинки выглядят ново и интересно.

На следующей картине вместе флористика, гербарий и аппликация. Подобные работы называют живописью цветами.

Видео по теме статьи

Мастер-класс по прессованной флористике (ошибана)

Светлана Потапкина
Мастер-класс по прессованной флористике (ошибана)

Ошибаной или прессованной флористикой (ее второе название) я занимаюсь в течение 10 лет. Этот вид творчества очень увлекательный, так как картины из сухих цветов и листьев очень колоритны и объемны. Они не теряют свои краски и радуют в любое время года. Ошибана или живопись цветами является японским искусством. Оно существует более 600 лет, и изначально им владели только самураи. Данный вид живописи требует максимальной концентрации, поскольку каждый листочек, веточка или цветок все время норовят отклониться от занимаемой позиции.

Для создания картины понадобится: фото рамка, сухие соцветия, листья, клей, гуашь, кисть, салфетка (фото 1).

Затем продумываем композицию, размещая и передвигая детали, пока не будет найдено единое композиционное решение. После чего, поочередно осторожно приклеиваем каждую деталь (фото 2 -7).

После того, как наклеены все детали, приступаем к оформлению декоративными элементами: с помощью гуаши прорисовываем тонкие части бабочки (фото 8).

Оформляем поделку в рамку и украшаем интерьер комнаты готовой композицией.

Осенние поделки детей Черняускиня Варвара 6 лет, МКДОУ №2 город Киров, группа «БЕРЕЗКА», НАЗВАНИЕ ПОДЕЛКИ «ЕЖИКИ», воспитатели — Т. Н. Мезенцева и О. В. Брызгалова.

Времена года. Увидела сегодня у Людмилы Никольской восхитительные картины из бересты. Знаю по себе сколько труда и терпение занимает это творчество. Я.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • МОЯ УКРАЇНА (529)
  • ПОЛИТИКА с соседом (342)
  • анимированые картинки (213)
  • ШКАТУЛКИ (206)
  • ОГОРОД (151)
  • ЧАСИКИ (106)
  • ВИНТАЖ (91)
  • ПАННО (82)
  • ОРГАНАЙЗЕРЫ (82)
  • ПРОСТЫЕ МЕЛОЧИ (81)
  • ТАПОЧКИ-БОТИНОЧКИ (73)
  • РАМКИ (69)
  • ИНТЕРЕССНО (66)
  • КОРОБОЧКИ (66)
  • ПРИЧЕСКИ (65)
  • Ключницы и Вешалки (60)
  • БРОШИ (57)
  • ИГОЛЬНИЦЫ (56)
  • Гипс (56)
  • Корзинки (49)
  • КОВРИКИ (43)
  • ЧАЙНЫЕ ДОМИКИ (42)
  • ГОРШОЧКИ (38)
  • ПЕЙП-АРТ (36)
  • Фартушки и Прихватки (35)
  • СТИМПАНК (35)
  • Мозаика (32)
  • СВЕТИЛЬНИКИ- АБАЖУРЫ (30)
  • ЯЗЫКИ (29)
  • ИТАЛЬЯНСКИЙ (7)
  • ИСПАНСКИЙ (7)
  • НЕМЕЦКИЙ (7)
  • АНГЛИЙСКИЙ (4)
  • БЛОКНОТЫ (29)
  • ВАЗЫ (27)
  • ПОЛОЧКИ (25)
  • ЗАКЛАДКИ (24)
  • ШЛЯПКИ (21)
  • РАКУШКИ (15)
  • ПОЯС (14)
  • БОКАЛЫ (8)
  • АУДИОКНИГА (7)
  • ПРОБКА (7)
  • АССАМБЛЯЖ (2)
  • КОНФЕТКИ-БАРАНОЧКИ (0)
  • бижутерия (366)
  • бисер (190)
  • БУКЕТЫ ИЗ КОНФЕТ (90)
  • бумага (47)
  • БУТЫЛКИ (213)
  • ВЕНКИ (102)
  • ВЫШИВКА (403)
  • ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ (39)
  • вязание крючком (112)
  • вязание спицами (202)
  • дача,сад,фазенда. (378)
  • ЦВЕТЫ В САДУ (81)
  • ланшафтный дизайн (44)
  • ДЕКУПАЖ (566)
  • для дневника (308)
  • СХЕМКИ для дневничка (134)
  • для души (112)
  • домашняя косметика (244)
  • ЗДОРОВЬЕ (302)
  • игрушки (128)
  • ИДЕЙКИ (194)
  • изонить (22)
  • Картинки для декупажа (348)
  • КАРТИНЫ СОЛЬЮ,ПЕСКОМ (7)
  • квиллинг (107)
  • креатив (207)
  • кулинария (1208)
  • КУРИЦА (69)
  • РЫБА (64)
  • ОВОЩИ (47)
  • САЛАТЫ (38)
  • МЯСО (36)
  • ФРУКТЫ (16)
  • ЗАКУСКА (15)
  • ПЕЧЕНЬ (10)
  • ЛАЗАНЬЯ,ПАСТА,ПИЦЦА (9)
  • УТКА (9)
  • ГРИБЫ (8)
  • КРОЛИК (8)
  • МОРОЖЕНОЕ (7)
  • СУПЫ (5)
  • ИНДЕЙКА (4)
  • ЯЗЫК (1)
  • АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ (34)
  • ДЕСЕРТИКИ (366)
  • заготовки (103)
  • Напитки (20)
  • СОУСЬІ (60)
  • СЬІР (42)
  • ХЛЕБУШЕК (73)
  • лепка из пластика (232)
  • МАКРАМЕ (51)
  • МУЗЫКА (151)
  • МЫЛОВАРЕНИЕ (121)
  • НАУЧНОЕ (45)
  • новогоднее (304)
  • НОГОТКИ (51)
  • ОРИГАМИ (55)
  • открытки (242)
  • ОШИБАНА (8)
  • папье-маше (71)
  • ПАСХАЛЬНЫЕ МОТИВЫ (142)
  • переделки (272)
  • из ДЖИНСА (63)
  • ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ГАЗЕТ (236)
  • подушки (119)
  • Полезности (174)
  • Постройки-Ремонт (174)
  • разгрузки (76)
  • РИСУЕМ (123)
  • РИШЕЛЬЕ (8)
  • рукоделки (166)
  • свечи-подсвечники (78)
  • сердечные идеи (150)
  • СКРАПБУКИНГ (264)
  • соленое тесто (118)
  • спорт (81)
  • СУМКИ,КОСМЕТИЧКИ (229)
  • ТЕХНИКА *ТРАПУНТО* (7)
  • техника росписи point-to-point (82)
  • ТЕХНИКА*ТЕРРА* (15)
  • тильды (188)
  • ТОПИАРИИ (98)
  • УКРАШЕНИЯ (179)
  • украшения для тортиков (82)
  • украшения из овощей-фруктов (16)
  • упаковка (114)
  • ФОТОШОП (63)
  • ХЭЛЛОУИН (66)
  • цветы в доме (77)
  • цветы руками (260)
  • шитье (326)
  • ШТОРЫ (51)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Выбрана рубрика ОШИБАНА.

  • 1 Запись понравилась
  • 18 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 18Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки


    Пятница, 11 Ноября 2011 г. 11:24 + в цитатник

    Осибана – пейзажная флористика

    Как сделать такую картину? Да очень просто!

    Для создания композиции потребуется:

    1. картон, плотная бумага или холст
    2. пинцет
    3. маникюрные ножницы
    4. клей ПВА
    5. Высушенные цветы, листочки и любые другие растительные элементы..

    Примеры готовых работ:

    • 1 Запись понравилась
    • 3 Процитировали
    • 0 Сохранили
      • 3Добавить в цитатник
      • 0Сохранить в ссылки


      ИСКУССТВО ОШИБАНА

      Пятница, 11 Ноября 2011 г. 11:44 + в цитатник

      Фотогалерея

      • 1
      • 2
      • 3
      • 4
      • 5
      • 6
      • 7
      • 8
      • 9
      • 10
      • 11
      • 12

      Это слово, ошибана, так созвучное с икебаной — древнее японское искусство создавать картины из прессованных растений. Татьяна Бердник занимается этим профессионально, уже 15 лет. Первая в Украине, кто превратил это хобби в профессию.

      Ошибана — древнее искусство создания картин с помощью засушенных растений. Оно зародилось в Японии, и в то время им занимались исключительно мужчины.

      НК : Татьяна, с чего началось ваше увлечение ошибаной?

      Я гуляла с маленьким сыном по Мариинскому парку и увидела, бабушек торгующих своими поделками на лавочках. Помните: вязаные крючком салфетки, картинки акварелью, вышивки? И одна женщина, Нина Минченко продавала картины из сухоцветов. Я такого никогда не видела, они меня буквально заворожили. Мы с ней разговорились как чужие люди. Потом оказалось, что Нина хорошо знает моих родителей. Я была так очарована ее работами, что попросила научить меня работать в этой технике. Узнав основы, дальше все осваивала сама. Вы знаете, что ошибаной занималась актриса и принцесса Монако, Грейс Келли? Хотя, вот сейчас смотришь на ее работы и понимаешь, что такое может сделать и ребенок. Но, благодаря имени, люди платят за ее работы приличные деньги.

      НК : Почему именно растения, вы же неплохо рисуете красками?

      Потому что сюжеты мне подсказывает сама природа. Смотри, вот в этой картине, помимо листочков и цветочков, использованы высушенная банановая кожура и осиное гнездо. Занимаясь ошибаной не нужно тратить деньги на краски, нитки. Все что необходимо, нам дает сама природа. Недавно я попробовала составить список растений которые использую. Писала-писала. остановилась на тысяче. Красота валяется под ногами, нужно ее только увидеть и сохранить. Смотри, вот этот женский силуэт на черном, сделан из стручков иван-чая. На черном фоне он смотрится как золотой, а на белом – коричневым. Разве это не чудо? У меня было много личных выставок, даже в Верховной Раде, на праздники я выставляюсь на Андреевском спуске. Людям нравятся, они не только покупают мои картины, а иногда не верят, что это настоящие, а не нарисованные цветы.

      НК : Сколько времени занимает создание одной картины?

      Раньше, когда я была занята на работе, то могла неделю-две «рисовать» одну картину. Сейчас, у меня свободный график, хватает двух-трех вечеров.

      НК : Что нужно для того, чтобы научиться создавать такие «живые» картины?

      Главное — желание. Материалы в буквальном смысле слова валяются под ногами: нужно только уметь их найти и увидеть. Когда мне дарят цветы, я их не в вазу ставлю, а сразу же под пресс. Некоторые обижаются. Но как они не понимают, что я продолжаю их подарку жизнь, даю новое дыхание? При поиске материалов, необходимо знать много нюансов. Например, для осенних деревьев я использую вот такие скелетизированные листья, их нужно искать весной, когда сойдет снег. Важно успеть до того времени, пока дворники всю эту красоту не сгребут. Ну и не забывайте, что сбор материала, это общение с природой. При этом вы получаете большой заряд энергетики.

      НК : Татьяна, а куда деваться тем, кто хочет научиться искусству ошибаны?

      Я регулярно провожу курсы, у меня уже 180 выпускников. Некоторые научились этому искусству просто для себя. Другие овладели техникой, а сейчас работают в своем неповторимом стиле, продают работы. Обучение проходит осенью, когда я соберу все материалы. Курс включает пять занятий. Уроки проходят по выходным, в Киеве. На каждом занятии осваиваем какую-то одну технику и делаем одну картинку. Стоимость одного занятия: 200 грн. Ничего с собой брать не нужно — все материалы я предоставляю.

      Хвостатые байки

      24 хвоста могут удивлять вас 24 часа в сутки

      Ошибана, или живопись цветами от Любови Сильченковой

      Когда знакомишься с новым видом искусства, то обязательно погружаешься в интересный и захватывающий мир красоты, который украшает и разнообразит твою жизнь. Так я неожиданно познакомилась с ошибаной («оши» – засушенный, «бана» – цветок), одним из древнейших направлений во флористике, которому уже более шести веков.

      Ошибана (или осибана) – древнее искусство живописи, в которой вместо красок используются прессованные цветы. Это целая философия создания изображений из засушенных растений или их фрагментов, при котором каждый природный элемент имеет глубокий подтекст.

      «Друзья», 2012 г., работа выполнена без красок, исключительно из листьев растений, Призер «The 12 Annual International Pressed Flower Art Competition» Южная Корея

      Шесть столетий назад к искусству ошибана в Японии допускались лишь мужчины, причем это были воины-самураи. Женщины получили эту привилегию лишь спустя 300 лет.

      Этот вид флористики получил широкое распространение в Великобритании и других европейских странах в Викторианскую эпоху. Последние 30 лет интерес к ошибане продолжает нарастать в разных странах.

      Ошибана настолько захватила мое воображение своей невероятной красотой, что я несколько вечеров знакомилась с лучшими мастерами-флористами из разных стран — России и Японии, Англии и Литвы, Украины и Германии. Их работы настолько впечатляющие и самобытные, что я собираюсь сделать несколько историй об этом искусстве.

      А начать я решила с рассказа о творчестве Любови Сильченковой — художнике-флористе из

      Киева (Украина, 44 года), которая с раннего детства рисовала красками и карандашами, а в выпускных классах школы прошла учебно-производственную практику, где ее обучали профессии художника-оформителя.

      Суровые реалии жизни заставили Любовь закончить университет и получить профессию экономиста.

      Прессованной флористикой она занимается с 2008 года.

      «Кукушка», 2012 г, Из листьев подсолнуха, осины, лещины, тополя серебритого и др. Призер международного конкурса «Exhibition of creation» в Японии.

      Началось это главное увлечение ее жизни случайно, после просмотра мастер-класса по ошибане по телевизору. Любовь стала сушить все, что попадалось под руку — листья, цветы, травы. Потом нашла форум по флористике в интернете и долго изучала собранную там информацию.

      Поразительно, но всего через год после начала работы над этим кропотливым искусством, в 2009 году, Любовь стала призером международного конкурса «Exhibition of Creation» в Японии, на родине ошибаны.

      «Тиграня» 2010 г., Материалы: листья лещины, ваточник, береста, осина, тополь серебристый, шкурка банана, камыш, спатифиллум

      Со временем Любовь стала постоянным участником множества международных и городских выставок. Про нее печатают статьи в газетах и каталогах. Она – желанный гость различных телепрограмм.

      «Лотос», 2010 г, Из листев клена, ежевики, ивы, девичьего винограда, лещины, лепестки розы, дельфиниума, шкурка банана, физалис, ирис

      На выставках люди иногда не верят, что все картины Любови Сильченковой сделаны из обычных, высушенных под прессом листьев и цветов, без использования карандашей и красок – настолько кропотливо и реалистично сделаны эти картины.

      «Рыжий проказник» 2013 г., Из листьев лещины, тополя серебристого, абрикоса, ивы, клена, магнолии, физалиса, лепестков дельфиниума и др.. Приз за совершенство Prize for excellence, The 7 World Pressed Flower Craft Exhibition, Южная Корея

      Раньше в Японии составлением цветочных композиций занимались воины-самураи, считалось, что это занятие развивает у них концентрацию внимания, требует точности движений и осторожности.

      «Морской пейзаж» 2015 г, Флористическая копия картины М. Сатарова, Из листьев сумаха, клена, малины, тополя серебристого, осины, калины, явора, груши и др.

      Приступая к работе над ошибаной, самурай должен был настроиться на особый лад внутренней гармонии и вслушаться в звучание своего сердца, перекликающегося с ритмом Вселенной. Ошибана была обязательным элементом пути самурая наравне с искусством каллиграфии, искусным владением мечом и стихотворным слогом.

      «Выдубицкий монастырь» 2011 г, Листья тополя серебристого, осины, клена, береста

      Предельная сосредоточенность была непременным условием того, что получившийся рисунок не будет жалким воспроизведением реальности и в нем будет своя душа. При этом самурай постигал взаимосвязь всего существующего в природе: как из цветка создать фигуру животного, птицы или человека, как хрупкая веточка превращается в целое дерево и как обычные листья трансформируются в могучие горные хребты в ходе создания ошибаны.

      «Аляска» 2009 г, Работа заняла 1 место в международном конкурсе «Flower Show 2010» в США

      При создании композиции в технике ошибана флорист сочетает фактуры высушенных под прессом цветов и листьев, семена, корешки и кору деревьев, пух растений или хвою.
      При создании композиции художник учитывает, что разные растения имеют разную стойкость цвета и со временем цветовые сочетания на картине меняются.

      «Краски осени» 2010 г.Листья тополя серебристого, осины, шелковицы, ежевики, ивы, кукурузы, лещины, шкурка банана

      Любовь Сильченкова признается, что никогда не делает повторы картин и не работает «на заказ». Сюжет будущей картины долго продумывается, подбираются необходимые растительные материалы. Приступает к работе художница только после того, как сюжет полностью захватывает ее воображение и вкладывает в работу всю душу. Ей даже трудно расстаться с готовым изделием сразу, настолько Любовь трепетно относится к своим картинам.

      Приведу несколько интересных исторических фактов об ошибане, о которых рассказывает Любовь Сильченкова на своем удивительно красивом сайте.

      «Осенний вечер», 2012 г., Листья осины, тополя, ивы, клена, лещины, подсолнуха, шелковицы, абрикоса и др.

      «Засушенные плоские растения встречаются уже в культурах древней Иудеи и Египта, в V-III веках до нашей эры. «National Geographic» отметил, что археологи раскопали засушенные плоские лавровые листья и гирлянды в гробнице матери Тутанхамона.

      «Осенний натюрморт», 2010 г., Листья магнолии, банана, тюльпанного дерева, явора девичьего винограда, калины, ириса, ивы и др.

      Хорошо сохранившиеся образцы гербария XVI века можно и сегодня увидеть например, в парижском Ботаническом музее.

      Наиболее популярными в Англии композиции из сухоцветов стали в Викторианскую эпоху (период правления королевы Виктории, 1837—1901). В гостиных висели художественные гербарии в овальных рамках, дамы создавали композиции сочетая прессованные цветы с лентами. Из Англии мода пришла в Европу. Салоны Германии, Франции наполнились декоративными картинками из засушенных цветов.

      «Карпаты», 2013 г.,Листья тополя серебристого, магнолии, подсолнуха, ирисов, малины, шелковицы, боярышника и др.

      Упоминания о сухих плоских цветах появляются в различных отчетах на протяжении всей истории.

      Создание композиций из засушенных цветов как вид традиционного искусства существует многие сотни лет в Японии. Оно получило там название ошибана, что в переводе и означает прессованные цветы . Первоначально ошибана служила суровым воинам-самураям. Они складывали картины из хрупких сухих цветов и растений, что требовало необычайной осторожности, точности движений и понимания гармони всех составных элементов картины. Такая картина давала возможность сосредоточиться и проникнуть во внутренний мир самурая. Интересно, что в Японии раньше цветочными композициями занимались только мужчины и лишь последние триста лет к этому виду искусства стали приобщаться и женщины.

      В Китае и сопредельных ему странах, Тайланде, Корее и других, занятие прессованными цветами издревле было отдельным, очень почитаемым ремеслом.

      По мотивам Г.Янулевича «Бережок»

      За столетия интерес к этому ремеслу распространился от Японии в Викторианскую Англию затем, через Европу, к Соединенным Штатам.

      «Бабушкина хата», 2013 г, Тополь серебристый, осина, боярышник, Ирис, магнолия, виноград, малина. Первое место на конкурсе «Еру 8th World Pressed Flower Craft Exhibition» Южная Корея.

      Сегодня, ошибана предлагает нам даже больше чем простое сохранение красоты и изящества живущих цветов. Работая с прессованными цветами, мы напоминаем себе о тесной связи с природой. С творческим подходом к использованию материалов, листья становятся деревьями, а лепестки формируют горы.»

Ссылка на основную публикацию