Мезенская роспись

Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента

Категория: Чистый источник

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 145 838 | QR код страницы

Содержание:

  • 1 Символика узора
  • 2 Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия
    • 2.1 Узоры в прямой клетке
    • 2.2 Простые элементы
    • 2.3 Узоры в косой клетке
    • 2.4 Ленточный орнамент
  • 3 Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи
  • 4 Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи
  • 5 Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи

Мезенская роспись — одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

↑ Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).

Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

↑ Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.

↑ Узоры в прямой клетке

Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.

↑ Простые элементы

Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.

↑ Узоры в косой клетке

↑ Ленточный орнамент

↑ Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи

Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.

↑ Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи

Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.

↑ Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.

Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.

Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

Что скрывают символы древней мезенской росписи, возникшей на основе наскальных рисунков Русского Севера

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

По стилистике и технике этот уникальный промысел, несколько веков служивший для украшения деревенского быта, можно отнести к самому архаическому виду графической росписи, дошедшей до наших дней из древних времен.

Происхождение, развитие, исчезновение и возрождение народной росписи

Истинное происхождение этой уникальной росписи учеными не установлено, и остается загадкой по сей день. Одни относят композиционные сюжеты росписи к языческим верованиям, то есть к основам шаманского культа северных народов. Иные считают, что корни этой росписи намного глубже, проводя параллель между мезенской росписью и наскальными изображениями Заонежья, которые были обнаружены столетие тому назад. А некоторые искусствоведы даже находят в мезенской росписи сходство по стилю и по технике со старинными росписями народов Индокитая и Средней Азии.

Но, как бы там ни было, очевидно, что истоки ее символов исходят от мифологического восприятия мира древними северянами. Многоярусность композиций уже говорит о шаманских традициях, согласно которых мир разделен на три части: подземную, наземную и небесную. А сам орнамент, состоящий из символов, как слова из букв, можно было прочесть: нижний и средний ярусы, заполненные оленями и конями, говорили о мире мертвых и живых, а верхний — птицами, рассказывал о духах предков, оберегающих своих потомков. Эти миры разделялись горизонтальными орнаментальными лентами и трактовались по ярусам снизу вверх.

И хотя основы декора подобных росписей встречаются еще в рукописях XVIII века, наивысшего пика в своем развитии этот промысел достиг в XIX столетии. Именно в те годы роспись домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин достигла своего апогея. И нужно отметить, что тонкости и секреты древнего ремесла были сосредоточены на мужском населении Палащелья и передавались от отца сыновьям.

Революционные события 17 года внесли свои коррективы во все сферы жизни страны, не обошли они стороной и палащельских мастеров. В 20-х годах промысел начал постепенно угасать, и секреты мастерства чуть не были утеряны. Однако в 1960-х годах наработки старых мастеров Григория и Василия Аксёновых, Василия Федотова, работавших на рубеже XIX-XX века, были возрождены их потомками. Последователи в лице Степана Фатьянова и его сына Ивана в деревне Селище и Федора Федотова в деревне Палащелье буквально воскресили древнюю роспись, позабытую в военные годы.

Сюжеты, образы, материалы

В росписи отразился быт и жизнь северного народа, промышлявшего охотой, отсюда и главные образы декоративной палащельской росписи — птицы, лошади и олени, а цветовая гамма, взятая за основу — карминово-красная и черная. Нужно отметить, что краски в старину изготавливали из природных материалов. Черный получали, смешивая сажу с раствором древесных смол, а красный — из месторождений прибрежной коричневой глины. Намного позже глина была заменена суриком, что сделало работы мастеров более яркими и привлекательными.

Орнаментальный декор наносился на отшлифованные негрунтованные древесные изделия перышками из глухаря или тетерева, деревянными палочками либо самодельными кистями из человеческих волос или беличьего ушного ворса. Для придания изделиям ярко-желтых оттенков их пропитывали льняным маслом, а для долговечности и сохранности рисунка их покрывали олифой, которая к тому же придавала благородный золотистый цвет фону.

Основным предметом обихода с давних времен были прялки, на которых мастера изображали фризы со стилизованными схематичными образами оленей, лошадей, птиц, разделенными ленточным орнаментом, состоящим из геометрических фигур.

И нужно отметить, что каждый палащельский мастер в своей работе использовал свои сочетания элементов, хотя основной стиль росписи соблюдался всеми в обязательном порядке. Так, в верхней части изделия, обычно размещались «окна», изображенные в виде квадратов. Средина и нижняя часть прялки, в промежутке между ленточным орнаментом, заполнялась изображением коней и оленей, или же бытовыми сценками.

Как правило, на мезенских прялках изображался один ряд оленей и ниже ряд коней, но иногда встречались изделия с большим количеством ярусов и сложным орнаментом. И что интересно, хотя все предметы орнамента изображены в статике, благодаря многократному повтору элементов, у зрителя возникает ощущение динамики.

Мезенская роспись, невзирая на схематичность элементов, насыщена огромным символизмом. В свои узоры старинные мастера вкладывали целые рассказы и легенды, таким образом, оставляя потомкам послания и пожелания. Ибо каждый образ, элемент и завиток орнамента имел свое определенное значение. И даже его расположение в узоре играло немаловажную роль. Так, красный конь олицетворял собой солнце, а расположенные друг за другом кони обозначали движение дневного светила по небосводу.

Все птицы — гуси, лебеди и утки обозначали собой души умерших родственников, которые летают поблизости от своих потомков и приходят на помощь в трудную минуту. Ель считалась символом мужской силы. Небесными роженицами, дарящими жизнь всему на земле, были оленихи.

Ствол мифологического древа жизни расписывали ромбами, обозначающими бесчисленные рода предков, а корни, завитые в спирали, олицетворяли подземный мир. Солярный знак, венчающий верхушку древа, выступал символом мира небесного, а его завитые корни обозначали подземный мир. Использовалась мастерами также многочисленная символика плодородия земли — это и вспаханные поля, цветы, плоды и семя.

К слову, выбор даже самого дерева для изделий также имел огромное значение. Прялки, как правило, были изготовлены в основном из ели или березы. Изделия из еловой древесины изготавливались на продажу. Они отличались светлым оттенком и хвойным запахом. Изделия же из березы в давние времена считались более дорогими, так как ее древесина имела более однородную основу и обладала высокой прочностью.

В историю мезенской росписи, благодаря сохранившимся подписям на обратной стороне прялок и других изделий, вошли имена мастеровых династий: Аксёновы, Кузьмины, Новиковы, Федотовы, Шишкины.

В наше время мезенская роспись широко применяется в сувенирной продукции, изготавливаемой на предприятиях «Декор Севера» и «Беломорские узоры» в Северодвинске и Архангельске, где мастерами являются преимущественно женщины. И теперь современные материалы и инструменты дают возможность мастерам выполнять более утонченные изображения, имитирующие традиционную крестьянскую мезенскую роспись. Спросите, почему имитирующие? Да потому, что, к сожалению, сакральное содержание символов, а точное их происхождение и взаимная связь на сегодняшний день уже практически утеряны.

Не только уникальной росписью славится народный промысел России. Уникально в своем роде и производство изделий из дулевского фарфора , который также получил свое развитие в ХIХ веке.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Мезенская роспись

При взгляде на предметы, украшенные чётким графическим рисунком, в душе словно рождается музыка – ритмичная и очень светлая. В этой кажущейся простоте каждый листик, зверюшка и птичка находятся именно там, где они должны быть, чтобы передать нам послания предков в виде воя ветра, тишины леса и хрустального перезвона реки. Мезенская роспись – один из старинных художественных промыслов с глубоко символичным орнаментом.

Украшать предметы быта мезенской росписью начали в Архангельской области. На границе тайги и тундры между Северной Двиной и Печорой находится река Мезень. На её берегу расположена деревня Палащелье, упомянутая в 1906 году как центр росписи по дереву. Поэтому в энциклопедиях по искусству зачастую можно встретить второе название – палащельская. Но в итоге в отношении к этому художественному промыслу прижилось определение, связанное с регионом.

Мезенская роспись считается относительно молодым промыслом лишь на основании того, что прялки и короба с этими узорами стали распространяться в XIX веке. Однако стоит приглядеться к наскальным изображениям на берегах Белого моря и Онежского озера, чтобы отметить некоторую схожесть рисунков. Скорее всего, народные художники вдохновлялись древними образами северных племён.

Испокон веков мезенской росписью занимались только мужчины, передавая из поколения в поколение традиции этого искусства. Мезень писалась растворённой сажей и красной глиной, наносилась на поверхность как правило пером или остро заточенной палочкой, поэтому линии всегда были строгими и чёткими. Затем изделие покрывали слоем олифы – золотистого масла.

Что символизируют узоры

Традиции и мифология народов севера России нашли своё отражение в мезенской росписи. Многоярусность узоров пришла из мировоззрения шаманов – подземный, наземный и небесный миры наполнены символичными орнаментами. Квадраты изображают землю – плодородие, защиту и само происхождение человека из праха или глины. Волнистые линии и косые штрихи означают источник жизни – воду. Как носившийся над бездной прежде сотворения мира ветер, по пространству росписи разбросаны короткие штрихи – так обозначали воздух, жизненный первоэлемент. Огонь по своей природе стремится к кругу – он рождается, питается, живёт и умирает, а затем появляется вновь. Это отразилось в мезенской росписи в виде спиралей, заключённых в рамки орнамента.

В народном искусстве часто можно встретить изображения приносящих добрые вести птиц – и мезенская роспись не стала исключением. Они свободно парят на верхних ярусах рядом с обозначенными «окнами», через которые происходит общение с высшими силами. С пернатыми перекликаются изображения коней – их противоестественно длинные и тонкие ноги на концах украшены перьями. Красно-оранжевые животные не следуют покорно друг за другом – они стоят на дыбах в напряжённом противостоянии на средних ярусах. Внизу те же лошади окрашены в чёрный цвет – искусствоведы предполагают, что они символизируют мир мёртвых, о чём свидетельствуют и солярные знаки на их телах.

После войны мезенская роспись, как и многие другие народные ремёсла, практически исчезла – стране было не до прялок и корзинок. Отдельные мастера ещё расписывали предметы – но уже не для покупателей, а для сохранения традиций. Возможно, именно это и спасло увядающий промысел – в наши дни в Архангельске и Северодвинске налажено производство сувениров с мезенской росписью. Украшения хороши, в основном выполнены искусно, но ушла прежняя графичность – это связано с тем, что чёткие перьевые контуры уступили место более мягким кистям. Образы уже не рассказывают истории из жизни северных земель – значения узоров и их взаимная связь утрачены. Однако имитации этого старинного промысла выглядят вполне достойно, и ими охотно украшают интерьеры.

Путешествие по России: Архангельская область

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Уникальная галерея «Путешествие по России», расположившаяся вдоль северного фасада 7 павильона Улицы Мира «Вокруг света» в этнографическом парке-музее «ЭТНОМИР», знакомит с каждым регионом прекрасной, многоликой, необъятной страны России. Все 85 субъектов федерации представлены информативно и красочно.

Познакомьтесь с инфощитом, посвящённым Архангельской области, рассмотрев все указанные на нём достопримечательности, знаковые места, памятники и явления. Приезжайте гулять по этнографическому парку, расширять кругозор, восполнять пробелы в знании своей и других стран!

Мезенская роспись

М езенская роспись возникла в лешуконской деревне Палащелье на берегу реки Мезени, считавшейся центром росписи по дереву. Отсюда — ее второе название: палащельская.

Один из старейших художественных промыслов Русского Севера был призван украсить крестьянский быт, предметы повседневного обихода. Наибольшее распространение роспись получила в XIX веке. Секреты этого древнего ремесла первоначально передавались из поколения в поколение строго по мужской линии.

Главными персонажами мезенского декора стали лошади и олени. Они рисовались в двух традиционных цветах палащельской росписи — красном и черном. Черный цвет получали из смеси сажи с раствором лиственничной смолы. Красный — из найденной на берегу глины, а позже из сурика. Орнамент наносился на негрунтованную древесину перьями глухаря, тетерева, деревянной палочкой либо кистью из человеческих волос. Для появления ярко-желтого оттенка изделие покрывалось олифой, а для мягкости пропитывалось льняным маслом.

В узор старинных изделий художники вкладывали целый рассказ, а для близких оставляли послание или пожелание. Каждый элемент и завиток рисунка имел определенное значение и располагался особым образом. Красные кони олицетворяли солнце. Несколько коней, изображенных друг за другом, обозначали движение светила по небосводу. Гуси, лебеди и утки считались душами ушедших родственников, летающими поблизости от живых людей и приходящими на помощь в трудный момент. Ели — воплощение мужской силы. Небесными роженицами, дарующими жизнь всему на земле, были оленихи. Семейное древо жизни рисовалось со стволом, заполненным ромбами — многочисленными родами предков. Его завитые корни обозначали подземный мир. Солярный знак на верхушке выступал символом мира небесного. Художники в декоре использовали многочисленные знаки плодородия — вспаханные поля, корни, цветы, плоды и семена.

Чаще всего мастера покрывали узорами прялки (главный предмет для росписи), короба, хлебницы и продавали их в ближайших селениях на прибрежьях рек Пинега, Печора и Двина. Для мезенских прялок выбирались подходящие деревья, корневую часть которых можно было приспособить под днище. Поэтому прялка получила местные названия «корневуха» или «прялица-кокорица». 1820 годом датирован самый старинный экземпляр мезенской прялки в рукописях собрания Пушкинского Дома.

Прялки изготавливали преимущественно из ели или березы. Березовая древесина в давние времена считалась более дорогой, так как имеет более однородную основу и благодаря этому обладает высокой прочностью. Еловая древесина отличалась более светлым цветом и запахом хвои. Ель применялась для изготовления прялок на продажу. По сохранившимся подписям на обратной стороне прялок известны имена мастеровых династий: Аксёновы, Кузьмины, Новиковы, Федотовы, Шишкины.

Происхождение росписи не установлено до сих пор. Большинство исследователей относят сюжетные композиции к древнеязыческим верованиям. Специалист в области русского народного искусства С.К. Жегалова в своей книге проводит параллели между мезенской росписью и наскальными рисунками Заонежья, обнаруженными в середине XX века. Есть схожесть изобразительной техники и с росписями народов Севера, Индокитая и Средней Азии.

Григорий Аксёнов, Василий Аксёнов и Василий Федотов, по прозванию Вася Климович, прославились как наиболее выдающиеся художники по росписи. Степан Фатьянов с сыном Иваном в селе Селище и Федор Федотов в деревне Палащелье продолжили традиции мастеров прошлого — они воскресили роспись, практически забытую в военные годы.

В наши дни мезенская роспись широко используется в Северодвинске и Архангельске, на сувенирной продукции экспериментального предприятия «Беломорские узоры». Здесь росписью занимаются в основном женщины. Современные рисунки наносятся кистью и имеют более обтекаемые формы по сравнению с росписями в старину. Благодаря схематичности и незамысловатости узоров они хорошо воспринимаются и легко повторяются детьми.

Мезенская роспись

Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента

Мезенская роспись — одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).

Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.

mu_pankratov

Падает снег, каждая снежинка на своем месте.

Мезенская роспись никого не оставляет равнодушным. Увидев ее впервые, одни удивляются необычным орнаментам и странным персонажам, другие восхищаются непосредственностью и четкостью графического рисунка; в душе третьих звучит музыка — ритмичная, торжественная, светлая; некоторых раздражает непонимание увиденного.

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.

По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до нашего времени. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками Мезенской росписи.

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера.

В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).

Огонь. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения

Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия. Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери.

Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.

Мезенская Роспись- история, традиции!!

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ.

Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись».

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.
Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент. Пожалуй, это самое интересное в мезенской росписи. Каким то необъяснимым образом предметы с таким орнаментом притягивают, радуют глаз, источают тепло и свет. Причина здесь не только в том, что все изделия с мезенской росписью делаются вручную и мастер вкладывает в них свою душу, но и в том, что каждая чёрточка, каждый квадратик, ромбик орнамента мезенской росписи, равно как и каждая фигурка животного, птицы глубоко символичны. Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.
По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до нашего времени. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками Мезенской росписи.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи:
красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу,
оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле,
уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту,
ёлочки — олицетворение мужской силы,
мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира.

Роспись выполняется в два цвета: черный — сажа и красный — охра. Когда-то краски приготовляли из красно-коричневой береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы — «таючей сере», а с конца XIX века вместо глины стали употреблять сурик. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления.
В Северодвинске, Архангельске и других местах сейчас широко развернуто производство сувениров в мезенском стиле — подносы, чаши, солонки, декоративные доски, шкатулки и др. Среди изделий встречаются и колокольчики…

Мезенская роспись

Мезенская (Палащельская) роспись

Мезе́нская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.

Короб из бересты украшенный мезенской росписью

По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента.

Композиция мезенской росписи

В конце XIX века мезенская роспись сосредоточивается в деревне Палащелье Мезенского (Лешуконского) района Архангельской области, которая как центр росписи по дереву впервые упоминается в начале ХХ в. по подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства: Аксёновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых — тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла.

В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С. Ф. и И. С Фатьяновыми в селе Селище. В Архангельске на экспериментальном предприятии «Беломорские узоры» выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью.

Мезенская роспись писалась сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой (тиской) которой наносили красную краску и пером тетерева или глухаря делали чёрную обводку.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Характерной особенностью мезенской росписи является многоярусность. Выделяются три яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони и олени, в верхнем — птицы. Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются фигуры птиц. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствуют трем мирам — подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.

Лопасть палащельской прялки

На маковках прялки, как правило, изображены «уточки» или «курочки», затем «бердо» — решетка, ряд клеток, названных так по сходству с одноименной ринадлежностью ткацкого станка. Далее- ряд «уточек» и снова «бердо» в окружении «уточек». Под ними — ряд оленей и коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопастки вновь появляется конь. И везде — как бы невзначай разбросанные спиральки, черточки, крестики, кружочки, звездочки, точно вихрь от быстрой езды.

С обратной же стороны лопастки, там, где привязывалась куделя, мастер мог позволить разгуляться своей фантазии — тут сцены охоты, рыбной ловли, катания на санях.

Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки.

Пример жанровой композиции

Знаки первоэлементов — стихии земли, воды, воздуха и огня — занимают очень большое место в мезенских орнаментах: прялки сверху донизу испещрены горизонтальными прямыми и волнистыми линиями, многочисленными штрихами и спиралевидными завитками.

Элементы мезенской росписи

В настоящее время мезенской росписью украшают различные сувениры, мебель, игрушки.

Матрешки Шкатулка
Конь-качалка Табурет

1. Величко Н. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. — 176 с.:ил.

Мезенская роспись

При взгляде на предметы, украшенные чётким графическим рисунком, в душе словно рождается музыка – ритмичная и очень светлая. В этой кажущейся простоте каждый листик, зверюшка и птичка находятся именно там, где они должны быть, чтобы передать нам послания предков в виде воя ветра, тишины леса и хрустального перезвона реки. Мезенская роспись – один из старинных художественных промыслов с глубоко символичным орнаментом.

Украшать предметы быта мезенской росписью начали в Архангельской области. На границе тайги и тундры между Северной Двиной и Печорой находится река Мезень. На её берегу расположена деревня Палащелье, упомянутая в 1906 году как центр росписи по дереву. Поэтому в энциклопедиях по искусству зачастую можно встретить второе название – палащельская. Но в итоге в отношении к этому художественному промыслу прижилось определение, связанное с регионом.

Мезенская роспись считается относительно молодым промыслом лишь на основании того, что прялки и короба с этими узорами стали распространяться в XIX веке. Однако стоит приглядеться к наскальным изображениям на берегах Белого моря и Онежского озера, чтобы отметить некоторую схожесть рисунков. Скорее всего, народные художники вдохновлялись древними образами северных племён.

Испокон веков мезенской росписью занимались только мужчины, передавая из поколения в поколение традиции этого искусства. Мезень писалась растворённой сажей и красной глиной, наносилась на поверхность как правило пером или остро заточенной палочкой, поэтому линии всегда были строгими и чёткими. Затем изделие покрывали слоем олифы – золотистого масла.

Что символизируют узоры

Традиции и мифология народов севера России нашли своё отражение в мезенской росписи. Многоярусность узоров пришла из мировоззрения шаманов – подземный, наземный и небесный миры наполнены символичными орнаментами. Квадраты изображают землю – плодородие, защиту и само происхождение человека из праха или глины. Волнистые линии и косые штрихи означают источник жизни – воду. Как носившийся над бездной прежде сотворения мира ветер, по пространству росписи разбросаны короткие штрихи – так обозначали воздух, жизненный первоэлемент. Огонь по своей природе стремится к кругу – он рождается, питается, живёт и умирает, а затем появляется вновь. Это отразилось в мезенской росписи в виде спиралей, заключённых в рамки орнамента.

В народном искусстве часто можно встретить изображения приносящих добрые вести птиц – и мезенская роспись не стала исключением. Они свободно парят на верхних ярусах рядом с обозначенными «окнами», через которые происходит общение с высшими силами. С пернатыми перекликаются изображения коней – их противоестественно длинные и тонкие ноги на концах украшены перьями. Красно-оранжевые животные не следуют покорно друг за другом – они стоят на дыбах в напряжённом противостоянии на средних ярусах. Внизу те же лошади окрашены в чёрный цвет – искусствоведы предполагают, что они символизируют мир мёртвых, о чём свидетельствуют и солярные знаки на их телах.

После войны мезенская роспись, как и многие другие народные ремёсла, практически исчезла – стране было не до прялок и корзинок. Отдельные мастера ещё расписывали предметы – но уже не для покупателей, а для сохранения традиций. Возможно, именно это и спасло увядающий промысел – в наши дни в Архангельске и Северодвинске налажено производство сувениров с мезенской росписью. Украшения хороши, в основном выполнены искусно, но ушла прежняя графичность – это связано с тем, что чёткие перьевые контуры уступили место более мягким кистям. Образы уже не рассказывают истории из жизни северных земель – значения узоров и их взаимная связь утрачены. Однако имитации этого старинного промысла выглядят вполне достойно, и ими охотно украшают интерьеры.

Путешествие по России: Архангельская область

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Уникальная галерея «Путешествие по России», расположившаяся вдоль северного фасада 7 павильона Улицы Мира «Вокруг света» в этнографическом парке-музее «ЭТНОМИР», знакомит с каждым регионом прекрасной, многоликой, необъятной страны России. Все 85 субъектов федерации представлены информативно и красочно.

Познакомьтесь с инфощитом, посвящённым Архангельской области, рассмотрев все указанные на нём достопримечательности, знаковые места, памятники и явления. Приезжайте гулять по этнографическому парку, расширять кругозор, восполнять пробелы в знании своей и других стран!

Велемудр. Мир тесен.

Популярные публикации

Последние комментарии

Мезенская роспись

Мезенская роспись — одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту.

Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб.

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, несмотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первоэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).

Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.

Узоры в прямой клетке

Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.

Простые элементы

Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.

Узоры в косой клетке

Ленточный орнамент

Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи

Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.

Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи

Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.

Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.

Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.

Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию