Палехская роспись

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Палехская роспись

Подробности Категория: Палехская роспись Опубликовано 21.03.2019 18:35 Просмотров: 324

Палехская роспись является одной из самых редких и уникальных в мире и, несмотря на сложность процесса, палешане и в наше время расписывают заготовки «дедовским» способом.

Это, прежде всего, лаковые миниатюры (шкатулки, ларцы, сувениры, значки), ювелирные изделия, иконы, панно, портреты и холсты для интерьеров.

Из истории палехской росписи

Этот особый вид росписи зародился еще в Древней Руси. В те времена палехскую роспись использовали для украшения храмов, икон. Обилие золота, мягкие тона и удлиненность фигур, присущие этому виду росписи, как нельзя лучше подходили для создания библейских сюжетов. Но однообразная тематика не давала выхода творческому самовыражению художников, и со временем некоторые мастера отходили от сугубо религиозной темы и вплетали в свои произведения картины русской природы, сюжеты сказок, фольклорные мотивы.

Икона Вседержитель (Пантократор). Дерево, левкас, темпера, масло. 31 х 26,4 см. Государственный музей Палехского искусства. Художник В.В. Жегалов
Кроме икон, стали появляться шкатулки, панно, бытовые приборы (например, приборы для письма, подносы). На их поверхности расцветали пышные цветы, одевались в багрянец леса, плакала у реки Аленушка, нёсся на сером волке Иван Царевич или веселился русский народ, отмечая Масленицу. И каждый сюжет был и остаётся уникальным, ибо пишется вручную и никогда не повторяется.

Посёлок Палех. Шкатулка (1934). Художник И.М. Баканов

Техника палехской росписи

Палехскую технику невозможно спутать ни с какой другой, только ей присуще узорочье, тонкие, изящные линии, удлиненность и тщательная линейная разделка фигур, обилие пейзажных декораций. А передаваемая из древности техника нанесения, закрепления и обработки рисунка придает ему внутреннюю глубину и насыщенность красками. Подобная техника использовалась при написании древних фресок, и аналогов ей нет во всем мире. Современные мастера палехской росписи создают свои произведения вручную от начала и до конца, опираясь только на старые приемы и техники. Художник самостоятельно делает заготовку будущей вещи, специально обрабатывает ее, расписывает, наносит золото и закрепляет результат. Благодаря высокому качеству, изделия палешан ценятся во всем мире.

Изготовление изделий под роспись

Заготовкой для лаковой палехской миниатюры служит картон. Мастер раскраивает его на формы определенного размера и наклеивает их одна поверх другой на деревянную болванку при помощи мучного клейстера. Количество слоев определяется толщиной изделия. Затем заготовка спрессовывается и высушивается в течение нескольких дней. Полученный полуфабрикат необходимо полностью напитать льняным маслом (для этого и применялся мучной клей, который, в отличие от синтетического, льняное масло пропустит сквозь себя и даст ему глубоко впитаться). Заготовку опускают в чан с горячим маслом и выдерживают там сутки. Потом опять сушка в печи (2 суток при 100˚С). Теперь изделие можно шлифовать, обрабатывать напильником, наждачной щеткой. На этом же этапе к изделию крепятся крючки, навесы, шарниры.

Чтобы загрунтовать изделие, готовится специальный состав из масла, сажи и красной глины. Уже на грунтовку наносится несколько слоев лака: с внешней стороны 2-3 слоя черного лака, а с внутренней – масляный лак с киноварью (минерал из ртути и серы). Последний этап получения правильной заготовки – нанесение 7 слоев светлого лака с обязательной просушкой в печи каждого слоя. Светлый лак также изготавливается палехскими мастерами по старинным рецептам. Теперь изделие готово для росписи, которую настоящие художники выполняют только самостоятельно приготовленными красками из яичных желтков, уксуса и минералов. Мастер проходится по поверхности изделия пемзой, чтобы краски не растекались, выводит контуры узора сначала карандашом, потом белилами, а затем расписывает его тонкой кисточкой из беличьей шерсти (которую сам же и изготавливает). Размеры узора бывают настолько малы, что художникам часто приходится прибегать к помощи лупы.

«Три девицы под окном». Шкатулка (1931). Художник П.Д. Баженов
Раскрашенное изделие сушат и закрепляют рисунок лаком. Только после этого мастер приступает к росписи изделия сусальным золотом и серебром. Чтобы драгоценные металлы приобрели блеск, их полируют агатом или зубом волка. Всё изделие опять покрывается несколькими слоями лака, сушится и шлифуется до зеркального блеска.

«Чичиков у Коробочки». Шкатулка (1936). Художник В.М. Салабанов

Палехская роспись на шкатулках

Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа. Свои истоки палехская роспись берет из послереволюционной центральной России. Нынешняя Ивановская область тогда была Владимирской губернией, а промысел взял название от поселка Палех, что был в Вязниковском уезде. Ранее в дореволюционный период мастера Палеха больше славились своим мастерством писать иконы и расписывать церкви, поэтому можно считать, что палехская роспись берет свое начало в иконописи.

История промысла

Изначально художники Палеха более всего славились своей церковной живописью, но в послереволюционный период, в Палехе создали Палехскую художественную артель, мастера которой стали заниматься росписью по дереву. А в 1925 году работы художников этой артели были выставлены на выставке в Париже и приобрели всемирную известность.

Особый бум палехской росписи характерен для конца 1960-х — начала 1980-х годов:

  • выпускалось огромное количество советских открыток с миниатюрами, выполненными в палехской технике;
  • выпускались марки с палехской росписью;
  • сувенирные и подарочные косметические наборы продавались в коробках с палехской росписью и с такими же изображениями на этикетках;
  • большой популярностью пользовались декоративные подносы и шкатулки для украшений, где были изображены не только сюжеты былин и сказок, но и истории достижений советского народа.

Элементы палехской росписи

Самым важным отличием палехской росписи, от иных исконно русских живописных промыслов, является прорисовка миниатюрных композиций — изображений, которые рассказывают определенный сюжет. В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.

Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.

Другими важными отличиями считаются:

  • многотональная прокраска теней;
  • несколько вытянутое изображение персонажей;
  • точная прорисовка элементов, например, листва деревьев прописывается в соответствии с натуральным изображением;
  • большое количество прорисованных нюансов и деталей.

Даже сейчас можно встретить книги, в которых для иллюстрации классических произведений великих русских авторов, используют сюжеты, выполненные палехской росписью.

Техника выполнения

Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, подносе или пудренице требует соблюдения определенных последовательных этапов. Сначала делают заготовку необходимого предмета, который будет расписываться, например — шкатулки.

Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия. Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания. На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наноситься черный лак, а на внутреннюю чаще всего красный лак.

После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом.

Затем занимаются приготовлением темперных красок, а точнее яичной эмульсии, при помощи которой разбавляют сухой пигмент краски. Для этого яичный желток отделяют от белка, а затем взбивают его венчиком с добавлением уксуса. После смешивания с эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска ложиться более мягко. Особый нюанс при изготовлении яичной эмульсии в Палехе — это разбавление её не водой, а уксусом или хлебным квасом.

Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи.

Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло.

В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.

Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого.

Палехская лаковая миниатюра

Одна из четырёх основных школ лаковой миниатюры, расположенная в посёлке Палех

    Место Россия / Центральный округ / Ивановская областьЕщё 3
  • Палех, Палехский район, Россия
  • Исторический период XIII в.
  • Вид иконопись, роспись
  • Техники лаковая миниатюра
  • Материалы папье-маше, темпера
  • Изделия изготовление предметов быта, иконы

Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.

Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву.

«Лель и Снегурочка» Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина.

Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения.

«Снегурочка» авт. Полунина

5 декабря 1924 года семеро палехских художников И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И. П. Вакуров, Д. Н. Буторин, Н. М. Зиновьев. В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.

«Посёлок Палех». Шкатулка, 1934 год. И. М. Баканов Alex Bakharev, Public Domain

Союз художников Палеха возник в 1932 году. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

«У колодца»

Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом.

Как отличить от подделок

Каждое изделие выполненные вручную мастером, никогда не повторяются, и несомненно отражают творческую индивидуальность автора.

Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества.

Флаг Палеха vector-images.com, Public Domain

Палехские миниатюры подписываются по единому образцу. На крышке предмета ставится порядковый номер полуфабриката, указание места (Палех), фамилия и инициалы автора.

С 1934 года на дне кузовка шкатулки ставилась подпись «Made in USSR», которая в 1992 году сменилась на «Made in Russia». Все подписи выполняются творёным золотом.

В конце 80-х годов появился товарный знак на работах Художников Палеха — жар-птица. К каждой работе прилагается сертификат, свидетельствующий о подлинности произведения.

Сертификат подлинности

Более десяти лет основным призводственным объединением по изготолению миниатюр является ООО «Художники Палеха».

Наличие фирменного знака этого предприятия свидетельствует о подлинной Палехской лаковой живописи.

Фирменный знак Художники Палеха Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Кратко о технологии

Работа палехского художника начинается с приготовления краски. Краски в Палехе разводят на яичной эмульсии.

Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой. Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.
Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки (кисти художники тоже изготавливают сами).

Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна (лак слегка растворяет краску).

Марка «Снегурочка» Mariluna, CC BY-SA 3.0

Закончив работу красками, художник берётся за золото. Листовое сусальное золото (одна порция — 10 листов 12×7 см) тщательно дробится и растирается пальцами. Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой.

После того, как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается.

Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом.

Фотогалерея

Полезная информация

Родоначальники стиля

Родоначальниками палехского стиля являются И. И. Голиков и Александр Александрович Глазунов, в московской мастерской которого Иваном Голиковым была написана первая работа в так называемом палехском стиле.

Первое признание

Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.

Обучение палехской миниатюре

В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище имени А. М. Горького), где обучение длилось 5 лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до 4 лет.

Особенности Палехского письма

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок преимущественно на черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом. Золото в палехской миниатюре это не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного мировосприятия. Оно связано с символом света. В христианской символике свет становится прообразом Божественной благодати.

Современные художники

В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них Т. И. Зубкова, А. А. Котухина, Н. И Голиков,А. М.Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д. Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и другие.

Применение лупы

Труд художника-миниатюриста требует не только творческого вдохновения, но и огромной точности и тщательности, поэтому палехским живописцам нередко приходится прибегать к помощи лупы.

Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого применяется зуб волка — он имеет особенно гладкую поверхность. Даже с приходом новых технологий и материалов, ничто не смогло заменить этот экзотический инструмент.

Ручная доводка

Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск.

Всё, что нужно знать о Палехе

Из чего состоит палехский стиль, как его создатели — иконописцы обманули советскую власть и при чем здесь Рафаэль

Как сложился миф о палехском стиле

Палехская миниатюра известна на весь мир и существует почти сто лет. Но на са­мом деле этой художественной тради­ции несколько веков. Палех стал центром иконописного про­мысла еще в XVII веке; палехская икона до револю­ции была не менее знаме­ни­та, чем палехская шкатулка сегодня, и эти два вида искусства состоят в прямом родстве. В 1924 году, через семь лет после револю­ции, палехские потомствен­ные иконописцы придумали, как применить свое мастерство и сохранить древ­нерусскую художе­ст­венную традицию в новой, атеисти­ческой культуре. Масте­ра Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Мар­ки­чев и искусствоведы Анатолий Бакушинский и Александр Глазунов создали палехскую Артель древней живописи и пере­несли иконопис­ные стили в лако­вые миниатюры Похожим образом поступили мастера Холуя и Мстёры, но, хотя эти три центра лаковой миниатюры часто ставят в один ряд, каждый из них самобытен. Палех — родоначальник художественного стиля и уникальных автор­ских произведений в миниатюре, монумен­таль­ном искусстве, книжной графике, сцено­графии и украшении фарфора. Холуй и Мстё­ра занимаются исключительно лаковой ми­ниатюрой. Холуй в своих композициях более лаконичен и ориен­тирован на массовое копи­рование с образцов; там был создан жанр миниатюр­ного пейзажа. Мстёра любит реали­стичную живопись, полностью заполняет чер­ный фон и предпочитает теплый золоти­стый или голубовато-серый цвето­вой тон. . Разумеется, советская власть не называла палехских худож­ников наследниками многовековой тради­ции, для нее искусство Палеха стало народным промыслом, а художники — кре­стьянами. Навязанная идеологией «народ­ность» диктовала сюжеты и их вос­­приятие: в любом событии, будь то полет в космос или уборка урожая, виделась чудесная сказка. В постсовет­ской мифологии многообразное искус­ство Палеха — это «агитлак», массовое производство изделий с советской сим­во­ликой и тематикой. А на самом деле миниатюры палехской Артели древней живописи писались на веч­ные сюжеты вроде «Жнитвы» или «Поце­луя» и от­правлялись на экспорт. Запад, впервые увидев­ший палехское искус­ство на вы­ставке в Венеции в 1924 году, с тех пор исправно заказывал шкатулки и ждал не агитлака, а аполитичных сюжетов. Революцион­ная же тематика произведе­ний была в основном ситуативной: шка­тулки создавались к все­союз­ным вы­ставкам или как эксклюзивные подар­ки партийному руководству. Напри­мер, одна из самых интересных композиций с совет­ской тематикой — пластина Пластина — интерьерное украшение из . Павла Баженова «На страже границ СССР» 1935 года.

Как палехская миниатюра наследует иконописи

Каждый мастер Палехской артели в лаковой миниатюре применял свой люби­мый иконописный стиль, отсюда разнообразие нового искусства. В произведе­ниях Ивана Вакурова — явные традиции новгородского стиля XV века. В компо­зициях Ивана Голикова, Александра Котухина и Дмитрия Буторина — строга­новской школы XVII века. В работах Ивана Маркичева, Ивана Баканова можно на­йти традиции фресок Спаса на Нередице, Андрея Рублева, мастеров Костро­мы и Ростова XVII века. Аристарх Дыдыкин идет от традиций школы Симона Ушакова и палехского стиля XVIII века; Иван Зубков — от фряжского письма конца XIX века. Стилистические особенности разных иконописных стилей луч­ше всего видны в изображениях горок, деревьев и архитектуры. А вот изо­бра­жения людей и коней подверглись большей трансфор­мации, потому что авто­ры следовали сюжетам и композиционным задачам XX века.

Размер бисерницы — всего 4 на 5 см.

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / palekh.narod.ru

Дореволюционный Палех славился иконами миниатюрной, или, как их на­зывали, мелочной, работы. Это были небольшие молельные иконы на сюжеты миней Минея (от греч. «длящийся месяц») — книга с текстами для церковного или домашнего годового богослужения. , двунадесятых праздников, мелкие житийные иконы, компо­зиции с изображением иконостасов. Особенностью этого типа икон было со­хра­­нение чистоты и строгости канона, ювелирная тщательность письма, вир­туозная иконописная техника, но глав­ное — на небольшой поверхности икон­ной доски размещалось множество тонко прописанных композиций или обра­зов. Это умение — одна из основ палехского стиля. Мастера распи­сывали кро­шечные бисерницы и броши, умещая на них былинные сюжеты со множе­ством героев.

Клеймо — это сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы.

Государственный музей палехского искусства

Иконография палехских акафистов дала много вариантов изобразительных реше­ний для самых разных пространств и сюжетов: море, горы, здания внутри и снаружи, народ на городской площади, одинокий путник в лесу или пустыне. Художники заимство­вали эти иконографические решения и развивали их коло­­ристи­чески и пла­сти­чески для решения новых задач.

Палехские мелочные иконы отличаются очень сложной композиционной струк­турой со множеством мини-сюжетов в одной иконе и четким центром композиции. Например, этот принцип использует художник Дмитрий Буторин в миниатюре «У лукоморья дуб зеленый…». Он строит композицию по кано­ну: в центре оказывается Пушкин, записы­вающий сказки кота, а все остальные груп­пы персонажей с композиционной точки зрения подчиняются этому центру.

Основой палехского лакового искусства стала сложная живописная техника плавей, тоже сохраненная из иконописи. В этой технике прозрачные краски разных тонов наносятся в несколько слоев, каждая плавь отвечает за свой участок рисунка. В иконах таким методом прописывали лики. В результате переходы от темного к светлому незаметны, а резкие белильные движки, завершающие работу над изображением, придают ему динамичности.

В палехской иконе живопись органично соединялась с золотыми фонами. Золо­том расписывали пробела одежд Пробел — прием иконописи и палехской жи­вописи, с помощью которого достигается ощу­­щение объема фигур; штрихи, написан­ные белилами, золотом или краской в не­сколь­ко слоев. , узорочье решеток, занавесей, риз. Роспись золотом используется и в лаковой миниатюре, решая самые разные декоративные задачи (это еще одно существенное отличие Палеха от других центров лаковой миниатюры — Холуя, Мстёры и Федоскина).

На тыльной стороне иконы есть подписи авторов — Ивана Балякина и Никиты Буторина.

Государственный музей палехского искусства

Иконопись не предполагает сохранения имени художника, но имена иконо­писцев из династий Сафоновых, Кориных, Каурцевых, Париловых, Балякиных, Бакановых, Першиных, Белоусовых, Зубковых были известны по всей России. Дело в том, что, в отличие от Холуя и Мстёры, Палех производил не так много мелкой, «расхожей» иконы, требующей быстрого сбыта. Основной доход прино­сили качественно написанные дорогие иконы по старым подлинникам, служившим руководством по иконописанию, но не ме­шавшим «свободному художеству». Их писали в сравнительно небольшом количестве. Лучшие ма­стера подписывали иконы и иногда — подготовительные рисунки к ним. Такая подписная икона особенно ценилась. Имя ставилось, конечно, на тыльной стороне доски. Новое искусство дало возможность художникам подтвер­ждать уникальность своих произведений подписью на лицевой стороне в правом нижнем углу.

Какие еще истоки у палехской миниатюры

В поисках нового изобразительного языка бывшие иконописцы обращались к книгам по японскому, персидскому и античному искусству из библиотеки искусствоведов Анатолия Бакушинского и Александра Глазунова. Так, из пер­сид­ской миниатюры пришла идея изображать сцены охот и битв. Но это не пря­мое повторение: колорит остался традиционным, а фигуры лошадей выполнялись в традиции новгородской иконы, в светлых и темных силуэтах и разнообразными по цвету — белыми, черными, киноварными, синими и желтыми.

После создания Артели древней живописи по просьбе Максима Горького палех­ским художникам подарили целую библиотеку художественных альбомов, в том числе с рабо­тами мастеров европейского Возро­ждения. Произведения итальянских худож­ников стали для бывших иконописцев источником вдохно­вения и сюжетов. Например, «Встреча» Ивана Голикова — это пара­фраз фрески Рафаэля Санти «Встреча Иакова с Рахилью».

От иконы — к шкатулке

П алех. Название, прославленное на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировалось с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. На месте выжженного леса осели и построились. До революции писали иконы, а новая власть, к религиозной тематике суровая, заставила взяться за светские мотивы — сказки, предания, былины. Писать миниатюры стали на шкатулках. Предлагаем вспомнить 10 фактов из истории промысла с Натальей Летниковой.

В традициях первых мастеров. «Палех — село-академия народная», — говорил в 1863 году Георгий Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты. В основе палехского стиля — традиции многих иконописных школ. Отличаются палехские иконы особой тонкостью письма, мягкими плавными линиями и сдержанной цветовой гаммой. Одежды и орнамент блестят золотом — символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре — не просто техника письма. В христианской символике именно свет — прообраз божественной благодати.

Иконописные корни палехской росписи. В окружении лесов да вдали от больших дорог, вдоль живописной речки Палешки. Жили в селе обособленно, торговцы практически не захаживали. Так иконописцы сохраняли из поколения в поколение свои традиции. Лишь в середине XVII века молва о палехских мастерах добралась до Москвы. А уж затем и сами художники оказались в Белокаменной. Палешане приложили свое мастерство в Грановитой палате Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавре и в Новодевичьем монастыре.

Новое время, новые образы, новый промысел. После Октябрьской революции художникам пришлось оставить на долгое время библейские образы в поисках других тем. Революция иконопись не жаловала. Тогда появился современный палехский стиль и шкатулки из папье-маше по подобию Федоскинских. Расписывали коробочки и ларчики бывшие иконописцы сюжетами из народных сказок, жанровыми сценками, картинками деревенского быта и пейзажами.

«Артель древней живописи». Перенесли художники темперную живопись на шкатулки и объединились в артель. В 1924 году по инициативе группы талантливых иконописцев при поддержке искусствоведа и профессора Анатолия Бакушинского была образована «Артель древней живописи». Почетным членом объединения стал Максим Горький, который поддерживал художников. Мастера расписывали ларцы, шкатулки, чайницы, табакерки и пудреницы. Сначала заготовки закупали в Федоскино, но вскоре наладили свое производство.

Таланты и поклонники. Палехскими иконами восхищались Николай Некрасов, Николай Лесков, Антон Чехов. В 1814 году выказывал особый интерес к работам русских иконописцев Иоганн Гёте. Немецкий поэт даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе, — «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь». В 1930-м большая выставка палехской миниатюры прошла в Государственном Русском музее. Работы палехских мастеров стали статьей экспорта. Расписные шкатулки покупал Внешторг и продавал за валюту.

Династии и секреты промысла. Славилась артель своими династиями. Секреты мастерства — дело семейное. Растили живописцы себе смену сызмальства. Одна из старейших палехских фамилий — Белоусовы. Леонид Иванович Белоусов — художник-иконописец. Начинал работать в артели в 1926 году. Лаковая миниатюра стала делом жизни и для его правнука — Евгения Белоусова. И таких славных фамилий в Палехе немало. Голиковы, Котухины, Сивяковы… История промысла и секреты мастерства когда-то не выпускали за семейный круг. Даже замуж выходили за своих, за палехских, тайны росписи оберегая.

Мировое признание. Первые же работы палехских иконописцев в новом жанре лаковой миниатюры, выполненные по заказу кустарного музея, получили диплом первой степени на выставке Академии художественных наук. В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже. Итальянцы даже попросили прислать мастеров для организации школы. Художники покидать Россию отказались. А уже через год после образования артели на Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль.

Краски Палеха не для батальных сцен. Так уж сложилось, что Палех — все больше картинки из сельской жизни и сказочные мотивы. Но это в мирное время. Когда вся страна жила единой мыслью о Победе, Сталинградская битва стала источником вдохновения и для художников: «Народные мстители», «По следам врага», «Атака», «Народная война». Работая в тылу, мастера сохраняли ремесло даже во время войны. Только работали старики и допризывная молодежь. Не закрывалось и художественное училище «села-академии» — как называли Палех.

Таинство создания краски. Издавна в Палехе писали темперой. Делали краску дедовским способом — на яичном желтке. Добиваясь «глубины, светоносности и стойкости». Разводили столовым уксусом или квасом. Кисти палехских художников — ручной работы. Магазинные, даже беличьи — слишком непослушные. Так что и современные мастера, даже покупая готовые краски, кисти все же собирают вручную — волосок к волоску. Для работы с листовым золотом мастера используют специальную кисть — лампемзель, изготовленную из кончика беличьего хвоста.

Музеи Палеха. 14 тысяч экспонатов и шесть отдельных коллекций. Музей палехского искусства был открыт 80 лет назад по инициативе Максима Горького. За десятилетия экспозицию составили лучшие произведения палехских мастеров. Стал музеем и дом одного из основоположников палехской лаковой миниатюры Ивана Голикова. Музей-мастерская Николая Дыдыкина рассказывает о старинном палехском роде иконописцев, из которого вышел и скульптор — автор памятника Пушкину у Музея-квартиры поэта в Петербурге. Из Палеха пошло мастерство Павла Корина. В Москве работы художника может увидеть любой — на станции метро «Новослободская». В палехском доме академика живописи собрана редкая коллекция икон.

Палех — город художников

Многие знают Палех прежде всего как центр лаковой миниатюры. Но лаковой миниатюрой в Палехе стали заниматься только после революции 17-го года, когда стало невозможно заниматься иконописью, которой издревле был знаменит город. Хорошо политикам, которые мгновенно перестраиваются со сменой политического строя, а художникам приходится мучительно искать новые направления в своей творческой деятельности. И так было не один раз в 20-ом веке. Когда иконопись в начале века стала неактуальна, лучшие художники Палеха создали феномен палехской лаковой миниатюры, ставшей знаменитой на весь мир. В 90-е годы опять потребовалась перестройка творческой работы палехских художников, когда был до основания разрушен коллективистский артельный уклад, созданный за годы советской власти. Но палехские художники опять с честью вышли из создавшегося положения и смогли сохранить накопленный многовековой опыт как в иконописи, так и в создании лаковой миниатюры. К счастью, связь поколений не прервалась.

Посетили Палех в ходе ставшей уже традиционной летней поездки по городам Золотого кольца. Если в прошлом году главным городом поездки был Плёс, то в этом году таким городом стал Палех. Город произвел неизгладимое впечатление. Многие отмечают своеобразие атмосферы Палеха и необычную ауру этого места — удивительного города художников. В городе протекает река с красивым названием — Палешка. А жители Палеха называют себя палешанами. Палех — родина Жар-птицы, на гербе и флаге города красуется Жар-птица, исполненная в традиционном для палехской лаковой миниатюры стиле — золотом по черному фону.

История Палеха

История Палеха уходит в глубокую древность. Существует несколько версий происхождения топонима Палех. В этих местах в непроходимых лесах и на болотных топях в древние времена жили угро-финские племена, которые позже слились с племенами южных славян. Палех на угро-финском означает возвышенное место. Возможно, название произошло от слов «пал, палить», т. е. выжигать лес для поселения и распашки полей. Из письменных источников известно, что уже в 12–13 веке Палех был крупным селом. Предполагается, что иконописцы пришли в Палех и окрестные деревни после взятия Владимира татарами в 1238 году, т. е. без татар и здесь не обошлось. Часть населения Владимиро-Суздальской земли, в том числе иконописцы-монахи, бежали от татар в дремучие, непроходимые леса, где обосновались и сохранили искусство иконописи. Иконописание было родовым делом и существовали целые семейные династии, где мальчики становились сначала иконописцами по рождению, а уже затем — по призванию. В 18-ом веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, яркими темперными красками с применением золота на одеждах святых. Палешане были известны и как мастера монументальных росписей, они участвовали в росписи и реставрации многих церквей и соборов по всей России. Например, мастерами мастерской братьев Белоусовых была расписана Грановитая палата Московского Кремля. Перечень культовых объектов, к росписи и реставрации которых приложили руку палехские мастера-иконописцы, впечатляет: это Дмитровский и Успенский соборы Владимира, Благовещенский собор Московского Кремля, Успенский собор Свияжского монастыря, Софийский собор в Новгороде, Новодевичий монастырь в Москве, Ипатьевский монастырь в Костроме и многие другие.

Известный русский историк Георгий Дмитриевич Филимонов, один из основателей первого в Москве Публичного музея и заведующий архивом Оружейной палаты, побывавший в 1863 году в Палехе, так отозвался о палехских художниках: «…В деле иконописи ни одна местность не может сравниться в настоящее время с Палехом, потому что иконопись здесь не одно средство, а цель». И еще цитата: «Вместо жалких крестьян-ремесленников я, совершенно неожиданно, встретился с народом развитым, исполненным светлых убеждений и знающих свою историю…». С легкой руки Г. Д. Филимонова с тех пор к Палеху пристало название «село-академия».

В те времена известность Палеха вышла далеко за пределы России. Из переписки историка Н. М. Карамзина известно, что немецкий поэт Гёте на склоне лет мечтал приехать в Палех и увидеть, как среди русских просторов художники, больше похожие на крестьян, пишут по дереву иконы, которым позавидовали бы византийские мастера. Владимирский губернатор А. Н. Супонев даже послал в подарок Гёте в Веймар две иконы работы палехских иконописцев братьев Каурцевых.

Возникшая в глубокой провинции, в крестьянской среде, иконопись Палеха стала значительным явлением русской художественной культуры. Но всё иконописное творчество с приходом к власти большевиков закономерным образом прекратилось. Многие семьи остались без средств к существованию, многие мастера навсегда расстались с художественным ремеслом. Однако немало среди палешан оказалось тех, кто не мыслил себя вне художественной профессии. И случилось новое художественное явление, вновь прославившее небольшое поселение в Ивановской области на весь мир. Палехская миниатюра, возникшая в результате социальных и культурных изменений, произошедших в России после революции 17-го года, сумела сохранить вековые традиции иконописи как высокого искусства, перенести их на новые формы и наполнить иным, востребованным обществом содержанием.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков, который в московской мастерской Александра Глазунова написал первую работу в так называемом палехском стиле. Эта работа называлась «Адам в раю». Мастера освоили роспись на новом материале папье-маше, из которого изготавливали шкатулки, пудреницы, украшения, и перенесли на них традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени. В 1924 году семеро палехских художников, в прошлом состоявшихся мастеров иконописи, во главе с Иваном Голиковым объединились в «Артель древней живописи». Уже в 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили там золотую медаль. В 1932 году после знаменитой московской выставки «Искусство Палеха», вызвавшей необычайный интерес публики, возник Союз художников Палеха. В 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР, которые благополучно закрылись в 90-е годы.

Что посмотреть в Палехе

Государственный музей палехского искусства. Сайт музея весьма информативный и на нем есть интересная видеоэкскурсия по Палеху. Музей организован в 1934 году. В организации музея активное участие принимал Максим Горький, правда, он никогда не был в Палехе. Музей палехского искусства является значительным музейным комплексом, включающим множество подразделений. Последним открылся экспозиционно-выставочный центр, в котором сегодня располагается музей икон. В экспозиции музея есть множество подлинных древних палехских икон.

Палехская роспись

Ножны — «РЫСЬ».

Женская футболка 3D «Дед мороз».

Бейсболка «Рыбалка».

Шапка «Верю в Деда Мороза».

Мужская футболка «Добро пожаловать в Россию».

Пейзаж — картина на зеркале.

Бабочка Данаида — картина на зеркале.

Картина на зеркале — Пейзаж.

« Октябрь 2019 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Палехская миниатюра. Часть 1. История промысла. (30 фото)
Палехская миниатюра — вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 в поселке Палех Ивановской области на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.

Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года иконописный промысел в Палехе прекратил своё существование. 5 декабря 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В. Маркичев, И.И. Зубков, А.И. Зубков. В результате долгих творческих поисков бывшие иконописцы явили миру расцвеченные радугой красок и золотым узорочьем виртуозные композиции на шкатулках из папье-маше. Палешане не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением творёного золота. В образном решении новых произведений они по-прежнему использовали средневековые приёмы стилизации, условность форм. Самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». В этих произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало. Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту первым работам палешан.

Одним из самых ярких и талантливых художников Палеха был Иван Иванович Голиков. Его называли мастером коня, битвы и тройки. Сказочные кони с хрупкими ногами в миниатюрах Голикова расцвечены всеми цветами радуги, а «битвы» и «охоты» – проявление неукротимой фантазии палехского художника. Голиковские «тройки» динамичны, порывисты, но иногда величавы и торжественны. К этому мотиву И.И.Голиков обращался многократно, рисуя зимние и летние тройки на самых разных предметах: брошах, пудреницах, портсигарах, подносах.

И.М. Баканов считался в Палехе лучшим знатоком иконописных традиций. Он безупречно владел оригинальной техникой наложения красочных слоёв. Благодаря просвечиванию нижних слоёв краски сквозь тонкие, прозрачные верхние слои, создаётся эффект внутреннего свечения живописи, эффект перелива одного тона в другой. Баканов создал много замечательных работ, ставших классикой палехского искусства. Он обращался к песенным темам («Степан Разин», «По улице мостовой»), воспевал образ родного Палеха. Лучшие его работы написаны на темы пушкинских произведений — «Сказка о Золотом петушке», «С порога хижины моей», «Бахчисарайский фонтан».

Иван Иванович Зубков был тонким ценителем родной сельской природы. В его миниатюрах нет развитого действия, художник как бы созерцает природу. Фигуры имеют плавные, несколько замедленные ритмы движения, что даёт ощущение тишины и покоя. Художественное мышление И.И. Зубкова было живописно-пластическим, а не орнаментально- декоративным. Художник строит красочную гамму на тонких тональных отношениях, на нежных переходах одного цвета в другой. Таковы его миниатюры «Парочка», «У речки», «Пейзаж».

Ранние романтические произведения А.М. Горького, построенные на песенном ритме, близки и созвучны стилистике палехской миниатюры. Иллюстрируя их, палешане практически не знали неудач. В числе лучших работ – шкатулка И.П. Вакурова «Буревестник». Красный силуэт рабочего с молотом словно вырастает из каменной глыбы. «Мне хотелось, чтоб этот человек был похож на рабочего и на писателя, и на строителя, и чтоб он мог мудро управлять государством» — так объяснял свой замысел И.П. Вакуров в книге Е. Вихрева «Палешане». В этой миниатюре, как и в других драматических композициях Вакурова большое значение имеет чёрный фон. Художник оставляет большие плоскости фона незаписанными, связывая их с напряжённо звучащими цветовыми пятнами.

Одним из самых оригинальных палехских художников является Аристарх Александрович Дыдыкин. В своих композициях он умело сочетал древние иконописные мотивы и новые приёмы, освоенные в процессе работы над миниатюрой. Для произведений этого мастера характерна особая трактовка пейзажа, обильное наложение золота в орнаменте и пробелах. Лучшие миниатюры А.А. Дыдыкина: «Уж ты, Ваня, разудала голова», «Демьянова уха», «Раскрепощение женщины», «Волга русская река» — находятся в коллекции ГМПИ. Миниатюра «Уж ты, Ваня, разудала голова» написана на тему старинной русской песни. В центре композиции плачущая девушка, провожающая в город своего жениха. Её поникшей от горя фигуре вторят склонившие свои кроны деревья и мягко очерченные горки, передающие плавность, напевность русской мелодии.

В искусстве палехской лаковой миниатюры как самостоятельный жанр развивается портрет. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники: Правдин Н.А., Паликин И.Ф, Серебряков И.Г. Портретные изображения создаются на различных предметах из папье-маше: пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах. Палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

В середине XX столетия в искусстве Палеха усилились реалистические тенденции, выраженные стремлением многих художников к внешнему правдоподобию в раскрытии сюжета и отдельных образов. Для многих композиций тех лет характерна парадность, излишняя монументальность и украшательство.

Следующие поколения миниатюристов стремились к возрождению традиций, созданных основоположниками палехской миниатюры. Искусство лаковой миниатюры не исчерпало себя, у него огромный потенциал.

Палехские художники проявляют своё дарование во многих видах изобразительного искусства: монументальной живописи, книжной графике, театральной декорации.

В настоящее время в Палехе живёт и работает более 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища им. А.М. Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.

Палехская роспись: история возникновения, отличительные особенности и технология изготовления предметов в технике лаковой миниатюры

Палехская роспись зародилась в деревне Палех Ивановской области, откуда и получила свое название. Этот вид декоративно прикладного творчества поистине уникален, ведь, несмотря на то, что существует он не одно столетие, технологии и приемы создания композиций не меняются – мастер сам от начала и до конца подготавливает предмет, который будет расписывать. Поэтому невозможно отыскать два одинаковых изделия, разрисованных в палехском стиле. Особенностями палехской росписи является изящность фигур, четкость, тонкость и вычерченность рисунков, темный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом.

Как правило, палехской миниатюрой расписывают сувениры и предметы, служащие украшением интерьера – шкатулки, ларцы, панно, пепельницы, брошки и подобные изделия.

Художники выполняют не отдельные орнаменты или фигуры, а прорисовывают целые картины, изображающие определенные сюжеты. Все фигуры рисунка у палехского художника вытянутые – и люди, и кони, и звери. Герои картин всегда в движении, о чем свидетельствуют четко прописанные складки одежды и волны волос. Тему для миниатюры мастера брали и берут из повседневного быта, сказок, песен, былин и басен, а благодаря многообразию красок и мелких деталей, создается эффект легкости и праздника.

Особенности палехской живописи связаны с тем, что родилась она из иконописи и основана на ее традициях и приемах, даже в качестве краски мастера до сих пор используют яичную темперу, которой пишут иконы.

Для палехской росписи используется черный или темный фон, что символизирует тьму, из которой в процессе кропотливой и сложной работы рождается жизнь и цвет, к тому же он обладает внутренним объемом, что придает картинам особую глубину.

Техника нанесения, закрепления и обработки рисунка передается с древних времен из поколения в поколения, благодаря чему уникальные вещи, изготовленные в палехской технике, популярны по всему миру и являются частью культуры не только нашей страны, но и всего мира.

Изучаем технологию изготовления палехской росписи в миниатюре

В качестве заготовки для палехской миниатюры используют картон. Мастер раскраивает его на формы и с помощью мучного клейстера склеивает между собой в несколько слоев (в зависимости от толщины изделия). Затем заготовка спрессовывается и тщательно просушивается в течение нескольких дней.

После высушивания полуфабрикат пропитывают льняным маслом – для этого его на сутки погружают в чан с горячим маслом, после чего высушивают в печи в течение 2 суток при температуре 100°. После этого изделие обрабатывают наждачной щеткой, шлифуют и крепят необходимую фурнитуру.

На этом этапе изделие грунтуют специальным составом из смеси масла, сажи и красной глины и покрывают лаком – 2 – 3 слоя черного лака с внешней стороны и масляный лак с киноварью с внутренней стороны. Затем наносят еще семь (!) слоев светлого лака, обязательно просушивая в печи каждый слой. Только после всех этих подготовительных манипуляции, изделие становится годным к росписи – мастер слегка проходится по поверхности изделия пемзой, выводит контуры рисунка и затем расписывает его тонкой кистью из беличьей шерсти. Отдельные рисунки в композиции бывают настолько малы, что мастерам приходится использовать увеличительное стекло.

Примечательно, что все инструменты и материалы мастер изготавливает самостоятельно – и краски, и кисти, и лаки с грунтовками, и прочие составы необходимые для качественного выполнения работы.

На этом этапе расписанное изделие просушивают и закрепляют картинки специальным лаком. После этого мастер приступает к росписи сусальным золотом и серебром, полирует все это агатом или зубом волка (для дополнительного блеска). Затем все изделия снова покрывается несколькими слоями лака, сушится и полируется до зеркального блеска. Из-за большого количества лаковых слоев, которым покрывается изделие в процессе работы, палехскую роспись называют еще лаковой миниатюрой.

Благодаря яркости красок и живости изображений, рисунки в стиле палехской росписи применяются для иллюстрации детских книг со сказками. Для детей эти изображения очень интересны, так как рисунок олицетворяет собой не просто статическую картинку, а целую историю или сюжет произведения. Но фото ниже представлены иллюстрации к некоторым детским сказкам, выполненные в палехском стиле.

Видео по теме статьи

Для того, чтобы получше познакомиться с палехской живописью, предлагаем посмотреть несколько видео сюжетов, в которых представлены различные варианты лаковой миниатюры и рассказывается подробно о этапах создания этих уникальных и удивительных изображений.

Четыре века Палеху: Уникальная русская иконография и лаковая живописная миниатюра, которой нет аналогов в мире

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На рубеже 16-17 века Палехе появились мастера, которые писали святые образа, расписывали храмы и соборы, восстанавливали старинные фрески. На начало 19 столетия пришелся расцвет палехской иконописи, имеющей огромный спрос не только в России, но и за рубежом.Своеобразное, изящное искусство лаковой миниатюры Палеха объединяет в себе принципы древнерусской живописи и народного творчества.

Если в некоторых городах создание икон имело почти промышленное распространение, то в Палехе долгие годы сохранялось самобытное написание святых образов, написанием которых занимались члены крестьянских семей в свободное от сельскохозяйственных трудов время.

Было примечательным, что в крестьянских семьях иконописцев было разделение труда: рисунок на основу наносил «знаменщик», одежды и палаты писал «доличник», а лица — «личник». Палехские иконы создавались долго и скрупулезно, они были выдержанны по канонам старинных образцов, поэтому их ценность была высокой.

Но к концу 19 века на Руси количество иконописцев сильно возросло, что явилось причиной снижения стоимости и ухудшением качества иконописи, и спрос на палехские иконы резко снизился из-за дороговизны.

А произошедшая в России революция 1917 года изменила не только весь уклад России но и отношение к церкви. Производство икон стало невостребованным и художники-иконописцы вовсе остались без работы.

А вот лаковая живописная миниатюра Палеха является сравнительно молодым направлением, возникшим лишь около двух веков тому назад. Предпосылкой возникновения было то, что в конце 18 века московский купец Коробов основал производство лакированных козырьков для армейских кепок. И когда в моду вошел нюхательный табак, он же стал выпускать лаковые шкатулочки-табакерки.

Со временем эти шкатулки приобрели роскошный и богатый вид, они стали служить для украшения помещений. Используя красочный колорит и русскую народную тематику, палехские мастера в своей работе использовали различные сюжеты сказок, былин и сказаний.

По окончанию гражданской войны палехские мастера возобновили свой промысел, изготавливая теперь уже шкатулочки, брошки, пудреницы и другие предметы из папье-маше. Изображали на них сюжеты из русских народных сказок, сценки деревенской жизни, а также использовали творчество русских писателей и поэтов.

Вторая мировая война также внесла свои сюжеты в палехскую роспись — красочные военные сцены. Во времена Советской власти палех характеризовался пафосом, идейностью, монументализмом. И лишь спустя годы художникам удалось вернуть романтичность и возвышенность, поэтичность и иносказательность.

И по сей день лаковые миниатюры отличаются яркими красками на черном фоне, удлиненностью фигур, тонкостью линий. Декоративность пейзажей и архитектуры, изящный орнамент золотом, обрамляющий композицию – все это делает Палехскую роспись уникальной.

Каждый из мастеров—миниатюристов имеет свой профессиональный почерк. Эта кропотливая работа требует от них не только вдохновение, но и огромную точность и аккуратность, так как вся роспись выполняется вручную, и очень часто для этого требуется увеличительное стекло. Большая часть миниатюр уникальна или же выпускается в очень малом количестве.

Палехская живописная миниатюра, заключающая в себе тончайшую работу над деталями, миниатюрность, цельность сложной композиции, разнообразие узоров и орнаментов, выполненных золотом на черном фоне, пользуется огромным спросом у ценителей этого искусства во всем мире. А сам поселок привлекает туристов как уникальный центр русского народного промысла.

Славна талантами и умельцами земля русская. И на сегодняшний день в России процветает множество народных промыслов, один из которых основанный братьями-крепостными — жостовская роспись .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

Добавление комментариев запрещено правилами блога. Разрешено только: зарегистрированным пользователям, модераторам, участинкам блога

Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:

Палехская роспись

Народные промыслы | Палехская миниатюра
Палехская миниатюра

«Глухие леса стояли, населения никакого не было…случился в лесу большой пожар от «молоньи». Спалил пожар все дерева на горе. Гору Паленой нарекли, а село стали Палехом называть».

Есть и легенда, что иконопись зародилась в Палехе в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. В этот период вместо больших икон большое распространение получили маленькие иконки, которые можно было носить с собой. Бежавшие от татар в глухие места горожане из Владимира и Суздаля, основавшие Палех, и занесли сюда иконописное ремесло.

«Ну, подумай…как ты будешь жить с мужиками разными после нас? Плотники, маляры…Эх, ты! Это называется – из дьяконов в пономари…».

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В Палехе жил особый тип людей – «наследственные иконописцы». Занятие иконописью в Палехе было практически поголовным. Писатель-этнограф С. Максимов отмечает:

«. Здесь пишут образа во всех домах и не пишет их только мельник и то потому, что сделался мельником; ремесел помимо иконописи не знают никаких, нет у них ни кузнеца, ни швеца, ни сапожника».

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина в сытинском издании. Этим, в значительной степени, объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты» (Александр Котухин).

«По одинаковым дорогам каждый из них пронёс свою особую жизнь, свою линию, свой цвет».

В искусстве Палеха велика роль традиций, которые из поколения в поколение передавались в семьях иконописцев, а затем и в лаковой миниатюре. Родоначальником первой палехской династии художников лаковой миниатюры является Иван Иванович Голиков (1887 – 1937 гг.). Потомственный иконописец, основоположник палехской миниатюры. С 1894 г. проживал в селе Палех.
Большое место в его творчестве занимала работа над «Словом о полку Игореве», к специальному изданию которого создал не только серию иллюстраций, но и написал от руки весь текст. Много работал над темами произведений А.С. Пушкина «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане». Тематика произведений: фольклор, литература, история, современные сельские мотивы, революционная, битвы, тройки, охота, орнаменты. Занимался станковой живописью, театрально-декорационным искусством, росписью по фарфору, финифтью, книжной иллюстрацией. Участвовал в выставках с 1923 г. Всего написал около 1000 произведений лаковой миниатюры. Произведения И.И. Голикова хранятся в музеях: ГМПИ, ГРМ, ГТГ, ВМДПиНИ, МНИ, ЗГИХМЗ, Вятском ОХМ, Ивановском ОХМ, Иркутском ОХМ, НГХМ, ЯИАМЗ, КМРИ, Государственном художественном музее Белоруссии, Всероссийском музее А.С. Пушкина «Мойка 12», Государственном музее А.М. Горького.
Умер после тяжёлой болезни 30 марта 1937 г., похоронен в Палехе. В центре Палеха установлен памятник И.И. Голикову. Его именем названа одна из улиц Палеха.
Династию и дело жизни Ивана Ивановича продолжили на разных этапах Николай Иванович Голиков – заслуженный художник РСФСР и народный художник РСФСР (1974 г.). Свой след оставила Софья Михайловна Голикова, работала в Палехских художественно-производственных мастерских, «Товариществе Палех». Дело семьи развил и Юрий Николаевич Голиков, участник выставок с 1994 г. Его работы имеются в ГМПИ и других музеях России, частных коллекциях.

«Не знаю,– говорил он,– был ли у меня хоть один мотив без малышей».

Адрес: 155620 Ивановская обл., п. Палех, ул. Ленина д. 23
Телефон: 8 (49334) 2-20-76, 8 (49334) 2-28-13
E-mail: artpalekh@ya.ru

Адрес мастерской «Палехский иконостас»:
155620, Россия, Ивановская область, п. Палех, ул. 2-я Садовая, д. 1а
Телефон: 8 (800) 333-28-91 (звонок бесплатный по всей России), 8 (49334) 2–28–91, 8 (49334) 2–20–93
E-mail: iconostas@inbox.ru

Адрес Палехское отделение Союза художников России:
155620, Ивановская область, п. Палех, ул. Ленина, 42
Телефон: 8 (49334) 2-24-25
E-mail: palekh_skhr@mail.ru

Адрес Палехского художественного училища им. М. Горького:
155620, Ивановская область, посёлок Палех, ул. Шуйская, 18
Телефон: 8 (49334) 2-24-85 (администрация), 8 (49334) 2-16-06 (секретарь, приёмная комиссия); 8 (49334) 2-11-40 (учебная часть)
Сайт: palekh-artschool.ru
E-mail: info@palekh-artschool.ru

Адрес Государственного музея палехского искусства:
155620, Ивановская область, п. Палех, ул. Баканова, 50
Телефон: 8 (49334) 2-10-54.

В 1974 г. в Палехе открылся Дом-музей П.Д. Корина, одного из самых известных художников XX в. Дом был построен в конце 1860 – начале 1870-х гг. бабушкой художника по материнской линии А.Т. Талановой на средства её слепого к тому времени отца – купца 3-ей гильдии Т.Д. Гунина.
Каждая комната в большом доме принадлежала одному из членов большой семьи: Павлу, Александру, Сергею, Михаилу. Братья сохранили этот дом, его интерьер и предметы быта, мечтая когда-нибудь организовать в нём музей. Фактически мемориальный музей создавался П.Д. Кориным и был завещан им Палеху. Павел Дмитриевич стремился сохранить память о патриархальном укладе жизни палешан, о нерушимости семейных уз, об огромной роли семьи в сохранении традиций, о высокой духовной культуре жителей Палеха. В доме осталось много старинных книг: рукописных и старопечатных, а также произведения русских классиков и зарубежных писателей. Дом по-прежнему хранит тепло семейного очага, и в этом заключается уникальность этого музея.

В дни празднования 60-летия палехского искусства – 5 декабря 1984 г., в трёх километрах от Палеха в деревне Дягилево был открыт Дом-музей Н.М. Зиновьева, одного из основоположников палехского искусства. В течение 1944 –1956 гг. Н.М. Зиновьев был директором Государственного музея палехского искусства, позднее преподавал в Палехском художественном училище им А.М. Горького. Им разработана методика обучения мастерству лаковой миниатюры, которая и сегодня лежит в основе учебного процесса в Палехском художественном училище.
Всю свою долгую жизнь художник провёл в родовом доме в Дягилеве. В доме осталось множество вещей, принадлежавших художнику. Мемориальный музей представляет творческую натуру художника, его духовность, верность нравственным идеалам.

Подавляющее большинство подделок лаковой миниатюры, наводнивших отечественный и зарубежный рынки, не выдерживают никакой критики. Часто всего вместо папье-маше используется оргалит, текстолит и другие малопригодные материалы. Вместо масляных лаков применяются полиэфирные и полиуретановые лаки. Заготовки, выполненные с подобным нарушением технологии, чрезвычайно отзывчивы на изменения температурно-влажностного режима. Такая шкатулка довольно быстро деформируется, что в свою очередь приводит к возникновению трещин лаковой поверхности и гибели живописи под ней.
Относительно быстрое разрушение непрофессионально выполненной лаковой миниатюры происходит и из-за применения технологически несовместимых, низкокачественных или непрофильных материалов. Следствием подобных экспериментов или заведомо явных нарушений технологии вновь становится отслаивание лака, покрывающего шкатулку и разрушение красочного слоя. Реставрации и восстановлению такие изделия не подлежат.
В заключение, для непосвященных, назовём несколько наиболее доступных признаков, по которым можно определить подлинность и качество произведения палехской лаковой миниатюры:
традиционно изделия палехской лаковой миниатюры имеют чёрный (реже тёмно-красный, зелёный, синий) цвет снаружи и – красный цвет внутри; крышки шкатулок, ларцов, коробочек плотно подогнаны к кузовку (основанию) изделия; для профессионально выполненных изделий палехской миниатюры характерно высокое качество полировки как наружной, так и внутренней поверхностей. На лаке не должно быть царапин, вздутий, шероховатостей, пятен;
обязательно наличие на лицевой стороне изделий, в нижнем левом углу, сделанной золотом надписи «Палех», в правом нижнем углу фамилии и инициалов автора;
с наружной стороны, на днище кузовка изделия, или на обороте любого другого изделия, под лаком должен быть размещен фирменный знак предприятия. На подделках, как правило, этот знак отсутствует, или наклеивается поверх лака. Если размещенный на изделии фирменный знак легко подвергается физическому воздействию – высока вероятность, что перед Вами подделка;
упаковывается лаковая миниатюра в жёсткие, соответствующие формату изделия коробки, на крышке коробки размещён фирменный знак предприятия. Внутренние поверхности упаковочной коробки проклеены тонким слоем ваты, предохраняющим работу от механических повреждений; наконец, стоимость изделия, наконец, стоимость изделия, выполненного в соответствии с традиционной технологией, не может быть низкой. К каждому изделию предприятия прилагается сертификат, с подлинным оттиском печати.
Продажу палехских изделий в России и за рубежом осуществляют несколько организаций в Палехе: кооператив «Объединение художников Палеха»; Палехская организация ВТОО «Союз художников России»; «Товарищество Палех». Каждая из них имеет сертификат, копия которого прилагается к продаваемому изделию. «Объединение художников Палеха», ООО «Палех» имеют свой товарный знак – Жар-птица. Товарный знак наклеивается на оборотной стороне каждой работы и покрывается несколькими слоями лака.

Прилетела под утро Жар-птица,
Уронив золотое перо.
Прискакала к воде кобылица —
Из-под ног чистых брызг серебро.

Жар-перо всех вокруг опалило.
Краски Палеха не перенять.
Византийская мощная сила
Продолжает на русских влиять.

Закупив на восточном базаре
Охры красной и охры янтарь,
Лазуриты и медные яри,
Огнегривую киноварь.

И в орнаменте, в травах и листьях
Мастер прячет секреты хитро,
Самой тонкою беличьей кистью
Пишет золотом «в полуперо».

Полетят тонконогие тройки
По шкатулкам, как по облакам.
Православные храмы, пророки
Вновь вернулись к родным берегам.

Ссылка на основную публикацию