Растительные узоры и орнаменты

Растительный орнамент

Растительный орнамент в разные исторические периоды

Появление этого вида декора связано, прежде всего, с переходом человечества от скотоводства к земледелию и соответственно с появлением аграрной магии. К примеру, археологами обнаружены статуэтки трипольского периода (IV – III в до н. э) культового назначения, украшенные ростками и засеянным зерном. В скульптурах посредством орнамента выражена простая формула успеха земледельческих работ – «зерно + земля + дождь = урожай».

В ранний период развития растительного орнамента он всегда комбинировался с геометрическим. Наиболее распространенная в то время фигура – ромб – делилась на части, в каждой из которых изображался росток. На некоторых трипольских статуэтках можно видеть четко просматриваемые листья, колоски и другие культурные растения. Если сравнить мотивы трипольских орнаментов и европейского канонического текстиля, можно заметить целую группу сходных признаков. Тема пахотного поля и ростка широко развита в орнаменте всех земледельческих культур мира. Например, вышивки, выполненные на русских тканях, очень часто содержат изображения ростка между вертикальными прямыми или волнообразными линиями. Таким образом, соединяется нео-энеолитический мотив дождя-воды с силой растущего колоса.

При переходе от бронзового к железному веку в орнаменте начинает прослеживаться тема борозды. Во многие композиции включаются изображения зверей, охраняющих растения. По мере совершенствования изобразительных навыков мастеров, элементы, используемые в орнаментах, становятся все более детализированными и узнаваемыми. В качестве примера можно привести текстиль, датируемый VI – V вв до н. э, найденный в захоронениях горного Алтая. Эти ткани украшены различными цветами, лотосами, цветущими деревьями.

Примеров сложных растительных орнаментов, выполненных мастерами античности, также существует масса.

• В Древней Греции очень часто используются так называемые пальметки – веерообразные пальмовые листья.
• В Древнем Египте мотивами орнаментов обычно становятся лотосы и другие цветы.
• В Иране и Индии мастерами часто выполняются узоры, содержащие сложные в исполнении растительные мотивы.

Подобные орнаменты используются для украшения зданий, одежды и посуды и в I в. н. э. и позднее, во времена Средневековья. В эпоху Возрождения великими художниками Сандро Боттичелли, Пизанелло, Джакомо Беллини в растительный орнамент была внесена значительно усовершенствующая его трехмерность. В XVII-XVIII и XIX вв. на искусство создания узоров огромное влияние оказали работы орнаменталистов-графиков (Д. Маро, Ж. Ленотр, Ш. Лебрен и др.). XIX в. становится одним из периодов расцвета растительного узора. Дискретные мотивы из цветов и веточек служат украшением текстиля, фарфора, обоев и т.д. На XIX и ХХ века пришлось время огромного интереса к восточному растительному орнаменту. В особенности большое внимание уделяется японским мотивам и техническим приемам.

Растительный орнамент XIX — XX века

Самым крупным мастером, занимавшимся созданием художественно промышленных орнаментов, работавшим по подобным методикам, был Карл Крумбгольц, автор таких книг, как «Рисование в художественной промышленности» (Дрезден, 1849 г.), «Цветы и орнамент» (Дрезден, 1849 г.), «Растительный орнамент» (Дрезден, 1878) и др. Для изображений, исполненных после тщательного анализа естественных природных растений, были характерны, прежде всего, отсутствие объемности и широкое применение цвета. Огромным авторитетом как художник-орнаменталист в конце XIX – начале XX века пользовался и К. Блоссфельд, преподаватель берлинского университета. Для анализа растений он использовал фотографию. Тот же дизайн орнамента, который сегодня применяется в промышленности, зародился в 20-х годах прошлого века. Мнение о том, что на тканях, фарфоре, обоях и т.д. должны быть нанесены орнаменты, выполненные по слегка измененным технологиям предыдущих исторических периодов, в это время в корне меняется.

Где используется растительный орнамент и что он означает

Многие культурологические концепции базируются на вещных проявлениях народного сознания: предметах быта, одежде, манере строительства жилищ и так далее. Совершенно очевидно, что данные явления изучаются учеными максимально пристально, начиная от внешних проявлений, заканчивая заложенным в них сакральным смыслом.

Особенный интерес в этом отношении вызывают орнаменты, поскольку они одновременно идентифицируют определенную культуру или народность, и в то же время являются общими для совершенно разных, порой диаметрально противоположных культур.

Виды орнаментов

На данном этапе развития культурологии принято различать четыре основных типа этих украшающих элементов. Одним из самых распространенных считается геометрический узор, которому свойственно обилие четких линий, точек и геометрических фигур.

Следующим по популярности следует растительный орнамент, в основе которого лежит изображение различных листьев или же цветов, расположенных в определенном порядке и конкретных формах. Этот тип украшения одежды и предметов быта очень характерен для нашей славянской культуры.

Примерно такое же распространение, как и растительный орнамент, получил зооморфный. В некотором смысле они даже близки друг другу, поскольку элементы флоры часто встречаются в такого рода изображениях. Тем не менее, основной акцент ставится в данном случае именно на животных (причем как реально существующих, так и выдуманных).

Наконец, культурологами выделяется так называемый антропоморфный тип орнамента, в основе концепции которого стоит человек.

В данной же статье мы определим, что такое растительный орнамент, для каких культур он характерен и что символизирует.

Исторические корни

В целом, изображение элементов флоры свойственно практически всем культурам, поскольку эта традиция напрямую связана с концепцией мирового древа.

Этот культ считается одним из древнейших и самых распространенных. Для славян в эпоху язычества он занимал одно из главенствующих мест, будучи основой миропонимания в целом.

Культура Египта

Свойствен был растительный орнамент и культуре Древнего Египта. Некоторые исследователи даже утверждают, что именно эту часть Земного шара и культуру можно называть родиной флористического узора, из-за чрезвычайно благоприятных природных условий.

Египтяне изображали в основном лотос и тростник, которые были наиболее распространены и почитались в качестве священных растений.

Искусство Востока

Не меньшей популярностью пользовался растительный орнамент у шумеров и ассирийцев. Чаще всего эти народы изображали ромашки и маргаритки, олицетворявшие, с их точки зрения, солнце. Так же часто можно было встретить изображение шишек, гранатов, пальм и колосьев.

Персидская традиция

Если в предыдущих случаях изображение было достаточно схематичным, то в данном случае наблюдается куда большая тяга к натуралистическому изображению. Растительный орнамент персидского декора чаще всего включал в себя гвоздики, анемонов и нарциссов.

Древняя Греция

Естественно, нельзя не сказать о том, что очень часто использовались подобные элементы в эллинской культуре. Наряду с геометрическими фигурами существовали и растительные орнаменты и узоры, изображавшие пальмовые, лавровые ветви, виноградные лозы и даже водоросли, что напрямую связано с территориальной расположенностью Греции.

Славянская культура

Как уже говорилось ранее, наша культура также совершенно не чужда использованию такого рода элементов. Растительные орнаменты и узоры наиболее прочно осели в украинской культуре, однако до этого активно использовались всеми славянами.

Чаще всего изображались такие растения, как хмель, мак, пшеничные колосья, барвинок, дубовые, виноградные листья, калина. Как правило, данные элементы изображались красным цветом на белом фоне.

Тайный смысл

Совершенно очевидно, что растительные элементы орнамента никогда не изображались в качестве простого украшения. Испокон веков изображение той или иной фигуры или явления имело скрытый сакральный смысл. Калина на одежде и предметах быта, к примеру, символизировала не только космическую гармонию, но и благоденствие, здоровье и прочность рода.

Дубовые листья, вышитые на мужских сорочках и полотенцах, должны были приносить их обладателям силу и мужество.

Виноградные листья и грозди означали прочность и счастье семьи, здоровое потомство и всяческие блага, связанные с семейным очагом. Маки же должны были защитить владельца от зла в любых его проявлениях.

Полосы орнамента

Как известно, существуют два основных способа изображения символических элементов – в виде одной линии (части узора следуют одна за другой) и круговой.

Растительный орнамент в полосе представляет собой постоянное повторение и чередование различных элементов. Пшеничные колосья, к примеру, могут чередоваться с хмелем. Такого рода расположение чаще всего использовалось именно в одежде, поскольку имело своего рода защитную функцию. Как правило, узоры такого типа были размещены на манжетах, поясах, у ворота и на юбках. Опоясывание растительными элементами имело для народа чрезвычайно важное значение, которое во многом сохранилось и до сих пор.

Также линейное изображение применялось в декорировании домов – часто растительные элементы можно встретить по периметру дверей, на ставнях домов, столах и других предметах интерьера.

Круговое изображение

Наряду с вышеописанным способом нанесения и размещения существовал и другой. Орнамент в круге, растительный или другой, чаще использовался в декорировании посуды и украшений, хотя по смыслу и не отличался от узоров, выполненных полосой.

Круговое изображение тех или иных элементов также символизировало цикличность, повторяемость и бесконечность жизни.

Узор вне времени: растительный орнамент в одежде

Первые ростки уже пробиваются из земли, и совсем скоро окружающий мир окрасится в сочные зеленые тона. Гармонично соответствовать этому весеннему преображению природы помогут растительные и цветочные узоры в одежде — одном из самых древних видов декора, который не потерял актуальности по сей день.

Корни уходят в древность

Значение растительного мира для человечества невозможно преувеличить. Проще говоря, без деревьев, кустарников, цветов и травы жизнь на Земле если бы и существовала, то явно в другой форме. С древнейших времен растения кормят, лечат, обеспечивают кровом и помогают человеку. Неудивительно, что с самых истоков человеческой культуры мир флоры находит в ней свое отражение, а растительный орнамент является едва ли не самым древним из всех.

Действительно, узор в виде растений, ветвей или листьев на различных предметах археологи находят по всему миру. Первоначально он носил, по-видимому, сакральный характер: еще первобытные люди использовали цветы и ветви растений в ритуальных целях. Подобное отношение к миру растений сохранилось и в историческое время. Неслучайно в пантеонах самых разных народов обязательно присутствовало божество, покровительствующее зелени (как тут не вспомнить, что само слово «флора» происходит от имени древнеримской богини природы), а те или иные символы, как, например, известный всем лавровый венок, имеют явное «растительное» происхождение. Позже, несмотря на утверждение новой системы координат — христианской, растения сохраняют свое присутствие в нематериальной культуре, приобретая при этом новое символическое значение, которое активно используется, например, в геральдике.

Переход от символического к эстетическому совершился плавно, подобно самому зеленому побегу. Усовершенствование технических средств позволило делать растительный орнамент все более сложным и разнообразным, использовать его для самых разных предметов и аксессуаров и наносить на любые ткани и поверхности.

Переплетение ветвей

При упоминании о растительном орнаменте в голову сразу же приходят завитушки с листочками. На деле существуют целые типы узоров из растений, формировавшиеся столетиями, если не тысячелетиями. Перечислим наиболее популярные и распространенные:

Пейсли (paisley) — орнамент восточного происхождения, за которым в европейской традиции закрепилось название «индийский огурец». Правда, к Индии он имеет косвенное отношение: оттуда он просто попал в XVIII столетии в Европу, а вот впервые появился на территории нынешних Ирака и Ирана в эпоху империи персидской династии Сасанидов. Сам узор представляет собой цветные изогнутые листья разного размера, напоминающие то ли капли, то ли причудливых существ, увиденных через окуляр микроскопа.

В современной моде расцвет «огурца» случился в 1970-е на волне интереса к этнике, в том числе и восточной. Сегодня он также активно используется как для украшения одежды, так и других предметов, например, сумок и рюкзаков.

Дамаск — еще один растительный орнамент, имеющий восточные корни. Несмотря на название, узор появился вовсе не в Сирии, а в Китае, в те времена, когда через всю Евразию проходил легендарный Великий шелковый путь. С караванами торговцев орнамент, вернее шелка, украшенные им, и попал на Ближний Восток, откуда затем проник в Европу. Узор представляет собой вертикальные ряды витиеватых ветвей с неизменным колоритным цветком по центру. Сегодня его можно увидеть на самых разных типах одежды и даже обуви.

Меандр — непрерывная изогнутая линия присутствует в качестве узора на предметах еще эпохи неолита. Позже орнамент стал неотъемлемой частью древнегреческого искусства и стал ассоциироваться с античной мозаикой и фресками. Во времена классицизма вместе с переосмыслением наследия Эллады и Рима меандр вновь вошел в обиход, до сих пор оставаясь широко распространенным видом орнамента, который используется не только в принтах для одежды, но и в интерьере помещений.

Ближе к природе

Растительные узоры и сегодня сохраняют свою популярность. Одежда с изображениями деревьев, ветвей, цветов и зелени демонстрирует любовь к природе, экологическое мировоззрение и желание обрести гармонию с окружающим миром. Кроме того, никуда не исчезли и символические значения некоторых растений. Так, например, роза по-прежнему остается едва ли не самым известным символом женственности, а листья дуба символизируют крепость и победоносность.

Растения сегодня присутствуют на одежде и аксессуарах и в качестве отдельных элементов, и являясь основой принта, покрывающего всю поверхность ткани. Наряду с тенденцией ярких и красочных принтов можно найти и вещи с черно-белым орнаментом, а ассортимент товаров с растительным узором, пожалуй, не знает границ: современные дизайнеры наносят его даже на такие предметы гардероба, как, например, бомберы и пиджаки, на которых прежде его сложно было вообразить.

Наш интернет-магазин не остается в стороне от данной тематики, и ниже вы можете увидеть лишь малую часть расцветок товаров с растительным орнаментом представленных на нашем сайте.

Если Ваша душа жаждет единения с природой, то растительный узор или цветочный принт на одежде — подходящий вариант почувствовать себя чуть ближе к зеленым просторам, находясь даже в городской суете, а огромнейший выбор позволит каждому создать неповторимый и гармоничный образ.

Растительные узоры и орнаменты

Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита.

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление. Для орнамента характерны также перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент (от лат. ornamentium — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и так далее), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.

Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический, символический, геометрический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный (или вещный). [8]

Технический орнамент

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок) (Рисунок 2.16).

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и другие).

Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов(Рисунок 2.18). В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и так далее).

Растительный орнамент — самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена (Рисунок 2.19).

Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион.

В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.


Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство (Рисунок 2.20).

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания (Рисунок 2.21). Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.


Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд (Рисунок 2.22). Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая (Рисунок 2.24).

В животном (анималистическом) орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и так далее. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому (Рисунок 2.25).


Предметный, или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства (Рисунок 2.26). Рисунок 2.26

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека (Рисунок 2.27). Характер орнамента зависит также от национальных образов, представлений, обычаев.

По стилевым особенностям орнамент бывает античный, готический (Рисунок 2.28), византийский, барочный и другие.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские (Рисунок 2.29) и рельефные (Рисунок 2.30).


Рапорт (мотив) — повторение одной и той же группы элементов в узоре (Рисунок 2.31).

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр».

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый. [8]

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон — сверху и снизу.

Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Фриз представляет собой орнаментированную композицию, предназначенную для декоративного оформления верхней части стены либо внутри, либо снаружи здания (Рисунок 2.32).

Бордюр — это замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу (Рисунок 2.33). Обычно подчеркивает края какой-либо плоскости или объемной формы.

Мотивы сетчатого орнамента равномерно распространяются во все стороны на четкой геометрической основе, напоминающей сетку, откуда и произошло такое название

Формы сетчатого орнаментаквадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами. Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и так далее.

Композиционно замкнутый орнамент представляет собой мотив, заключенный внутри круга, квадрата или многоугольника. Вписанный в круг узор носит название розетты
По количеству цветов: монохромный орнамент и полихромный. [8]

Полихромный (от греч. polys – многочисленный и chroa — цвет) — это многоцветный орнамент, в котором фигурирует вся цветовая палитра (Рисунок 2.37). Полихромный орнамент более популярен, чем монохромный. Рисунок 2.37

Орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: для украшения интерьера и экстерьера зданий, при создании тканей, мебели, всевозможной утвари и других изделий. Живопись, архитектура, скульптура широко пользуются этой формой декора. Как сложная и специфическая художественная структура, орнамент чаще всего составляет неотъемлемую часть предмета, подчеркивает его архитектонические особенности.

Растительные узоры и орнаменты

Орнаменты и Узоры. Библиотека Сообщества «Decor Rospis»

ОРНАМЕНТЫ и УЗОРЫ

Книги и Журналы Сообщества «Decor Rospis» (около 50)

Содержание:

1. Лиственный 2. Цветочный
3. Модерн 4. Русский
5. Мандалы 6. Японский
7. Индийский 8. Кельтский
9. Кружева 10. Разное

Чтобы открыть выбранную книгу ,

необходимо нажать на картинку

или ссылку «смотрите здесь. «

1. Лиственный Орнамент (узоры, завитушки).

Cours de dessin ornement.

Decorative Design.

An Elementary textbook of Principles and Practice.

Автор: Frank G. Jackson

Victorian Foliage Designs.

Автор: James K. Colling

Викторианский лиственный орнамент

Книга содержит образцы архитектурного орнамента викторианской эпохи

Traditional Ironwork Designs.

Автор: Josef Feller

Резчикам по дереву. Альбом орнаментов.

Автор: И.В. Нилов

В альбоме представлены оригинальные рисунки орнаментов для плоскорельефной резьбы.

Classic Carving Patterns.

2. Цветочный орнамент (узоры)

Folk Art. Flowers.

Автор: Ewa Tummel

Colegao de Motivos e Riscos para Pintura .

Журнал Bauernmalerei № 2

The Big Book of Decorative Borders

Автор: Jodie Bushman

Большая книга. Декоративные цветочные бордюры.

Автор: F. B. Heald

Пышные цветы и растительные узоры из потрясающей коллекции XIX века викторианской эпохи.

3. Модерн (орнаменты узоры)

Art Nouveau Designs

Автор: Judi Balchin

Подборка Орнаментов в Стиле Модерн смотрите здесь.

Орнамент стиля Модерн.

Шаблоны для вдохновения смотрите здесь.

Decorative Doorways Stained Glass Pattern Book.

Автор: Carolyn Relei .

Декоративные витражи. Шаблоны для росписи

4. Русские Орнаменты (узоры)

Русские орнаменты

Русский орнамент

Автор: Н. Симаков

Русский орнамент в старинных образцах ткани, эмали, резьба по дереву и кости, чеканное и литейное ремесло.

Древне-Русский орнамент. Часть-1

Автор: С.И. Писарев

Russian. Decorative Painting. Часть — 1

Автор: Boris Grafov

Декоративная роспись в русском стиле. Жостово. Розы

Russian. Decorative Painting. Часть — 2

Автор: Boris Grafov

Декоративная роспись в русском стиле. Жостово. Цветы

Жостовский букет.

Из серии «Искусство детям»

Мезенская роспись.

Серия «Искусство — детям»

Городецкая роспись.

Серия «Искусство — детям»

Основы народного и декоративно-прикладного искусства, Изучение сюжетов, мотивов и приемов росписи

Городец.

Гжель.

Хохломская роспись. Журнал «Техномагия»

2 Подробных Мастер-Класса с Тамарой

Хохломская роспись.

Серия «Искусство — детям»

Узоры Северной Двины.

Серия «Искусство — детям»

Лубочные картинки.

Серия «Искусство — детям»

Дымковская игрушка.

Автор: Лыкова И.А.

5. Мандалы + геометрические узоры

Мандала

Автор: Виталий Бугар

Mandala. Coloring Book

Автор: Monique Mandali

Примеры Мандал в цвете смотреть здесь.

Decorative Tile Designs Coloring Book

Автор: Marty Noble

Образцы декоративной плитки со всего мира

Mystical Mandala. Coloring Book

Автор: Томас Хупер

Страницы «Книги линий» известного татуировщика.

Мандалы всех стилей смотрите здесь.

Журналы № 1; № 2; № 3 из серии

«Арт-Терапия творчество и релаксация»

В каждом выпуске – журнал с новыми схемами для раскрашивания, увлекательными статьями о значении цветов и форм, приемы и советы по раскрашиванию, упражнения для медитации и релаксации, творческие идеи

Geometric Whirlwind. Coloring Book

Автор: Wil Stegenga

Геометрический орнамент. Книга раскраска.

Графические орнаменты.

Серия «Искусство детям»

6. Японский орнамент (узор)

Japanese Floral Patterns and motifs

Автор: Madeleine Orban-Szontagh .

Японские цветочные узоры и мотивы

Japanese Emblems and Designs

Автор: Walter Amstutz

Японские Эмблемы и Орнаменты.

Сочетание природных и геометрических форм.

Sophisticated Stitches

7. Индийский орнамент (узор)

Traditional henna designs. Часть — 1 .

Редкая книга по мехенди-дизайну. Роспись тела хной.

Traditional henna designs. Часть — 2

Редкая книга по мехенди-дизайну

Paisley Designs. Coloring Book

Автор: Marty Noble

8. Кельтский Орнамент (узор)

Сeltic Аrt the methods of construction

Автор: George Bain .

Кельтский орнамент. Шаг за шагом смотрите здесь.

A Treasury of Celtic Desing

Автор: Courtney Davis

9. Кружева (имитация)

Beginners Guide to Lace Painting

Автор: Patricia Rawlinson .

Роспись в кружевной технике.

Linens and Lace. Collection. Часть — 1

Автор: Arlene Linton

Роспись. Шикарная Коллекция круглых кружев из собрания 4 книг.

Как нарисовать растительный орнамент в квадрате или полосе поэтапно?

Как нарисовать растительный орнамент в полосе?

Как нарисовать растительный орнамент в квадрате?

Как нарисовать растительный орнамент карандашом?

Как нарисовать растительный орнамент красками?

Давайте рассмотрим поэтапное рисование цветочного орнамента в полосе. А так, как мы уже знаем, что орнамент представляет собой упорядоченные повторяющиеся элементы, то берем полоску, которую делим на 8 равных частей, это и будет у нас раппорт, то есть часть узора, повторяющегося многократно.

Рисуем основу будущего орнамента в виде волны с двумя линиями.

Делаем наброски нашего будущего орнамента. Стараемся, чтобы крупные цветы располагались на верхнем гребне волны, а цветы поменьше внизу.

Прорисовываем мелкие детали в виде тычинок, виноградных лоз.

На этом этапе очищаем рисунок, то есть стираем все лишние детали, это и разметка нашей полоски в се лишнее вокруг цветов.

Разукрашиваем наш орнамент.

Из полученного раппорта можно сделать полоску длиннее, где наши элементы будут повторяться.

Такой растительный цветочный орнамент можно встретить на национальных костюмах украинцев и россиян.

Для того, что бы правильно нарисовать растительный орнамент нужно понять — а что же из себя собственно представляет орнамент? Итак, орнамент — это ни что иное, как узор, который состоит из ритмично упорядоченных элементов. Орнамент предназначен для украшения чего-либо: мебели, одежды, интерьера. Соответственно растительный орнамент — это узор в виде растительности: цветы, листья, плоды и т.д.

Вот наглядный пример несложного растительного орнамента:

Сами видите, что в основе растительного орнамента — повторение растительного узора. Поэтому для того, что бы нарисовать растительный орнамент в квадрате или полосе нужно просто определиться с тем что именно вы хотите изобразить:

  1. Сначала очертим прямые линии полосы для орнамента, что бы не «вылезти» и не сделать наш рисунок кривым.
  2. Определяем повторяющуюся часть орнамента и рисуем её до бесконечности!

Что касается рисования орнамента в квадрате, то тут всё немного сложнее. Нужно нарисовать квадрат и мысленно разделить его на 4 части — эти части и будут повторяющимся элементом. Рисовать их нужно более тщательно, так как в итоге должен получится единый рисунок, такой как тут:

Растительные узоры и орнаменты: рекомендации для начинающих, схемы вязания листьев, цветов, деревьев с подробным описанием, видео с мастер классом для начинающих

Рукодельница всегда интересны эксперименты для создания чего-то нового и уникального. На сегодняшний день, представлено огромное количество узоров и орнаментов, имеющих различную тематику. Наиболее популярными считаются вязаные растительные узоры и различные интересные орнаменты спицами.

Предлагаем ознакомиться с некоторыми способами вязания растительных узоров с помощью спиц, которые помогут Вам создать интересную и красивую вещь.

Учимся вязать различные растительные узоры и орнаменты спицами

Для того чтобы Ваш узор был выполнен максимально точно и выглядел так, как Вы этого желаете, ознакомьтесь с некоторыми рекомендациями:

  • старайтесь выбрать фасон изделия без выточек и сложных линий, которые могут «надломить» орнамент (лучше всего связать шарф, шаль или палантин);
  • для упрощения работы подготовьте схему узора на листе бумаги и после того, как Вы провяжите ряд, обрежьте его изображение на схеме.

Чтобы связать орнамент, необходимо заранее подготовить рисунок на бумаге в клеточку. Каждая клеточка схемы равна одной петельке и одному или двум рядам по высоте, на Ваш выбор.

Как правило, при вязании узора и орнамента используют два цвета пряжи или более, при этом обратите внимание, чтобы все нити были одинаковыми как по толщине, так и по своей структуре.

Продумайте сочетание цветов для изделия, поэтому рисунок на бумаге, для наглядности, раскрасьте в соответствии с выбранными цветами, чтобы убедиться в правильном сочетании цвета узора и фона. Перечислим несколько нюансов, возникающие при выборе цвета:

  • темные узоры визуально приобретают меньший размер на светлом фоне, и наоборот – светлые орнаменты смотрятся больше на темном фоне;
  • если хотите сделать акцент на цвет фона, тогда используйте контрастные краски для орнамента;
  • наличие узора, сконцентрированного в одном месте, придаст ему более яркий вид, поэтому отделку лучше сделать скромную;
  • учитывайте сочетание стиля изделия с узором: спортивный фасон «любит» яркие цвета орнаментов; при создании нарядных вещей лучше использовать однотонные или тональные узоры.

Разбираем пошаговую схему вязания спицами узора Листья

При вязании спицами изящный ажурный узор в виде листьев можно получить путем чередования накидов и убавлений, при этом провязывать необходимо по две и по три петли вместе.

На лицевой стороне выполняются накиды и убывания, на изнаночной – все петли провязываются согласно схеме ниже (накиды должны быть изнаночные).

Раппорт ажурного узора равен 16+1+2 (кромочные).

Узор в виде листьев из мохера №6.

Для создания воздушного и нежного полотна лучше использовать небольшие объемные листочки. Вам лишь необходимо подобрать качественный мохер.

Раппорт узора: 14 петелек плюс 2 кромочные и 1, чтобы выровнять узор.

В соответствии со схемой провязывайте лицевые ряды, а изнаночные – по рисунку, который получиться. Начать вязать лучше с кромочной и петель перед раппортом, а заканчивать петельками после раппорта и кромочной. Повторите узор с 1 по 16 ряды.

Предлагаемый узор позволяет украсить лицевую гладь или закрыть край изделия. Чтобы связать спицами лицевую гладь с помощью цветочного узора необходимо действовать по следующей схеме:

  • связать 8-10 рядов лицевой гладью;
  • первый ряд (лицевая сторона) – лицевые петли;
  • второй ряд (изнанка) – одна лицевая, затем продеваем правой спицей следующую петельку, обворачиваем нитку вокруг спицы три раза и провязываем петлю – пять раз, одна лицевая;
  • третий ряд (лицевой) – 1 изнаночная, далее снимаем пять петелек на правую спицу (каждые три оборота вокруг спицы спускаем проделав одну петлю), обворачиваем нитку вокруг полученных пяти петелек два раза, одна изнаночная;
  • четвертый ряд (изнанка) – лицевые петельки.

Для закрытия края схема вязания аналогична, только пропускаем первые два шага.

Узор из двух деревьев.

Очень красиво смотрится узор в виде деревьев.

Со схемой вязания ознакомьтесь ниже:

Перевод условных обозначений:

  • петля отсутствует;
  • изнаночная петля на лицевой стороне; лицевая петля на изнаночной стороне;
  • лицевая петля на лицевой стороне; изнаночная петля на изнаночной стороне
  • прибавить петлю из протяжки;
  • две вместе изнаночной;
  • две вместе изнаночной за заднюю стенку;
  • лицевая за заднюю стенку.

Пробуем связать простой растительный орнамент на вязаном полотне

Полотно создается с помощью чулочной вязки: на лицевой стороне провязывают лицевые петли, а на изнанке – изнаночные. Одна клеточка рисунка составляет два ряда по высоте. Следовательно, провязывая лицевую часть, нужно сменить цвет пряжи по изображению, а на изнаночной части вязка выполняется цвет над цветом.

Видео на тему статьи

Более подробно можно ознакомиться с процессом вязания спицами орнамента, посмотрев видео с мастер классом для начинающих, а также материал, подробно описывающий создание отдельных видов растительных узоров: