Роспись подносов

Техника

Вам понравилась жостовская роспись и вы хотели бы приобрести уникальную сувенирную продукцию, но не имеете ни малейшего понятия о том, где можно заказать подобные изделия? С этим вам готова помочь мастерская династии Беляевы-Гончаровы, которая предлагает вам самые выгодные условия для сотрудничества. Специально для вас мы подготовили уникальные учебные курсы, с помощью которых вы сможете освоить традиционное русское изобразительное искусство и стать настоящим ремесленником.

Сегодня в Интернете очень часто можно встретить объявления вроде «жостово роспись заказать». Это объясняется тем, что данное изобразительное искусство уникально в своём роде. Роспись маслом появилась ещё в 15 веке, и с тех самых пор мастера упорно оттачивают своё ремесло. Благодаря этому жостовская роспись получается такой красивой и удивительно выразительной, каждый сюжет славится невероятной глубиной, плавными переходами и мелкими деталями. Всё это позволяет передать красоту и изящество природных мотивов.

Технология изготовления потрясающих жостовских подносов вовсе не является секретом. Сегодня любой желающий может обратиться в мастерскую и обучиться этому ремеслу. Важно отметить, что нет совершенно никакой разницы, какими профессиональными навыками обладает новичок.

Опытные мастера обучат любого. В курс обучения входит освоение следующих приёмов:

• замалёвок

• тенежка

• прокладка

• бликовка

• чертежка

• привязка

Если вы устали искать в Сети такие объявления, как «жостово роспись мастер-класс» и хотите научиться этой технике, то мы готовы предложить вашему вниманию лучшие условия для этого. Мастерская династии Беляевы-Гончаровы сделала всё возможное для того, чтобы жостовская роспись стала доступной для всех без исключения. Мы принимаем на свои мастер-классы всех желающих. Дополнительную информацию вы можете получить на нашем официальном веб-сайте и у наших консультантов и мастеров. Также у нас вы можете заказать сувенирную продукцию. Мастерская династии Беляевы-Гончаровы сделает из вас самого настоящего ремесленника.

Техника жостовской росписи и технология изготовления жостовских подносов

Замалевок

Разбеленными красками намечается общий силуэт композиции, расположение основных цветовых пятен. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета на рабочей поверхности подноса. Жостовская роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах. Скорописная манера письма позволяет жостовским мастерам расписывать по 5, 6 и более подносов в день. Создавая букет, художник вращает поднос на колене, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом нужно следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмическим расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи формы и фона подноса. Замалевок сушится в течение 3-4 дней на вольном воздухе или в течение нескольких часов в сушильном шкафу, после чего покрывается светлым лаком и прочищается под вторую стадию письма.

Тенежка

На просохший замалевок лессировочными красками накладываются тени. Этот прием погружает букет в глубину тона. Сильными, сочными мазками широкой плоской кистью наносятся лессировочные краски: синяя (берлинская лазурь или ультрамарин), зеленая (зелень изумрудная) и красная (краплак). Тенежка призвана усилить звучание цвета и подчеркнуть в цветочных формах теневые места.

Прокладка

Плотное корпусное письмо. Формы букета уточняются, высветляются с использованием плотных красок. Яркими, плотными красками художник выявляет (прокладывает) объемы цветов и листьев.

Бликовка

Наложение бликов выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Дополняет прокладку белильными разделками цветов, бутонов и листьев.

Чертежка

Этот прием быстро и легко очерчивает лепестки и листья, семена в чашечках цветов. Завершает разделку основных форм букета тонкими, музыкальными линиями, рисующими очертания лепестков и прожилок листьев. В чашечках цветов мастер изображает тычинки и пестики, что и называется посадкой семенцов.

Привязка

Завершающее письмо. Узор травка, написанный зеленой или коричневой краской в просветах между цветами и листьями. Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном.

Орнамент

Роспись золотой краской по борту подноса. Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом. Орнамент исполняется беличьей кистью светлым лаком.

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись. Сюжеты росписи — цветочные и растительные орнаменты и бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий. Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. В этом построении можно видеть определённое отражение композиции станкового натюрморта XIX века, заключённого в золочёную рамку. Но сам мотив получил более декоративное и условное истолкование, чем в станковых картинах. Он становится частью декоративной вещи, специальные приёмы позволяли мастерам органично вписать, как бы «вплавить» его в лакированную поверхность подноса. Букет превратился в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождалось из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими букетами на поверхности. Чуть «утопленные» в фоне цветы казались лёгкими полуобъёмными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета.

Жостовская роспись и её техника письма как и сама роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких бы то ни было образцов. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом письма, кроется огромное мастерство, выработанное поколениями талантливых в прошлом безвестных крестьянских художников. Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое. Начинается жостовская роспись с «замалёвки», разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов. Следующими приёмами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки». Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись. Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Эти сложившиеся в промысле традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может чётко выделяться на ней). В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений. Так что каждый поднос-это уникальная авторская работа. Иногда живопись, она же жостовская роспись светится особым мерцающим светом. Это мастер использовал в картине перламутровые фрагменты, накладывая их прямо на поднос. Ярко выразительны средства искусства Жостово. Ему присущи своя художественная система, живописные приёмы и самобытный стиль, сложившиеся из сплава орнаментальных народных росписей и освоенного народными мастерами реалистического живописного натюрморта.

Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приёмов с импровизационностью творчества.

Обаяние искусства Жостово в искренности, непосредственности его содержания и выразительных средств. Оно демократично во всех своих проявлениях, для его восприятия не нужно специальных знаний и подготовки. Садовые и полевые цветы — как реальные, так и рождённые фантазией художника, собранные в букеты и раскинувшиеся венками и гирляндами — эта тема находит живой отклик у каждого человека, пробуждает чувство прекрасного.

Мастер-класс «Рисование по мотивам жостовских подносов»

Светлана Разилова
Мастер-класс «Рисование по мотивам жостовских подносов»

Знакомство с Жостовскими подносами началось с рассматривания нескольких подносов и презентации, где детям попытались показать большое разнообразие цветочных композиций, разнообразие фонов и каймы. Детям нравится яркое народное творчество, оно привлекает их чистотой ярких оттенков, пышностью,легкостью исполнения, контрастностью. Дети убедились, что фон работы может как сделать работу более яркой, так и приглушить оттенки. Для подбора оттенков мною была изготовлена дидактическая игра » Цветы на подносе» С помощью этой игры дети из готовых элементов узора — цветов, листьев, стеблей, составляли бцкеты по своему вкусу, выбирая нужный фон. Наконец мы перешли к рисованию. Я предложила детям последовательность действий, где можно было посмотреть с чего начать, и как получить готовый результат. На кадрах видно, готовая заготовка черного цвета овальной формы на первом этапе украшается каймой.

Затем определяем сколько будет крупных цветов и рисуем серединки.

Рисуем лепестки толстой кистью, смешивание оттенков приветствуется.

Добавляем мелкие цветы тонкой кистью.

Прорисовываем листья и стебли несколькими оттенками зеленого цвета. Показываем, что при добавлении белил оттенок цвета лучше выделяется на черном фоне.

Тонкой кистью прорисовываем оживки более светлыми оттенками или белым. Готово!

А вот что получилось удетей.

А вот и игра,может кому-то пригодиться, элементы крепятся на липучку к фону.

Декоративно-прикладное творчество по мотивам сказки «Маша и Медведь». Мастер-класс изготовления макета У нас проходит областной конкурс по мотивам русских народных сказок «Старая, старая сказка». Мы тоже решили принять участие в конкурсе,.

Мастер-класс «Цветок» (рисование манкой) Скоро наступит праздник 8 Марта!И мы с детьми придумали необычный подарок для мам,который выполнен с помощью нетрадиционной техники рисования.

Мастер-класс «Рисование манной крупой» Мастер – класс рассчитан для педагогов и родителей, а также детей от 3 до 6 лет. Известно, что рисование самое любимое занятие дошкольников.

Мастер-класс «Рисование на пене для бритья» Мастер-класс «Рисование на пене для бритья» В своей творческой работе с детьми я ищу новые, интересные техники рисования. Одной из которых.

Мастер-класс «Рисование солью» Мастер — класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Цель: Пропаганда среди педагогов техники рисования морской солью, как.

Мастер-класс рисования коня по мотивам городецкой росписи Доброго времени суток, коллеги! Думаю, многие со мной согласятся, что конь, одно из самых красивых, благородных и грациозных земных созданий.

Мастер-класс. Составление узора на прямоугольнике по мотивам дымковских игрушек Составление узора на прямоугольнике по мотивам дымковских игрушек. Как сделать эту работу интересной и увлекательной? Я использую мини-музей.

Мастер-класс «Рисование мятой бумагой» ДОКЛАД ПО ПРЕЗЕНТАЦИИ Мастер-класс «Рисование мятой бумагой» 2. На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным.

Рисование «Цветущая весна» (мастер-класс) Рисование в средней группе «Цветущая весна». 23 апреля 2016 года Программное содержание: 1. Учить детей передавать в рисунке впечатления.

Рисование пластилином. Мастер-класс по изготовлению подноса по мотивам жостовской росписи Рисование пластилином. Мастер-класс по изготовлению подноса по мотивам жостовской росписи. Издавна русская земля славилась народными промыслами.

Жостовская роспись

История жостовской росписи

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.

В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.»

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.

В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)

Широкой кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Создавая букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен.

Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

В Жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность. Роскошь, подлинность и чувственность — это уникальный Жостовский букет.

Каждому кованому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается специальный номер. Качество кованого подноса подтверждено сертификатом. Кованые подносы упаковываются в фирменную подарочную коробку ручного изготовления и подарочные пакеты. Мы приглашаем открыть для себя таинственный и волнующий мир традиционного Жостовского букета и насладиться красотой и многообразием красок.

Как создается жостовский кованый поднос?

Исторически, производство жостовских подносов — это ручная ковка (холодная выколотка). Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму будущего подноса, специальными молотками выколачивает борт, выравнивает поле подноса, на специальном станке подгибает край.

Форм за 200 лет накопилось более 150, от миниатюрных до огромных – «скатертных». Каждая форма выверена по своим пропорциям. Изменчивая мода тоже диктует свои правила – поднос может быть глубже или мельче, а крыло подноса – шире или уже.

В настоящее время производство части форм на фабрике механизировано: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из форм — овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную, и даже «гитарную». Таким образом производятся в настоящее время подносы 32 форм, а оставшиеся – по прежнему – ручной ковкой.

После ковки металлическая заготовка обезжиривается, шпатлюется и тщательно шлифуется, после чего приобретает исключительно ровную поверхность. Обязательный этап – нанесение грунта по металлу. После этого заготовка покрываются двумя слоями черной эмали. Каждый слой грунта и эмали тщательно просушивается и шлифуется.

Черный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера приспособили сложную технологию востока к простым, доступным материалам и добились высококачественного технологического производства.

Какой бы поднос не расписывали живописцы – круглый, овальный, фигурный, букетами, в раскидку, венками – все равно мастера ведут свою работу в той последовательности, которая издавна здесь укоренилась. Работают беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре. Набор кистей большой – от совсем тонких с иголку до крупных. Каждая кисточка подработана под свой мазок. Кисть – это главный инструмент мастера, у каждого своя, под руку и манеру.

Роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой — «замалевка» — приурочивают к концу рабочего дня. Разбеленой краской раскидывают пятна цветов, листья и бутоны в затейливые композиционные решения. Каждое пятно на своем месте гармонично сочетается и с замыслом автора, и формой подноса. Далее сушка.

После сушки художники начинают второй этап росписи – «тенежка». Это нанесение «прозрачной» (лессировочной) краской темных частей цветов и листьев. Третий этап — «прокладка». Плотной, непрозрачной краской выделяют светлые места, кое-где появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев. Следом идет «бликовка». У каждого мастера она своя: широкая и мягкая, мелкая и дробная. Она подобна музыкальному ритму, похожему то на медленный распев, то на зажигательную пляску.

«Чертежкой» жостовцы называют прочерчивание светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев. Сделать «семенца» — значит написать пестики-тычинки в цветах и бутонах. И наконец «привязка». Легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и как бы связывает воедино всю композицию. У одних художников привязка обильна, у других – совсем малость. Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса. Роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру – орнаменталисту.

У художников и ковалей всегда есть задумка о создании новой формы подноса, которая органично впишется в ряд классических жостовских изделий. Этот постоянный поиск, творческая инициатива художников и ковалей двигает промысел к новому, современному, востребованному художественному продукту, не впадая в китч и безвкусие.

Жостовская роспись на подносах

Жостовская роспись – русский художественный промысел. Мастера с 1825 года декорировали особым образом деревянные и металлические подносы, создавая сложные цветочные композиции.

История промысла

Промысел возник в средине XVIII века на Урале, где было сконцентрировано наибольшее количество металлургических заводов. В XIX веке подносы стали активно изготавливать в деревнях Московской губернии – Жостове и Новосельцеве. В скором времени местный промысел приобрел просто колоссальную популярность.

Начиная с 1920 года, в разных городках начали формироваться довольно мощные трудовые артели. Однако, спустя десять лет народные промыслы пытались вытеснить советские идеи, предполагающие утверждение реализма.

Только в 1960 гг. художественная роспись вновь обрела внушительный авторитет. Ведущие мастера создавали не просто яркие и самобытные композиции, но и подкупали особым колоритом и неподдельной эксклюзивностью.

Цвета жостовской росписи

Классическая подача рисунка предполагает наличие черного или красного фона. Более прогрессивные современные концепции позволяют использовать и нежные пастельные полотна для создания богатой многоцветковой композиции.

Жостовская фабрика выпускает изделия с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Один из самых популярных оттенков — «слоновая кость». Реже встречаются «золото» и «агрессивные» красные полотна.

Особо изысканно смотрятся полотна с перламутровым покрытием. Переливы могут «украшать», как весь фон, так и отдельные акценты композиции. Инкрустация перламутром использовалась изначально в Федоскино.

Основные цвета

Цветовая палитра, которую использовали мастера жостовского художественного профиля, более чем разнообразна и богата. Для фона предпочтительные следующие цветовые решения:

Для создания непосредственно самого рисунка можно использовать абсолютно любой цвет. Приветствуется импровизация с тонами и полутонами.

Элементы и узоры жостовской росписи

Наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде букетов. Рисунок формируется из гармонично соединённых мелких цветков и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и зеленой листвы.

Популярные цветы: роза, астра, пион, тюльпаны, георгины, дополненные тонкими листиками, бутонами и стебельками с мелкими веточками. Кроме садовых композиций, художники часто изображают скромные фиалки, милые ландыши, трогательные анютины глазки или вьюнки.

Рядом с традиционными лилиями, бессмертниками, чабрецом и ромашками, художники любили изображать и совершенно невиданные диковинные цветы, не существующие в природе. Особо богатые букеты дополняют фруктами и ягодами. Иногда в центре или на заднем плане могут изображать бабочек и птиц.

(Жостовская роспись с сюжетной картиной)

Кроме цветочных композиций жостовские мастера иногда рисовали и сюжетные картины. Это сценки из жизни обычных людей, различные пейзажи, роскошные ландшафтные композиции. Популярный мотив – тройка лошадей в окружении цветов.

Главная особенность росписи – импровизационный подход к любым рисункам. Художники вовсе не обязаны творить по строгим шаблонам и образам, следовать особым схемам или натуре. Учитывая удивительное разнообразие художественных приемов, импровизационную базу и креативный подход, каждый рисунок является поистине уникальным и неповторимым.

Техника выполнения

Традиционная роспись предполагает использование исключительно черного полотна. Для промысла использовали подносы из металла и дерева различной формы: от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных.

Рассмотрим весь процесс поэтапно:

Грунтовка

На этапе первичной грунтовки изделия обрабатывают специальным шпаклевочным материалом, шлифуют. Именно сейчас мастер и подбирает фон для базы, который потом невозможно будет изменить.

Замаленок

Это основа орнамента. При помощи разбавленной краски мастер формирует силуэты всех элементов, которые будут присутствовать на рисунке. На данном этапе почти полностью отсутствует импровизационная составляющая, а базу под будущий орнамент задают строго по заранее продуманной схеме.

Тенежка

Тенежка позволяет придать полупрозрачной композиции большую реалистичность. Появляются отчётливые тени, «блики» света и полутона. Цветы становятся объемными, листики и стебельки выглядят более натурально.

Прокладка

Это самый ответственный этап. Слой прокладки позволяет придать букету предельную степень реалистичности, которая и выделяет жостовскую живопись среди остальных художественных промыслов. Задача художника заключается в «уточнении» деталей, высветлении отдельных участков. Мастер задает тон контраста или же «выравнивает» композиции за счет гармоничных переходов.

Бликовка

Свет и объем выстраиваются путем наложения бликов. Букет, как будто попадает под лучи солнца, начинает светиться и блистать. Теперь у композиции появляется особый колорит и настроение.

Чертежка

Это очень интересный этап. Задача мастера заключается в том, что при помощи тонкой кисточки и минимального количества каждый элемент картины прорисовывают, добавляя ему реалистичности. На ягодках появляются семена, в чашках цветов возникают пестики и тычинки, листья, травка и стебли становятся объемными и правдоподобными за счет кружевных дополнений и других сложных акцентов.

(Основные этапы росписи на наглядном рисунке)

Привязка

На данном этапе сложную композицию необходимо «вживить» в фон. Для этого мастер использует тонкие стебли «травинки», усики, витиеватые элементы, которые придают еще больше объема полотну и делают всю композицию цельной и завершенной.

Чтобы изделие выглядело законченным, а стиль полностью соответствовал общепринятым канонам, мастера прибегают к «уборке». Это украшение борта подноса различными геометрическими линиями, растительными узорами, цветочными венками. Окантовка может быть и очень скромной, лишь слегка подчеркивая рамки, и весьма богатой, не уступая по своему великолепию центральным фигурам композиции.

Что же такое жостовская роспись

Что же такое жостовская роспись?

Это российский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, который существует с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (сейчас это Мытищинский район Московской области) — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников.

Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собраный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Каждый жостовский поднос расписан вручную и имеет авторскую подпись.

Каждый поднос, независимо от размера и способа изготовления формы (ручной ковкой или с помощью штампа и пресс-форм), является уникальным произведением народного искусства. Жостовская роспись сегодня наносится не только на металл, но и на папье-маше, керамику, стекло и даже кожу. Независимо от поверхности, на которую наносится жостовская живопись, используется многослойное письмо

Допускается варьирование живописи, художественных и декоративных приемов (выбор колорита, изменение композиционного решения), свободный и разнообразный выбор декоративных приемов и техники исполнения (применение техники плотного, сквозного и смешанного письма), выбор декоративных материалов (бронзовая, алюминиевая пудра и паста, перламутр, поталь). Но как же развился этот народный промысел, из каких истоков?

Фрагмент Счёта Мастерской Вишняковых 1900-1912 гг

Начало производства подносов в Жостове принято связывать с 1825 годом — датой открытия самостоятельной мастерской Осипа Филипповича Вишнякова. Как время основания промысла дата эта весьма условна. Создание мастерских само по себе свидетельствует не о начале производства, а об определенном уровне его развития. К тому же из разных источников следует, что мастерская О. Ф. Вишнякова не была первой и единственной в это время.

Отец Осипа Вишнякова, Филипп Никитич, открыл производство еще в начале XIX века. После пере­езда Филиппа в Москву брат его Тарас продолжил дело в Жостове. В 1815 году открыл лаковое про­изводство на папье-маше и металле Егор Вишня­ков в Осташкове (в двух километрах от Жостова). В 1825 году, наряду с мастерской О.Ф.Виш­някова, в Жостове работала мастерская Ивана Митрофановича Митрофанова, занимавшаяся «пе­ределкой подносов». В 1826 году изготовлением подносов в селе Троицкое стал заниматься Анд­рей Алексеевич Зайцев. 1830 годом датируется воз­никновение нескольких мастерских: Егора Федо­ровича Беляева, Тимофея Максимовича Беляева и Василия Леонтьевича Леонтьева — в Жостове; Филиппа Васильевича Шапкина — в деревне Соро­кине; Ивана Сергеевича Коломенского — в деревне Хлебникове.

Клёдов за работой

В 1830-х годах в Жостове стали делать подносы не только из папье-маше, но и из железа. В одном источнике 1839 года упоминаются «изделия из би­той бумаги (папье-маше) и выколоченные из жести. подносы, лоточки. все под лаком с рисунками. Вешнякова Филиппа, Никитина с сыном, крестьянина графа Шереметева.

Рекламная вывеска Вешняковых

Над созданием подноса трудилось по крайней мере три человека: коваль, изготовлявший форму; шпатлёвщик, наносивший на поверхность грунт; живописец, расписывавший поднос. Тот же грун­товщик после просушки покрывал изделие лаком. Поначалу на равных работали хозяин мастерской и члены его семьи. Но по мере увеличения произ­водства мастерские расширялись, появлялись на­ёмные рабочие, а хозяин все больше превращался в предпринимателя, но всегда знакомого с тонкос­тями самого производства.

В 1870-1880-х годах в подмосковном подносном промысле уже было за­нято более двухсот сорока рабочих. Самыми круп­ными мастерскими были: в Жостове — О. Ф. Виш­някова, где работало пятьдесят девять человек, из них пятьдесят три наемных рабочих; Е. Ф. Беляе­ва, где работали пятьдесят один человек, из них — пятьдесят наемных; в Новосильцеве — основанные в 1860 и 1871 годах две мастерские Ефима Федо­ровича Цыганова, где работало сорок девять рабо­чих, из них сорок шесть наемных. Изделий в год производилось соответственно на двенадцать, два­дцать и одиннадцать тысяч рублей .

Наиболее старые из доступных для изучения жостовских подносов относятся к 1870-1880-м го­дам. Определить время их создания и принад­лежность к мастерским, большей частью династиям Вишняковых, помогают клейма, имеющиеся на тыльных сторонах подносов и содержащие, как пра­вило, имя владельца фабрики и перечень наград-медалей за участие в крупных отечественных и за­рубежных художественно-промышленных и кус­тарных выставках. Главным местом сбыта подносов была Москва, а через нее Нижний Новгород с обширной Макарьевской ярмаркой, юг России и Средняя Азия. Лучшие сорта везли в Пе­тербург.

В XX веке живописный декоративный букет стал ведущим направлением в искусстве Жостова. Кроме собственно живописи и росписи, жос­товские мастера использовали и другие приемы ор­наментального украшения подносов. Был распро­странен способ «копчения», с помощью которого на поверхность наносился вибрирующий узор, на­поминающий рисунок панциря черепахи и получивший местное название «под червячок». На старых подносах очень разнообразна «уборка» — украшения борта, где геометрические, растительные узоры индивидуальны на каждой вещи и являются своего рода аккомпанементом главной темы росписи.

В 1920-х годах в Жостове, Новосильцеве и Тро­ицком возникшие несколько артелей, объединяются в 1928 году в одну — «Металлоподнос» (с 1960 года — Жостовская фабрика декоративной росписи). В их создании принимали участие опыт­ные мастера, которым суждено было внести боль­шой вклад в дело возрождения живописи на подно­сах и развитие традиций местного искусства в но­вых условиях.

Не совсем обычный путь в искусстве Жостова у К. В. Грибкова. Художник-оформитель, имевший контакты со Строгановским училищем, он, по­жалуй, единственный из жостовских живописцев расписывал подносы не в духе традиционной на­родной импровизации, а по своему предваритель­ному рисунку.

Сегодня на Жостовской фабрике декоративной росписи среди трехсот работающих, более ста де­вяноста живописцев. Несмотря на название «фаб­рика», промысел в творческих процессах сохраняет драгоценное качество народного искусства — его рукотворность.

Уже давно на специальных прес­сах штампуют формы подносов. Механизирована окраска, шлифовка некоторых форм. Но из двад­цати шести типичных для Жостова форм подносов художник выбирает соответствующую своему за­мыслу, а если это уникальная работа — поручает ковалю выбить форму вручную.

Полтора века для развития промысла — срок сравнительно небольшой. Но за это время Жостово из центра кустарного ремесла стало уникаль­ным очагом русского народного искусства, а жос­товский поднос из предмета обихода — объектом любования.

Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета

При создании подносов стандартной формы листы металла кроят на заготовки определенного размера. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе при помощи комбинированного штампа и прессформ, затем происходит бортовка подноса, т.е закатка его краев.

Крой формы подноса

Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла.

Выравнивание формы подноса

Далее при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после чего край выравнивается на наковальне молотком.

Выстукивание формы подноса

Вытягивание края подноса

Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки.

Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалёвкой, второй – выправкой.

Первый этап жостовской росписи — замалёвка

В замалёвке мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбелёнными красками одновременно на нескольких подносах. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. Замалёвок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре.

Выправка. Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка.

Борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом.

И отводка края орнамента. Затем на изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака. Последовательность приемов жостовской живопи­си не лишает мастеров свободы импровизации, из­бирательного отношения к каждому элементу, его трактовке, подчинения всей системы своеобразию индивидуального почерка.

Жостовские подносы.

В небольшом подмосковном поселке Жостово недалеко от Мытищ есть фабрика по производству и росписи металлических подносов.

Этот промысел возник в начале 19 века, когда в подмосковных деревнях бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком, Новосельцеве, Сорокине и др. — появились мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

Исток промысла — середина 19 века — Урал, знаменитые металлургические заводы Демидовых, и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии.

Жостово издавна славилось кузнецами, которые трудились при монастырях, ковали разнообразную церковную утварь — светильники, лампады, оклады для икон. Поэтому им легко было перенять новый опыт.

Сушествует две версии возникновения Жостовской фабрики, которая была основана в 1825 году, в одних источниках написано, что ведет она свое начало от мастерских, которые организовал Вишняков, художник-миниатюрист, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, по другой это были откупившиеся на волю крестьяне — братья Вишняковы.
Фамилия Вишняковы неразрывно связано с Жостово и с производством расписных подносов.

Вывеска Вешняковских мастерских.

Фрагмент счета мастерских Вишнякова. (1900-1912 года).

В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г».

Поднос 19 века. Жостовский поднос конец 19 века (1880-1890гг.)

После революции в 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в 1960 году была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Самые распостраненные мотивы росписи жостовских подносов — букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. Основа жостовской росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы:

  • для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи);

По форме подносы бывают:

  • круглые,
  • треугольные,
  • восьмиугольные,
  • комбинированные,
  • прямоугольные,
  • овальные и др.

Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам.

Выравнивание формы подноса.

Перед тем как попасть к художнику подносышлифуют , грунтуют, и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному),с просушкой каждого слоя в печи.

Расписываются подносы масляными красками на скипидаре, узор наносится мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой.

Особенность росписи в том, что художник импровизирует, нанося рисунок,каждый узор оригинален и неповторим.

Каждый этап росписи имеет свое, специфичное название:

Замалевок: основа композиции узора, разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.

Тенежка (от слова «тень»): художник наносит основные тени,у цветов появляется объем.

Прокладка цветом: очень ответственный этап послойной жостовской росписи, форма букета обретает плоть — уточняются детали,вся композиция становится более гармоничной.
Бликовка: наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.

Чертежка: заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Привязка: предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Уборка краев подноса: украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может быть и с роскошной. Без оформление борта поднос выглядит незаконченным.

После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака ,сушится и полируется. Последняя операция: наводка зеркального блеска, выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка.

Жостовские подносы — это не только предмет быта, а произведение искусства, которое украсит любой интерьер.

При написании данной публикации были использованы и переработаны материалы с тематических интернет-сайтов.

Яркие цветы на черном поле. Лучшая пара для самовара. 10 фактов о Жостово

И стория жостовского подноса в трех словах: смекалка, династия, мода. Крепостные Вишняковы «подглядели» технологию изготовления лаков в соседнем Федоскино, добавили роспись на подносы — и 24 декабря 1825 года основали свою мастерскую.

1. Успех Жостово — от личности в ремесле. Осип Вишняков удачно соединил два промысла: уральский — производство подносов — и федоскинские лаки. Уже открыв свое дело, хозяин мастерских стал ходить в Москву в торговые ряды — продавать товар, и капитала хватило для лавки на Цветном бульваре.

2. Мода на чай в России стала поистине судьбоносной для подмосковного Жостово. Местные ремесленники едва освоили производство лаков и поставили на поток подносы. Тут как нельзя кстати — новая традиция: чаепитие. Так мода и обеспечила спрос: поднос — лучшая пара для самовара.

3. Главный секрет Жостово — лак. Состав до сих пор держат в тайне. Основа, правда, известна: копал, пальмовая смола из Африки и Азии. Именно лак хранит годами жостовские подносы. Старые мастера говорили: «Не боится ни жара, ни холода, получше аглицкого будет и равняется только с… китайским».

4. Визитная карточка жостовских подносов — букет. И здесь не без хитрости. Мастера добавляют объем работе, рисуя по краям мелкие цветы, едва различимые на темном фоне. В итоге основной узор выступает из глубины. Кисти собирают вручную из беличьих хвостов. Подрезать и обламывать волоски нельзя.

5. На каждом фабричном подносе есть собственный знак — палитра, кисть, тюльпан. Историческое клеймо мастерской. Ставит свою подпись на подносе и художник. Правда, право на авторскую метку мастера получили после 1970 года. На старинных подносах лишь одно клеймо — фабрики с именем хозяина.

6. Особая гордость Жостово — «копченый» поднос. Называют такой узор «под черепаху» или «под червячка». Железные подносы в прямом смысле коптят пламенем свечи. Два таких подноса в конце ХIХ века были в хозяйстве писателя Льва Толстого. Сейчас они — раритеты в экспозиции музея-усадьбы в Хамовниках.

7. В 30-е годы ХХ века молодая советская власть высадила на фабрику «художественный десант». С мастерами артели занимались маститые художники — Петр Кончаловский, Павел Спасский, Борис Ланге. Мастер-классы дали результат. Достояние тех лет — знаменитая цветочная роспись.

8. В годы войны главные силы артели бросили на производство печек-буржуек. Но мастера не оставили кисть, дабы не утратить роспись. Весь металл шел на нужды фронта, но в мастерской рисовали на банках из-под тушенки и переплавляли и расписывали… детские ведерки.

9. В деревне Жостово находится один из крупнейших Музеев подносов. Но жостовские подносы можно встретить в Эрмитаже и Русском музее. Фабрика принимала участие и в культурной программе саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.

10. Яркие цветы на черном фоне знают и любят во всем мире. В Германии, Италии, Бельгии. К слову, в Брюсселе, на Всемирной выставке, подносы буквально расхватали. Дважды пришлось посылать за новыми на фабрику. Подносы из подмосковной деревни есть в коллекциях политиков и монархов, в их числе — Лора Буш, Жак Ширак, Елизавета II.

Жостовская роспись. Как рисовать для детей поэтапно

Автор работы: Шаклеина Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 110 Калининградская область город Калининград.
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ в работе по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жостовской росписью, для родителей.
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
— воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордость за свой народ;
— выделять средства художественной выразительности: элементы узора, колорит, композицию;
— закреплять технические приемы рисования кистью: концом кисти, всей кистью, выполнять двойной мазок при изображении бутонов, цветов и листьев;

Материалы и инструменты:
— альбомные листы, тонированные черной (синей, зеленой) гуашью или тушью, или бумага черного (синего, зеленого) цвета из набора «Цветная бумага», или картон (форма бумаги зависит от того, какой формы будут подносы – круглая, овальная, прямоугольная);
— гуашь;
— кисти для рисования (беличьи или колонковые, № 2, № 4, 5);
— палитра;
— баночка для воды;
— тряпочка для кисточки;
— ватные палочки.

Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами с великолепными цветочными букетами. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность.
Основной мотив росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.
Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.

Начнем с изображения крупных цветов.
На тебя он глядит свысока —
Не найдешь горделивей цветка.
Он в осеннем саду властелин,
Это яркий цветной. (георгин).

Так выглядят настоящие георгины, радующие наши глаза своей красотой в осеннем саду.
Георгины – роскошные растения с длительным сроком цветения.

Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку (мак).

Цветущий мак – символ небывалой красоты, неувядаемой молодости и женского очарования.

Теперь будем рисовать мелкие цветы, которые помогают дополнять и обогащать композицию.

Лист — трилистник, словно веер,
Тонкий гибкий стебелёк,
Шапка красная — цветок.
Сладкий в тех цветочках сок.
Шмель летит за ним на… (клевер).

Название — trifolium означает » имеющий три листа «. Трилистник, Клевер, Кашка . Вокруг клевера – трилистника ходит много легенд, конечно, самая известная легенда про четвертый листок. Найти такой четырехлистный клевер считается неимоверной удачей.
Самый известный миф о клевере повествует, что святой Патрик использовал три листа на одном стебле для объяснения концепции святой Троицы — листья изображали Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа святого. Так же считается, что с помощью листка клевера Патрик изгнал всех змей из поселений, где он находился. И действительно, считается, что там, где растет клевер, никогда не ползают змеи. Наверное именно по этой причине клевер , или трилистник, является символом Ирландии.

Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом! (незабудки).

О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память. Одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок. Уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: «Не забудь обо мне!». Флора разглядела цветок и нарекла его незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.

Что же такое жостовская роспись? (26 фото)

Это российский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, который существует с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (сейчас это Мытищинский район Московской области) — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников.

Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собраный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Каждый жостовский поднос расписан вручную и имеет авторскую подпись.

Каждый поднос, независимо от размера и способа изготовления формы (ручной ковкой или с помощью штампа и пресс-форм), является уникальным произведением народного искусства. Жостовская роспись сегодня наносится не только на металл, но и на папье-маше, керамику, стекло и даже кожу. Независимо от поверхности, на которую наносится жостовская живопись, используется многослойное письмо

Допускается варьирование живописи, художественных и декоративных приемов (выбор колорита, изменение композиционного решения), свободный и разнообразный выбор декоративных приемов и техники исполнения (применение техники плотного, сквозного и смешанного письма), выбор декоративных материалов (бронзовая, алюминиевая пудра и паста, перламутр, поталь). Но как же развился этот народный промысел, из каких истоков?

Фрагмент Счёта Мастерской Вишняковых 1900-1912 гг

Начало производства подносов в Жостове принято связывать с 1825 годом — датой открытия самостоятельной мастерской Осипа Филипповича Вишнякова. Как время основания промысла дата эта весьма условна. Создание мастерских само по себе свидетельствует не о начале производства, а об определенном уровне его развития. К тому же из разных источников следует, что мастерская О. Ф. Вишнякова не была первой и единственной в это время.

Отец Осипа Вишнякова, Филипп Никитич, открыл производство еще в начале XIX века. После пере­езда Филиппа в Москву брат его Тарас продолжил дело в Жостове. В 1815 году открыл лаковое про­изводство на папье-маше и металле Егор Вишня­ков в Осташкове (в двух километрах от Жостова). В 1825 году, наряду с мастерской О.Ф.Виш­някова, в Жостове работала мастерская Ивана Митрофановича Митрофанова, занимавшаяся «пе­ределкой подносов». В 1826 году изготовлением подносов в селе Троицкое стал заниматься Анд­рей Алексеевич Зайцев. 1830 годом датируется воз­никновение нескольких мастерских: Егора Федо­ровича Беляева, Тимофея Максимовича Беляева и Василия Леонтьевича Леонтьева — в Жостове; Филиппа Васильевича Шапкина — в деревне Соро­кине; Ивана Сергеевича Коломенского — в деревне Хлебникове.

Клёдов за работой

В 1830-х годах в Жостове стали делать подносы не только из папье-маше, но и из железа. В одном источнике 1839 года упоминаются «изделия из би­той бумаги (папье-маше) и выколоченные из жести. подносы, лоточки. все под лаком с рисунками. Вешнякова Филиппа, Никитина с сыном, крестьянина графа Шереметева.

Рекламная вывеска Вешняковых

Над созданием подноса трудилось по крайней мере три человека: коваль, изготовлявший форму; шпатлёвщик, наносивший на поверхность грунт; живописец, расписывавший поднос. Тот же грун­товщик после просушки покрывал изделие лаком. Поначалу на равных работали хозяин мастерской и члены его семьи. Но по мере увеличения произ­водства мастерские расширялись, появлялись на­ёмные рабочие, а хозяин все больше превращался в предпринимателя, но всегда знакомого с тонкос­тями самого производства.

В 1870-1880-х годах в подмосковном подносном промысле уже было за­нято более двухсот сорока рабочих. Самыми круп­ными мастерскими были: в Жостове — О. Ф. Виш­някова, где работало пятьдесят девять человек, из них пятьдесят три наемных рабочих; Е. Ф. Беляе­ва, где работали пятьдесят один человек, из них — пятьдесят наемных; в Новосильцеве — основанные в 1860 и 1871 годах две мастерские Ефима Федо­ровича Цыганова, где работало сорок девять рабо­чих, из них сорок шесть наемных. Изделий в год производилось соответственно на двенадцать, два­дцать и одиннадцать тысяч рублей .

Наиболее старые из доступных для изучения жостовских подносов относятся к 1870-1880-м го­дам. Определить время их создания и принад­лежность к мастерским, большей частью династиям Вишняковых, помогают клейма, имеющиеся на тыльных сторонах подносов и содержащие, как пра­вило, имя владельца фабрики и перечень наград-медалей за участие в крупных отечественных и за­рубежных художественно-промышленных и кус­тарных выставках. Главным местом сбыта подносов была Москва, а через нее Нижний Новгород с обширной Макарьевской ярмаркой, юг России и Средняя Азия. Лучшие сорта везли в Пе­тербург.

В XX веке живописный декоративный букет стал ведущим направлением в искусстве Жостова. Кроме собственно живописи и росписи, жос­товские мастера использовали и другие приемы ор­наментального украшения подносов. Был распро­странен способ «копчения», с помощью которого на поверхность наносился вибрирующий узор, на­поминающий рисунок панциря черепахи и получивший местное название «под червячок». На старых подносах очень разнообразна «уборка» — украшения борта, где геометрические, растительные узоры индивидуальны на каждой вещи и являются своего рода аккомпанементом главной темы росписи.

В 1920-х годах в Жостове, Новосильцеве и Тро­ицком возникшие несколько артелей, объединяются в 1928 году в одну — «Металлоподнос» (с 1960 года — Жостовская фабрика декоративной росписи). В их создании принимали участие опыт­ные мастера, которым суждено было внести боль­шой вклад в дело возрождения живописи на подно­сах и развитие традиций местного искусства в но­вых условиях.

Не совсем обычный путь в искусстве Жостова у К. В. Грибкова. Художник-оформитель, имевший контакты со Строгановским училищем, он, по­жалуй, единственный из жостовских живописцев расписывал подносы не в духе традиционной на­родной импровизации, а по своему предваритель­ному рисунку.

Сегодня на Жостовской фабрике декоративной росписи среди трехсот работающих, более ста де­вяноста живописцев. Несмотря на название «фаб­рика», промысел в творческих процессах сохраняет драгоценное качество народного искусства — его рукотворность.

Уже давно на специальных прес­сах штампуют формы подносов. Механизирована окраска, шлифовка некоторых форм. Но из двад­цати шести типичных для Жостова форм подносов художник выбирает соответствующую своему за­мыслу, а если это уникальная работа — поручает ковалю выбить форму вручную.

Полтора века для развития промысла — срок сравнительно небольшой. Но за это время Жостово из центра кустарного ремесла стало уникаль­ным очагом русского народного искусства, а жос­товский поднос из предмета обихода — объектом любования.

Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета

При создании подносов стандартной формы листы металла кроят на заготовки определенного размера. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе при помощи комбинированного штампа и прессформ, затем происходит бортовка подноса, т.е закатка его краев.

Крой формы подноса

Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла.

Выравнивание формы подноса

Далее при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после чего край выравнивается на наковальне молотком.

Выстукивание формы подноса

Вытягивание края подноса

Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки.

Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и ски п##ар ом. Используются беличьи кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалёвкой, второй – выправкой.

Первый этап жостовской росписи — замалёвка

В замалёвке мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбелёнными красками одновременно на нескольких подносах. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. Замалёвок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре.

Выправка. Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка.

Борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом.

И отводка края орнамента. Затем на изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака. Последовательность приемов жостовской живопи­си не лишает мастеров свободы импровизации, из­бирательного отношения к каждому элементу, его трактовке, подчинения всей системы своеобразию индивидуального почерка.

Жостовская роспись — русский народный промысел, основанный братьями-крепостными, который процветает и сегодня

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Принято считать, что ремесло росписи металлических подносов зародилось в первой четверти XIX века в нескольких деревнях Троицкой волости (сегодня Мытищи, Московской области). Бывшие крепостные братья Вишняковы, сумевшие выкупить себе вольную, поселились в деревне Жостово и открыли мастерскую, в которой занимались росписью лаком изделий из папье-маше – шкатулок, портсигаров, сухарниц. К 1830 году они отказались от папье-маше в пользу металлических подносов.

Промысел начал приносить неплохой доход, поэтому мастера из близлежащих деревень занялись тем же ремеслом. Близость к столице позволяла наладить рынок сбыта без посредников, да и материалы для работы можно было закупать по доступным ценам.

После революции спрос на жостовскую продукцию немного упал, отчего художники из Троицкого, Новосильцева, Жостова объединились в артель «Металлоподнос». Годы войны были катастрофическими для ремесленников. Чтобы как-то выжить, они стали выпускать детские расписные игрушки, спрос на которые был гораздо выше, чем на подносы.

Все изменилось во время правления Никиты Хрущева. По приказу генсека в 1960 году «артель Металлоподнос» претерпела реорганизацию и была переименована в «Жостовскую фабрику декоративной росписи». «Оттепель» позволила мастерам посылать свои изделия на международные выставки, появлялись заказы из-за рубежа, постепенно фабрика выходила из кризиса.

На сегодняшний день жостовский промысел процветает. Спрос на расписные подносы не падает, рисунок каждого изделия уникален, ведь мастера расписывают их вручную.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию